В статье рассмотрены теоретические основы формирования системы материально-технического обеспечения на предприятии, изучена система материально-технического обеспечения филиала ПАО «ТрансКонтейнер» на Забайкальской железной дороге.
Ключевые слова: материально-техническое обеспечение, бережливое производство, заявки, запасы, ресурсы, потери
Материально-техническое обеспечение производства как компонент логистики и обеспечивающей подсистемы системы производственного менеджмента во многом определяет качество процесса переработки входа системы в ее выход — готовый продукт. При низком качестве входа системы невозможно получить высокое качество ее выхода. Процесс материально-технического обеспечения производства направлен на своевременную поставку на склады предприятия или сразу на рабочие места требуемых в соответствии с бизнес-планом материально-технических ресурсов. В состав материально-технических ресурсов входят: сырье, материалы, комплектующие изделия, покупное технологическое оборудование и технологическая оснастка (приспособления, режущий и мерительный инструменты), новые транспортные средства, погрузочно-разгрузочное оборудование, вычислительная техника и другое оборудование, а также покупное топливо, энергия, вода. Другими словами, все, что поступает на предприятие в вещественной форме и в виде энергии, относится к элементам материально-технического обеспечения производства.
Материально-техническое обеспечение является формой распределения средств производства на основе организационных связей и договоров между поставщиками и потребителями непосредственно или через посредника. Оно в значительной мере предопределяет результативность производства, оказывая непосредственное воздействие на использование производственных фондов, ритмичность производства, себестоимость, производительность труда, продолжительность основных операций и другие показатели.
Материально-техническое обеспечение (МТО) — это система планирования и организации закупок, поставок, распределения, хранения, учета и контроля МТР [1, c.723].
Задачи МТО изображены на рисунке 1.
Рис.1. Состав материально-технического обеспечения
Органы МТО предприятий железнодорожного транспорта решают также вопросы развития складского хозяйства, автоматизации и информатизации процессов снабжения. Система управления МТО включает в себя такие взаимосвязанные направления, как планирование снабжения, организация поставок, контроль и координация работы. Кроме того, в рамках МТО осуществляется нормирование расхода материальных ресурсов, организация складского хозяйства, управление запасами.
ПАО «ТрансКонтейнер» основано в 2006 году и сегодня является крупнейшим российским транспортно-логистическим оператором в области интермодальных контейнерных перевозок, предоставляя полный спектр услуг, связанных с контейнерными грузоперевозками. От эффективной работы всей цепочки материально — технического обеспечения — формирования заказов, закупки материально технических ресурсов, их доставки, распределения и хранения — зависит эффективность деятельности ПАО «ТрансКонтейнер» в целом и успешное выполнение его производственных планов.
Главной задачей органов снабжения ПАО «ТрансКонтейнер» является своевременно и оптимальное обеспечение производства необходимыми материальными ресурсами соответствующей комплектности и качества. Решая эту задачу, работники органов снабжения изучат и учитывают спрос и предложение на все потребляемые предприятием материальные ресурсы, уровень и изменение цен на них и на услуги посреднических организаций, выбирают наиболее экономичную форму товародвижения, оптимизируют запасы, снижают транспортно-заготовительные и складские расходы.
Номенклатура и ассортимент потребленных материальных ресурсов зависит от номенклатуры и сложности производимой продукции. Номенклатура материалов дает возможность правильно систематизировать и группировать расчеты потребности в одних и тех же материалах [2].
Показатели материально-технического обеспечения
1) Общая стоимость неснижаемого запаса товарно-материальных ценностей в год для филиала ПАО «ТрансКонтейнер» на Забайкальской железной дороге составляет 14 702 тыс. рублей, в том числе:
‒ КТ Чита — 1 934 тыс. руб.;
‒ КТ Забайкальск — 2 081 тыс. руб.;
‒ КТ Благовещенск — 1 792 тыс. руб.;
‒ Сектор по эксплуатации и ремонту подвижного состава и контейнеров − 8 623 тыс. руб.
‒ Сектор информационных технологий — 272 тыс. руб.
2) Исходя из неснижаемого запаса товарно-материальных ценностей и необходимости наличия материалов для обеспечения бесперебойной текущей работы, установить норматив запасов товарно-материальных ценностей для филиала ПАО «ТрансКонтейнер» на Забайкальской железной дороге в сумме 19 572 тыс. руб, в том числе:
‒ Контейнерный терминал Чита — 4 073 тыс. руб.;
‒ Контейнерный терминал Забайкальск — 2 920 тыс. руб.;
‒ Контейнерный терминал Благовещенск — 3 086 тыс. руб.;
‒ Сектор по эксплуатации и ремонту подвижного состава и контейнеров — 8 623 тыс. руб.;
‒ Сектор информационных технологий — 720 тыс. руб.;
‒ Аппарат управления филиала — 150 тыс. руб. [3].
Таблица 4
Сумма неснижаемых запасов по терминалам филиала ПАО «ТрансКонтейнер» на Забайкальской железной дороге
Наименование филиала |
Сумма неснижаемого запаса, тыс. руб. |
АКП Чита |
2082754,13 |
АКП Забайкальск |
2081002,89 |
АКП Благовещенск |
1791807,81 |
Итого по филиалу |
5955564,84 |
Рис. 2. Объем запасов ТМЦ филиала ПАО «ТрансКонтейнер» на Забайкальской железной дороге
Общая стоимость неснижаемых запасов ТМЦ для филиала ПАО «ТрансКонтейнер» составляет 59 %. Самый большой запас составляет сектор по эксплуатации и ремонту подвижного состава и контейнеров. Наименьший запас составляет аппарат управления филиала [4].
Рис.3. Динамика запасов Контейнерный терминал Благовещенск
Динамика представлена по состоянию на 1 января каждого года. В 2013,2014 году запасы на Контейнерном терминале Благовещенск были ниже нормативной нормы, обратное явление наблюдается в 2015 году.
Рис.4. Динамика запасов Контейнерного терминала Забайкальск
Динамика запасов Контейнерного терминала Забайкальск отображает превышение норматива в период с 2013 по 2015 год.
Превышение норматива запасов на Контейнерном терминале Чита за весь период представлено на рис. 5.
Рис.5. Динамика запасов Контейнерного терминала Чита
Анализ динамики запасов филиала ПАО «ТрансКонтейнер» выполнен в период с 2013 по 2015 года. Результаты свидетельствуют о превышении норматива запасов за весь период на Контейнерном терминале Чита, Контейнерном терминале Забайкальск. На КТ Благовещенск в 2013, 2014 годах запасы ниже нормативной нормы, обратное явление — в 2015 году.
В каждый период времени темп поступления материалов должен быть близок к темпу выпуска и расходов. Поэтому меры по регулированию объема запасов должны быть направлены на сведение к минимуму времени, в течение которого материал находится на предприятии,
Важным инструментом профилактики неликвидов может служить применение научно обоснованных оптимизационных методов управления запасами ресурсов. Рациональное определение текущих и страховых запасов и выработка стратегии закупок в соответствии с оптимальными параметрами может позволить избежать появления лишних запасов, отвлекающих деньги из оборота.
Таким образом на предприятии ПАО «ТрансКонтейнер» можно наблюдать либо превышение норматива, либо его недостачу. Следовательно, чтобы решить проблему МТО в будущем стоит: пересмотреть и пересчитать норматив, заданный по запасам на всех Контейнерных терминалах и в дальнейшем автоматизировать систему контроля запасов.
Литература:
- Н. П. Терёшина, В. Г. Галабурда, М. Ф. Трихунков и др. Экономика железнодорожного транспорта. — Учеб. для вузов ж.-д. транспорта. — М.: УМЦ ЖДТ., 2006. — 996 с.
- Анализ работы филиала ПАО «ТрансКонтейнер» на Забайкальской железной дороге, 2012 ‒ 2015гг.
- Статистические данные уровня материально-технических запасов на контейнерном терминале Чита, контейнерном терминале Благовещенск, контейнерном терминале Забайкальск 2013 ‒ 2015гг.
- Приказ филиала ПАО «ТрансКонтейнер» на Забайкальской железной дороге «О создании неснижаемого запаса и установления норматива товарно-материальных ценностей».
- Палангин Ю. И. Логистика — планирование и управление материальными потоками: учеб. пособие. — СПб.: Политехника, 2009–286с.