В статье представлен теоретический анализ понятий «здоровое поведение», «стиль», их соотношение; отражена авторская трактовка понятия «стиль здорового поведения», раскрываются основные показатели и критерии сформированности стиля здорового поведения в старшем школьном возрасте.
Ключевые слова: здоровье, здоровое поведение, стиль, стиль здорового поведения, старшеклассники
По мере развития общества проблема здоровья растущего человека неуклонно возрастает. По мнению ряда ученых, здоровье — это естественная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, так как оно определяет возможность и эффективность прогресса в обществе. Поэтому значение сохранения здоровья неуклонно возрастает по мере развития общества [2].
Мы попытаемся рассмотреть проблему здоровья растущего человека с поведенческих позиций. Поскольку поведение играет все большую роль в сохранении здоровья, оно становится ключевым моментом среди факторов, влияющих на его качество. Наиболее цитируемым определением здорового поведения является формулировка, предложенная в 1966 г. С. Каслом и С. Коббом. Здоровое поведение — это поведение, направленное на сохранение или увеличение благополучия индивида. При этом в основном акцент делается на произвольной активности, связанной с физическим здоровьем
Само понятие «стиль» также имеет множество значений. В толковом словаре оно определяется как «метод, совокупность приёмов какой-нибудь работы, деятельности, поведения (стиль работы, стиль вождения), в том числе приемы использования языковых средств (научный, публицистический стиль)» [5, с.770].
Социологические науки рассматривают стиль как «совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь» [1; 4].
Психологические теории анализируют стиль в связи с мышлением (практический, гуманитарный стиль), проявлением креативности, творчества. В социальной психологии и психологии управления стиль изучают в контексте совместной деятельности и общения (стиль руководства группой, лидерства, деловой стиль общения). Стиль также рассматривают как характеристики поведения (агрессивный, демонстративный стиль, стиль в одежде). Понятие «стиль» предполагает, что существуют определенные закономерности в способах и действий, особенно если они имеют творческую ценность [6].
Известно, что некоторые исследователи [1;3;4] считают- понятие «стиль» — междисциплинарное, входящее в категориальный аппарат философии, психологии, педагогики, искусствоведения и др.
Стиль поведения — это динамичная психологическая система или модель реализации осознаваемых или неосознаваемых личностью целей, определенные закономерности в способах действиях, операций и реакций, которые служат для активной адаптации субъекта к условиям среды. Преимуществом стиля поведения является то, что он доступен наблюдению, описанию и прогнозированию, что очень важно для осуществления его оценки и проектирования перспектив развития.
Проведенный теоретический анализ показывает, что, во-первых, стиль проявляется в устойчивых моделях поведения и взаимодействия человека с окружающим миром. Во-вторых, эти модели могут продолжать оказывать свое воздействие даже тогда, когда они перестают соответствовать требованиям актуальной ситуации. В-третьих, наличие стилевых характеристик в поведении связано с индивидуальностью человека, его творческим началом. В-четвертых, сам стиль поведения характеризуется устойчивостью, так как человек стремится сохранить его любым путем. Кроме того, стиль обладает инертностью, то есть может выполнять положительную функцию адаптации в одних условиях, но в других оказаться непригодным.
Сущность понятия «стиль здорового поведения» в литературе до настоящего времени выяснена неполно.
Реализация здорового образа жизни на уровне отдельного человека осуществляется в форме здорового стиля жизни — модели более вариативной, личностно соотнесенной.
Здоровый стиль жизни — это не репродуктивное воспроизведение абстрактных норм и предписаний, накопленных наукой, это личностно соотнесенный способ активной полноценной успешной жизни, это возможность поисков и экспериментов, связанных с развитием собственных возможностей и раскрытием собственного потенциала.
Стиль жизни реализуется в конкретном стиле поведения как устойчивой модели. Стилевые особенности поведения с точки зрения их соответствия здоровью будут определяться и рядом других факторов.
Необходимы разные социально-педагогические условия для комфортного существования людей с разными типами темперамента (индивидуально-психологический фактор). Что полезно молодому человеку, не является таковым п пожилом возрасте (возрастной фактор), разным людям требуется разный режим дня (биоритмический фактор).
Кроме того, здоровое поведение неизменно связывают с удовлетворением базовых человеческих потребностей. При этом у каждой личности свой собственный способ их удовлетворения, во многом обусловленный воспитанием. Опираясь на теорию потребностей А. Маслоу, отметим, что развитая потребность в самоактуализации ориентирует на здоровое поведение как необходимое условие полноценной, активной, продолжительной жизни, позволяющей в полной мере реализовать потенциальные индивидуальные возможности [3].
Из этого следует, что стиль здорового поведения есть продукт самостоятельного поиска, индивидуального смыслотворчества, личностной эволюции, соответствует индивидуальным типологическим особенностям и индивидуальной системе потребностей.
В этом случае мы можем говорить о «стиле здорового поведения».
Опираясь на вышеотмеченные философские, социологические, педагогические, психологические методологические положения, стиль здорового поведения в исследовании мы определяем как устойчивую индивидуально‐своеобразную систему способов или приемов осуществления субъектом активности, действий и привычек, обусловленную состоянием здоровья, личностными характеристиками и социальными факторами, и направленную на укрепление, сохранение, восстановление здоровья.
Таблица 1
Показатели икритерии сформированности стиля здорового поведения
Компоненты |
Критерии |
Показатели |
|
Мотивационно-ценностный |
Принятие здоровья и здорового поведения как ценности |
Ценностные ориентации личности
Базисные стратегии поведения, наличие мотивации на успех. |
|
Когнитивный |
Уровень знаний и представлений о многокомпонентности здоровья и способах его укрепления |
Наличие знаний о здоровье и здоровом поведении
Наличие представлений о факторах, влияющих на индивидуальное здоровье |
|
Деятельностный |
Уровень умений и навыков, обеспечивающих укрепление здоровья и повышение физических качеств |
Оценка уровня физических качеств.
Способность использовать методы, средства укрепления здоровья, отсутствие вредных привычек, эмоциональное состояние, самочувствие, настроение, активность. |
|
Оценочно-рефлексивный |
Наличие оценочно-рефлексивного опыта |
Оценка опыта самодиагностики
Умение прогнозировать здоровьеориентированную деятельность и корректировать поведение на основе анализа, осмысления и оценки отношения к своему здоровью |
|
Формирование стиля здорового поведения — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов и включающий основные сферы жизнедеятельности человека. Исходя из этого, формирование здорового поведения, в частности у школьников, предусматривает создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Выделим три уровня формирования стиля здорового поведения: сформирован, частично сформирован, не сформирован.
На основе использования критериев и показателей были определены уровни сформированности стиля здорового поведения:
не сформирован:
‒ не сформированы мотивы, потребности и ценности здорового поведения;
‒ имеются эмпирические знания о здоровом поведении;
‒ владение отдельными, фрагментарными способами оздоровительной деятельности и здорового поведения;
‒ низкий уровень развития физических качеств;
‒ непостоянно проявляющаяся способность анализировать индивидуальные траектории становления здорового поведения;
‒ отсутствие опыта самодиагностики.
частично сформирован
‒ наличие мотивов и ценностей здорового поведения;
‒ сформированы представления о многокомпонентности здоровья и способах его укрепления;
‒ владение основами здорового поведения, их реализации в жизнедеятельности;
‒ недостаточный уровень развития отдельных физических качеств;
‒ проявляется самостоятельность, организованность и последовательность в реализации намеченной цели здорового поведения.
сформирован:
‒ сформированы ценностные ориентации, устойчивая потребность и мотивация здорового поведения;
‒ осознаны и освоены ценности здорового поведения;
‒ сформирована система знаний и представлений о многокомпонентности здоровья и способах его укрепления;
‒ владение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;
‒ высокий уровень развития физических качеств;
‒ владение системой умений анализа и коррекции поведения на основе осмысления и оценки отношения к своему здоровью;
‒ наличие оценочно-рефлексивного опыта.
Формирование стиля здорового поведения возможно только путем дифференцирования педагогических воздействий, т. е. подбора средств и методов, наиболее адекватных биологическим возможностям, индивидуальным особенностям старшего школьника и имеет конечной целью совершенствование условий его жизни.
Литература:
- Манжелей И. В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании: Монография / И. В. Манжелей. — Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2005. — 208 с.
- Носов А. Г. Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни у обучающихся: дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Носов А. Г. — Саратов, 2014. — 213 с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. — СПб., 1997. — 430 с.
- Салтан А. Адрес — юность: проект по пропаганде ЗОЖ и морально-нравственному воспитанию подростков / А. Салтан // Первое сентября. — 2009. — № 22. — С.18–25.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. — М.: ИТИ Технологии, 2003. — 944 с.
- Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности / М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов. — М.: Астраль, 2005. — 201 с.