Существует два варианта жития Татьяны Гримблит (1903–1937, канонизация 2001) — игумена Дамаскина Орловского (2005) [1] и О. П. Клюкиной (2016) [2]. Первое из них составлено в жанре проложного жития.
В житии Дамаскина жизненный путь Гримблит излагается строго по хронологии; у Клюкиной же текст начинается с описания возвращения Гримблит из первой ссылки, цветущих среднеазиатских степей и пассажиров поезда.
В обоих житиях цитируются многочисленные документальные и художественные тексты.
№№ |
Дамаскин Орловский |
О.П.Клюкина |
Примечание |
|
01. |
Предсказание Серафима Саровского о дивеевских моняхинях |
|||
02. |
Записка ОГПУ о благотворительной деятельности Гримблит |
|||
03. |
Допрос 6 мая 1925 Гримблит в ОГПУ по поводу её благотворительной деятельности |
У Орловского цитата более пространная |
||
04. |
Обвинительный приговор, вынесенный 18.05.1925, согласно которому Гримблит отправили в первую ссылку в Зырянский край (затем в Среюноо Азию) |
У Орловского цитата более пространная |
||
05. |
Письмо епископа Иоанна (Пашина) Гримблит из ссылки |
У Орловского цитата более пространная |
||
06. |
Письмо архиепископа Аверкия (Кедрова) Гримблит из ссылки в Бийск (Башкирия) |
У Орловского цитата более пространная |
||
07. |
Стихи Гримблит разных лет (всего 4 стихотворения) |
|||
08. |
Советские религиозные лозунги (всего 5) |
|||
09. |
Выступление В.Маяковского на II съезде Общества друзей газеты «Безбожник» |
|||
10. |
Выступление М.Горького на II съезде Общества друзей газеты «Безбожник» (и записка из зала) |
|||
11. |
Воспоминантия княгини натальи Урусовой о праздновании Пасхи начала 1930-х |
|||
12. |
Обвинительный приговор, согласно которому Гримблит отправили во вторую ссылку в Вишеру Пермского края |
|||
13. |
Цитата из книги архимандрита Гавриила (Игошкина) «О загробной жизни» |
|||
14. |
Цитата из романа В.Шаламова «Вишера» |
|||
15. |
Письмо Гримблит архиепископу Аверкию (Кедрову) в ссылку в Бийск 5.09.1937 |
|||
16. |
Записка Гримблит подруге Ольге о своём третьем аресте 5.09.1937 |
У Орловского цитата более пространная |
||
17. |
Допрос Гримблит начальником Константиновского районного отделения Судаковым |
|||
18. |
Допросы заместителя начальником Константиновского НКВД Смирницким сослуживцев Гримблит по Константиновской больнице |
|||
18а. |
О посещении Гримблит больного, к которому она не имела никакого отношения по медицинскому обслуживанию |
|||
18б. |
О тот, как Гримблит перекрестила одного из больных |
|||
18в. |
О том, как Гримблит сравнивала жизнь при царе и эизнь при советах |
|||
18г. |
О том, что Гримблит говорила о своём скудном образе жизни |
|||
18д. |
О том, что Гримблит говорила о носимом ей кресте |
|||
18е. |
О том, как Гримблит уступила для ночлега свою комнату одному из заключённых Дмитлага, сказав, что для осуждённых по 58-й статье она сделает всё что угодно |
|||
18ж. |
Об уходах Гримблит с работы в церковь |
|||
18з. |
О Гримблит как о религиозном человеке, для которого религия выше всего |
У Орловского цитата более пространная |
||
18и. |
О том, что Гримблит «внедряла» религиозные чувства среди больных (говорила «С Богом!», крестила их, слабым надевала на шею кресты) |
|||
18к. |
Гримблит говорила, что придёт время, когда неверующие так же пострадают, как сейчас верующие |
|||
18л. |
Слова Гримблит о воспитании детей |
У Орловского цитата более пространная |
||
19. |
Допрос Гримблит начальником НКВД Константиновского района о её религиозной и «антисоветской» деятельности |
|||
20. |
Допрос Гримблит сотрудником НКВД Идельсоном 21.09.1937 |
|||
21. |
Подпись Гримблит протокола допроса |
|||
Как мы видим, в обоих текстах цитируются материалы следственных дел Гримблит (у Дамаскина зачастую документы приводятся более полно). Цитирование в тексте Клюкиной имеет свои особенности — этот автор пытается более полно показать историческую обстановку и поэтому цитирует и советские лозунги, и воспоминания Н.Урусовой, и материалы II съезда ОДГБ, и «антироман» В.Шаламова. Именно для наиболее полного воссоздания «духа времени» Клюкина упоминает, например, о разграблении монастырей и церквей; о том, как одну из мостовых в центре Томска большевики выложили иконами из разграбленных храмов и смотрели, кто не хотел на них наступать; о том, что достаточным поводом для ареста было происхождение из семьи священника; о том, как на страницах советских газет появились многочисленные «отречения» — от родителей, от прошлого; о работе мощной идеологической машины по искоренению «религиозных предрассудков». Для наиболее полного воссоздания внутреннего мира Гримблит приводятся также её стихи разных лет. Отметим, что интерес к внутреннему миру Гримблит отражён у Клюкиной более подробно, чем у Дамаскина. Так, у Дамаскина один раз отмечено необыкновенное мужество молодой женщины — в момент своего третьего ареста она «даже в эти минуты <сохраняет> мир и спокойствие». Клюкина же отмечает некоторую отстранённость Гримблит: «У Татьяны в чемодане лежала тетрадь со стихами, верная ее спутница в тюрьмах и лагерях. Девушка с детства писала стихи, просто так, для себя, и теперь в поезде, чтобы не принимать участия в разговорах, достала и стала листать свою тетрадку. Даже в ранних, еще гимназических стихах нет никаких романтических вздохов и мечтаний о прекрасных принцах — она всегда мысленно обращалась к Христу» [2, с. 121–122]. И далее: «В этом году (1920-м — Е.С.) Татьяна окончила Томскую Мариинскую гимназию. Считается, что в шестнадцать лет человек прощается с детством, но Татьяна уже была взрослой. Наверное, её детство закончилось со смертью дедушки, протоиерея, законоучителя в Мариинской гимназии, который не дожил до 1917 года, когда во всех томских гимназиях отменили преподавание Закона Божия. А потом стали разорять и закрывать храмы, сажать в тюрьмы и расстреливать священников на печально известной Каштачной горе» [2, с. 122].
При анализе лексического состава текстов (за вычетом цитат), проведённого с помощью Автоматизированной системы работы с текстами и словарями «Диктум» (названная система разработана в Лаборатории общей и компьютерной лексикологии и лексикографии филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, мы получаем следующую картину. Житие, составленное Дамаскиным, насчитывает около 520 лексем (за вычетом цитат); житие, составленное Клюкиной, насчитывает около 830 лексем. В таблице приведены слова в обоих текстах, встречающиеся более 10 раз:
Лексема (Житие Дамаскина) |
Частотность |
Лексема (Житие Клюкиной) |
Частотность |
в |
[076] |
в |
[121] |
она |
[063] |
и |
[054] |
и |
[045] |
Татьяна |
[032] |
Татьяна |
[028] |
она |
[032] |
год |
[024] |
на |
[030] |
быть |
[020] |
год |
[029] |
на |
[017] |
быть |
[024] |
Николаевна |
[013] |
Гримблит |
[020] |
тот |
[011] |
с |
[020] |
не |
[016] |
||
из |
[014] |
||
по |
[014] |
||
тюрьма |
[012] |
||
свой |
[011] |
||
храм |
[011] |
||
В обоих текстах наиболее частотное слово — предлог «в», что свидельствует о книжном стиле житий. Потом, с некоторой разницей в частотах, выходят лексемы «она», «и», «Татьяна», «год», «быть» (две последние из них семантически важны для описания жизненного пути Гримблит). В обоих житиях в частотный список попадают также такие слова, как «заключенный», «ссылка». Из церковной лексики в тексте Клюкиной частотно слово «храм» — оно более частотно, чем у Дамаскина и чем слово «церковь» в обоих текстах (эта лексема в нашу выборку не попала из-за относительно низкой частотности).
На примере жития мученицы Татьяны Гримблит мы видим, что жанр жития новомучеников в современной русской литературе может существовать в разных вариантах, тяготея то к типу строгого проложного жития, то к житию «беллетризованому», содержащему множество конкретных исторических фактов эпохи.
Литература:
- Дамаскин (Орловский), игумен. Мученица Татиана (Гримблит) // Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской Епархии. В 8 томах. Тверь: Булат, 2002–2005. Дополнительный том I. Тверь: Булат, 2005. С. 174–186.
- Клюкина О. П. Мученица Татьяна Гримблит (1903–1937) // Клюкина О. П. Святые в истории. Жития святых. М.: Никея, 2016. С. 119–142.