Методика исследования критического отношения личности к собственным психологическим ценностям | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (306) апрель 2020 г.

Дата публикации: 19.04.2020

Статья просмотрена: 232 раза

Библиографическое описание:

Касаткин, Д. А. Методика исследования критического отношения личности к собственным психологическим ценностям / Д. А. Касаткин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 40-43. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68999/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье предлагается психодиагностическая процедура исследования личности, находящейся в трудной жизненной ситуации на предмет психологических ценностей, входящих в структуру смысла жизни. Описываемая методика позволяет специалисту совершать целенаправленную психотерапевтическую деятельность, а пациенту повышать уровень осознанности и ответственности.

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, психологическая помощь, психологический запрос, методика исследования.

Если имеешь свое почему? жизни, то миришься почти со всяким как? — Человек стремится не к счастью...

Фридрих Вильгельм Ницше

Обращение к специалисту психотерапевтического профиля нередко сопровождается вопросом «Что?» (аналогично «Как?»), — «Что делать?». Воля человека стремиться отыскать недостающий элемент в цепи упорядоченного уклада жизни, который позволит вернуть все на круги своя, и тем самым избавит от участи слепого страдания, той меры страдания, которая понуждает обратиться за психологической помощью [1, 2, 3].

Методика исследования критического отношения личности к собственным психологическим ценностям выходит из традиции экзистенциально-гуманистической психологии — с помощью методики качественно диагностируются и исследуются такие психологические феномены личности как: смысл жизни, ценностные ориентиры, свобода, ответственность, гуманизм, другой, аутентичность и др. Также, с помощью методики анализируется самооценка личности в отношении способов реализации, той или иной психологической ценности.

  1. Психология смысла впрактической деятельности специалиста психотерапевтического профиля.

В приложении 1 представлен стимульный материал методики исследования критического отношения личности к собственным психологическим ценностям, в котором указывается алгоритм действия работы специалиста с пациентом/клиентом для удобства формулировки психологического запроса в логотерапевтическом ключе, также манипуляции, проводимые с бланком методики, направлены на повышение осознанности и ответственности клиента, находящегося в трудной жизненной ситуации. Под «психологической ценностью» мы подразумеваем любой психологический феномен, содержащийся в структуре заявляемой проблемы пациента/клиента, который побудил его обратится к специалисту психотерапевтического профиля. Методика, как верно указал Л. И. Новик, выступает «зеркалом» для личности пациента. Личность, поглощенная в реалии своей трудной жизненной ситуации, получает возможность обращаться к самой же себе в многообразии и неоднозначности своего способа существования, в динамике психолого-психотерапевтической работы. Такие манипуляции, проводимые клиентом с бланком, как самостоятельное указание причины обращения кспециалисту, уже приносит дополнительные дивиденды в работе: человек обозначает те границы, которые для него наиболее важны в актуальной жизненной ситуации, а тем самым указывается та область, в которой он необходимо должен что-то предпринять для корректировки своего психологического состояния. Работа с бланком методики позволяет отражать то, с чем все-таки готов работать сам клиент, а для специалиста представляется возможность регулировать область собственной психологической компетенции. Бланк методики предполагает в себе несколько строк заполнения (для первого этапа), без указания цифр, чтобы не провоцировать клиента на ограниченность заявляемой проблемы. Для первого этапа (I) заполнения бланка методики приемлемо 3–4 фразы/предложения для обозначения причины обращения за психологической помощью. То место, и та инструкция, предлагаемые в бланке, позволяют в некоторой степени ограничить форму выражения пациента. Следующий этап (II) включает всебя перевод психологического запроса клиента (предъявляемого обыденным языком) вобласть психологической компетенции. На данном этапе оформляется диалог, так как в инструкции указывается на необходимость обращения к специалисту (что само по себе уже ценно). Тут же может обнаружится и парадоксальность всей заявляемой психологической ситуации, быть диагностированы ценностные установки личности для последующей работы. На данном этапе первичная когниция (та, которая заявляется обыденным языком) перед тем, как конвертироваться с помощью специалиста в оформленный психологический запрос, необходима должна распасться на составляющие её конативные компоненты. Этот элемент психологической диагностики позволяет пациенту приблизить акт мышления с поведенческими компонентами, то есть производится некоторого рода «разведка реальности». После того, как изначальное когнитивное побуждение (оно может быть не одно, но и желательно не более трёх в контексте одной встречи) клиента конвертировалось в психологический запрос, от клиента требуется отметить «галочкой» оформленный психологический запрос, в знак согласия и готовности продолжить работу. Данный диагностический материал уже имеет огромное значение в дальнейшей работе. Этот подход с заполнением методики весьма формален (казалось бы, на первый взгляд), но он выполняет важную стратегическую функцию в психоконсультационном процессе и позволяет определить психологическую проблему, в рамках которой и будет проявляться гуманистический подход с его установками со стороны специалиста. Деятельность будет целесообразна, стремление будет исходить от «Зачем?" (от смысла). Феноменология будет обнаруживаться в конкретной привязке к психологической ценности пациента, побудителем которой будет «Зачем?". Встреча, приближающая человека с требованиями реальности, даёт возможность последующей планомерной коррекционной работы.

Третий этап (III) включает всебя заполнение тех самых «Что?" и «Как?", что есть продвижение к «Зачем?", тестируется их целесообразность. Они могут обозначаться не только пациентом самостоятельно, но и с помощью совместного «набрасывания идей» со специалистом (шуточные формы тоже приемлемы для отображения реального положения дел). Параллельно, указанным шкалам «Что?", располагаются шкалы «Как?" с измерительной возможностью самооценки вероятности реализации того или иного вида деятельности (0 % -100 %). Таким образом, происходит формирование реалистичного взгляда на актуальные психологические проблемы, позволяющего доступным образом проводить психотерапевтические мероприятия, в основании которых будет лежать рациональный подход к решению поставленных задач — легитимность чувств, безусловно, сохраняется. Внутри же рационального подхода процесс взаимодействия с пациентом может происходить традиционным психотерапевтическим путём.

  1. Рекомендации по применению «Методики исследования критического отношения личности ксобственным психологическим ценностям» (таблица 1).

Данная методика предназначается для решения следующих задач: помощь клиенту вформулировке запроса (запрос, который будет отвечать требованиям психологической компетенции); первичное обнаружение (диагностика) Зачем? перед вторичными Что?/Как?; регистрация психологических процессов вдинамике консультационных встреч, авместе стем иусловие для разделения ответственности между специалистом ипациентом.

Таблица 1

Область применения

работа с личностью, находящейся в хронической трудной жизненной ситуации вне острой стадии

Возрастной контингент

желательный возраст применения методики от 18 лет и старше (допускаются случаи применения от 16 лет)

Интенсивность предъявления бланка методики пациенту

первые встречи — не чаще одного раза в неделю, при продолжительной психологической работе интенсивность предъявления стимульного материала снижается

Предоставление ранее заполненных бланков клиенту при актуальных встречах

6–8; 10–12 раз

Ценные психодиагностические элементы, извлекаемые спомощью методики вдинамике психологической работы

Усложнение, неоднозначность ранее предлагаемого психологического запроса; возникающие сомнения у пациента в отношении реалистичности надуманного; инсайты

Противопоказания использование методики

острые стадии кризисных состояний; психические состояния, требующие психиатрического вмешательства

Приложение 1

Литература:

  1. Бинсвангер, Л. Экзистенциальный анализ. Пер. под ред. С. Римского. — 2. — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2014. — 272 с.
  2. Бьюдженталь, Д. Наука быть живым. Пер. с англ. А. Б. Фенько. — М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 336 с.
  3. Франкл, В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): трудная жизненная ситуация, бланк методики, клиент, критическое отношение личности, психологическая помощь, психологический запрос, психотерапевтический профиль, обыденный язык, оформленный психологический запрос, психологическая компетенция.


Ключевые слова

психологическая помощь, трудная жизненная ситуация, психологический запрос, методика исследования

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

В статье рассматривается процесс психолого-педагогической адаптации студента, в вузе представляющий собой сложный многоаспектный процесс, который необходимо строить в концепции комплексного подхода, включающего в себя социальный, психологический, пси...

Изучение формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности

В статье исследуется проблема изучения формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности. Раскрыто определения и сущность психологической готовности. Теоретический анализ позволил провести эмпирическ...

Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

В статье автор проводит обзор теоретического материала и пытается показать, как меняется жизненная перспектива при проживании психотравмирующего события.

Педагогические условия развития социальной активности сельских школьников

В статье рассматривается отношение учащихся сельской школы к внешним обстоятельствам в процессе усвоения социального опыта, принятие обоснованных адекватных решений в ситуации межличностного взаимодействия.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Роль формирования клинического мышления в подготовке врача

В статье анализируются такие важные аспекты педагогики и практического здравоохранения, как формирование и развитие такого психического явления, как клиническое мышление у студентов медицинских вузов. Отсутствие такого навыка делает невозможным успеш...

Психологическая проблема мотивации студентов-психологов

В статье раскрывается проблема выявления мотивов профессиональной деятельности психологов или учебной активности студентов-психологов. Мотивационная сфера личности представлена множеством компонентов, влияющих на её развитие — целями, стремлениями, п...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Психологическое исследование развития мотивов трудовой деятельности у сотрудников сферы обслуживания

В статье рассматриваются социальные и психологические факторы, влияющие на трудовую мотивацию в сфере обслуживания. Для того чтобы изучить, как трудовая мотивация работников сферы услуг меняется со временем, нужно изучить метод оценки как индивидуаль...

Психологические особенности мужчин и женщин в ситуации жизненного кризиса

Целью исследования является изучение особенностей психологических проявлений мужчин и женщин в периоды жизненных кризисов в молодом возрасте, периоды ранней зрелости и поздней зрелости. В процессе работы исследуются параметры жизнестойкости, активнос...

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

В статье рассматривается процесс психолого-педагогической адаптации студента, в вузе представляющий собой сложный многоаспектный процесс, который необходимо строить в концепции комплексного подхода, включающего в себя социальный, психологический, пси...

Изучение формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности

В статье исследуется проблема изучения формирования психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности. Раскрыто определения и сущность психологической готовности. Теоретический анализ позволил провести эмпирическ...

Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

В статье автор проводит обзор теоретического материала и пытается показать, как меняется жизненная перспектива при проживании психотравмирующего события.

Педагогические условия развития социальной активности сельских школьников

В статье рассматривается отношение учащихся сельской школы к внешним обстоятельствам в процессе усвоения социального опыта, принятие обоснованных адекватных решений в ситуации межличностного взаимодействия.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

В статье рассмотрена проблема коррекции конфликтного поведения подростков, которые воспитываются в условиях интерната. Приведены способы психолого-педагогической коррекции, формы и методы работы с данной категорией подростков.

Роль формирования клинического мышления в подготовке врача

В статье анализируются такие важные аспекты педагогики и практического здравоохранения, как формирование и развитие такого психического явления, как клиническое мышление у студентов медицинских вузов. Отсутствие такого навыка делает невозможным успеш...

Психологическая проблема мотивации студентов-психологов

В статье раскрывается проблема выявления мотивов профессиональной деятельности психологов или учебной активности студентов-психологов. Мотивационная сфера личности представлена множеством компонентов, влияющих на её развитие — целями, стремлениями, п...

Личностно ориентированный подход логопеда в коррекционной работе

Основным принципом личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ребенка, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При разработке коррекционно-образовательного маршрута для каждого ребёнка важно уч...

Психологическое исследование развития мотивов трудовой деятельности у сотрудников сферы обслуживания

В статье рассматриваются социальные и психологические факторы, влияющие на трудовую мотивацию в сфере обслуживания. Для того чтобы изучить, как трудовая мотивация работников сферы услуг меняется со временем, нужно изучить метод оценки как индивидуаль...

Психологические особенности мужчин и женщин в ситуации жизненного кризиса

Целью исследования является изучение особенностей психологических проявлений мужчин и женщин в периоды жизненных кризисов в молодом возрасте, периоды ранней зрелости и поздней зрелости. В процессе работы исследуются параметры жизнестойкости, активнос...

Задать вопрос