Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (1) март 2015 г.

Дата публикации: 18.02.2015

Статья просмотрена: 421 раз

Библиографическое описание:

Чувашлева О. В. Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 28-29. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/1/56/ (дата обращения: 18.07.2018).

Маленький ребенок познает окружающий мир через ощущения, т. е. с помощью глаз, ушей, кожи, рта и носа. Обследуя окружающий мир, кроха постепенно накапливает и расширяет свои представления о различных свойствах предметов: их цвете и форме, величине и строении, об их положении в пространстве и пропорциях, запахе и вкусе, их способности издавать те или иные звуки.

При этом совершенствуются все виды восприятия, улучшается деятельность органов чувств и происходит накопление сенсорного опыта, который в дальнейшем поможет усвоению и использованию сенсорных эталонов. Всё вышеперечисленное способствует умственному развитию ребенка.

Двухлетний малыш уже знает некоторые цвета, различает некоторые формы и величины. Но пока в первую очередь он воспринимает самый главный признак предмета. Так, например, ребенок замечает, что мяч круглый, но не «видит» его цвета. В то же время, кроха не может ещё уяснить, что все мячи — круглые [1].

Проводя занятия по сенсорному развитию малышей, советую прибегнуть к ряду рекомендаций:

-         Обращайте внимание ребенка на цвет предметов (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый, оранжевый, фиолетовый, коричневый).

-         Предлагайте задания на различение формы предметов: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Начинайте знакомить малыша с объемными геометрическими телами и их упрощенными названиями: кубик, шар, кирпичик.

-         Наряду с известными понятиями о величине — «большой», «маленький» — введите новое — «средний».

-         Привлекайте ребенка к формированию и различию групп однородных предметов: один, мало, много.

-         Обогащайте слух ребенка разнообразными звуками: произведениями классической музыки, звучаниями музыкальных инструментов и т. п.

-         В различных бытовых ситуациях побуждайте ребенка воспринимать свойства предметов на вкус, запах и вес.

-         Подбирайте специальные дидактические игры с предметами, в ходе которых ребенок в игровой форме будет знакомиться со свойствами предметов.

-         Не требуйте от ребенка обязательного запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел различать эти свойства в ходе практической деятельности.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления различных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни ребенка. [2]

Предлагаю вашему вниманию несколько дидактических игр которые, на мой взгляд, помогут вашем малышам без особых усилий и в игровой форме освоить «сенсорные эталоны»

Игра «Овощной магазин».

Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.

Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей.

Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.

Ход игры.

Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.

Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).

Рис. 1. Корзина с овощами

 

Рис. 2. Директор — ёж

 

Игра «Строим дом».

Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете.

Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки.

Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке.

Ход игры.

Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает помощь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка — из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».

Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков — собачке, из кубиков — кошке.

Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут.

Вариант игры. Можно предложить детям строить домики из кубиков разного цвета: собачке — из красных, кошке — из синих.

Игра «Разные кружки для зайца и лисы».

Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме, величине, цвете.

Игровая задача. Отобрать коврики для зайца и лисы.

Игровое правило. Правильно отобрать коврики и погрузить на машины соответствующих цветов.

Ход игры.

Воспитатель приносит два домика и говорит детям, что один домик для лисы, другой — для зайца. Звери делают в домиках ремонт, купили мебель, а на пол решили постелить новые коврики. Предлагает детям помочь зверятам выбрать коврики — лиса и заяц любят коврики, похожие на кружки. Воспитатель показывает коврики: зеленые и красные (пластины из строительного набора или листочки цветной бумаги). Дети должны отобрать коврики и погрузить их на машину, для лисы — красные кружки, для зайца — зеленые.

Вариант игры. Предложить детям отобрать коврики большие и маленькие одного цвета; разных цветов, разных форм одного цвета.

Игра «Большие и маленькие мячики».

Дидактическая задача. Учить различать цвет и величину (большой — маленький); развивать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Игровая задача. Подобрать мячики для кукол.

Игровое правило. Правильно подобрать мячи по цвету и величине.

Ход игры.

Воспитатель дает рассмотреть мячики разных цветов (синие, зеленые, красные, желтые) и разной величины (большие и маленькие). Показывает, как они ритмично подпрыгивают, и приговаривает:

Прыг да прыг,

Все прыг да прыг,

Спать наш мячик

Не привык.

Воспитатель выносит две куклы — большую и маленькую — и говорит: «Большая кукла Оля ищет для себя мячик. Маленькая кукла Ира тоже хочет поиграть с мячом». Предлагает детям подобрать куклам мячи. Дети отбирают мячи нужной величины (большой кукле — большой мячик, маленькой кукле — маленький мяч). Кукла Оля капризничает: ей нужен мяч желтого цвета, как ее юбочка. Кукла Ира тоже сердится: ей нужен мяч красного цвета, такой, как ее бантик. Воспитатель предлагает ребятам успокоить кукол: подобрать им нужные мячи.

Также можно использовать следующие дидактические игры: «Подбери петушку перышки», «Подбери попугаю колечко», «В гости приехали куклы», «Собери цветок, собери чашку», «Подбери пару» и многие другие игры.

 

Литература:

 

1.      http://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/fizicheskoe_razvitie/id/1202

2.      http://www.maam.ru/detskijsad/znachenie-sensornogo-razvitija-rebenka-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html

3.      http://www.umnaymasha.ru/show_good.php?idtov=5077

4.      http://www.mydeartoys.ru/product/imaginary_play_1870

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, цвет, ход игры, игровое правило, игровая задача, дидактическая задача, игра, домик, величина, вариант игры.

Похожие статьи

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

ребенок, цвет, ход игры, игровое правило, игровая задача, дидактическая задача, игра, домик, величина, вариант игры.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей... игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст...

ребенок, цвет, ход игры, игровое правило, игровая задача...

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал. Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство... Уделяя должное внимание различным заданиям, упражнениям, играм на...

Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника

ребенок, цвет, ход игры, игровое правило, игровая задача, дидактическая задача, игра, домик, величина, вариант игры.

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые...

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, правило игры, программный материал, действие, дидактический материал, дидактическая задача, игровая деятельность.

Организация дидактической игровой деятельности...

Дидактические игры отличает четкая педагогическая задача, поставленная педагогом, наличие игровых правил и условий.

Это разновидность обучающих игр. Они, как правило, содержат конкретную цель и предполагают конечный результат.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей...

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление...

Особенности руководства дидактическими играми дошкольников

дидактическая игра, игра, дидактическая задача, ребенок, действие, задача, игровая задача, правило игры, правило, готовое содержание.

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая...

игра, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность, дидактическая задача, реальная ситуация, познавательная активность, игровой замысел, игровая задача, учебная деятельность. Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания...

ребенок, цвет, ход игры, игровое правило, игровая задача, дидактическая задача, игра, домик, величина, вариант игры.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей... игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст...

ребенок, цвет, ход игры, игровое правило, игровая задача...

игра, ребенок, ход игры, создание игры, сенсорное развитие, цвет, ранний возраст, мелкая моторика рук, квадрат, дидактический материал. Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство... Уделяя должное внимание различным заданиям, упражнениям, играм на...

Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника

ребенок, цвет, ход игры, игровое правило, игровая задача, дидактическая задача, игра, домик, величина, вариант игры.

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые...

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

игра, ребенок, дидактическая игра, дошкольный возраст, правило игры, программный материал, действие, дидактический материал, дидактическая задача, игровая деятельность.

Организация дидактической игровой деятельности...

Дидактические игры отличает четкая педагогическая задача, поставленная педагогом, наличие игровых правил и условий.

Это разновидность обучающих игр. Они, как правило, содержат конкретную цель и предполагают конечный результат.

Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей...

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление...

Особенности руководства дидактическими играми дошкольников

дидактическая игра, игра, дидактическая задача, ребенок, действие, задача, игровая задача, правило игры, правило, готовое содержание.

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая...

игра, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность, дидактическая задача, реальная ситуация, познавательная активность, игровой замысел, игровая задача, учебная деятельность. Психолого-педагогическая характеристика дидактических игр как...

Посетите сайты наших проектов

Задать вопрос