Организация работы по формированию доступных базовых навыков коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (174) октябрь 2017 г.

Дата публикации: 04.10.2017

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Артемьева, А. Б. Организация работы по формированию доступных базовых навыков коммуникации у детей с расстройством аутистического спектра / А. Б. Артемьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 40 (174). — С. 161-163. — URL: https://moluch.ru/archive/174/45841/ (дата обращения: 28.04.2024).



Задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий для компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Компенсацию нужно понимать не в биологическом, а в социальном аспекте. Воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями.

В проекте “Специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с нарушениями развития аутистического спектра” представлен анализ современных подходов к образованию и воспитанию детей — аутистов. Ученые, педагоги и психологи под термином аутизм понимают отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой. Это дети с нарушением психики в нескольких областях, при которых доминируют трудности, связанные с приобретением коммуникативных, речевых, моторных и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении. Для таких детей необходимосоздать условия для развития и выработки “академического” компонента и компонента “жизненной компетенции” за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации и готовности его к активной жизни в семье и социуме. Наблюдения показывают, что такая работа приводит к повышению мотивации к любой деятельности.

Новый взгляд на расстройство аутистического спектра рассматривает симптомы аутизма, как типы поведения, причинами которых являются глубинные базовые нарушения. Расстройство социального функционирования — основная черта аутизма. Типичный недостаток развития социальных навыков касается завязывания беседы, ответа на предложение поговорить от других людей, контакта глазами, считывания невербальных сигналов других людей, способности смотреть на происходящее с точки зрения другого. Формирование личности ребёнка с аутизмом происходит более эффективно в условиях организованной систематической деятельности, которая полнее учитывает условия развития и возрастную специфику детей и имеет коррекционную направленность.

Многим, кто находится рядом с детьми с аутизмом (или взрослыми), наверняка приходилось наблюдать такую ситуацию, когда ребёнок производит множество действий, отнюдь не приводящих близких в восторг: толкается, бесцельно бегает туда-сюда, передвигает какие-то предметы, кричит, плачет, устраивает истерики, причиняет боль себе и другим. Важнейшие вопросы, с которыми сталкивается педагог, планирующий занятия с новым учеником: «С чего начать? Следует ли мне бороться с одними чертами поведения или пытаться развивать другие?» Для начала необходимо выявить предпочтения и склонности ребенка. После того, как мы это сделаем, перед нами встает более сложный вопрос: как помочь малышу, склонному избегать общения, успокоиться, снизить темп движений и начать подниматься по лестнице развития? Первым делом мы должны попытаться приобщиться к действиям ребенка. Двигаясь вместе с ним, помочь ему во всем, что он делает. Присоединяясь к занятиям воспитанника, педагог может завязать отношения с ним, объясняться на языке жестов, чтобы ребенку приходилось отвечать взрослому каким-нибудь осмысленным движением и, может быть, даже что-то произносить, чтобы получить желаемое. Многие дети с повышенным стремлением к получению ощущений способны произносить отдельные содержательные слова или короткие фразы. Они могут подсказывать взрослому, что хотят подняться вверх или спуститься вниз, остановиться или начать движение. Существует прием, помогающий наладить контакт с детьми, которые настолько нелюдимы, что тут же убегают, когда ты пытаешься к ним присоединиться. Это игра под названием «Передвижной забор». Необходимо помнить: все дети хотят установить контакт и взаимодействовать с окружающими, они просто не знают, как это делается, а устройство их нервной системы чинит им практически непреодолимые препятствия. Самая большая ошибка — пытаться физически ограничить движения ребенка, страдающего сенсорным голодом. Он начнет раздражаться и расстраиваться, а это только прибавит проблем. Играя в «Передвижной забор», вы перемещаетесь по комнате вместе с ребенком, пытаясь расставить вокруг него руки наподобие обруча, при этом не дотрагиваясь непосредственно до его тела (можно использовать настоящий обруч). Иногда это проще сделать, если ребенок оказывается в углу или двигается вдоль стенки, тогда угол или стена тоже становятся частью «забора». Так малыш оказывается в замкнутом ограниченном пространстве. Вы не прикасаетесь к нему, но чтобы преодолеть ограничения, он сам должен до вас дотронуться. На этом этапе задача педагога заключается в том, чтобы ребенок-аутист его заметил, далее, чтобы заинтересовался и получил положительные эмоции от взаимодействия с взрослым. Педагог фиксирует моменты, от которых ребенок во время взаимодействия получал удовольствия и использует это при дальнейшем выстраивании работы. Часто ситуация развивается по одному из двух сценариев. Не исключено, что ребенок, оказавшись в маленьком загончике, повернется к вам, улыбнется и пойдет на контакт. Но есть и другой вариант: малыш начнет вырываться, прорвет заграждение и опять направится блуждать по комнате. Он может попробовать нырнуть под ваши руки или перелезть через них. Если вы при этом будете поощрять его использовать какие-нибудь целенаправленные жесты или звуки, велика вероятность, что вам удастся научить его осмысленно поднимать вверх руку и даже произносить слова «вверх», «вниз», или «пусти». В качестве забора можно также использовать больших кукол или мягкие игрушки. Главная идея, состоит в том, чтобы использовать свойственный таким детям сенсорный голод для вовлечения их в процессы совместного внимания, установления контакта, налаживания обмена жестами или словами, он будет контролировать себя все лучше и лучше. Контроль над собственным поведением, без которого невозможен переход на более высокие уровни эмоционального развития, достигается благодаря тому, что мы помогаем ребенку использовать движения для взаимодействия с миром.

Аутостимуляции, наблюдаемые у аутиста необходимо использовать в процессе занятий, для установления эмоционального контакта. Например, если ребенок постоянно раскачивается, можно предложить ему игры «Лодочка», «Качание в одеяле» и др. Если малыш подпрыгивает, встряхивает руками, то можно провести игру «Зайчики». Если он постоянно щурится, глядя на свет, следует предложить ему игру «Моргалки», а в ответ на постоянное постукивание по столу или стене — игру «Постучим». Таким образом, имеющиеся у ребенка аутостимуляции мы переводим в социально приемлемую форму.

У детей с тяжелой формой аффективной дезадаптации также необходимо развивать способность к подражанию. С этой целью можно использовать следующие психотехнические игры.

Игра «Догонялки»

Цель. Развитие эмоционального контакта ребенка с педагогом и с группой, обучение подражанию действиям взрослых.

Ход игры. Проводится в подгруппах из 2–3 человек. Педагог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза предлагает ему догнать других детей.

Аналогичные игры можно проводить с куклой — в этом случае дети поочередно показывают действия на ней. Учитывая наличие страхов у детей с аутизмом, трудности контакта с ними, можно предлагать выполнять активные роли родителям.

На втором этапе коррекционных занятий можно предложить детям разнообразные манипулятивные игры с предметами, что способствует развитию у них зрительного и осязательного восприятия. Опыт работы с такими детьми показал, что специальные занятия, направленные на развитие гностических процессов, моторных функций, целесообразно проводить с ребенком индивидуально. Вместе с тем с этой целью можно использовать и следующие групповые психотехнические игры.

Игра «Возьми, положи, брось»

Цель. Развитие умения слушать и понимать речевую инструкцию, совершенствование предметно-практических манипуляций.

Оборудование. Кегли, корзина или коробка.

Ход игры. Педагог ставит на стол кегли, предлагает детям взять их и кинуть в коробку, которая находится в двух метрах от него. Если они успешно справились с заданием, можно организовать соревнование «Кто быстрее?».

Занятие можно усложнить. Детям предлагается закинуть кегли в коробку с учетом цвета.

Игра «Собери фигурки»

Оборудование. Доски Сегена.

Ход игры. Небольшая группа детей располагается за столом. Каждому ребенку предлагается по команде собрать и разобрать доски.

Со временем игры можно усложнять за счет необходимости дифференцировать более сложные формы, величины предметов и пр.

На третьем этапе психологической коррекции можно перейти к сюжетно — манипулятивной игре. Важным моментом является формирование игровых штампов у детей с помощью многократных повторений игр с последовательным включением новых игровых действий.

Игра «Пришел Мурзик поиграть»

Цель. Формирование у детей игровых манипулятивных действий.

Оборудование: Игрушечный кот Мурзик и различные объемные предметы в специальном полиэтиленовом мешке.

Ход игры. Проводится в небольшой подгруппе детей. Педагог показывает детям кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик (в руках педагога и с его помощью) показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому ребенку взять фигурки — столько, сколько хочется, и расставить их на столе. На последующих занятиях рекомендуется менять игрушки, предлагать детям машинки, маленькие куклы, кубики и пр.

Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут обучить их эффективным способам общения и взаимодействия, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.

Литература:

  1. Стенли Гринспен, Серена Уидер «На ты с аутизмом» Москва Теревинф 2016
  2. Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватерс «Поддержка аутичных и отстающих развитии детей» © Издательство БелАПДИ — “Открытые двери, Минск 1997
  3. Bellini, 2006; Tantam, 2000; Welsh, Park, Widaman, & O’Neil, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, ход игры, педагог, занятие, нарушение развития, рука, сенсорный голод.


Похожие статьи

Сенсорное развитие детей с ТМНР в игровой и продуктивной...

Коррекционная работа по сенсорному развитию проблемных детей проводится во всех видах детской деятельности: в быту, в

Все занятия педагог сопровождает живой эмоциональной речью и всемерно побуждает детей посильно использовать речь по ходу деятельности.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей...

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал. Похожие статьи. Использование дидактических игр как средства развития...

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

Влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ бесценно.

Ход игры: на полу педагог выкладывает большие фигурки, а маленькие он одевает ребенку на запястье руки.

Необходимость логоритмических занятий при коррекционной работе с детьми дошкольного...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Для развития силы рук и мелкой моторики помогают игры: «Сдуй игрушку» — дети сдувают надувные игрушки

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: развивают сенсорную чувствительность, синхронную работу обеих рук, развивают общую...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Скачать Спецвыпуск Методическая копилка педагогов дошкольных образовательных учреждений города Волжского (pdf).

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и...

Игра как способ развития эмоционального интеллекта...

В ходе игры команды меняются заданиями.

Описание игры: На уроке учитель (выбранный ребенок) отгадывает животных, которых изображали дети на перемене.

Игра как средство сенсорного развития дошкольников с нарушением интеллекта.

Варианты применения игровых компьютерных технологий на...

конструктор комиксов (творческая игра нацелена на развитие способностей ребёнка к упорядочению информации, планированию

Включение компьютерных технологий в работу с детьми с нарушениями речевого, интеллектуального и сенсорного развития.

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего...

Проводя занятия по сенсорному развитию малышей, советую прибегнуть к ряду рекомендаций

Ход игры. Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

В центре собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Похожие статьи

Сенсорное развитие детей с ТМНР в игровой и продуктивной...

Коррекционная работа по сенсорному развитию проблемных детей проводится во всех видах детской деятельности: в быту, в

Все занятия педагог сопровождает живой эмоциональной речью и всемерно побуждает детей посильно использовать речь по ходу деятельности.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей...

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал. Похожие статьи. Использование дидактических игр как средства развития...

Игра как метод коррекционной деятельности с детьми с ОВЗ

Влияние игры на развитие ребенка с ОВЗ бесценно.

Ход игры: на полу педагог выкладывает большие фигурки, а маленькие он одевает ребенку на запястье руки.

Необходимость логоритмических занятий при коррекционной работе с детьми дошкольного...

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

Для развития силы рук и мелкой моторики помогают игры: «Сдуй игрушку» — дети сдувают надувные игрушки

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: развивают сенсорную чувствительность, синхронную работу обеих рук, развивают общую...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Скачать Спецвыпуск Методическая копилка педагогов дошкольных образовательных учреждений города Волжского (pdf).

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и...

Игра как способ развития эмоционального интеллекта...

В ходе игры команды меняются заданиями.

Описание игры: На уроке учитель (выбранный ребенок) отгадывает животных, которых изображали дети на перемене.

Игра как средство сенсорного развития дошкольников с нарушением интеллекта.

Варианты применения игровых компьютерных технологий на...

конструктор комиксов (творческая игра нацелена на развитие способностей ребёнка к упорядочению информации, планированию

Включение компьютерных технологий в работу с детьми с нарушениями речевого, интеллектуального и сенсорного развития.

Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего...

Проводя занятия по сенсорному развитию малышей, советую прибегнуть к ряду рекомендаций

Ход игры. Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры.

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

В центре собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения.

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Задать вопрос