Литературное течение Серебряного века — имажинизм | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (177) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 25.10.2017

Статья просмотрена: 2736 раз

Библиографическое описание:

Апетян, М. К. Литературное течение Серебряного века — имажинизм / М. К. Апетян, В. А. Черкасов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 233-234. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46117/ (дата обращения: 27.04.2024).



Период, названный в русской литературе «Серебряный век», характеризуется возникновением множества течений, одним из которых является имажинизм. Данное литературно-художественное течение получило свое название от английского слова “image” — образ. Имажинизм в России возник в послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма. Термин “имажинизм” заимствован у авангардной школы англоязычной поэзии — имажизма, но следует отметить, что русских имажинистов нельзя считать приемниками имажистов, так как теоретическая программа имажинистов во многом перекликалась с содержанием деклараций кубофутуристов, несмотря на взаимное отрицание этими группами друг друга. Некоторые имажинисты ранее участвовали в объединение футуристов [1, c. 16].

Представители имажинизма справедливо находили его корни в собственном творчестве середины 1910-х. Основная теория имажинизма заключена в выражении «образы прежде всего», целью творчества его представителей было создание образа. Главным выразительным средством имажинизма является метафора, часто переходящая в целые метафорические цепи, которые сопоставляли различные элементы прямого и переносного образа. Кроме того, характерными для творческой практики имажинистов являются эпатаж и анархические мотивы [3, c. 145].

Первый имажинистский сборник был напечатан в губернской типографии осенью 1918 года, а первый поэтический вечер имажинистов прошел 29 января 1919 г. в Московском отделении Всероссийского союза поэтов. На следующий день вышла декларация в Воронежском журнале «Сирена» (№ 4), а 10 февраля в газете «Советская страна» были провозглашены принципы творчества «передовой линии имажинистов», под которой подписались следующие поэты: С. А. Есенин, Р.Ивнёв, А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич, художники Б.Эрдман, Г.Якулов [1, c.18].

Со временем в теоретических взглядах имажинистов происходит важное изменение: «малый образ теряет федеративную свободу, входя в органическое подчинение образу целого», — гласит Почти декларация 1923 г., в которой звучит призыв творить человека и эпоху, принципы психологизма и строгого логического мышления возводятся в ранг канонических. Важное место в практике течения занимало слияние искусства и повседневной жизни, личные отношения между его представителями часто становились литературным фактом, так как большое значение имела не только эстетическая позиция соратника, воплощенная в творческую деятельность, но и внелитературное поведение, бытовое общение и дружеская связь [2, c. 40].

К имажинистскому движению наряду с подписавшими Декларацию присоединились поэты: И. Грузинов, А. Кусиков, Н. Эрдман, М. Ройзман, В. Эрлих и др. Возник «Орден имажинистов». В 1923 г. в Петрограде был основан «Воинствующих орден имажинистов», не получивший широкой известности.

Имажинистское течение унаследовало от футуризма стремление к скандальным, эпатирующим выступлениям и программным акциям. Представители имажинистской школы, полные революционных стремлений, выдвинули требование аграмматической поэтики, развернули борьбу против приставок, глаголов, прилагательных, а также выступали за динамизацию существительных. С. А. Есенин входил в костяк объединения, одним из главных источников образности Есенина была народная мифология, а мифологическая параллель «природа — человек» стала основополагающей для его поэтического мироощущения. В издательстве «Имажинисты» вышли его сборники «Трерядица», «Радуница», «Преображение», датированные 1921 г. и драматическая поэма «Пугачев», вышедшая в 1922г. [4, c. 86].

Имажинисты имели успех в различных видах творческой деятельности, в частности книгопечатании и книготорговле, им принадлежало несколько собственных издательств: «Имажинисты», «Чихи-Пихи», «Сандро». В 1922 г. имажинисты начали издавать журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», ко времени закрытия которого в 1924 г. было выпущен 4 номера. Кроме того, имажинистам принадлежали кафе «Стойло Пегаса», два книжных магазина, они владели кинотеатром «Лилипут» [4, c.88].

Будучи друзьями и соратниками в жизни члены имажинистской общины впоследствии оказались приверженцами абсолютно разных подходов к искусству, в сугубо поэтических вопросах между ними не было абсолютного единства. В. Шершеневич в «Листах имажиниста» вел полемику с теоретическими идеями Есенина, которые были высказаны в работе «Ключи Марии». Кроме того, он критиковал поэтическую практику других поэтов, утверждая, что «соединение отдельных образов в стихотворение есть механическая работа, а не органическая, как полагают С. Есенин и А. Кусиков» [2].

31 августа 1924 года в газете «Правда» Есенин и Грузинов напечатали открытое письмо, в котором объявили о роспуске группы имажинистов по своей личной инициативе.

С конца 1927 года, времени, когда Иосиф Сталин провозгласил первый пятилетний план и «культурную революцию», резким изменениям подвергся и литературный мир. В данный период началась активная пролетаризация культуры, в связи с этим невозможным стало само существование широкого спектра литературных направлений.

Тем не менее, русский имажинизм за время своего существования сыграл заметную роль в литературном процессе. Имажинизм как литературное течение внес существенный вклад в культуру рифмования, потребовав лирического единства композиции стихотворения, способствовал настойчивым поискам в области обновления поэтики, неординарности метафорического мышления. Кроме того, постулаты и принципы стихосложения, выдвинутые имажинистами, явились актуальными в 1920-е годы и стали ориентиром для некоторых авторов второй половины ХХ века, развивающих традиции модернизма.

Литература:

  1. Бандурина Н. С. Имажинизм в контексте европейских и отечественных авангардистских течений начала ХХ века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 1 (12). C. 16–18.
  2. Мариенгоф А. Буян-остров // Поэты-имажинисты / сост., подг. текста, биограф. заметки и примечания Э. М. Шнейдермана. СПб.: Пб. писатель; М.: Аграф, 1997. С.40–45.
  3. Шукуров Д. Л. Концепция слова в дискурсе русского литературного авангарда. СПб.:Иваново, 2007. С. 145.
  4. Шершеневич В. Г. Существуют ли имажинисты? // В мире книг. 1987. № 11. С. 86–89.
Основные термины (генерируются автоматически): имажинист, творческая деятельность.


Похожие статьи

Неомифологическая антропология декадентствующего...

Ее способен познать лишь истинный художник, свободная и творческая личность.

Литературное течение Серебряного века — имажинизм.

Семантико-словообразовательные особенности наименований лиц...

...называют лицо по отношению к объекту его занятий или орудию деятельности

пола» [3, т. 1, с. 200]: акмеист — акмеистКа, имажинистимажинистКа, модернист — модернистКа...

Методологические основы понятия творческой активности...

Г. И. Щукина [19] считает, что активность школьника, сопровождая весь процесс становления личности, проявляется в творческой деятельности и развивается...

Коллективное творчество в изобразительной деятельности...

Руководство воспитателя на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои отличительные особенности.

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

Коллективная художественная деятельность. Автор: Новикова Татьяна Николаевна.

Совместная творческая деятельность является возможностью проявления истинной...

Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе...

Творческая деятельность подростков, а следовательно и формирование позитивного имиджа, нуждается в целенаправленном развитии и руководстве.

Творческая инициатива как критерий успешности личностного...

творческий потенциал, творческая инициатива, способность, деятельность, способ действия, создание отсутствующих...

Условия эффективности организации художественно-творческой...

Творческая деятельность-чрезвычайно сложное психическое явление. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность- это «деятельность человека...

Компоненты творческой деятельности учащихся | Статья...

Сегодня перед учителем поставлена одна из главных задач, которую требует решить само время. Потому что развитие информационно-коммуникативных технологий требует украсить...

Похожие статьи

Неомифологическая антропология декадентствующего...

Ее способен познать лишь истинный художник, свободная и творческая личность.

Литературное течение Серебряного века — имажинизм.

Семантико-словообразовательные особенности наименований лиц...

...называют лицо по отношению к объекту его занятий или орудию деятельности

пола» [3, т. 1, с. 200]: акмеист — акмеистКа, имажинистимажинистКа, модернист — модернистКа...

Методологические основы понятия творческой активности...

Г. И. Щукина [19] считает, что активность школьника, сопровождая весь процесс становления личности, проявляется в творческой деятельности и развивается...

Коллективное творчество в изобразительной деятельности...

Руководство воспитателя на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои отличительные особенности.

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

Коллективная художественная деятельность. Автор: Новикова Татьяна Николаевна.

Совместная творческая деятельность является возможностью проявления истинной...

Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе...

Творческая деятельность подростков, а следовательно и формирование позитивного имиджа, нуждается в целенаправленном развитии и руководстве.

Творческая инициатива как критерий успешности личностного...

творческий потенциал, творческая инициатива, способность, деятельность, способ действия, создание отсутствующих...

Условия эффективности организации художественно-творческой...

Творческая деятельность-чрезвычайно сложное психическое явление. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность- это «деятельность человека...

Компоненты творческой деятельности учащихся | Статья...

Сегодня перед учителем поставлена одна из главных задач, которую требует решить само время. Потому что развитие информационно-коммуникативных технологий требует украсить...

Задать вопрос