Стиль здорового поведения старшеклассников с социальными девиациями: критерии и показатели | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (177) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 30.10.2017

Статья просмотрена: 377 раз

Библиографическое описание:

Томащук, Я. Ю. Стиль здорового поведения старшеклассников с социальными девиациями: критерии и показатели / Я. Ю. Томащук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 118-121. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46077/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлен теоретический анализ понятий «здоровое поведение», «стиль», их соотношение; отражена авторская трактовка понятия «стиль здорового поведения», раскрываются основные показатели и критерии сформированности стиля здорового поведения в старшем школьном возрасте.

Ключевые слова: здоровье, здоровое поведение, стиль, стиль здорового поведения, старшеклассники

По мере развития общества проблема здоровья растущего человека неуклонно возрастает. По мнению ряда ученых, здоровье — это естественная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, так как оно определяет возможность и эффективность прогресса в обществе. Поэтому значение сохранения здоровья неуклонно возрастает по мере развития общества [2].

Мы попытаемся рассмотреть проблему здоровья растущего человека с поведенческих позиций. Поскольку поведение играет все большую роль в сохранении здоровья, оно становится ключевым моментом среди факторов, влияющих на его качество. Наиболее цитируемым определением здорового поведения является формулировка, предложенная в 1966 г. С. Каслом и С. Коббом. Здоровое поведение — это поведение, направленное на сохранение или увеличение благополучия индивида. При этом в основном акцент делается на произвольной активности, связанной с физическим здоровьем

Само понятие «стиль» также имеет множество значений. В толковом словаре оно определяется как «метод, совокупность приёмов какой-нибудь работы, деятельности, поведения (стиль работы, стиль вождения), в том числе приемы использования языковых средств (научный, публицистический стиль)» [5, с.770].

Социологические науки рассматривают стиль как «совокупность образцов поведения индивида или группы, ориентированных преимущественно на повседневную жизнь» [1; 4].

Психологические теории анализируют стиль в связи с мышлением (практический, гуманитарный стиль), проявлением креативности, творчества. В социальной психологии и психологии управления стиль изучают в контексте совместной деятельности и общения (стиль руководства группой, лидерства, деловой стиль общения). Стиль также рассматривают как характеристики поведения (агрессивный, демонстративный стиль, стиль в одежде). Понятие «стиль» предполагает, что существуют определенные закономерности в способах и действий, особенно если они имеют творческую ценность [6].

Известно, что некоторые исследователи [1;3;4] считают- понятие «стиль» — междисциплинарное, входящее в категориальный аппарат философии, психологии, педагогики, искусствоведения и др.

Стиль поведения — это динамичная психологическая система или модель реализации осознаваемых или неосознаваемых личностью целей, определенные закономерности в способах действиях, операций и реакций, которые служат для активной адаптации субъекта к условиям среды. Преимуществом стиля поведения является то, что он доступен наблюдению, описанию и прогнозированию, что очень важно для осуществления его оценки и проектирования перспектив развития.

Проведенный теоретический анализ показывает, что, во-первых, стиль проявляется в устойчивых моделях поведения и взаимодействия человека с окружающим миром. Во-вторых, эти модели могут продолжать оказывать свое воздействие даже тогда, когда они перестают соответствовать требованиям актуальной ситуации. В-третьих, наличие стилевых характеристик в поведении связано с индивидуальностью человека, его творческим началом. В-четвертых, сам стиль поведения характеризуется устойчивостью, так как человек стремится сохранить его любым путем. Кроме того, стиль обладает инертностью, то есть может выполнять положительную функцию адаптации в одних условиях, но в других оказаться непригодным.

Сущность понятия «стиль здорового поведения» в литературе до настоящего времени выяснена неполно.

Реализация здорового образа жизни на уровне отдельного человека осуществляется в форме здорового стиля жизни — модели более вариативной, личностно соотнесенной.

Здоровый стиль жизни — это не репродуктивное воспроизведение абстрактных норм и предписаний, накопленных наукой, это личностно соотнесенный способ активной полноценной успешной жизни, это возможность поисков и экспериментов, связанных с развитием собственных возможностей и раскрытием собственного потенциала.

Стиль жизни реализуется в конкретном стиле поведения как устойчивой модели. Стилевые особенности поведения с точки зрения их соответствия здоровью будут определяться и рядом других факторов.

Необходимы разные социально-педагогические условия для комфортного существования людей с разными типами темперамента (индивидуально-психологический фактор). Что полезно молодому человеку, не является таковым п пожилом возрасте (возрастной фактор), разным людям требуется разный режим дня (биоритмический фактор).

Кроме того, здоровое поведение неизменно связывают с удовлетворением базовых человеческих потребностей. При этом у каждой личности свой собственный способ их удовлетворения, во многом обусловленный воспитанием. Опираясь на теорию потребностей А. Маслоу, отметим, что развитая потребность в самоактуализации ориентирует на здоровое поведение как необходимое условие полноценной, активной, продолжительной жизни, позволяющей в полной мере реализовать потенциальные индивидуальные возможности [3].

Из этого следует, что стиль здорового поведения есть продукт самостоятельного поиска, индивидуального смыслотворчества, личностной эволюции, соответствует индивидуальным типологическим особенностям и индивидуальной системе потребностей.

В этом случае мы можем говорить о «стиле здорового поведения».

Опираясь на вышеотмеченные философские, социологические, педагогические, психологические методологические положения, стиль здорового поведения в исследовании мы определяем как устойчивую индивидуально‐своеобразную систему способов или приемов осуществления субъектом активности, действий и привычек, обусловленную состоянием здоровья, личностными характеристиками и социальными факторами, и направленную на укрепление, сохранение, восстановление здоровья.

Таблица 1

Показатели икритерии сформированности стиля здорового поведения

Компоненты

Критерии

Показатели

Мотивационно-ценностный

Принятие здоровья и здорового поведения как ценности

Ценностные ориентации личности

Базисные стратегии поведения, наличие мотивации на успех.

Когнитивный

Уровень знаний и представлений о многокомпонентности здоровья и способах его укрепления

Наличие знаний о здоровье и здоровом поведении

Наличие представлений о факторах, влияющих на индивидуальное здоровье

Деятельностный

Уровень умений и навыков, обеспечивающих укрепление здоровья и повышение физических качеств

Оценка уровня физических качеств.

Способность использовать методы, средства укрепления здоровья, отсутствие вредных привычек, эмоциональное состояние, самочувствие, настроение, активность.

Оценочно-рефлексивный

Наличие оценочно-рефлексивного опыта

Оценка опыта самодиагностики

Умение прогнозировать здоровьеориентированную деятельность и корректировать поведение на основе анализа, осмысления и оценки отношения к своему здоровью

Формирование стиля здорового поведения — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов и включающий основные сферы жизнедеятельности человека. Исходя из этого, формирование здорового поведения, в частности у школьников, предусматривает создание системы преодоления факторов риска в форме активной жизнедеятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

Выделим три уровня формирования стиля здорового поведения: сформирован, частично сформирован, не сформирован.

На основе использования критериев и показателей были определены уровни сформированности стиля здорового поведения:

не сформирован:

‒ не сформированы мотивы, потребности и ценности здорового поведения;

‒ имеются эмпирические знания о здоровом поведении;

‒ владение отдельными, фрагментарными способами оздоровительной деятельности и здорового поведения;

‒ низкий уровень развития физических качеств;

‒ непостоянно проявляющаяся способность анализировать индивидуальные траектории становления здорового поведения;

‒ отсутствие опыта самодиагностики.

частично сформирован

‒ наличие мотивов и ценностей здорового поведения;

‒ сформированы представления о многокомпонентности здоровья и способах его укрепления;

‒ владение основами здорового поведения, их реализации в жизнедеятельности;

‒ недостаточный уровень развития отдельных физических качеств;

‒ проявляется самостоятельность, организованность и последовательность в реализации намеченной цели здорового поведения.

сформирован:

‒ сформированы ценностные ориентации, устойчивая потребность и мотивация здорового поведения;

‒ осознаны и освоены ценности здорового поведения;

‒ сформирована система знаний и представлений о многокомпонентности здоровья и способах его укрепления;

‒ владение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья;

‒ высокий уровень развития физических качеств;

‒ владение системой умений анализа и коррекции поведения на основе осмысления и оценки отношения к своему здоровью;

‒ наличие оценочно-рефлексивного опыта.

Формирование стиля здорового поведения возможно только путем дифференцирования педагогических воздействий, т. е. подбора средств и методов, наиболее адекватных биологическим возможностям, индивидуальным особенностям старшего школьника и имеет конечной целью совершенствование условий его жизни.

Литература:

  1. Манжелей И. В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании: Монография / И. В. Манжелей. — Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2005. — 208 с.
  2. Носов А. Г. Педагогическое сопровождение становления здорового образа жизни у обучающихся: дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Носов А. Г. — Саратов, 2014. — 213 с.
  3. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / А. Маслоу. — СПб., 1997. — 430 с.
  4. Салтан А. Адрес — юность: проект по пропаганде ЗОЖ и морально-нравственному воспитанию подростков / А. Салтан // Первое сентября. — 2009. — № 22. — С.18–25.
  5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — 4-е изд., доп. — М.: ИТИ Технологии, 2003. — 944 с.
  6. Фролов М. П. Основы безопасности жизнедеятельности / М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов, А. Т. Смирнов. — М.: Астраль, 2005. — 201 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровое поведение, стиль, здоровье, укрепление здоровья, здоровый стиль жизни, мера развития общества, оценка отношения, оценочно-рефлексивный опыт, проблема здоровья, стиль поведения.


Ключевые слова

здоровье, старшеклассники, стиль, здоровое поведение, стиль здорового поведения

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде.

Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков к здоровому образу жизни

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков.

Здоровый образ жизни в студенческой молодёжной среде: понятие и основные положения

В статье будут рассмотрены теоретические и методологические аспекты отношения к здоровому образу жизни в студенческой среде.

Отношение к здоровью у студентов с интернет-зависимостью

В данной работе рассматриваются внутренняя картина здоровья и представления о собственном здоровье у людей с различным уровнем выраженности интернет-зависимого поведения. Осуществляется анализ наиболее типичных подходов в определении здоровья и его о...

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников

В статье поднимается проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников и обосновывается ее актуальность на современном этапе развития школы, а также представлены результаты исследования данной проблемы.

Здоровый образ жизни студента и его составляющие

В статье проанализировано влияние здорового образа жизни на студента, его физическое и моральное здоровье. А также рассмотрены основные составляющие здорового образа жизни, с учёт статистики по ним в настоящее время.

Влияние ближайшего социального окружения на пищевое поведение и образ тела подростков: обзор

В статье предпринята попытка проанализировать влияние родителей и сверстников на пищевое поведение и образ тела подростков. Это является актуальным вопросом поиска причин и способов профилактики расстройств пищевого поведения среди подростков.

Организация здорового образа жизни студентов

В статье рассмотрены и проанализированы способы организации здорового образа жизни студентов. Актуальность статьи обусловлена снижением общего уровня здоровья у современных студентов, а также низкой активностью молодежи в поддержании здорового образа...

Жизнестойкость в подростковом возрасте как компонент психологической безопасности

В статье представлены результаты эмпирического исследования показателей жизнестойкости подростков.

Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков

Представленная статья посвящена результатам проведенного исследования «Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков». В период подросткового возраста происходят существенные изменения в психологическом, физическом и социальном ра...

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде.

Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков к здоровому образу жизни

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков.

Здоровый образ жизни в студенческой молодёжной среде: понятие и основные положения

В статье будут рассмотрены теоретические и методологические аспекты отношения к здоровому образу жизни в студенческой среде.

Отношение к здоровью у студентов с интернет-зависимостью

В данной работе рассматриваются внутренняя картина здоровья и представления о собственном здоровье у людей с различным уровнем выраженности интернет-зависимого поведения. Осуществляется анализ наиболее типичных подходов в определении здоровья и его о...

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников

В статье поднимается проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников и обосновывается ее актуальность на современном этапе развития школы, а также представлены результаты исследования данной проблемы.

Здоровый образ жизни студента и его составляющие

В статье проанализировано влияние здорового образа жизни на студента, его физическое и моральное здоровье. А также рассмотрены основные составляющие здорового образа жизни, с учёт статистики по ним в настоящее время.

Влияние ближайшего социального окружения на пищевое поведение и образ тела подростков: обзор

В статье предпринята попытка проанализировать влияние родителей и сверстников на пищевое поведение и образ тела подростков. Это является актуальным вопросом поиска причин и способов профилактики расстройств пищевого поведения среди подростков.

Организация здорового образа жизни студентов

В статье рассмотрены и проанализированы способы организации здорового образа жизни студентов. Актуальность статьи обусловлена снижением общего уровня здоровья у современных студентов, а также низкой активностью молодежи в поддержании здорового образа...

Жизнестойкость в подростковом возрасте как компонент психологической безопасности

В статье представлены результаты эмпирического исследования показателей жизнестойкости подростков.

Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков

Представленная статья посвящена результатам проведенного исследования «Связь самооценки и эмоционального интеллекта у старших подростков». В период подросткового возраста происходят существенные изменения в психологическом, физическом и социальном ра...

Задать вопрос