Библиографическое описание:

Образцова А. А. Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе творческой деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1775-1778.



«Имидж человека- это то, что говорят о нем за его спиной». Э. Хау

В настоящее время вопрос формирования имиджа приобрел огромное значение, и это понятно, ведь то как мы себя позиционируем в конечном итоге определяет круг тех людей, кто нас окружает, поэтому правильный подход к формированию индивидуального имиджа, есть залог личностного успеха. Особенно актуальна проблема создания имиджа для публичных людей: политиков, руководителей, директоров компаний, бизнесменов, представителей шоу-бизнеса, потому что, чем шире круг людей, с которыми человеку приходится взаимодействовать, чем масштабнее уровень стоящих перед ним задач, тем важнее впечатление, которое сложится о нем, но, тем не менее, имидж важен для любого человека.

Слово имидж: (от англ. «image») в буквальном переводе на русский язык означает «образ», «облик». В философии имидж выступает как сфера «организационно-регулятивной деятельности общества и является одним из важнейших условий и факторов социализации и социальной адаптации человека в среде существования…» [9, с. 38]. Следовательно, имидж влияет на формирование современной системы ценностей и индивидуальной картины мира человека.

С начала XX века процесс формирования имиджа рассматривается преимущественно в категориальном поле психологии и социологии: З. Фрейд, К. Юнг, Б. Э. Торндайк, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Э. Фромм, М. Вебер, П. Сорокин В. Парето Э. Эриксон. Степень внимания, уделяемая процессу формирования имиджа у вышеперечисленных авторов различна, вне зависимости от того, давали ли те или иные психологи определение имиджу, их психологические теории легли в основу современных практик формирования имиджа, например, «Я-концепция» К. Роджерса, «Образ себя» Г. Олпорта, «Теория ролевого конструкта» Дж. Келли и др.

Приоритетными типами имиджа для науки психологии являются: персональный имидж (имидж подростка), имидж организации (например, образовательного учреждения), имидж социальных институтов и др.

В контексте психологической науки, имидж описывается с точки зрения стереотипа, эмоционально окрашенного образа. Иногда имидж выступает синонимом социальной роли. Современные научные психологические исследования рассматривают в основном имидж личности. С точки зрения И. Г. Дубова, компонентами имиджа выступают межличностные отношения, исполняемые роли, индивидуальные характеристики носителя внешние и внутренние. Исследуя мотивацию формирования имиджа, психологи различают имидж, ориентированный на самоощущение (внутренняя мотивация) и имидж, ориентированный на восприятие (внешняя мотивация). В зависимости от мотивации выбираются определенные тактики формирования имиджа: самораскрытие, самомаскировка, самопрезентация образа «Я» [4, с. 88].

Если в психологии феномен имиджа выступает средством индивидуализации личности, то социология изучает, прежде всего, собирательный имидж социальных групп, социальных институтов. При анализе имиджа на первый план выходят социокультурные факторы его функционирования. В качестве объекта исследования выделяется имидж семьи, творческой интеллигенции, современного государства, города и др.

Определения имиджа в социологических словарях и справочниках имеют определенное сходство с психологической трактовкой этого феномена. Например, такое определение, имидж — это «целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и/или индивидуальном сознании» [2, с. 33]. Или имидж — это «совокупность свойств, приписываемых объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему» [6, с. 99].

Иными словами феномен имиджа с точки зрения психологии ценен своими индивидуальными характеристиками (имидж должен запоминаться, быть ярким, опираться на индивидуальные особенности личности). Социологию же интересует повторяемость и узнаваемость имиджа, строительным материалом для которого служат не психологические свойства личности, а действующие в обществе стереотипы, под которые имидж «подгоняется».

В педагогике имидж исследуется с точки зрения эффективности коммуникации: учитель — ученик, индивидуальный имидж учеников, методики формирования позитивного имиджа учеников. На наш взгляд, имидж в педагогике часто выполняет ту же функцию, что и в политологии — формирование общественного мнения [4, с. 99].

В настоящее время в специальной литературе можно встретить большое число определений имиджа. Ряд исследователей: Е. Б. Карпов, А. В. Селезнева, определяют имидж как определенный образ себя, адресованный другим людям [2, с. 56]. Н. В. Антонова отводит главную роль при формировании привлекательного образа личности естественному самораскрытию своей индивидуальности [2, с. 37]. Е. Л. Яковлева раскрывает взаимозависимость и взаимообусловленность индивидуальности и имиджа, подчеркивая при этом, что «выражение собственной индивидуальности есть творческий процесс» [2, с. 34]. Следовательно, подростку при формировании своего позитивного образа необходимо уметь найти и гармонизировать свою личностную идентичность, «образ Я-для себя», управлять процессом формирования впечатления о себе, «образ Я-для других», управлять собой и своими эмоциональными состояниями, уметь личностно развиваться, самореализовывать свой потенциал в рамках творческой деятельности [5, с. 60].

Процесс формирования имиджа в подростковом возрасте имеет свои психологические особенности, согласно Н. П.Плеханова:

1) начальный уровень владения средствами общения у подростков в целом низок и их спектр ограничен, что является значительным препятствием присвоения новых средств общения и самопрезентации;

2) освоение понятий имиджа проходит в отрыве друг от друга, подростки не сопоставляют полученные знания с новым материалом. Предлагаемые средства для создания того или иного образа не принимают как средства самовыражения, а в большей степени воспринимают их как учебный материал для усвоения знаний [5, с. 77].

При рассмотрении творческой деятельности, хочется отметить, что в литературе она рассматривается как в широком так и в узком контексте. В узком смысле понятие «творчество» есть деятельность, порождающая нечто качественно новое и имеющее общественно-историческую ценность; в более широком — «это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, способы действия, материальные продукты)» [7, с. 88].

Б. Д. Эльконин пишет, что для становления подростка творческой личностью необходимо приобрести «опыт инициативного действия» и «опыт реализации замысла в способе решения задачи» [10, с. 101]. Событие встречи замысла с его реализацией можно понимать как творческий акт, осуществленный подростком в деятельности. Осуществление подростком действия в творческом акте становится основанием и способом его развития и формирования позитивного имиджа.

Описание возможности творения себя самим учащимся в образовании представлено в работах В. В. Давыдова и В. В. Репкина. Актом творения себя в подростковом возрасте становится «постепенное развитие подростка как индивидуального субъекта учебной деятельности», что в понимании В. В. Давыдова является характеристикой творческой личности [1, с. 81]. В. И. Слободчиков основным событием, открывающим «кризис отрочества», считает открытие подростком «собственного Я, поиск своего места в системе человеческих отношений, ощущения себя автором и творцом собственной биографии», а следовательно и формирования собственного имиджа [8, с. 213]. В этом понимании, творчество подростка направлено на творение собственных отношений и себя как продукта данных отношений.

Творческая деятельность подростков, а следовательно и формирование позитивного имиджа, нуждается в целенаправленном развитии и руководстве. Я. А. Понамарев выделяет следующие существенные характеристики творческой деятельности подростка, и основные способности и компоненты позитивного имиджа, формирующиеся в соответствии с той или иной характеристикой.

  1. «Институционализированность» творческого действия подростка, предполагающая обязательное наличие для подростка в образовательном пространстве значимых «мест» для признания и стимулирования творчества.
  2. Многообразие и «событийный» характер возникновения творческого действия подростка. В многообразие творческих действий может входить: «перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях, видение новой функции знакомого объекта и структуры объекта, подлежащего изучению, умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ, умение создавать оригинальный способ решения проблемы при известности других».
  3. Особая эмоциональная атмосфера творчества в учебном коллективе и наличие эмоциональной вовлеченности подростка в процесс решения задачи. Показателями определенной эмоциональной атмосферы творчества в коллективе являются две характеристики, в соответствии с концепцией о творческой деятельности Г. Андерсена,- «принятие подростками друг друга и стимулирование деятельности друг друга».
  4. Открытие подростком чего-то нового, как объективно нового (например, нового предметного результата), так и субъективно нового (например, переоткрытие какого-либо знания самим подростком или описание в сказочной форме ситуации затруднения в предмете). Подросток начинает ощущать себя «творцом, автором определенного открытия в предмете» [7, c. 200], что позволяет ему реализовать интерес в определенной предметной области, либо приобрести интерес к определенной предметной области.

Для развития творческой деятельности подростков и формирования позитивного имиджа необходимы следующие педагогические условия:

– открытость обучения предмету, понимаемую как «особый стиль работы учителя, который в частности, оставляет за учащимися возможность выбора и свободного планирования собственной деятельности. Такой стиль обучения позволяет подростку открывать что-то новое для себя, а также способствует формированию способности к осуществлению ответственного выбора;

– определенная форма общения подростков с взрослым, позволяющая создать, особую эмоциональную атмосферу отношения в учебном коллективе;

– построение подростком совместно со взрослым индивидуального маршрута собственной творческой деятельности. Составление гибкого плана и прохождение определенных этапов выполнения творческой работы как средства построения подростком индивидуальной схемы. Демонстрация подростками продуктов собственной творческой деятельности. Данное условие соответствует характеристикам творческой деятельности (многообразие и событийный характер творческого действия и институционализированность) [11, с. 33].

Таким образом, индивидуальный имидж — это «облик, визитная карточка» подростка, облегчающая его идентификацию. В имидже также заложены определенные цели, которые могут быть как социально значимыми, соответствующими нормам морали, культуры, так и несущими асоциальную окраску вызова и деструкции. Подростковый возраст является тем периодом жизни человека, когда формируется позитивный индивидуальный имидж. Основным фактором формирования индивидуального имиджа подростка является отношение к себе и другим людям в ходе совместной творческой деятельности. Одной из главных особенностей этого возраста -возникновение представления о себе как «не о ребенке», тогда же появляется потребность в собственной внутренней оценке всего происходящего вокруг и своего личного опыта. Главный фактор самоимиджирования базируется как на интуитивной основе случайных выборов, проб и находок на фоне эмоционально-экспрессивных переживаний, так и на основе сознательного целенаправленного индивидуального построения собственного имиджа в процессе творческой деятельности.

Литература:

  1. Берцфаи Л. В. Истоки творческой личности в концепции В. В. Давыдова / Первые чтения памяти В. В. Давыдова: Сборник выступлений. — М.: Академия, 2013. — 144с.
  2. Имиджелогия: современное состояние и перспективы развития: материалы Первого международного симпозиума «Имиджелогия — 2003» / под ред. Е. А. Петровой. — М.: Просвещение, 2003. — 300 с.
  3. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога — практика: Справочно-энциклопедическое издание М.: ПЕР СЭ, 2014. — 300 с.
  4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — М.: Наука, 2013. — 455 с.
  5. Плеханова Н. П. Психология индивидуального имиджа: Учебное пособие. — Сургут: Изд-во СурГУ, 2014. — 200 с.
  6. Петрова А. А. Имидж и судьба человека: Учебное пособие. — М.: Владос, 2015. — 289 с.
  7. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика: Учебное пособие. — М.: Педагогика, 2015. — 280 с.
  8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Учебное пособие для вузов. — М.: Школьная пресса, 2012. — 416 с.
  9. Черемушникова И. К. Феномен имиджа: социально-философский анализ: Дис. канд. филос.наук.Волгоград, 2002. — с. 38–46.
  10. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учебное пособие. — М.: Академия, 2011. — 144с.
  11. Юдина Ю. Г. Система условий для организации творческой деятельности учащихся основной школы // Вестник Международной ассоциации «Развивающее обучение». — 2013. — № 11. — 172 с.
Основные термины (генерируются автоматически): творческой деятельности, формирования имиджа, позитивного имиджа, индивидуального имиджа, формирования позитивного имиджа, индивидуальный имидж, феномен имиджа, собственного имиджа, Учебное пособие, имидж социальных, индивидуального имиджа подростков, вопрос формирования имиджа, индивидуального имиджа подростка, формированию индивидуального имиджа, процесс формирования имиджа, процессу формирования имиджа, процессе творческой деятельности, практик формирования имиджа, мотивацию формирования имиджа, тактики формирования имиджа.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос