Условия эффективности организации художественно-творческой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 18.04.2014

Статья просмотрена: 708 раз

Библиографическое описание:

Пучкова Е. В. Условия эффективности организации художественно-творческой деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 551-553. — URL https://moluch.ru/archive/64/10374/ (дата обращения: 24.09.2018).

«Дети не рождаются с пустыми руками, они несут с собой заряд создания духовных и материальных ценностей, они в состоянии сотворить их, потому и рождаются, чтобы создавать и творить. Только надо помочь им раскрыться и ещё надо, чтобы общество, общественные явления не исказили их судьбу» [2, с.11].

Творческая деятельность-чрезвычайно сложное психическое явление. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность- это «деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [4, с.3].

Условия эффективности организации художественно-творческой деятельности детей

Определение условий эффективной организации художественно-творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывающих интерес исследователей.

Само понятие «условие» определяется как «обстоятельство, от которого что-нибудь зависит» [8, c. 827].

Большинство исследователей (В. И. Загвязинский, А. М. Москвина, А. П. Тряпицина и др.) отмечают, что творческое начало в обучении возможно лишь при наличии определённых условий, а именно:

-        Потребности в поиске; положительной мотивации, вариативности путей организации усвоения программного материала в соответствии с индивидуальными способностями учащихся;

-        Сотворчества как ведущего вида воспитательных взаимодействий и отношений;

-        Приоритета целостности восприятия, отношения, оценки другого человека и самого себя;

-        Осознания и нивелировки штампов и стереотипов мышления и самовыражения.

Наиболее существенными педагогическими условиями для развития творческой активности детей, по мнению современных исследователей, являются:

1.                  Изменение характера деятельности;

2.                  Атмосфера доброжелательности в учебной деятельности детей;

3.                  Сформированность коллектива.

Организуя художественно-творческую деятельность необходимо помнить о важности выбора стратегии взаимодействия между обучающим и обучаемым. На практике, как отмечают исследователи, при выборе стратегии взаимодействия обычно используются два пути:

-       Развитие извне, как вмешательство во внутренний мир личности, навязывание ему выработанных способов, норм деятельности и поведения;

-       Развитие изнутри, как стимулирование активности, самостоятельности, ответственности, проявление уважения к личности, раскрытие заложенных в ней возможностей, развитие творческих способностей.

Главное условие творческого развития заключено в ней самой, в её открытости конструктивному творчеству, в психологической безопасности и её свободе.

При этом необходимо учитывать условия, отрицательно влияющие на течение творческой деятельности, а именно: ситуативные и личностные.

К ситуативным условиям относятся: лимит времени, стресс, состояние повышенной тревожности, желание быстро найти решение, слабая или сильная мотивация, установка на конкретный способ решения, неуверенность в своих силах, вызванная неудачами, страх, повышенная цензура и т. д.

К личностным условиям: конформизм, (соглашательство), неуверенность в себе, эмоциональная подавленность, доминирование отрицательных эмоций, низкая самооценка, повышенная тревожность, механизм личной защиты и др.

Поэтому важно формировать качества, благоприятствующие творческому мышлению: уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости, склонность к риску, чувство юмора, отсутствие конформизма, боязни показаться странным, необычным, любовь к фантазированию и построение планов на будущее и т. п.

Эти черты свойственны творческой личности, складываются только благодаря демократическому стилю общения. В этом случае преподаватель учитывает индивидуальные особенности личности, её опыт, специфику потребностей и возможностей, а также он должен быть объективен в оценках, разносторонен и инициативен в контактах с детьми.

Самым плодотворным является общение на основе совместной увлечённости творческой деятельностью. Основой такого стиля является высокий профессионализм педагога. Ведь увлечённость творческим поиском-это результат не только коммуникативной деятельности, но и в большей мере отношение к педагогической деятельности в целом.

Следовательно, развивая творческую личность, необходимо придерживаться:

-       Демократического стиля руководства деятельностью;

-       Положительного стиля взаимоотношения в процессе совместной творческой деятельности.

С. Л. Рубинштейн считал, что существуют внешние (объективные) и внутренние (субъективные) условия развития творческого потенциала личности.

Таким образом, процесс организации художественного творчества детей включает следующие направления:

-       Создание положительных отношений между участниками процесса (формирование позитивного эмоционального состояния как у педагога, так и у воспитуемого; доверие, поощрение, соревнование и т. д.);

-       Изменение организации и способа проведения занятий по художественному творчеству (разнообразие формы работы, новые способы деятельности, исследование и постижение красоты окружающего мира, самостоятельные творческие работы и др.);

-       Наличие творческого характера деятельности.

-       Для выявления условий эффективной организации художественно-творческой деятельности детей необходимо решить следующие задачи:

-       Определить место творческой личности в процессе образования;

-       Изучить способы и методы обучения художественному творчеству;

-       Найти эффективные формы организации художественно-творческих занятий в процессе дополнительного образования.

К эффективным условиям можно отнести следующие:

1.                  Построение учебного процесса на основе гуманизации обучения детей;

2.                  Создание художественно обогащённой педагогической среды, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха в деятельности детей.

Рассмотрим подробнее выделенные условия.

Первое условие-построение учебного процесса на основе гуманизации обучения детей.

С момента введения в действие закона РФ «Об образовании» (1999) традиционная педагогика, в основе которой лежит проверенная временем консервативная теория, всё же претерпевает ряд изменений. В противовес традиционной возникла педагогика альтернативная. Так, одним из инновационных течений педагогической науки является педагогика ненасилия, которую можно считать своеобразным компонентом современного гуманистического течения в педагогике.

В настоящее время существуют различные определения педагогики ненасилия (В. А. Ситаров, В. Г. Маралов, А. Г. Козлова и др.)

Во-первых, педагогика ненасилия — это движение прогрессивных педагогов, выступающих против различных форм принуждения, подавления достоинства личности и опирающихся на личностный подход к воспитанию, суть которого состоит в провозглашении субъективной свободы.

Во-вторых, педагогика ненасилия — это направление в теории, практике обучения и воспитания, интегрирующее в себе самые различные подходы в обозначенной сфере, пропагандирующее гуманное отношение к личности и способствующее реализации этих идей и методических систем.

В-третьих, педагогика ненасилия — это направление ориентированное на формирование у подрастающего поколения психического здоровья, важнейшим признаком которого является умение строить свои отношения с миром, другими людьми, природой на ненасильственной основе. В этом ключе важной задачей педагогики является разработка содержания, форм и методов воспитания у школьников позиции ненасилия.

Приведённые определения не являются противоречащими и лишь логически дополняют друг друга, т. к. педагогика ненасилия вбирает в себя несколько направлений: педагогику прав человека, педагогику сотрудничества, педагогику диалога, педагогику успеха, педагогику творчества.

Целью педагогики ненасилия является обучение и воспитание человека, приобщение его к культурным и научным достижениям общества, соблюдение прав, свободы с учётом идеалов и потребностей.

Таким образом, основные задачи педагогики ненасилия сводятся к следующему:

-        Помогать личности осознавать себя, свою ценность, права и свободу (так же и других людей);

-        Воспитывать миролюбие, уважение и гуманное отношение к людям, к природе, ко всему живому;

-        Формировать умение разрешать межличностные конфликты ненасильственными путями.

Т. к. художественно-творческое воспитание органически связано с нравственным, то главной целью педагогического процесса в целом является формирование у детей навыков и умений в области художественного творчества. Дети не всегда могут содержательно организовать свою деятельность и оценить полученные результаты, поэтому педагог разъясняет и стимулирует нестандартные интересные решения

В работе с детьми важно использовать рекомендации последователей гуманистической психологии (У.Глассер, Р.Кэмпбелл, М.Максимов, В.Сатир идр.):

1.                  Начинать разговор с похвалы;

2.                  Обращать внимание на ошибки детей только косвенным образом;

3.                  Не критиковать и не делать замечания, вспоминая об ошибках;

4.                  Предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других;

5.                  Не приказывать;

6.                  Выражать одобрение по поводу каждой удачи;

7.                  Создавать детям хорошую репутацию;

8.                  Постоянно поощрять детей;

9.                  Делать любую ошибку легко исправимой;

10.              Добиваться того, чтобы ребёнок был рад сделать то, что вы ему предлагаете.

В построении учебного процесса необходимо учитывать основы народной педагогики, народного искусства, эстетики.

Народная педагогика имеет единую основу, опираясь на общепринятые, общечеловеческие нормы, правила обучения и воспитания. Каждый народ по-своему выражает, преломляет реализует эти общие идеи и знания, исходя из национальных обычаев и традиций данного народа.

Второе условие-создание художественно обогащённой педагогической среды, предполагающей сотворчество и творческую атмосферу.

В сотворчестве исследователи выделяют 2 позиции управления творчеством:

-       Овладение элементарными действиями, алгоритмами через создание соответствующих моделей разнообразных творческих решений;

-       Создание наиболее благоприятных условий его протекания и соответствующей психологической атмосферы, стимулирующей личность.

Учёт первого и второго подходов к организации творческой деятельности позволяет овладеть творчеством. Здесь без постоянного сотворчества с детьми продуктивный педагогический процесс невозможен. Основной задачей педагога при этом является организация и создание условий для развития творческой деятельности детей.

Главные принципы педагогики сотрудничества: оптимизм и гуманизм. Педагоги-новаторы Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, С. И. Лысенкова и др. подчёркивают, что достичь высоких результатов в обучении и воспитании возможно при максимальном учёте интересов обучающихся, предоставление им свободного выбора, принятие их такими, какие они есть.

«Научиться любить детей, -писал В. А. Сухомлинский, нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его взаимоотношений с другими людьми. Но по своей природе педагогический труд-повседневное общение с детьми-углубляет любовь к человеку, веру в него» [7, с.34].

Важнейшим условием организации художественно-творческой деятельности школьников, по мнению многих педагогов, является создание творческой атмосферы, которая создаётся не только воспитанием любознательности, вкуса к нестандартным решениям, способности нетривиально мыслить, но и необходимостью воспитывать готовность к восприятию нового и необычного, стремлением использовать и внедрять творческие достижения других детей.

Существует множество приёмов создания творческой атмосферы:

-        Первоначально давать доступные творческие задания;

-        Проявлять интерес к действиям учеников;

-        Признавать и поощрять множественность вариантов ответов;

-        Раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного;

-        Поощрять чувство предвосхищения и ожидания;

-        Знакомое снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения);

-        Строить предположения на неограниченных данных;

-        Соотносить на первый взгляд несоотносимое;

-        Не подчёркивать чувство вины после совершения ошибки, повышать значение ответа и др.

Педагогу необходимо создать такие условия, которые помогли бы реализовать весь положительный потенциал ребёнка как творческой личности и помочь ему адаптироваться в социальной жизни.

Литература:

1.                  Абдульханова М. К. Славская К. А. «Деятельность и психология личности» М., 1980

2.                  Амонашвили Ш. А. «Размышления о гуманной педагогике» М., 1995

3.                  Волков И. П. «Учим творчеству» М., 1982

4.                  Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» СПб., 1997

5.                  Глассер У. «Школы без неудачников» М., 1991

6.                  Журкин А. А. «Художественно-оформительская деятельность» СПб., 1996

7.                  Сухомлинский В. А. «Избранные произведения: в 5 т Киев, 1979–1980, т.4

8.                  Толковый словарь русского языка/Под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой М., 1995

9.                  Якобсон П. М. «Психология творчества» М., 1971

10.              Ячменёва В. В. «Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7–14 лет» М., 2003

Основные термины (генерируются автоматически): педагогика ненасилия, творческая деятельность, творческая личность, художественно-творческая деятельность детей, учебный процесс, художественное творчество, творческая атмосфера, ребенок, обогащенная педагогическая среда, народная педагогика.


Похожие статьи

Творчество в деятельности современного педагога

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный процесс...

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

Коллективная художественно-творческая деятельность позволяет повысить интерес детей к предмету, улучшить отношения в коллективе, достигнуть эффективности обучения. Полученные результаты могут быть разными у различных учителей...

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

‒ создает комфортную образовательную среду через творческое сотрудничество педагогических работников и детей

Идеи эстетического воспитания в русской педагогике прошли длительный путь развития и вступили в XX век обогащенными и содержательно...

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников...

ребенок, художественная деятельность, вид деятельности, изобразительная деятельность, индивидуальный подход, дошкольный возраст, пространственная развивающая среда, детское творчество, творческая...

Художественно-творческая деятельность в системе...

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома.

При этом творческая направленность личности, креативность признаётся сегодня одним из важнейших показателей социализации.

Развитие творческих способностей детей через изобразительную...

изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа, образовательный процесс, творческая работа, художественно-творческая способность...

Проблема развития творческих способностей детей в педагогике...

способность, творческая способность детей, ребенок, деятельность, Лук, творческая способность ребенка, творческая деятельность, Детское творчество, альтернативная педагогика, реальная жизнь.

Особенности художественно-творческого развития детей...

художественное творчество, художественный образ, художественно-творческое развитие детей, художественно-творческое развитие, творческая деятельность, дошкольный возраст...

Педагогические условия в формировании творчества у детей...

Развитие детей происходит под воздействием взрослых и при взаимодействии ребенка со сверстником. О.В. Дыбина подчеркивает, что взаимодействия в системе «творческая личность взрослого - ребенок» необходимо для формирования творчества у дошкольников [2].

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Творчество в деятельности современного педагога

педагогическая деятельность, учебно-воспитательный процесс, педагогическое творчество, творческий характер, умение, творческий педагог, творческая личность, образовательный процесс...

Коллективная художественная деятельность | Статья в журнале...

Коллективная художественно-творческая деятельность позволяет повысить интерес детей к предмету, улучшить отношения в коллективе, достигнуть эффективности обучения. Полученные результаты могут быть разными у различных учителей...

Актуальность художественно-эстетического воспитания детей...

‒ создает комфортную образовательную среду через творческое сотрудничество педагогических работников и детей

Идеи эстетического воспитания в русской педагогике прошли длительный путь развития и вступили в XX век обогащенными и содержательно...

Роль художественно-эстетической деятельности дошкольников...

ребенок, художественная деятельность, вид деятельности, изобразительная деятельность, индивидуальный подход, дошкольный возраст, пространственная развивающая среда, детское творчество, творческая...

Художественно-творческая деятельность в системе...

Художественно-творческая деятельность в системе дополнительного образования как фактор социализации воспитанников детского дома.

При этом творческая направленность личности, креативность признаётся сегодня одним из важнейших показателей социализации.

Развитие творческих способностей детей через изобразительную...

изобразительная деятельность, ребенок, творческая способность детей, развитие, детское содержание, образовательная работа, образовательный процесс, творческая работа, художественно-творческая способность...

Проблема развития творческих способностей детей в педагогике...

способность, творческая способность детей, ребенок, деятельность, Лук, творческая способность ребенка, творческая деятельность, Детское творчество, альтернативная педагогика, реальная жизнь.

Особенности художественно-творческого развития детей...

художественное творчество, художественный образ, художественно-творческое развитие детей, художественно-творческое развитие, творческая деятельность, дошкольный возраст...

Педагогические условия в формировании творчества у детей...

Развитие детей происходит под воздействием взрослых и при взаимодействии ребенка со сверстником. О.В. Дыбина подчеркивает, что взаимодействия в системе «творческая личность взрослого - ребенок» необходимо для формирования творчества у дошкольников [2].

Задать вопрос