Роль неправительственных организаций в формировании культуры здорового образа жизни у женщин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (18) июль 2010 г.

Статья просмотрена: 270 раз

Библиографическое описание:

Рискулова, К. Д. Роль неправительственных организаций в формировании культуры здорового образа жизни у женщин / К. Д. Рискулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 7 (18). — С. 292-294. — URL: https://moluch.ru/archive/18/1767/ (дата обращения: 27.04.2024).

В годы независимости повышение политической и общественной активности женщин стало одним из приоритетных аспектов государственной политики в Узбекистане. Реализация этой проблемы требует активного отношения к ней со стороны всех существующих в обществе организаций. Наряду с государственными организациями в формировании культуры здорового образа жизни у женщин, расширении их мировоззрения, подготовке к материнству, укреплении репродуктивного здоровья, обретении глубоких знаний и профессий, а также в решении других актуальных вопросов большую роль играют неправительственные организации.

Как известно, в нашей республике к началу нашего века действовало 177 неправительственных некоммерческих организаций, занимающихся женскими проблемами.

Основные направления их деятельности связаны с повышением правовых, медицинских и политических знаний у женщин, пропагандой среди них знаний по профилактике ВИЧ инфекции, борьбой за гендерное равенство и гендерную защиту, недопущением торговли людьми в гендерной сфере и т.д. В Узбекистане 14 ННО осуществляют свою деятельность в области науки, 49 – занимаются вопросами повышения правовых знаний, 54 – проблемами социальной защиты населения, 44 – медицины и развития спорта, 11 – поддержки предпринимательства, 4 – вопросами Арала и экологии.

Деятельность неправительственных некоммерческих организаций в Узбекистане имеет прочное правовое обеспечение, о чем свидетельствуют 32, 34 статьи Конституции РУз, 73, 75 статьи Гражданского кодекса, законы «Об общественных объединениях» от 30 апреля 2004 года, «О неправительственных некоммерческих организациях» от 14 апреля 1999 года, «Об органах гражданского самоуправления» от 14 апреля 1999 года, «Об общественных фондах» от 29 августа 2003 года, «О финансировании политических партий» от 30 апреля 2004 года, «О политических партиях» от 26 декабря 2006 года, «О профессиональных объединениях, их правах и деятельности».

В Узбекистане осуществляют свою деятельность 5 политических партий, 2 социально-общественных движения, 46 обществ, 4 комитета, 24 ассоциации, 18 отраслевых профессиональных объединений, 35 фондов, 15 объединений, 32 федерации, 31 другая организация.

Следует отметить, что деятельность неправительственных организаций по укреплению культурно-просветительской сферы, культуры здорового образа жизни, репродуктивного здоровья женщин оказалась чрезвычайно результативной.

На основе изучения деятельности неправительственных организаций нами были выявлены личностные критерии сформированности культуры здорового образа жизни у человека.

Содержание, цели и задачи, реализующиеся неправительственными некоммерческими организациями в ходе таких мероприятий, как семинары, семинары-тренинги, беседы за круглым столом, диспуты, конференции, показательные конкурсы, встречи, поездки, ролевые игры и другие, направлены на формирование следующих взаимосвязанных ингредиентов, заложенных в понятие «здоровья у женщин» (Табл. 1).

            В деятельности неправительственных организаций, связанной с формированием культуры здорового образа жизни народа, важное значение обретают следующие средства:

Таблица 1

- учебные предметы, внеклассные и внешкольные воспитательные работы (конференции, семинары, викторины, туристические поездки, встречи, диспуты, семинары-тренинги);

- СМИ, телерадиопередачи;

- неправительственные некоммерческие организации (фонды, центры, комитеты, объединения и т.д.);

- художественная, научная, массовая литература;

- семья;

- общественность;

- современная реклама, ролики телерадио, наглядные материалы;

- национальные обычаи, обряды и традиции;

- разного рода дополнительные образовательные учреждения.

            Как свидетельствуют исследования, формирование культуры здорового образа жизни у женщин представляет собой особую систему, взаимосвязь и взаимодействие между компонентами которой являются залогом ее эффективности. Реализацию этой системы, связанных с ней соответствующих знаний призваны осуществлять компетентные организации и учреждения, семья, детские сады, школы (начальные, подростковые и старшие классы), лицеи, колледжи, высшие учебные заведения, махалли, неправительственные некоммерческие организации.

            Воспитательно-образовательная деятельность неправительственных организаций, будучи проводимой на основе определенных принципов, имеет важное значение в достижении вышеуказанных целей. Принципы формирования культуры здорового образа жизни у женщин включают в себя последовательность, органическую взаимосвязь, постоянство, непрерывность, ступенчатость, наглядность, занимательность, многогранность, учет возрастных и психологических особенностей, взаимодействие, целевое взаимосоответствие, толерантность, требовательность и контроль, гармонизацию содержания, форм, методов и средств воспитательных работ, идейное единство и др.

            Как показывают исследовательские результаты, взаимодействие неправительственных организаций в формировании культуры здорового образа жизни у женщин все еще не отвечает в достаточной мере необходимым требованиям. Поэтому для оптимизации воспитательных работ по формированию культуры здорового образа жизни у женщин было бы целесообразным их проводить в соответствии со специальными планами и программами, создавать учебные пособия, соответствующие возрастным и психологическим особенностям женщин, осуществлять систематический мониторинг результативности проводимых в этом направлении работ, широко использовать современные эффективные формы, методы и средства воспитания, реализовать воспитательно-образовательные работы на основе предварительного изучения пожеланий и интересов самих женщин, применять международный опыт в решении данной проблемы соответственно менталитету нашего народа, а также строить воспитательный процесс в контексте национальных ценностей.

            В целом следует отметить, что неправительственные организации, принимая активное участие в формировании культуры здорового образа жизни у женщин, выполняют важную общественную функцию, поскольку женщины, в свою очередь, призваны играть одну из ведущих ролей в реализации этого процесса у молодого поколения.

 

Список использованной литературы

 

1.                  Гуревич Р.С., Коломиец А.М. Информационная культура учителя как фактор его непрерывного образования. В кн. Х Царскосельские чтения. Санк-Петербург. 2006. с.28-30.

2.                  Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.-М.: Просвещение, 1968.-464 с.

3.                  Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: учебн. пособие для студ. высш. учеб.заведений.-М.: центр Академии, 2001.-208 с.

4.                  Закон РУз “О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций” от 1 декабря 2006 года.

5.                  Закон  Республики Узбекистан № 223-Х11. 1991 г. «Об общественных объединениях в Республики Узбекистан».

6.                  Медицинская Энциклопедия. Гл. Ред В.И.Покровский. -3е изд., переработано и дополнено.-М.: Сов энцикл., 1991. -687с.

7.                  Муҳамедиева С. Формы и методы повышения эффективности гигиенического воспитания студентов: автореф.дисс. …к.п.н. – Т., 2006.-124с.

8.                  Николаев И. Образ жизни как социальная категория. Политическое самообразование, 1974. №7. 41-42 стр.

9.                   Практическое руководство по проведению тренингов правоохранительным органом по правам ребенка и защите детей.- М.: ВЛАДОС, 2006.-137 с.

10.               Работа с детьми группы риска / Методическое пособие для социальной службы «Ребёнок на улице».-М.: Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании».(«НАН»), 1999.- 100 с.

11.                Рискулова К. «Здоровое и гармонично развитое молодое поколение – будущее нашей страны». Образование через всю жизнь. Непрерывное образование для устойчивого развития. Том 6., Санкт-Петербург, 2008. 159-162 стр.

 

 

 

 

 

           

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, формирование культуры, Узбекистан, женщина, деятельность, знание, непрерывное образование, Работа, реализация этой.


Похожие статьи

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Результатом ее реализации стало создание образовательной модели, обеспечивающей непрерывное

Таким образом, опыт Узбекистана в модернизации и совершенствовании системы образования

Основы повышения правовой культуры в Республике Узбекистан.

Формирование культуры здоровья - ответственная задача...

Культура здоровья человека – это, прежде всего, экологическая культура в широком её понимании, опирающаяся на гармонию всех проявлений

проблема формирования мотивации реальной приверженности идеалам здоровья и здорового образа жизни

Роль женщин в духовной жизни Республики Узбекистан

А потому так важно активное включение женщин в эту работу.

Важное значения в общественной жизни страны играет Программа педагогических грантов, учрежденная Фондом «Форум культуры и искусства Узбекистана» и объединением «Женское собрание».

Общеобразовательная школа в развитии системы непрерывного...

6. Этапы реализации НППК. 7. Система непрерывного образования и ее звенья. 8. Национальная модель подготовки кадров.

Ученику даются знания по культуре речи, основам личной гигиены, здорового образа жизни и поведения в обществе.

Роль средств массовой информации в формировании здорового...

Деятельность по формированию здорового образа жизни присутствуют как явные, так и скрытые процессы.

Роль неправительственных организаций в формировании культуры здорового образа жизни у женщин.

Проблемы формирования культуры здорового образа жизни...

1. Александров С.А. Формирование здорового образа жизни молодёжи. –М.Знание, 1985 с.3-7.

– Ташкент: Узбекистан, 2000. – с. 14. 9. Шишова Л. Мыслители Востока о здоровом образе жизни.

О системе непрерывного образования в Узбекистане

В работе анализируется существующая система непрерывного образования Узбекистана, а

Каждый человек, живущий на этой священной земле на протяжении всей жизни борется, трудится, не

Как видим, главная особенность этой модели — непрерывность образования.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

Работа по формированию у младших школьников культуры здоровья и безопасного образа жизни должна идти по пяти взаимосвязанным направлениям...

Формирование культуры здоровья учащихся школ

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Похожие статьи

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Результатом ее реализации стало создание образовательной модели, обеспечивающей непрерывное

Таким образом, опыт Узбекистана в модернизации и совершенствовании системы образования

Основы повышения правовой культуры в Республике Узбекистан.

Формирование культуры здоровья - ответственная задача...

Культура здоровья человека – это, прежде всего, экологическая культура в широком её понимании, опирающаяся на гармонию всех проявлений

проблема формирования мотивации реальной приверженности идеалам здоровья и здорового образа жизни

Роль женщин в духовной жизни Республики Узбекистан

А потому так важно активное включение женщин в эту работу.

Важное значения в общественной жизни страны играет Программа педагогических грантов, учрежденная Фондом «Форум культуры и искусства Узбекистана» и объединением «Женское собрание».

Общеобразовательная школа в развитии системы непрерывного...

6. Этапы реализации НППК. 7. Система непрерывного образования и ее звенья. 8. Национальная модель подготовки кадров.

Ученику даются знания по культуре речи, основам личной гигиены, здорового образа жизни и поведения в обществе.

Роль средств массовой информации в формировании здорового...

Деятельность по формированию здорового образа жизни присутствуют как явные, так и скрытые процессы.

Роль неправительственных организаций в формировании культуры здорового образа жизни у женщин.

Проблемы формирования культуры здорового образа жизни...

1. Александров С.А. Формирование здорового образа жизни молодёжи. –М.Знание, 1985 с.3-7.

– Ташкент: Узбекистан, 2000. – с. 14. 9. Шишова Л. Мыслители Востока о здоровом образе жизни.

О системе непрерывного образования в Узбекистане

В работе анализируется существующая система непрерывного образования Узбекистана, а

Каждый человек, живущий на этой священной земле на протяжении всей жизни борется, трудится, не

Как видим, главная особенность этой модели — непрерывность образования.

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, формирование здорового образа жизни.

Работа по формированию у младших школьников культуры здоровья и безопасного образа жизни должна идти по пяти взаимосвязанным направлениям...

Формирование культуры здоровья учащихся школ

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Задать вопрос