Представления о характере в российской психологии в XX веке пережили определенную эволюцию. Основы учения о характере были заложены А. Ф. Лазурским [2], трактовавшим характер как совокупность устойчиво присущих человеку душевных наклонностей. Позже, в 50-е гг. характер отождествлялся с индивидуально-своеобразным в личности, в противоположность социально-типичному. Новый всплеск интереса к проблеме характер возник в 80-е гг., когда ряд авторов начал рассматривать характер как подструктуру личности, опираясь на идеи Л. С. Выготского, противопоставившего традиционной идее характера как неизменного типа представление о характере как о динамически развивающейся функционально целесообразной структуре, участвующей в процессах адаптации индивида к миру и формирующейся в ходе этой адаптации.
Согласно современным отечественным воззрениям, характер выступает как форма проявления личности в узком смысле слова (содержательной или смысловой сферы личности), как готовность человека осуществлять в более или менее типичных ситуациях при определенных условиях определенные фиксированные формы или способы поведения. Характер выступает как защитная оболочка, опосредующая как воздействия внешней среды на личность (смягчая или обостряя их), так и воздействия личности на среду, придавая действиям субъекта те или иные инструментальные или экспрессивные свойства (напористость, мягкость, импульсивность, открытость и др.).
Наша работа основывается на идею А.Г.Асмолова. Дело в том, что выявление и установление характера связаны с личностью.
А.Г. Асмолов разделяет три типа ориентиров, чтобы изучить характера как формы проявления личности:
Первый ориентир- это разведение понятий индивид и личность а также выявление различных качеств индивида и личности, отражающих специфику их развития в природе и обществе.
Необходимость такого разграничения без которого невозможно решить проблему определения сущности характера человека, соотношения в нем биологического и социального обосновывается практически всеми научными направлениями отечественной психологии [5] . «Если несовпадение реальностей, - пишет А.Г.Асмолов, - упускается из виду, то личность растворяется в индивиде, а исследователи оказываются в плену биологических типологий личности (см., например, Э.Кречмер, 1930), прямо выводящих из особенностей и конституции любые черты характера» [1, с.21]. Не соглашаясь с данной точкой зрения, И.П.Павлов писал: «личность человека определяется как биологической наследственностью, так и средой. Сила нервной системы (темперамент) - прирожденное свойство, характер (форма поведения) - во многом состоит из индивидуально приобретенных привычек» [6, №5]. И далее: «Разводя понятия «индивид» и «личность» ни на мгновение не следует забывать, что разграничение индивида и личности - это разграничение системного качества и его носителя. Отсюда следует, что индивид не порождает личность, не является ее носителем, а представляет собой предпосылку возникновения личности и необходимое условие ее существования» [1].
При выделении понятия «индивид» в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям, т.е. указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Понятие «индивид» не следует смешивать с противоположным по значению понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. «Индивид» обозначает нечто целостное, неделимое. Этимологическим истоком значения понятия «индивид» является латинский термин «individuum» (индивидуум). Характеризуя «личность», также имеют в виду «целостность», но такую «целостность», которая рождается в обществе. Индивид выступает как преимущественно генотипическое образование, а его онтогенез характеризуется как реализация определенной филогенетической программы вида, достраиваемой в процессе созревания организма. В основе созревания индивида лежат в основном адаптивные приспособительные процессы, в то время как развитие личности не может быть понято исключительно из приспособительных форм поведения. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
В обыденном сознании «индивид» и «личность» нередко отождествляются между собой. Истоки отождествления этих понятий восходят еще к мифологической антропологии Древнего Египта, откуда идея телесно инкапсулированной личности перекочевала в христианскую мифологию, а затем проявилась в таких психологических течениях, как психоанализ, персонология и гуманистическая психология. Это понимание «телесности» личности нашло, в частности, выражение в том, что некоторые персонологи, прослеживая этимологию термина «личность», указывают на греческое или латинское происхождение этого термина: «реrsona» как «маска», а затем как «роль артиста» [7, с. 364].
В третьем томе «Философской энциклопедии» И.С.Кон осуществляет весьма интересный обзор проблемы личности в социологии с определения понятия. Он пишет: « Понятие личности следует отличать от понятия индивида и индивидуальности. Понятие «человеческий индивид» обозначает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Понятие «индивидуальность», которым оперирует психология, обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Понятие «личность» обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей)… Личность социальна, поскольку все ее роли и самосознание - продукт общественного развития» (Кон И.С., 1964)
Это различие понятий нам представляется близким к истине в отношении индивида и личности, но недостаточным, как будет показано, для определения индивидуальности.
Важность разграничения понятий «индивид» и «личность» очевидна. Но при этом не должно произойти подмены терминов, при которой вместо «биологического» употребляется «индивидное», вместо «социального» — «личностное», а сам взгляд на проблему соотношения биологического и социального остается дуалистическим.
В Российской психологии необходимость разведения понятий «индивид» и «личность» признается практически всеми общепсихологическими направлениями, каких бы разных интерпретаций этих понятий их представители не придерживались (Б.Г. Ананьев, Б.В. Зейгарник, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплой, Е.В. Шорохова, III.А. Надирашвили). И это неудивительно, так как без данного разведения вряд ли возможно отразить разнообразие характеристик человека в разных системах и подойти к выявлению системной детерминации развития личности в обществе. Наряду с разграничением понятий «индивид» и «личность» в отечественной и зарубежной психологии при характеристике личности используют различные триады: «организм», «социальный индивид» и «личность» (М.Г. Ярошевский, Ром Харре); «индивид», «личность», «индивидуальность» (С.Л. Рубинштейн). Б.Г. Ананьевым было введено представление об «индивиде», «личности», «субъекте деятельности» и «индивидуальности». Через понятие «индивид» он обозначил «индивидные» природные свойства человека; через понятие «личность» - социальное положение человека в обществе, общественные функции, (роли, цели и ценностные ориентации), определяющие социальную биографию человека. Под «субъектом деятельности» Б.Г. Ананьев понимал человека, обладающего сознанием и активно преобразующего мир в познании, труде и т.д., а под «индивидуальностью» - интегративное целостное объединение «индивида», «личности» и «субъекта деятельности». Сходных взглядов на индивидуальность придерживается В.С. Мерлин, разрабатывающий концепцию «интегральной индивидуальности».
Таким образом, при разведении понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность» в контексте историко-эволюционного подхода к изучению развития личности в системе общественных отношений не происходит подмены этими понятиями терминов «биологическое» и «социальное». Сама постановка вопроса о животно-биологическом в человеке, навязанная антропоцентристской парадигмой мышления, теряет смысл. Главными становятся вопросы преобразования закономерностей биологической эволюции в историческом процессе развития общества и системной детерминации жизни личности, способом существования и развития которой является совместная деятельность в конкретно-историческом социальном образе жизни данной эпохи.
Второй ориентир - это выделение предметной деятельности как системообразующего основания личности.
В отечественной психологии системообразующим основанием считается предметная деятельность, в которой индивидные свойства, преобразуясь, вносят свой вклад в развитие личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Асмолов). Например, А.Н.Леонтьев утверждает: «Личность # индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается [4, c. 385].
Иначе говоря, личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида [там же ].
При таком подходе очевидно, что основной формой существования личности является ее развитие.
Третий ориентир - новая схема детерминации развития личности.
Основанием этой схемы является совместная деятельность, в которой осуществляется развитие личности в социально-исторической системе координат данной эпохи. «Мы привыкли думать, что человек представляет собой центр, в котором фокусируются внешние воздействия и из которого расходятся линии его связей, его интеракций с внешним миром, что этот центр, наделенный сознанием, и есть его «я». Дело, однако, обстоит вовсе не так [3, с. 228-229]. Многообразные деятельности субъекта пересекаются между собой и связываются в узлы объективными, общественными по своей природе отношениями, в которые он необходимо вступает. Эти узлы и их иерархии образуют тот таинственный «центр личности», который мы называем «я»; иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, не под поверхностью его кожи, а в его бытии.
В новейшей российской психологии специально отмечается тот факт, что термины «развитие психики» и «развитие личности» невольно стали употребляться как синонимы (А.В. Петровский, В.А. Петровский). Подобного рода отождествление исторически обусловлено тем, что в течение последних пятидесяти лет главное внимание в психологии было приковано к теоретическому и экспериментальному анализу познавательных процессов а также к изучению развития психики. Логической предпосылкой такого отождествления был взгляд на человека как на относительно автономную систему, в то время как рассмотрение личности как активного «элемента» развивающейся системы общественных отношений незаметно ушло на задний план. Еще в 1935 г. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что психические функции или психические деятельности не отчуждены от личности, а представляют собой «органы индивидуальности».
Индивидные свойства человека — предпосылки развития личности. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни общества. Эти «индивидные свойства» (термин Б.Г. Ананьева) на ранних этапах онтогенеза не представляют собой биологическую базу или фактор, который предопределяет развитие личности в ходе совместной деятельности, а выступают как «безличная предпосылка» развития личности, претерпевающая порой в процессе жизнедеятельности личности некоторые изменения. Безусловно, индивидные предпосылки преобразуясь в процессе социализации человека являются условием развития личности. Иногда приписываемый ряду психологов взгляд, будто бы деятельностный подход сбрасывает вообще индивидные свойства со счетов или утверждение о полном прекращении действия биологических закономерностей развития человека, основан на недоразумении.
А.Г.Асмолов: Представления об индивидных предпосылках развития личности и их преобразовании остаются на уровне рассуждений, если не обратиться к богатому теоретическому материалу и эмпирическим данным, накопленным в дифференциальной психофизиологии, психогенетике, психосоматике и нейропсихологии. Вместе с тем исследования по дифференциальной психофизиологии, психогенетике и другим областям будут напоминать, если выразиться образно, «кошку, которая гуляет сама по себе», если не рассмотреть их предмет как органические предпосылки развития личности и тем самым включить его в контекст целостной системы знаний о психологии личности.
При изучении индивидных свойств человека не следует забывать, что они развиваются и преобразуются в контексте социально-исторического образа жизни общества.
Социально-исторический образ жизни - источник развития личности в системе общественных отношений.
В психологии в сходном смысле употребляется понятие «социальная ситуация развития», которое и было предложено в дискуссии с исследователями, придерживающимися двухфакторных схем развития личности, в частности в ходе критики представлений о «среде» как о «факторе» развития личности. Понятие «социальная ситуация развития», введенное Л.С. Выготским, получило затем право гражданства в детской и социальной психологии благодаря исследованиям Л.И. Божович и Б.Г. Ананьева. Говоря о «социальной ситуации развития», Л.С. Выготский подчеркивал, что среда не есть «обстановка развития», т.е. некий «фактор», непосредственно детерминирующий поведение личности. Она представляет собой именно условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Но это то условие, без которого, как и без индивидных свойств человека, невозможен сложный процесс строительства личности. Материалом для этого процесса служат те конкретные общественные отношения, которые застает индивид, появляясь на свет. Все эти обстоятельства, выпадающие на долю индивида, сами по себе выступают как «безличные» предпосылки развития личности [7, с.376].
И при анализе индивидных предпосылок и при исследовании социально-исторического образа жизни как источника развития личности постоянно следует учитывать, что речь идет не о параллельных линиях биогенетических и социогенетических программ жизни личности в обществе. С самого момента движения человека в обществе эти предпосылки начинают активно участвовать в жизни той или иной эволюционирующей системы, влиять на ее развитие, трансформироваться из предпосылок в результате ее развития, использоваться личностью как средства достижения ее целей.
Особенно остро эта проблема встает при изучении индивидуальности личности как субъекта деятельности. Индивидуальность личности, ее творчество, характер, способности, поступки наиболее ярко проявляются в проблемно-конфликтных ситуациях, увеличивая потенциальные возможности развития культуры. При изучении индивидуальности личности в центре оказываются вопросы о том, ради чего живет человек, какова мотивация его развития, каким закономерностям подчиняется его жизненный путь. Над решением этих вопросов работают помимо общих психологов представители возрастной, педагогической, социальной, инженерной психологии, психологии труда и медицинской психологии, т.е. тех отраслей науки, перед которыми стоит задача воспитания личности и коррекция ее поведения. При исследовании индивидуальности личности как субъекта деятельности представители общей и дифференциальной возрастной, социальной исторической, клинической и инженерной психологии поднимают проблемы личностного выбора, самоопределения, саморегуляции личности, механизмов, обеспечивающих продуктивность деятельности личности, общих и специальных способностей как характеристики успешности выполнения деятельности. Они также ставят вопросы об изучении индивидуального стиля деятельности и характера как форм выражения личности в деятельности.
Итак, в схеме системной детерминации развития личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области изучения личности.
Выделенные ориентиры рассмотрения психологии личности выступают как основа для изучения сложной сети взаимоотношений между природой, обществом и личностью. Они также позволяют обозначить точки приложения усилий разных отраслей психологии, занимающихся изучением многообразных проявлений личности. Главное же значение этих ориентиров заключается в том, что они дают возможность представить разрозненные факты, методы и закономерности в едином контексте общей психологии личности.
Литература:
1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1984.
2. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах.- М.: Наука, 1995.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1977.
4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведение: В 2 т. Т.М., 1983.
5. Морозюк.С.Н. Саногенная рефлексия как фактор оптимизации акцентуаций характера и повышения эффективности учебной деятельности. Дис. д-ра. психол. наук. –М.: 2001.
6. Павлов.И.П.Письма М.Н.Шатерникову, С.И.Чечулину и Г.Г. Кованько. Физиол. журнал СССР им. И.М.Сеченова,1954. Т.40, №5.
7. Психология личности. В 2 т. Отечественная психология. -М., Бахрах, 2008.