Детское чтение — это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, но и задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями. Чтение детей — это ключ к жизни в информационном обществе.
Детское чтение выделено в структуре чтения по признаку возрастных особенностей читателей в периоды детства (6–9 лет), отрочества (10–11 лет), ранней юности (11–14 лет). Детям свойственны специфические мотивы и цели чтения, пути их реализации, процессы восприятия литературных произведений. В начале жизни чтение в значительно большей мере, чем в последующие периоды, — источник познания мира и себя.
В современном обществе, к сожалению, существуют проблемы детского чтения. Над данной проблемой сегодня работают специалисты разных областей. Проблемы состоит не в том, что дети не хотят читать, а в том, что у ребёнка не формируется адекватный навык чтения.
Для формирования навыка чтения рекомендую использовать различные методики.
Методика Е. В. Заика.
В основе системы упражнений лежит методика нейропсихологической диагностики. Всего 26 упражнений, назову некоторые.
‒ чтение строчек наоборот по буквам;
‒ чтение строчек наоборот по словам;
‒ поочерёдное чтение слов нормально и наоборот
Наиболее распространённая и широко используемая методика Зайцева
а) жужжащее чтение (ежедневное чтение на уроках чтения, природоведения и других по 5 минут, читают одновременно все, каждый в своём темпе и свою книгу)
б) чтение парами (в 1–2 классах 1 абзац читает ребёнок, 2 абзац- родитель, потом меняются. В итоге текст прочитан 2 раза.)
г) чтение перед сном дома (хорошо откладывается в памяти)
д) многократное чтение небольшого отрывка (1 раз ребёнок прочитал отрывок за 1 минуту и отметил, 2 раз повтор этого самого же отрывка- темп увеличивается, появляется стимул, 3 раз читает этот же самый текст, но не останавливается, и 1–1,5 строчки он прочитает в большем темпе).
Если это упражнение делать каждый день,то результат будет через 2–3 недели.
е) чтение в темпе скороговорки (1 раз читает быстро, но окончания не должны проглатываться, 2 раз читает чуть медленнее, но выразительно).
ж) зрительные диктанты по текстам И. Т. Федоренко для развития оперативной памяти (целая система)
з) домашнее чтение 3 порциями по 10–15 минут через 1–1,5часа ещё раз и перед сном.
Методика Эдегей.
В основе методики — АНАГРАММЫ. Разработаны наборы слов, где нужно переставить буквы местами и т. д.
Сегодня неоспорима, роль семьи в формировании отношения к книге, чтению. Если чтение является важной частью жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в детстве, остаются на всю жизнь и реализуются детьми уже в собственной семье. Чтобы семейное чтение было увлекательнее предлагаю составлять всевозможные викторины.
Рекомендую одну по замечательной книге А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Сколько поколений детей выросло на этой книге, но до сих пор она остается интересной и актуальной.
Викторина универсальна. На ее основе можно провести собственную викторину, (используя часть вопросов), или конкурсы по любимой книге.
Знаешь ли ты?
- Почему автор назвал своего главного героя Буратино? («Деревянная кукла» по-итальянски — буратино).
- Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные приключения)
- Какая денежная монета была в обиходе у жителей этого городка? (Сольдо)
- Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас Барабас? (Доктор кукольных наук)
- Где находилась потайная дверь? (В каморке папы Карло за нарисованным очагом)
Кому принадлежат эти высказывания?
- «Не доведет тебя до добра это учение…» (Лиса Алиса)
- «Открой тайну, несчастный, Открой тайну!» (Буратино)
- «Теперь я займусь вашим воспитанием…» (Мальвина)
- «Десять тысяч чертей…» (Карабас Барабас)
Кто это?
- В широкополой шляпе ходил с шарманкой по городам и пением и музыкой зарабатывал себе на хлеб. (Папа Карло)
- Маленький человек в длинной белой рубашке с длинными рукавами. (Пьеро)
- Человек очень страшный с виду, имеющий густую, нечесаную бороду. (Карабас Барабас) и т. п.
Литература:
- Методика Е. В. Заика.
- Журнал «Вопросы психологии № 6 1995. Статья «Формирование навыка чтения у младших школьников».
- Вигман С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. -М.: ТК Велби, 2004. -208 с.
- Гребенюк О. С. Общие основы педагогики: Учеб.для студентов вузов. -М.: Владос, 2003. -160 с.
- Дидактический материал для отработки навыка чтения младших школьников Бутенко Т. А., сост. 320с 2005г
- Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953. 264 с
- Климанова Л. Ф. Проблема совершенствования навыка чтения младших школьников: Автореф. канд. дис. М., 1977. 19 с
- Светловская Н. Н. Введение в науку о читателе. М., 1997. С. 42.