Аутсорсинг как элемент реструктуризации бизнес-процессов на малых инновационных предприятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №38 (172) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 22.09.2017

Статья просмотрена: 150 раз

Библиографическое описание:

Полиит-Заниздра Т. А. Аутсорсинг как элемент реструктуризации бизнес-процессов на малых инновационных предприятиях // Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 66-68. — URL https://moluch.ru/archive/172/45666/ (дата обращения: 17.06.2019).



Данная статья посвящена описанию процесса аутсорсинга как элемента реструктуризации бизнес-процессов на малых инновационных предприятиях с целью повышения эффективности их деятельности. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что основными потенциальными заказчиками инновационных продуктов и услуг могут быть крупные российские и транснациональные компании, которые предъявляют высокие требования к контрагентам. Привлечение квалифицированных специалистов на условиях аутсорсинга, в том числе в рамках кооперации между самими инновационными предприятиями может быть эффективным решением данной задачи.

Ключевые слова: реструктуризация, малое инновационное предприятие, производственная эффективность, антикризисное управление, аутсорсинг

Инновационное развитие российской экономики невозможно без создания эффективного связующего звена между научно-исследовательскими центрами, действующими, в том числе, на базе вузов, и промышленно-производственным сектором, имеющим острую потребность в технологическом обновлении. В своей статье «Реструктуризация бизнес-процессов на малых инновационных предприятиях» автор указывал на то, что малые инвестиционные предприятия (МИП), которые начали появляться в России в соответствии с принятым в 2009 году Федеральным законом № 217, могут справиться с указанной задачей. Закон позволил бюджетным научным и образовательным учреждениям учреждать коммерческие предприятия для внедрения собственных научных разработок и интеллектуальных продуктов. Между тем, анализ текущей деятельности около 2,5 тыс. МИПов, проведенный в конце 2016 года Республиканским исследовательским научно­консультационным центром экспертизы (ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ), продемонстрировал, что лишь единичные учрежденные вузами предприятия, оказываются коммерчески успешными и приносящими прибыль.

Ряд исследователей видит причины низкой эффективности МИПов в недостаточных объемах государственной поддержки, высоких административных барьерах, а также в отсутствии необходимой инфраструктуры. В упоминавшейся выше статье автор высказал мнение, что гораздо более важной причиной является низкая эффективность организации бизнес-процессов на самих предприятиях, их неспособность работать по жестким правилам рынка. Недостаточно произвести технологию, продукт или услугу, необходимо уметь вывести ее на рынок, довести до конечного потребителя, а это требует профессиональных навыков, которыми зачастую не располагают сотрудники МИПов — научные работники, преподаватели, студенты. В качестве одного из возможных решений этой проблемы автор предложил реструктуризацию бизнес­процессов, как инструмент повышения конкурентоспособности компании, представляющий из себя процесс оптимизации системы управления, повышения эффективности использования внутреннего потенциала организации и адаптации к рыночным условиям.

В данной статье внимание уделено аутсорсингу, как одному из возможных решений при проводимой реструктуризации бизнес-процессов на предприятии. Понимание принципов работы данного инструмента особенно важно именно для данного типа бизнес-проектов, поскольку, во-первых, они сами, по своей сути, должны быть компаниями-поставщиками аутсорсинговых услуг по проведению научно-исследовательских и изыскательных работ, разработки инновационных решений «под заказчика». В этом плане руководитель МИПа, его ведущие сотрудники должны четко понимать, какие требования к ним будет предъявлять контрагент. Во-вторых, основным проблемным звеном в организации бизнес-процессов работающих на базе вузов предприятий, являются обеспечивающие и вспомогательные функции, такие как организация бухгалтерского учета, маркетинг, реклама и PR, службы клиентского сервиса и т. п. Именно эти направления, зачастую, отдаются внешним поставщикам многими другими компаниями, повышающими тем самым свою конкурентоспособность.

Аутсорсинг (в переводе с англ. — «внешнее снабжение ресурсами») как инструмент базируется на основном экономическом принципе разделения труда — каждый участник получает выгоду, когда больше времени уделяет выполнению той работы, которую делает лучше других. В современном мире крупные корпорации уже давно предпочитают отдавать внешним исполнителям работы по научным изысканиям и разработкам, в том числе и новых продуктов. К числу наиболее крупных таких компаний относятся Dell, Motorola, Philips, Boeing и многие другие. Это общемировой тренд, который, безусловно, будет распространяться и на Россию. Согласно опросу, проведенному R&D Magazine среди компаний, осуществляющих заказ инновационных услуг и работ у внешних исполнителей, относительно того, какие именно работы они чаще всего покупают, почти треть (32,1 %) назвали разработку нового продукта, еще 31,3 % — инновационные процессы, 29 % — дизайн электронного оборудования, 27,5 % — разработка новых материалов; 26 % — разработка инновационных комплектующих; по 16 % пришлось на разработку системных решений и программных продуктов, чуть меньшие доли составили: новые решения по упаковке, функциональному дизайну, дизайну косметики и прочим направлениям.

При этом, чтобы воспользоваться данным трендом МИП должно продемонстрировать потенциальному заказчику высокое качество организации бизнес-процессов: от подготовки коммерческого предложения и проведения переговоров, до подготовки отчетной документации, сервисного и клиентского обслуживания разработанного и реализованного продукта. И по многим данным направлениям уже само МИП должно выступать заказчиком у компаний-поставщиков профессиональных бизнес-услуг. Главная ценность инновационных предприятий заключается в том, что они могут предложить высокий уровень компетенции именно в научно-изыскательных работах, взять на себя работу по проведению исследований сразу по нескольким направлениям и выбрать в итоге наиболее эффективное решение.

Крупная компания, которая будет обращаться к МИП за инновационным аутсорсингом, будет предъявлять повышенные требования по срокам и стоимости реализации проекта, для нее будет иметь значение имидж фирмы, имеющийся опыт выполнения аналогичных работ, квалификация всего персонала, качество интеграции вспомогательных функций и построения коммуникационного пространства. При отсутствии собственных ресурсов, соответствующих требованиям заказчика, единственным решением для МИПа будет привлечение сторонних исполнителей, при этом авторитет и бренд фирм-партнеров в этом случае будет положительно влиять и на имидж самого инновационного предприятия.

Разумеется, главным препятствием для привлечения профессиональных поставщиков вспомогательных бизнес-услуг: финансовых, маркетинговых, юридических, клиентского сервиса и многих других, для действующих на базе вузов инновационных предприятий является ограниченность собственных финансовых ресурсов. Одним из решений здесь может быть кооперация и сразу по нескольким направлениям. Прежде всего, сразу несколько МУПов, работающих под эгидой разных вузов и даже в разных городах и регионах России, могут являться заказчиками у одного и того же поставщика той или иной услуги, например, по подбору потенциального инвестора, проведению маркетингового исследования или PR-кампании.

Кроме того, сами инновационные предприятия могут становиться аутсорсерами друг для друга. Одним из конкретных направлений аутсорсинга от группы МИП другому МИПу может быть, к примеру, оказание бухгалтерских услуг компанией, созданной на базе финансово-экономического вуза. Это может помочь другим аналогичным инновационным предприятиям решить важную задачу — удовлетворение своих потребностей в услугах по бухгалтерскому сопровождению своей деятельности. Организующий подобный бизнес вуз, в свою очередь, обеспечивает своих студентов и научных сотрудников возможностью получения практических навыков внедрения инновационных решений и технологий при ведении бухгалтерского учета в предприятиях малого бизнеса.

Среди бухгалтерских услуг, которые будет оказывать подобное предприятие, можно выделить:

‒ ведение учета расчетов с поставщиками и покупателями;

‒ ведение расчетно-кассовых операций;

‒ расчет заработной платы;

‒ заполнение и сдача бухгалтерской и налоговой отчетности;

‒ анализ учета активов предприятия;

‒ ведение налогового учета.

К числу рисков, которые сдерживают многие предприятия от передачи бухгалтерского учета на аутсорсинг сторонней организации, исследователи относят то, что фирма доверяет ей всю финансово-экономическую информацию о своей деятельности, включая данные, составляющие коммерческую тайну. Принцип кооперации в сотрудничестве между группой МИП может существенно нивелировать данную угрозу, поскольку компания, осуществляющая бухгалтерское сопровождение может быть заинтересована в получении от своих заказчиков услуг, являющихся предметом их специализации: маркетинга, разработки программного обеспечения, юридических услуг и т. п.

Таким образом, более тесное взаимодействие работающих на базе вузов малых инвестиционных предприятий, как по приобретению квалифицированных услуг у сторонних поставщиков, так и оказание услуг друг другу, в том числе на условиях бартерного обмена, могут существенно снизить их издержки по организации бизнес-процессов на том уровне, который необходим для работы с крупными заказчиками их основных продуктов и услуг, создаваемых на базе уникального научного опыта.

Литература:

  1. Полиит-Заниздра Т. А. Реструктуризация бизнес-процессов на малых инновационных предприятиях Татьяна Александровна, аспирант Кубанский государственный университет (г. Краснодар), «Молодой учёный», № 4 (138), с. 520

2. Innovation Management and Outsourcing, Incremental Innovation, (электронный ресурс: http://www.incrementalinnovation.com/innovation-management-development/innovation-management-outsourcing)

  1. Власюк Ю. Аутсорсинг в инновационной сфере, Наука и инновации, № 4 (122).
  2. Малые инновационные предприятия по оказанию аутсоринговых услуг, IAS (электронный ресурс: http://www.i-ias.ru/blog/competition_page/malie_innovacionnie_predpriatia.html)
Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, бухгалтерский учет, работа, услуга, баз вузов, Россия, эффективное решение, клиентский сервис, бухгалтерское сопровождение, организация бизнес-процессов.


Похожие статьи

Оптимизация бизнес-процессов систем бухгалтерского учета

 высокой степенью интеграции в систему управления организацией;  повышенными требованиями к оперативности решения учетных

При разработке (адаптации) инструментария моделирования и оптимизации бизнес-процессов систем бухгалтерского учета потребуется

Бухгалтерский аутсорсинг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Хотелось бы отметить, что не только субъекты малого и среднего бизнеса, но и крупные компании так же предпочитают передавать ведение бухгалтерского учета сторонним организациям. Причины такого решения крупных компаний не случайны.

Актуальность и проект создания аутсорсинга в Республике Крым

– поиск клиентов на бухгалтерское сопровождение; – предложение им качественной услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, работе с банком и сдачи отчетности

Совершенствование бухгалтерского учета расчетов...

Исследование организации бухгалтерского учета расчетов предприятия по социальному страхованию (на примере ГУП РК «Крымский элеватор» — элеватор «Керченский»). Совершенствование процессов организации на основе инструментов управления качеством.

Аутсорсинг бухгалтерских услуг и его роль в стратегическом...

Бухгалтерский аутсорсинг - это передача ведения бухгалтерского учёта предприятия сторонним специалистам с целью оптимизации бизнес-процессов.

Выбор облачного программного обеспечения для ведения...

Специфические особенности ведения бухгалтерского учета страховой организации. Современные аспекты нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса: рекомендации начинающим бухгалтерам.

Роль и место аутсорсинга в организации бухгалтерского учета

Бухгалтерское обслуживание очень актуально на недавно зарегистрированных предприятиях, поскольку средств на содержание

Основные термины (генерируются автоматически): аутсорсинг, бухгалтерский учет, компания, услуга, бизнес, затрата, налоговый учет, Фролово.

Принципы организации бухгалтерского учета на малом...

Организация бухгалтерского учета - это система построения учетного процесса.

При организации бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, которые

Руководитель малого предприятия в зависимости от объема учетной работы вправе

Выбор программ автоматизации бухгалтерского учета для малых...

Сложно составить рейтинг программ бухгалтерского учета. Все зависит от поставляемого ПО и информационно-технологического сопровождения в регионе, а также от процессов предприятия, которые необходимо автоматизировать.

Похожие статьи

Оптимизация бизнес-процессов систем бухгалтерского учета

 высокой степенью интеграции в систему управления организацией;  повышенными требованиями к оперативности решения учетных

При разработке (адаптации) инструментария моделирования и оптимизации бизнес-процессов систем бухгалтерского учета потребуется

Бухгалтерский аутсорсинг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Хотелось бы отметить, что не только субъекты малого и среднего бизнеса, но и крупные компании так же предпочитают передавать ведение бухгалтерского учета сторонним организациям. Причины такого решения крупных компаний не случайны.

Актуальность и проект создания аутсорсинга в Республике Крым

– поиск клиентов на бухгалтерское сопровождение; – предложение им качественной услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета, работе с банком и сдачи отчетности

Совершенствование бухгалтерского учета расчетов...

Исследование организации бухгалтерского учета расчетов предприятия по социальному страхованию (на примере ГУП РК «Крымский элеватор» — элеватор «Керченский»). Совершенствование процессов организации на основе инструментов управления качеством.

Аутсорсинг бухгалтерских услуг и его роль в стратегическом...

Бухгалтерский аутсорсинг - это передача ведения бухгалтерского учёта предприятия сторонним специалистам с целью оптимизации бизнес-процессов.

Выбор облачного программного обеспечения для ведения...

Специфические особенности ведения бухгалтерского учета страховой организации. Современные аспекты нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса: рекомендации начинающим бухгалтерам.

Роль и место аутсорсинга в организации бухгалтерского учета

Бухгалтерское обслуживание очень актуально на недавно зарегистрированных предприятиях, поскольку средств на содержание

Основные термины (генерируются автоматически): аутсорсинг, бухгалтерский учет, компания, услуга, бизнес, затрата, налоговый учет, Фролово.

Принципы организации бухгалтерского учета на малом...

Организация бухгалтерского учета - это система построения учетного процесса.

При организации бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, которые

Руководитель малого предприятия в зависимости от объема учетной работы вправе

Выбор программ автоматизации бухгалтерского учета для малых...

Сложно составить рейтинг программ бухгалтерского учета. Все зависит от поставляемого ПО и информационно-технологического сопровождения в регионе, а также от процессов предприятия, которые необходимо автоматизировать.

Задать вопрос