В статье описаны критерии и параметры, процедура тестирования и результаты первоначальной диагностики уровней сформированности оценочного отношения к музыке у учащихся-гитаристов.
Ключевые слова: оценочное отношение к музыке, учащиеся-гитаристы, констатирующий этап педагогического эксперимента
Базой экспериментальной работы стало МБОУ ДОД «Выездновская ДШИ имени Л. Н. Холод» Нижегородской области.
Выборку исследования составили 12 учащихся 2–3 классов, обучающихся игре на гитаре. Возраст учащихся — 7–10 лет (младший школьный)
На констатирующем этапе экспериментальной работы решались следующие задачи:
1) определить критерии, отражающие различные стороны оценочного отношения к музыке у учащихся-гитаристов младших классов ДШИ, подобрать корректные диагностические методики;
2) выявить первоначальный уровень развития оценочного отношения к музыке у учащихся-гитаристов.
В качестве критериев оценочного отношения к музыке у учащихся-гитаристов нами были взяты критерии, разработанные С. А. Фадеевой (2001): эмоциональная отзывчивость на музыку; желание слушать произведения музыкальной классики; аргументированность эстетических суждений с использованием музыкально-эстетических знаний [2]. По каждому критерию есть шкала оценок по трехбалльной системе (Таблица 1).
Таблица 1
Критерии ипараметры оценочного отношения кмузыке учащихся-гитаристов
№ |
Критерий |
Шкала оценок |
||
3 балла |
2 балла |
1 балл |
||
1 |
Эмоциональная отзывчивость на музыку |
Взгляд фиксирован, заинтересованные жесты, выразительная поза; позитивный настрой, интенсивные эмоции. |
Внимание лишь на яркую динамику и быстрый темп музыки; жесты, движения, мимика маловыразительны; сдержанность эмоций. |
Нейтральная или неадекватная содержанию музыки мимика, «отсутствующий взгляд». |
2 |
Желание слушать классическую музыку |
Внимание сохраняется на протяжении всего звучания, проявляются готовность слушать музыку, увлечённость, активное восприятие. |
Быстро отвлекается, пассивное восприятие, особого интереса к музыке не проявляет. |
Нет желания слушать музыку, восприятие очень неустойчивое. |
3 |
Аргументированность эстетических суждений о музыке, активное использование музыкально-эстетических знаний. |
Убедительность, ясность, объективность высказываний; активное использование музыкально-эстетических знаний; владение «словарём эмоций». Выводится оценка-обобщение и оценка-рассуждение. |
Аргументация неубедительная, нет опоры на музыкально-эстетические знания, неполное владение «словарём эмоций». Выводится оценка-констатация. |
Низкий уровень музыкально-эстетических знаний; несоответствие суждений характеру музыки; незнание «словаря эмоций». Оценка спонтанная. |
Общая оценка уровня оценочного отношения к музыке составлялась как сумма оценок по каждому из трёх критериев в каждой серии. После выполнения двух серий заданий максимальная оценка у одного ученика — 18 баллов.
В зависимости от суммы баллов учащиеся делятся на три уровня: низкий уровень (1-й) — 6–9 баллов; средний уровень (2-й) — 10–14 баллов; высокий (3-й) — 15–18 баллов. Выводился также средний балл по выборке.
На констатирующем этапе было проведено тестирование учащихся (в двух сериях).
Цель: определение исходного уровня оценочного отношения к музыке учащихся-гитаристов.
Первая серия. Были подобраны три пары музыкальных произведений. В каждой паре одно произведение — классическое (П. Чайковского, Г. Свиридова), второе — произведение из детского репертуара, не обладающее значительной музыкальной ценностью. Произведения в каждой паре были одного жанра и близки по эмоциональной окраске (Таблица 2). Учащимся предлагалось прослушать пары музыкальных пьес, выбрать в каждой паре произведение, которое нравится больше, и затем обосновать свой выбор.
Таблица 2
Музыкальные произведения (первая серия)
Критерий |
Пары музыкальных произведений |
Определение музыкальных предпочтений |
1-я пара: П. Чайковский «Немецкая песенка»; Т. Попатенко «Песенка». 2-я пара: Г. Свиридов «Колыбельная песенка», Б. Шнаппер «Засыпать пора». 3-я пара: П. Чайковский «Мой садик»; Г. Шахов «Зов природы». |
Предпочли произведения музыкальной классики — 5 учащихся (41,7 %). 7 учащихся (58,3 %) предпочли произведения детского репертуара. Почти все учащиеся затруднялись в обосновании выбора того или иного произведения. Большинство не смогли аргументировать свой выбор, либо их высказывания носили интуитивный, неглубокий характер. Таким образом, первая серия тестирования показала невысокий уровень интереса учащихся-гитаристов к музыкальной классике.
Вторая серия была направлена на определение уровня оценочного отношения к музыке на основе трёх выделенных критериев — эмоциональной отзывчивости на музыку, желание слушать, суждения о музыке (Таблица 3).
Серия проводилась в форме подгрупповых занятий (по 3–4 ученика) продолжительностью 20–25 минут. Учащимся предлагалось прослушать две пары контрастных музыкальных пьес из числа признанных музыкальных шедевров (Таблица 3), сравнить произведения на основе собственного опыта восприятия и имеющихся музыкально-эстетических знаний.
Таблица 3
Музыкальные произведения (вторая серия)
Критерий |
Произведения |
Выявление уровня эмоциональных и рациональных проявлений оценочного отношения к музыке |
1-я пара: М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»; Э. Григ «Кобольд». 2-я пара: П. Чайковский «Мелодия», А. Лядов «Баба-Яга» |
Анализ эмоциональной отзывчивости на музыку показал, что 6 учащихся (50,0 %) показали безразличное отношение к музыке, неадекватные музыкальные реакции. Это выражалось в отсутствии или низкой интенсивности эмоций, в мимике, жестах, не соответствующих характеру музыки. Лишь 2 учащихся (16,7 %) эмоционально переживали музыкальные образы произведений. Это выражалось в заинтересованной позе, выразительной мимике. У 4 учащихся (33,3 %) эмоциональные проявления были эпизодическими. Таким образом, яркие проявления эмоциональной отзывчивости на музыку проявлялись у небольшого числа детей выборки.
Желание слушать произведения музыкальной классики, личную заинтересованность в музыкальных впечатлениях показали 5 учащихся (41,7 %). 7 учащихся (58,3 %) интереса к звучащей музыке не проявляли, отвлекались и разговаривали. Были выявлены 3 ученика (25,0 %), которые проявляли внимание интерес лишь к произведениям определённого характера — активных, в подвижном темпе (Э. Григ «Кобольд» и А. Лядов «Баба-Яга»). Яркие средства музыкальной выразительности (динамика, быстрый темп, характерность образа) помогали ученикам сосредоточенно выслушивать эти произведения от начала до конца. При слушании произведений спокойного характера эти же учащиеся отвлекались, не могли сосредоточиться на звучании.
Аргументированность суждений. Лишь 1 учащийся (8,3 %) смог привести ясные аргументы своих суждений о музыке. Никита Т.: «Музыка спокойного характера, потому что темп неторопливый, мелодия протяжная». 2 ученика сказали, что «Рассвет на Москва-реке» похож на песню. Вячеслав Л.: «Эта музыка такая же плавная, певучая, как песня».
9 учащихся (75,0 %) не смогли самостоятельно сделать суждение о прослушанной музыке, им была необходима помощь педагога. Помощь осуществлялась: в виде наводящих вопросов («Музыкальное произведение похоже на песню или танец?»), а также в виде оценочных словесных образцов («Мне нравится первое произведение тем, что оно песенного характера, нежное, с протяжённой мелодией, а второе….?»). Для выявления музыкальных образов задавались вопросы: «Нарисуй словами картину, которая подходила бы под эту музыку», «О чём можно мечтать под эту музыку?» и др. Наиболее частой ошибкой у учеников было сравнение разных средств музыкальной выразительности: мелодию и динамику, темп и характер и др.
На основе суммы баллов был сделан вывод об общем уровне сформированности оценочного отношения к музыке у учащихся выборки (Таблица 4, Рис. 1).
Таблица 4
Уровни сформированности оценочного отношения кмузыке уучащихся выборки на констатирующем этапе
Уровни |
|||||
низкий |
средний |
высокий |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
7 |
58,4 |
4 |
33,3 |
1 |
8,3 |
Рис. 1. Доли учащихся выборки с различным уровнем сформированности оценочного отношения к музыке, в %
Как видим, на констатирующем этапе преобладающий уровень оценочного отношения к музыке — низкий (более половины выборки) и средний (треть выборки).
Таким образом, при наличии эмоциональной отзывчивости (первоначальный этап становления оценочного отношения), ученики испытывали сложности при формулировании оценочных высказываний. Суждения учеников были односложными, спонтанными, поверхностными. Лишь немногие ученики рассказывали о своих впечатлениях без помощи взрослого. Ученики-гитаристы не могли анализировать, сравнивать, аргументировать свои музыкальные впечатления, у них беден «словарь эмоций», неразвит понятийный аппарат выражения оценочного отношения к музыке.
Констатирующий эксперимент показал, что оценочное отношение к музыке у учеников-гитаристов выборки неразвито. Такое положение показывает необходимость разработки методики, направленной на развитие оценочного отношения к музыке в условиях класса гитары в ДШИ.
Литература:
1. Абдуллин, Э. Б. Методологическая культура педагога-музыканта / Э. Б. Абдуллин. — М.: Academia, 2002. — 272 с.
2. Фадеева, С. А. Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07 / С. А. Фадеева; науч. рук. О. П. Радынова. — М.: МПГУ, 2001. — 22 с.