Ключевые слова: бизнес-стратегия, управленческий учет, стратегический управленческий учет.
Каждой компании необходимо оптимизировать бизнес-стратегию, правильно управлять функционированием бизнеса и, в конечном счете, укреплять свои перспективы в будущем. Компании должны понимать, что стратегия имеет тенденцию время от времени эволюционировать в связи с изменением обстоятельств и условий, поэтому руководству необходимо постоянно совершенствовать стратегию компании. Руководству необходима информация из управленческого учета для достижения целей компании.
Управленческий учет — это наука, которая часто используется в качестве «пасынка» сравнительного финансового учета, так что многие компании производят управленческий учет, информация о котором поступает из системы финансового учета компании. Принимая во внимание, что характеристики желаемой информации в управленческом учете сильно отличаются от характеристик, генерируемых системой финансового учета. В результате многие ошибаются в принятии решений компанией из-за того, что она использует информацию, не предназначенную для таких нужд. Одной из часто допускаемых ошибок является использование информации о затратах на производство, полученной в результате системы учета затрат, для принятия решений.
Управленческий учет — это тот, который предоставляет финансовую и оперативную информацию, необходимую руководителям для достижения стратегических целей организации. По своей природе управленческий учет — это процесс измерения; сфера охвата управленческого учета включает финансовую информацию, такую как затраты, и оперативную информацию, такую как процент произведенных бракованных единиц; цель управленческого учета — помочь организации достичь ее ключевых стратегических целей. Он не предназначен для обязательных целей финансовой и налоговой отчетности.
Хотя расчет затрат остается важной задачей управленческого учета, необходимо подчеркнуть важность проектирования и развития системы управленческого учета, ориентированной на достижение стратегических целей организации. Если до недавнего времени решения менеджеров были направлены на достижение повышенных краткосрочных результатов, путем максимизации прибыли, в ущерб действиям, которые приводят к долгосрочным эффектам, то, на наш взгляд, необходимо пересмотреть цели управленческого учета, чтобы информация, генерируемая с его помощью, была полезной для организации в ее усилиях о создании ценности и обеспечении долгосрочного успеха.
Информация управленческого учета отличается по своим характеристикам от информации финансового учета, поэтому предполагается, что эта информация создается двумя разными системами. Одной из моделей, которая может быть использована для разработки системы управленческого учета, является калькуляция затрат на основе деятельности (КЗД). Цель КЗД состоит в том, чтобы более точно начислять косвенные расходы. Эта система дает более точную картину и подробные сведения о состоянии компании, такие как прибыльность продукта или клиенты компании. Согласно, информация КЗД может быть использована для двух целей (рис. 1):
Рис. 1. Цели использования КЗД
Разнообразие продуктов или услуг, а также клиентов приводит к увеличению сложности осуществляемой деятельности. В этом контексте необходимо переосмысление всего производственного процесса и отказ от традиционных процессов. Она должна отказаться от вертикального «руководства» и перейти к поперечному подходу, через цепочку создания стоимости. Каждую фирму необходимо рассматривать в контексте общей цепочки создания стоимости. Анализ цепочки создания стоимости необходим для точного определения того, какие факторы могут привести к повышению ценности и/или снижению затрат. По этой причине необходимо понимать всю цепочку, а не только ту часть, в которой принимает участие компания.
Как проиллюстрировано утверждением методов стратегического управленческого учета, внедрение системы калькуляции затрат, основанной на видах деятельности, может быть удобным и надежным подходом, одновременно поддерживая процесс принятия стратегических решений предприятием. Система КЗД, помимо того, что обеспечивает более точную стоимость, также предоставляет менеджерам полезную информацию не только о стоимости продуктов / услуг или полученной прибыли, но и для принятия решений относительно проблем, с которыми сталкивается предприятие за пределами своих границ, что особенно важно в условиях конкурентной экономики. Эффективное внедрение калькуляции затрат на основе деятельности часто зависит от поведенческих факторов, а не от технических, поскольку для успеха этого процесса необходимо участие всего персонала.
Потеря актуальности информации, предоставляемой управленческим учетом, не обязательно была вызвана ненадлежащим использованием информации при управлении бизнесом, особенно ненадлежащим использованием при оперативном контроле. Расчет затрат на основе видов деятельности устранил многие проблемы, которые делали эту информацию о затратах неуместной для планирования и принятия решений.
Решения, которые необходимо принять для обеспечения эффективного распределения ресурсов, требуют разнообразной информации, которую только управленческий учет может предоставить руководителям. Роль управленческого учета менялась с течением времени в зависимости от экономического контекста. Конечно, в сложной, неспокойной и неопределенной среде информационные потребности менеджеров диверсифицируются и растут, и управленческий учет — как привилегированный источник информации для системы управления — может удовлетворить эти требования при условии постоянной адаптации своих инструментов и практик к запросам лиц, принимающих решения.
Управленческий учет выполняет аналогичную функцию для отдельных сотрудников организации. Он предоставляет оперативному и вышестоящему руководству информацию, которая помогает им выполнять свою работу и достигать целей организации в области качества, затрат и времени. Информация управленческого учета помогает менеджерам достигать целей в области качества, измеряя и отчитываясь о ресурсах, затраченных на предотвращение дефектов; затратах на переработку дефектных узлов; затратах на гарантийный ремонт; потерях в продажах из-за продажи некачественной продукции; новых инвестициях, необходимых для повышения качества продукции; и путем определения того, приносят ли расходы на качество ощутимые финансовые выгоды. Управленческий учет помогает достичь стратегической цели времени, измеряя и отчитываясь о потерянных продажах и прибыли из-за несвоевременного внедрения продукта; затратах на несвоевременные поставки от поставщиков; продажах новых и старых продуктов; времени отклика на отправку заказов клиентов; и неиспользуемых мощностях, доступных для нового продукта.
Заключение. Основная цель управленческого учета состоит в том, чтобы помочь организации достичь своих стратегических целей. Достижение этих целей удовлетворяет потребности своих клиентов и других заинтересованных сторон. Типичные заинтересованные стороны включают акционеров, кредиторов, поставщиков, сотрудников и профсоюзы. Системы управленческого учета сообщают о результатах операций с использованием финансовых и нефинансовых показателей.
Для управленческого учета возникает новая задача — оптимизировать предложение организации, адаптируя стоимость продуктов или услуг к ценности, которую они представляют для клиента. Информация, предоставляемая менеджерам, должна помочь им в определении оптимального ассортимента товаров/услуг, которые будут производиться и продаваться, а также прибыли, получаемой от каждого продукта или услуги.
Литература:
- Аткинсон Э. А. и др. Управленческий учет; Принятие информационных решений и реализация стратегии, 2012;
- Хансен, Дон Р., и Моуэн, Мэриэнн М., и Хуан, Лиминг. Управление затратами, 2009;
- Хилтон, Р. У. Управленческий учет: создание ценности в динамичной бизнес-среде, 2005.