Проблемы бизнес-планирования в практике российских предприятий на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №44 (178) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 04.11.2017

Статья просмотрена: 5328 раз

Библиографическое описание:

Хабалтуев, А. Ю. Проблемы бизнес-планирования в практике российских предприятий на современном этапе / А. Ю. Хабалтуев, М. А. Авдеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 44 (178). — С. 90-91. — URL: https://moluch.ru/archive/178/46201/ (дата обращения: 20.04.2024).



Ключевые слова: бизнес-планирование, проблемы бизнес-планирования, российская практика бизнес-планирования, бизнес-планирование на современном этапе

В современной российской практике управления весь потенциал такого серьезного управленческого механизма, как бизнес-планирование, чаще всего недооценивается. Такое положение вещей может быть объяснено тем, что технологии, эффективно применяемые в практике управления за рубежом, в настоящий момент недостаточно адаптированы к отечественным методикам.

Когда речь идет о бизнес-планировании, на первый план выходят проблемы усовершенствования и оптимизации технологии, методики и общей организации бизнес-планирования проектов. Актуализируется задача разработки мероприятий по анализу и уменьшению параметров риска планирования на всех стадиях жизненного цикла проекта.

Очевидно, что в условиях современного состояния отечественной экономической системы долговременное планирование серьезно затруднено в связи с неустойчивостью и нестабильностью экономики. На деятельность предприятия оказывают воздействие такие внешние факторы, как спад производства, процессы инфляции, нестабильность налоговой системы, недостаточная системность и противоречивость законодательства в экономической сфере. Воздействие подобных факторов существенно затрудняет процесс планирования для предприятий, но, тем не менее, не снижает ее значимости.

В настоящее время подавляющее большинство предприятий и организаций не имеет разработанных планов и действующих инструментов планирования. К сожалению, на предприятиях крайне редко встречаются соответствующие нормативы, правила и подобные инструменты планирования. [1]

Качественно разработанный бизнес-план имеет важнейшее значение в деятельности компании, так как он способствует выработке стратегии организации, а также может служить гарантией эффективного функционирования предприятия. [2]

Сложности при внедрении в практику полноценного бизнес-планирования формируются, прежде всего, в результате отсутствия адекватной, соответствующей действительности информации о конкурентной среде на отраслевых рынках, о конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг.

Самым, на мой взгляд, частым недочетом в современной отечественной практике конструирования бизнес-планов выступает стремление использовать зарубежные методики составления подобных документов. Без адаптации к современным российским реалиям такая работа представляется малоэффективной.

Отечественный опыт бизнес-планирования в значительной степени базируется на опыте зарубежных предприятий. Но очевидно, что требуется адаптация иностранного опыта к российской действительности, поскольку современная отечественная экономика обладает целым комплексом принципиальных отличий от экономик развитых стран Запада. В России существуют характерные особенности учета и ведения и процедуры финансирования. При осуществлении бизнес-планирования в нашей стране необходимо, прежде всего, учитывать особенности реальной отечественной предпринимательской деятельности, которая несет в себе характерные национальные черты. Данный механизм бизнес-планирования на российской почве обязательно должен гарантировать компаниям и предприятиям возможность использования максимально эффективных моделей достижения ожидаемых целей предпринимательской деятельности. [3]

В России осуществление бизнес-планирования несет в себе целый комплекс характерных особенностей. К таким особенностям целесообразно отнести на современном этапе то обстоятельство, что постоянно трансформирующееся экономические реалии выдвигают задачу долговременного планирования. Руководящий состав организаций и предприятий оказывается вынужден самостоятельно прогнозировать деятельность компании, с учетом таких серьезных факторов, как конкурентная борьба, изменения на отраслевых рынках, процессы инфляции, нестабильность налоговой системы и многое другое [4].

Но одновременно с этим представители отечественного предпринимательства зачастую не обладают профессиональной подготовкой, требуемой для разработки бизнес-планов в современных экономических условиях. Отсутствие у руководителей предприятий опыта прогнозной деятельности приводит к тому, что подавляющее большинство современных российских руководителей выбирают путь ведения управления путем интуитивного реагирования на формирующиеся ситуации. Подобная практика крайне неэффективна в условиях постоянно изменяющейся внешней среды. Но именно по причине нестабильности экономической системы руководители часто избегают долговременного бизнес-планирования.

Для устранения этой проблемы представляется наиболее целесообразным использовать консультирование специалистами по бизнес -планированию. Услуги консультантов по бизнес–планированию в настоящий момент достаточно востребованы, особенно это касается долговременного планирования. Потребителями таких услуг выступают, прежде всего, крупные предприятия и организации. В сфере малого бизнеса руководители компаний чаще всего самостоятельно повышают уровень осведомленности о бизнес-планировании. Для этого представляется целесообразным посещение курсов повышения квалификации и тренингов соответствующей направленности. Также необходимо привлекать специалистов по инвестиционной аналитике и способствовать повышению уровня знаний сотрудников в сфере бизнес-планирования. [5]

В современных реалиях для эффективного функционирования компании руководящий состав должен обладать навыками реального оценивания экономического состояния компании, ее положения на отраслевых рынках в конкурентной среде. На следующем этапе планирования руководитель предприятия должен уметь извлекать выгоды из подобного анализа, иными словами, прогнозировать последующую финансовую деятельность в зависимости от обнаруженных недостатков и слабых мест.

Литература:

  1. Грицук Р. Н. Особенности бизнес-планирования на российских предприятиях // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики развития экономики региона. — 2015. — С. 240–243.
  2. Дубровин И. А. Бизнес-планирование на предприятии // Учебник для бакалавров / Москва. — 2013. — С. 188.
  3. Планирование на предприятии: Учебник/ Р. В. Савкина- М:. издательство –торговая компания «Дашков и К», 2013.-324с.
  4. Троянова Е. Н., Рыжов А. В. Проблемы бизнес планирования на предприятиях в условиях экономического кризиса // В сборнике: Приоритетные модели общественного развития в эпоху модернизации: экономические, социальные, философские, политические, правовые аспекты. — 2016. — С. 96–98.
  5. Черняк В. З., Эриашвили Н. Д., Барикаев Е. Н.. Бизнес-планирование: Учеб. пособие / под ред. В. З. Черняк, Г. Г. Чараев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-Дана, 2012. — –с.36
Основные термины (генерируются автоматически): долговременное планирование, деятельность компании, конкурентная среда, налоговая система, осуществление бизнес-планирования, предприятие, процесс инфляции, Россия, современный этап, целый комплекс.


Ключевые слова

бизнес-планирование, проблемы бизнес-планирования, российская практика бизнес-планирования, бизнес-планирование на современном этапе

Похожие статьи

Особенности и проблемы бизнес-планирования малого бизнеса

Результатом процесса планирования является бизнес-план.

Невзирая на проблемы реализации планирования в небольшом предприятии, внешняя среда у подобного

Проблемы бизнес-планирования в практике российских предприятий на современном этапе.

Современное состояние процессов планирования на...

Ключевые слова:планирование, бизнес-планирование, методы планирования. Современный опыт как отечественных, так и зарубежных экономистов неоднократно доказывал

К сожалению, проблема такова, что «культура планирования» на предприятиях России пока отсутствует.

Бизнес-планирование как инструмент реализации стратегии...

Ключевые слова: бизнес-планирование, стратегии предприятия, инструмент реализации бизнес-планирования.

Применение компанией стратегического планирования предоставляет возможность долговременного планирования деятельности организации...

Стратегическое планирование, его значение и этапы

Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов: Определение миссии и целей организации. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы...

Стратегическое планирование как инструмент повышения...

Стратегическое планирование — это долговременное планирование.

В процессе стратегического планирования один из важных этапов — оценка внешних факторов, влияющих на организацию.

Предприятие, при осуществлении стратегического планирования...

Бизнес-планирование как способ укрепления позиции...

Ключевые слова: бизнес-планирование, бизнес-план, предприятие, конкурентоспособность, инвестирование. В динамических рыночных условиях в деятельности организаций, особенно стратегически ориентированных, возникает потребность в осуществлении новых...

Развитие малого предпринимательства в России в условиях...

Данный вид деятельности начал развиваться в России в 90е годы и за это время прошел

При этом малое предпринимательство сильно зависит от внешней среды, испытывает

В целом, работа предприятий малого бизнеса в условиях кризиса испытывает сложности.

Бизнес-план как ключевой документ при создании и развитии...

Бизнес-планирование, как ключевой элемент стратегического планирования

Бизнес-план, несомненно, очень важен и для связи с внешней средой.

В зависимости от специфики предприятия, производимой продукции и поставленных целей, бизнес-планы имеют...

Новые подходы в стратегическом планировании деятельности...

Ключевые слова:экономическое развитие, стратегическое планирование, инновационный процесс.

- инновационная политика государства; - уровень инфляции

Система стратегического планирования предприятия должна базироваться на новых концепциях и...

Похожие статьи

Особенности и проблемы бизнес-планирования малого бизнеса

Результатом процесса планирования является бизнес-план.

Невзирая на проблемы реализации планирования в небольшом предприятии, внешняя среда у подобного

Проблемы бизнес-планирования в практике российских предприятий на современном этапе.

Современное состояние процессов планирования на...

Ключевые слова:планирование, бизнес-планирование, методы планирования. Современный опыт как отечественных, так и зарубежных экономистов неоднократно доказывал

К сожалению, проблема такова, что «культура планирования» на предприятиях России пока отсутствует.

Бизнес-планирование как инструмент реализации стратегии...

Ключевые слова: бизнес-планирование, стратегии предприятия, инструмент реализации бизнес-планирования.

Применение компанией стратегического планирования предоставляет возможность долговременного планирования деятельности организации...

Стратегическое планирование, его значение и этапы

Процесс стратегического планирования в компании состоит из нескольких этапов: Определение миссии и целей организации. Анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы...

Стратегическое планирование как инструмент повышения...

Стратегическое планирование — это долговременное планирование.

В процессе стратегического планирования один из важных этапов — оценка внешних факторов, влияющих на организацию.

Предприятие, при осуществлении стратегического планирования...

Бизнес-планирование как способ укрепления позиции...

Ключевые слова: бизнес-планирование, бизнес-план, предприятие, конкурентоспособность, инвестирование. В динамических рыночных условиях в деятельности организаций, особенно стратегически ориентированных, возникает потребность в осуществлении новых...

Развитие малого предпринимательства в России в условиях...

Данный вид деятельности начал развиваться в России в 90е годы и за это время прошел

При этом малое предпринимательство сильно зависит от внешней среды, испытывает

В целом, работа предприятий малого бизнеса в условиях кризиса испытывает сложности.

Бизнес-план как ключевой документ при создании и развитии...

Бизнес-планирование, как ключевой элемент стратегического планирования

Бизнес-план, несомненно, очень важен и для связи с внешней средой.

В зависимости от специфики предприятия, производимой продукции и поставленных целей, бизнес-планы имеют...

Новые подходы в стратегическом планировании деятельности...

Ключевые слова:экономическое развитие, стратегическое планирование, инновационный процесс.

- инновационная политика государства; - уровень инфляции

Система стратегического планирования предприятия должна базироваться на новых концепциях и...

Задать вопрос