Общеобразовательная школа в развитии системы непрерывного образования Республики Узбекистан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 16.06.2015

Статья просмотрена: 161 раз

Библиографическое описание:

Зоирова Ф. У. Общеобразовательная школа в развитии системы непрерывного образования Республики Узбекистан // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 745-748. — URL https://moluch.ru/archive/92/20368/ (дата обращения: 22.07.2018).

В Республике Узбекистан уделяется огромное значение обеспечению конституционных прав граждан на образование, дальнейшему развитию общеобразовательных структур, охвату населения всеми формами образования. Широкие возможности для развития системы образования открылись с принятием в июле 1992 года Закона Республики Узбекистан «Об образовании». В целях коренного реформирования системы образования в нашей стране, внедрения современных достижений и передового опыта была принята «Национальная программа по подготовке кадров» (НППК) [5].

Главная особенность программы — непрерывность образования. Каждый человек имеет возможность получения знаний, профессиональных навыков и специальностей на протяжении всей своей жизни. НППК создает действенный механизм образовательной системы, в которой в качестве основных составляющих присутствуют: формирование свободно мыслящего человека, его нравственное, духовное и физическое развитие; уважение к личности, раскрытие творческого потенциала и способностей; получение профессиональных навыков и полноценная самореализация личности в жизни.

Уникальность НППК не только в ее содержании, но и в том, что она принята в переходный период, когда были обострены проблемы в экономической, политической и социальной сферах общества, когда в ходе ее реализации существовал соблазн ради достижения краткосрочных целей забыть о долговременных перспективах, НППК, являясь ядром системы образования в Узбекистане, представляет собой наглядный пример долговременных стратегических действий, направленных на создание достойных условий для каждого гражданина республики.

Как отмечено в книге главы нашего государства И. А. Каримова «Высокая духовность — непобедимая сила», основа будущего закладывается в общеобразовательных учреждениях, т. е. будущее страны непосредственно связано с нынешним уровнем обучения и воспитания наших детей [4]. В настоящее время, когда идет реализация третьего этапа НППК — совершенствование и дальнейшее развитие системы подготовки кадров на основе анализа и обобщения накопленного опыта, в соответствии с перспективами социально-экономического развития страны — было бы желательно на всех этапах непрерывного образования изучать НППК». К примеру, в школе программа изучения курса «НППК» могла бы выглядеть следующим образом:

1.                  Предпосылки и причины коренного преобразования системы подготовки кадров.

2.                  Узбекская модель образования. Закон «Об образовании». Тренинг на знание содержания Закона.

3.                  Принципы государственной политики в области образования.

4.                  Право на образование в Узбекистане.

5.                  Закон Республики Узбекистан «О НППК». Тренинг на знание содержания НППК.

6.                  Этапы реализации НППК.

7.                  Система непрерывного образования и ее звенья.

8.                  Национальная модель подготовки кадров.

9.                  Основные направления развития системы подготовки кадров.

10.              Особенности реализации НППК.

11.              Результаты внедрения НППК и перспективы ее совершенствования.

12.              Итоговое занятие. Тестирование.

Задача учебных заведений заключается не только в том, чтобы дать молодежи общее образование и профессию, но и в том, чтобы сформировать у молодежи предпосылки к постоянному, непрерывному в течение жизни, образование, получению новых специальностей и квалификации. Если раньше достижение профессионализма в какой-либо конкретной трудовой деятельности было конечной целью образовательного процесса, то теперь это становится лишь одним из этапов его карьеры.

Мыслители прошлого рассматривали непрерывное образование как средство решения проблемы бесконечного в конечном, достижения полноты человеческого развития [1]. Н. И. Пирогов [6] писал о принципе постоянного пополнения знаний следующим образом: «Жизнь, вечно движущаяся, требует полноты и всестороннего развития человеческих способностей», — но это произойдет лишь тогда, когда «учиться, образовываться и просветиться, — сделается такой же инстинктивной потребностью, как питаться и кормиться телу». К. Д. Ушинский главную задачу видел в том, чтобы развить в учениках способность и желание «учиться всю жизнь» [8]. Д. И. Писарев подчеркивал: «Надо учиться в школе, но еще больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого» [7]. Советом по культурному сотрудничеству (при Европейском Совете) было выработано наиболее полное для своего времени определение непрерывного образования: непрерывное образование, трактуемое в качестве организующего принципа всего образования, предполагает создание всеобъемлющей связной и целостной системы, представляющей адекватные средства для удовлетворения образовательных и культурных запросов каждой личности в соответствии с ее способностями. Это понятие подразумевает, что каждому будет предоставлена возможность для развития своей личности на протяжении всей жизни.

Структура непрерывного образования представлена как интеграция и преемственность вертикальных ступеней образования (начиная с дошкольного и заканчивая послевузовским образованием, включая систему переподготовки и повышения квалификации, а также самообразование) и горизонтальная координация различных образовательных учреждений (основного и дополнительного образования, государственных и общественных). Актуальны и вариативные формы — общественные, неформальные, инициативные общего и профессионального образования. Для каждого человека непрерывное образование должно стать процессом формирования и удовлетворения его познавательных запросов и духовных потребностей, развития способностей, гарантией сохранения его как личности и профессионала в динамично меняющемся мире.

Концепция непрерывного образования предусматривает: более рациональное распределение периодов обучения и трудовой деятельности человека на протяжении всей его жизни; подразделение обучения на фазы первоначального (базового) и последующего образования; приобретение необходимых человеку знаний, качеств, ценностных ориентацией по мере возникновения потребности в них [2].

В Узбекистане — обязательное бесплатное общее среднее образование (ОСО) со сроком обучения 9 лет. Каждая общеобразовательная школа организует обучение на двух ступенях образования — на начальном (1–4 классы школы) и среднем (4–9 классы школы). По завершении начальной школы учащийся должен владеть навыками чтения, письма и счета. Ученику даются знания по культуре речи, основам личной гигиены, здорового образа жизни и поведения в обществе. В процессе перехода общества на новую информационную ступень развития необходимо сформировать у молодого поколения умения разумно использовать технические средства для принятия и переработки информации, быстрой адаптации к изменяющимся событиям в информационной среде. Иными словами, психологическую готовность учащихся к взаимодействию с информационной средой надо закладывать в начальной школе. Компьютер должен стать таким же обязательным классным оборудованием, как аудиторная доска.

Среднее образование является логическим продолжением начального, но имеет качественно иные содержание и методику преподавания. Среднее образование обеспечивает становление личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Ученик в средней школе получает систематические знания по основам наук. В процессе обучения происходит формирование кругозора, и вырабатываются способности творческого мышления. Через приобщения к богатому духовному и культурному наследию народа прививается бережное отношение к миру окружающему. Средняя школа предоставляет ученикам больше простора для самостоятельного изучения школьных предметов.

В докладе на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам прошедшего года и приоритетным направлениям социально-экономического развития Узбекистана в следующем году. Президент особо отметил значимость последовательного продолжения работы по совершению непрерывного образования, включающей в себя воспитание подрастающего поколения, обладающего глубокими знаниями и высокой профессиональной подготовкой [3]. Главное направление этой работы соответственно требует перестройки и организации педагогического труда, ибо без конкурентоспособных кадров не может быть конкурентоспособной экономики, без конкурентоспособной экономики не может быть конкурентоспособных кадров. К сожалению, многие выпускники педагогических ВУЗов не испытывают особого желания работать по специальности. Более того, в школу после окончания ВУЗа приходят не компетентные специалисты, зачастую не умеющие организовывать учебный процесс. На помощь приходят учителя-наставники, которые помогают молодому педагогу адаптироваться. Однако, некоторые молодые специалисты, проработав в школе в течение учебного года и не выдержав трудовых будней, увольняются. Возникает проблема нехватки кадров, которую на текущий момент решить высшие педагогические учебные заведения.

Сегодня в стране 9779 общеобразовательных школ. Практически все они оснащены современным компьютерным оборудованием, разрабатываются и внедряются компьютерные образовательные ресурсы. Однако компьютерные классы в школах недостаточно обеспечены цифровым учебно-методическим оборудованием, ответственного за внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс. На современном этапе реализация целей непрерывного образования достигается внедрением новых педагогических и информационных технологий в учебно-воспитательный процесс. Их использование связано с разработкой научных основ образовательных технологий, изучением огромного опыта педагогических инноваций, которые во многом определяют уровень качества и эффективности непрерывного образования.

Процесс информатизации образования предполагает использование возможностей информационных технологий. Информационные технологии урока предполагают наличие не только необходимого оборудования, но, как отмечалось выше, и качественного программного учебного обеспечения. В Узбекском научно-исследовательском институте педагогических наук исследования по созданию электронного комплекса учебного назначения ведутся в рамках теоретических и прикладных исследований. Использование электронного комплекса в образовательном процессе способствует лучшему усвоению информации за счет повышения интереса и положительного эмоционального фона, а также вовлечение всех органов восприятия информации человека. Проведенные исследования использования электронных средств в учебном процессе показывают, что их применение позволило повысить интерес не только к изучаемому предмету, но и успеваемость в целом. В настоящее время продолжается работа над разработкой программных продуктов, в том числе мультимедийных учебных пособий по различным дисциплинам. Компьютерные учебные программы создаются по предложению учителей-предметников по дисциплинам и темам, которые наиболее целесообразным для реализации в компьютерном обучении. Планируется снабдить электронные пособия более удобной навигацией, разработать методически выверенное содержание, изложенное в строгой логической последовательности. Результаты исследования позволяют разрешить проблемы, связанные с широким использованием информационных технологий в учебном процессе, с обеспечением высокого качества образования за счет оптимального сочетания традиционных и информационных технологий обучения, с созданием информационно-образовательной среды на базе школы.

Внедрение электронного комплекса учебного назначения в процессе обучения способствует созданию условий для качественного образования и интеллектуального развития личности, соответствующих требованиям общества.

Можно привести немало примеров, ярко демонстрирующих результаты эффективности реформ в системе непрерывного образования. Их основная суть — способствовать качественному обучению подрастающего поколения, его духовному росту, выявлению и раскрытию способностей и потенциала с целью формирования гармонично развитой личности.

 

Литература:

 

1.         Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии в реформировании непрерывного образования в Республике Узбекистан. — /http://lifelong-education.ru/

2.         Ильина Н. Ф., Адольф В. А. Онтология непрерывного образования: Учебное пособие. — Красноярск, 2009. — 199с.

3.         Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч. Тошкент: Маънавият, 2008. — 176с.

4.         Национальная программа по подготовке кадров.

5.         Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 1984. — 367 с.

Основные термины (генерируются автоматически): непрерывное образование, Узбекистан, учебный процесс, школа, образование, электронный комплекс, конкурентоспособная экономика, образовательный процесс, начальная школа, информационная среда.


Похожие статьи

Модернизация учебного процесса как один из способов...

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, учебный предмет, средство обучения, занятие, образовательная система, Узбекистан

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем высшего профессионального образования.

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Кроме того, школьное образование в Узбекистане ведется на семи языках.

Успешной реализации важнейших задач в сфере развития ИКТ и внедрению их в образовательный процесс служит Закон “Об информатизации”.

Непрерывное образование в Узбекистане как требование...

Эти проблемы непосредственно связаны с разработкой и внедрением в учебный процесс инновационных технологий.

Основные термины (генерируются автоматически): непрерывное образование, непрерывность образования, высшее образование, Узбекистан, подготовка...

Единое информационно-образовательное пространство школы...

Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания.

Непрерывность образования в системе «школа – технический...»

Перспективы использования программно-технического комплекса «Электронная школа» в системе начального образования. Непрерывность педагогического образования в структуре и процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога и его самореализации.

Возможности электронного обучения в непрерывном...

Непрерывное образование, электронное обучение, студент, смешанное обучение, процесс обучения, образовательный процесс, иностранный язык, непрерывное профессиональное образование, учебный материал, жизнь.

Интеграция системы электронного обучения в образовательной...

обеспечение нормативно-правовой базы, регулирующей обновление содержания образования, непрерывность и динамичность

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе образовательных учреждений – это одна из самых новых и...

Анализ стратегии развития электронного университета...

Сегодня Узбекистан стоит на пороге создания конкурентоспособной, динамически развивающейся экономики, основанной на

Информационные технологии внедряются во все области образования учебного процесса, административного управления, научную сферу.

Перспективы развития дистанционного образования в Узбекистане

получить образование при любом уровне начального образования и подготовки; организовать процесс самообучения наиболее эффективным для себя

Закон Республики Узбекистан «Об образовании». – Т.: Гармонично развитое поколение – основа прогресса Узбекистан.

Модернизация учебного процесса как один из способов...

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, учебный предмет, средство обучения, занятие, образовательная система, Узбекистан

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем высшего профессионального образования.

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Кроме того, школьное образование в Узбекистане ведется на семи языках.

Успешной реализации важнейших задач в сфере развития ИКТ и внедрению их в образовательный процесс служит Закон “Об информатизации”.

Непрерывное образование в Узбекистане как требование...

Эти проблемы непосредственно связаны с разработкой и внедрением в учебный процесс инновационных технологий.

Основные термины (генерируются автоматически): непрерывное образование, непрерывность образования, высшее образование, Узбекистан, подготовка...

Единое информационно-образовательное пространство школы...

Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания.

Непрерывность образования в системе «школа – технический...»

Перспективы использования программно-технического комплекса «Электронная школа» в системе начального образования. Непрерывность педагогического образования в структуре и процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога и его самореализации.

Возможности электронного обучения в непрерывном...

Непрерывное образование, электронное обучение, студент, смешанное обучение, процесс обучения, образовательный процесс, иностранный язык, непрерывное профессиональное образование, учебный материал, жизнь.

Интеграция системы электронного обучения в образовательной...

обеспечение нормативно-правовой базы, регулирующей обновление содержания образования, непрерывность и динамичность

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе образовательных учреждений – это одна из самых новых и...

Анализ стратегии развития электронного университета...

Сегодня Узбекистан стоит на пороге создания конкурентоспособной, динамически развивающейся экономики, основанной на

Информационные технологии внедряются во все области образования учебного процесса, административного управления, научную сферу.

Перспективы развития дистанционного образования в Узбекистане

получить образование при любом уровне начального образования и подготовки; организовать процесс самообучения наиболее эффективным для себя

Закон Республики Узбекистан «Об образовании». – Т.: Гармонично развитое поколение – основа прогресса Узбекистан.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Модернизация учебного процесса как один из способов...

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, учебный предмет, средство обучения, занятие, образовательная система, Узбекистан

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем высшего профессионального образования.

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Кроме того, школьное образование в Узбекистане ведется на семи языках.

Успешной реализации важнейших задач в сфере развития ИКТ и внедрению их в образовательный процесс служит Закон “Об информатизации”.

Непрерывное образование в Узбекистане как требование...

Эти проблемы непосредственно связаны с разработкой и внедрением в учебный процесс инновационных технологий.

Основные термины (генерируются автоматически): непрерывное образование, непрерывность образования, высшее образование, Узбекистан, подготовка...

Единое информационно-образовательное пространство школы...

Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания.

Непрерывность образования в системе «школа – технический...»

Перспективы использования программно-технического комплекса «Электронная школа» в системе начального образования. Непрерывность педагогического образования в структуре и процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога и его самореализации.

Возможности электронного обучения в непрерывном...

Непрерывное образование, электронное обучение, студент, смешанное обучение, процесс обучения, образовательный процесс, иностранный язык, непрерывное профессиональное образование, учебный материал, жизнь.

Интеграция системы электронного обучения в образовательной...

обеспечение нормативно-правовой базы, регулирующей обновление содержания образования, непрерывность и динамичность

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе образовательных учреждений – это одна из самых новых и...

Анализ стратегии развития электронного университета...

Сегодня Узбекистан стоит на пороге создания конкурентоспособной, динамически развивающейся экономики, основанной на

Информационные технологии внедряются во все области образования учебного процесса, административного управления, научную сферу.

Перспективы развития дистанционного образования в Узбекистане

получить образование при любом уровне начального образования и подготовки; организовать процесс самообучения наиболее эффективным для себя

Закон Республики Узбекистан «Об образовании». – Т.: Гармонично развитое поколение – основа прогресса Узбекистан.

Модернизация учебного процесса как один из способов...

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, учебный предмет, средство обучения, занятие, образовательная система, Узбекистан

Гуманитарная среда – один из способов решения проблем высшего профессионального образования.

Образование в Республике Узбекистан: модернизация...

Кроме того, школьное образование в Узбекистане ведется на семи языках.

Успешной реализации важнейших задач в сфере развития ИКТ и внедрению их в образовательный процесс служит Закон “Об информатизации”.

Непрерывное образование в Узбекистане как требование...

Эти проблемы непосредственно связаны с разработкой и внедрением в учебный процесс инновационных технологий.

Основные термины (генерируются автоматически): непрерывное образование, непрерывность образования, высшее образование, Узбекистан, подготовка...

Единое информационно-образовательное пространство школы...

Внедрение информатизации можно рассматривать как одно из важнейших средств реформирования всей системы образования, которая в корне изменяет технологии процесса обучения и воспитания.

Непрерывность образования в системе «школа – технический...»

Перспективы использования программно-технического комплекса «Электронная школа» в системе начального образования. Непрерывность педагогического образования в структуре и процессе формирования культуры самостоятельной работы педагога и его самореализации.

Возможности электронного обучения в непрерывном...

Непрерывное образование, электронное обучение, студент, смешанное обучение, процесс обучения, образовательный процесс, иностранный язык, непрерывное профессиональное образование, учебный материал, жизнь.

Интеграция системы электронного обучения в образовательной...

обеспечение нормативно-правовой базы, регулирующей обновление содержания образования, непрерывность и динамичность

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе образовательных учреждений – это одна из самых новых и...

Анализ стратегии развития электронного университета...

Сегодня Узбекистан стоит на пороге создания конкурентоспособной, динамически развивающейся экономики, основанной на

Информационные технологии внедряются во все области образования учебного процесса, административного управления, научную сферу.

Перспективы развития дистанционного образования в Узбекистане

получить образование при любом уровне начального образования и подготовки; организовать процесс самообучения наиболее эффективным для себя

Закон Республики Узбекистан «Об образовании». – Т.: Гармонично развитое поколение – основа прогресса Узбекистан.

Задать вопрос