Добрачное поведение, а также выбор будущего супруга, являются отправной точкой для становления семейной ячейки, формирования стиля жизни, поведения в семье, взаимоотношений между будущими мужем и женой. В широком понимании, аксиологические особенности, которые включает в себя структура данного поведения, характеризуется совокупностью культурных, биологических и психических ценностных ориентаций, вызывающих мотивацию к действию человека противоположного пола, целью которого является создание семьи.
Л.Н. Савинова указывает на то, что наполнение данных элементов может быть различным, иные и вовсе отсутствовать, но включать: 1) личные – ценности, характеризующие супруга (супругу), а также отношение к нему (выражаются посредствам любви, влечения, сексуальной привлекательности, успешности, социокультурных параметров и др.); 2) семейные – ценности, характеризующиеся продолжением рода, семейной фамилии, расширением круга родственников, соблюдением традиций, принятых в семье; 3) общественные – заключающиеся в действиях индивида, в соответствии с социальными традициями. Все стадии периода добрачных отношений включают: 1) стереотипные ценностные ориентации – поиск будущего супруга в своём социальном окружении (приблизительно равный материальный достаток, уровень образования, одна национальность, единая конфессиональная принадлежность); принятые в обществе возрастные критерии для супружества; схожие элементы процесса ухаживания, соблюдение свадебных и предсвадебных традиций и обрядов; значимость мнения родителей, друзей в процессе выбора будущего супруга; 2) нестереотипные ценностные ориентации – ценностные ориентации, противоречащие стереотипным.
Каждый этап человеческого развития характеризуется своей системой добрачного поведения, к которой предъявлялись требования культуры той временной эпохи, элементом которой она являлась. Культурологический фактор выступает как один из основных факторов, где важную роль играет правило «эндогамия – экзогамия». В социологии выделяется и гомогамия, как один из основных социологических факторов выбора брачного партнера. А.И. Антонов отмечает, что в социологии гомогамия рассматривается, как значимый фактор выбора будущего супруга. Он отмечает значимость таких характеристик, как: возрастная, принадлежность к определенному этносу, уровень образования, интеллектуальные возможности, визуальная приязнь и др. В ряду других, наиболее значимыми являются возраст, этническая принадлежность, образование [1, с. 147].
Параллельно эмпирическим проводились исследования и теоретического характера. Так, следует отметить:
1) Социализационная теория – основывается на предположении, что гомогамность или гетерогамность брака зависит от характера чувств и эмоций, связывающих родителей и детей между собой. Другими словами, детьми опыт родителей воспринимается как пример для подражания. Отсюда вытекает ещё один момент, на который обращает внимание социализационный подход: в выборе брачного партнёра ориентиром для человека является образ родителя противоположного пола. Подтверждением данного тезиса может выступить данные исследования, проведенного американским социологом Д. Едличка, который, рассмотрев 7000 супружеских пар, пришел к выводу, что вероятность наличия пар, в которых присутствовало бы сходство одного из супругов с родителем противоположного пола выше, чем это теоретически возможно при случайном выборе [1, с. 304];
2) Социально-психологическая теория комплементарных (дополнительных) потребностей американского психолога Р.Ф. Уинча, согласно которой человек в выборе будущего супруга ориентируются на психологические особенности, являющиеся противоположными и дополнительными по отношению к его собственным;
3) Инструментальная теория сексуальной привлекательности и любви Р. Сентера [2] заключается в том, что человек стремится найти себе в качестве будущего супруга (супруги) того, поведение и иные характеристики которого будут обеспечивать максимальному удовлетворению их нужд и потребностей при минимальных затратах;
4) Теория обмена, основанная на модели социального взаимодействия Дж. Хоманса, из которой следует, что основой появления социального нормативного порядка служит взаимная полезность людей, те выгоды, которые люди имеют в результате интеракции, обмена различного рода благами между собой. Оценивание личностных и социальных качеств будущего супруга, а также выбор того партнёра, который принесёт наибольший выигрыш при наименьших затратах, согласно данной теории, находится в основе брачного выбора;
5) Стимульно-ценностно-ролевая теория Б. Мурштейна. Развитие взаимоотношений детерминируется тремя стадиями: для первой стадии, стимульной, характерно оценивание, главным образом, внешних данных, способности человека, умение подавать, а также держать себя в обществе; вторая стадия, сравнения ценностей, характеризуется тем, что по средствам общения выясняется соотношение установок партнёров, их потребностей, мировоззрения. Третья стадия, ролевая, характеризуется согласованием ролей в будущем браке;
6) Динамическая теория Б. Адамса, который описал процесс сближения как начинающийся с взаимной оценки внешней привлекательности, общительности, уравновешенности, общности интересов. Затем отношения укрепляются посредством общественной санкции, получении статуса пары в глазах окружающих. Потом начинается взаимное изучение ценностей, взглядов; формируются обязательства [3, с. 77];
7) Системную теорию разработал МакГоулдрик. Образование пары представляет собой формирование новой структуры. Решающее значение в нем имеет переопределение границ. Пара переопределяет отношения с окружающими и между собой. Неформальные процедуры в случае заключения брака, подкрепляются формальными [3, с. 77];
8) Теории супружеского выбора Г. Беккера. Брак рассмотрен через обмен партнерами своих выгод и издержек.
В дальнейшем большинство теорий не подтвердилось, но, несмотря на это, они способствовали новым научным изысканиям, формированию гипотез и интерпретированию эмпирического материала.
Отечественными учеными проводился анализ добрачного поведения с социологической и демографической точек зрения. Переменными, как правило, выступали показатели социально-демографического характера супругов [4, с.42-43].
В сфере добрачного поведения трансформационные процессы затронули следующие аспекты: во-первых, заключение брака всегда являлось естественным и необходимым событием для каждого индивида, где весь период добрачных отношений формировал у человека сознательный подход к заключению официального брака, а равно и созданию семейной ячейки. Брачно-семейные отношения являлись своего рода гарантией нормального существования, в то время, как отсутствие этих отношений осложняло жизнь индивидов, как в экономическом, так и в социальном плане. На сегодняшний день сфера брачно-семейных отношений претерпела существенные изменения, связанные с той новой социальной реальностью, в которой она оказалась: так, заключение брака, на данном этапе, не рассматривается как обязательный и необходимый фактор, норма, которые воздействуют на всех [5, с. 41].
Также необходимо отметить, что в России, равно как и во всем мире, имеет место модернизация типа семьи. Так, наибольшее распространение получил гражданский брак. Михаил Семёнович Мацковский и Валентина Васильевна Бодрова считают, что данные тенденции, наблюдаемые в России, есть результат социально-экономического кризиса [6].
Во-вторых, заключение брака уже не составляет обязательной последовательной цепочки "Супружество – сексуальная удовлетворенность – репродуктивная функция". Такие категории как любовь, взаимоотношение полов на эмоциональном и сексуальном уровне теперь являются ценностью вне зависимости от семьи и семейных отношений, представляя собой существенный элемент структуры добрачного поведения, выступая при этом, как отдельные, самостоятельные элементы, не соотносящиеся с официальным оформлением брачных отношений.
Некоторые социологи [7, с. 289] даже указывают на "оптимальный вариант" добрачных сексуальных партёров, количество которых останавливается на цифре 3-5. При этом отмечается, что если данная цифра превышена, иными словами, количество добрачных сексуальных партёров составляет более 5, то имеет место "психологический конвейер", т.е. происходит некое тиражирование любовного опыта, романтические чувства притупляются, уменьшается желание иметь крепкую семью. Перебор потенциальных сексуальных партнёров, по мнению указанного автора, так же вреден, как и недобор. Мы считаем, что данная позиция ошибочна и противоречит нравственным основам семейно-брачных отношений. Нет никаких оснований утверждать, что определённое количество добрачных сексуальных партнёров будет способствовать формированию будущего примерного семьянина. Более того, ошибочным мы считаем и следующее утверждение: "Когда молодые люди женятся сразу же после школы, - иногда по страстной любви, иногда из-за ранней беременности, – то позже, уже в период семейной жизни, молодой супруг начинает "погуливать" или засматриваться на других девчонок."[7, с. 289]. Здесь дело далеко не в отсутствии добрачных сексуальных партнёров, но в отсутствии воспитания (в широком смысле слова), а также мер общественного контроля, бездействие института религии в отношении утверждения нравственных основ семьи и осуждение поведения подрывающего основы семьи, семейной жизни.
В-третьих, утрачивает свою значимость родительская роль в определении будущего супруга (супруги). Раньше создание новой семьи сопровождалось обязательным согласием, одобрением брака родителями, либо родители сами занимались поиском будущего супруга (супруги) для своего ребёнка. На данном этапе супружество, в большинстве случаев, проходит с получением согласия формально, либо вовсе без такого согласия. Л.Н. Савинов указывает на то, что выбор будущего супруга теперь не определяется родовым интересом, а некоторые элементы, такие как профессиональные свахи, общинно – родовые установки, сохранность фамилии и т.д., вовсе прекращают своё существование [8, с. 62]. С.И. Голод, в своем исследовании отмечает, что заключение брака и созидание семьи – акт свободной воли людей, в котором личностный фактор занимает фундаментальную основу [9, с. 25].
В-четвертых, возросло ожидание и возросли требования молодых супругов к своей противоположной половинке, к семейной жизни. Необходимо отметить высокое значение возрастных показателей супругов, уровень их образования, место жительства.
Добрачное поведение, равно как и поиск будущего супруга, трансформируются одновременно с социальной модернизацией. Социально-экономическая и политическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, оказывает существенное влияние на добрачные отношения молодёжи и на поиск ими будущего супруга (супруги). В настоящее время молодое поколение не придерживается норм добрачного поведения, которые закрепили и санкционировали общество и культура прошлого. Ценностные установки, заданные извне, равно, как и советы, добрачные поведенческие формы, вызывают негативно-критическое отношение современной молодёжи, мотивируя их к самостоятельному поиску и осмыслению ценностей добрачного поведения. Л.Н. Савинов указывает на стихийность выбора с эгоизмом и предприимчивостью [8 с. 63].
Таким образом, необходимо отметить, что добрачное поведение является фундаментальной основой становления семейной ячейки, созидания жизненного стиля, поведения в семье, взаимоотношений между будущими супругами. Каждый этап человеческого развития характеризуется своей системой добрачного поведения, к которой предъявлялись требования культуры той временной эпохи, элементом которой она являлась.
В сфере добрачного поведения произошли следующие трансформационные процессы: 1) заключение брака не рассматривается как обязательный и необходимый фактор, распространение формы гражданского брака; 2) заключение брака не составляет обязательной последовательной цепочки "Супружество – сексуальная удовлетворенность – репродуктивная функция"; 3) утрата значимости родительской роли в определении будущего супруга (супруги).
Библиографический список
1. Социология семьи: Учебник /Под ред. проф. А.И. Антонов . – М.:ИНФРА-М, 2007;
2. Center R. Sexual Attraction and Love: An Instrumental Theory. Springfield, 1975.
3. Социология молодежи в контексте социальной работы: Учебное пособие / В.Н. Ярская, Л.С. Яковлев, А.Ю. Слепухин и др. Саратов: Сарат. Гос. техн. ун-т, 2004;
4. Гурко Т.А., Игнатова И.В. Особенности брачного выбора в России в начале 90-ых годов //Семья в России. – 1997, №3;
5. Фотеева Е.В. Семья в современном буржуазном мире. – М.: МЫСЛЬ, 1988;
6. http://tass-ural.ru/analytics/10.html
7. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: Проспект, 2007;
8. Савинов Л.Н. Семьеведение. – Саранск: Мордовский университет, 2000;
9. Голод, С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты / С.И. Голод. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1984.