Способы совершенствования приоритетов педагогической деятельности на основе самооценки (на примере уроков музыки в общеобразовательной школе) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 28.01.2023

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Самсонова-Гавшина, Е. М. Способы совершенствования приоритетов педагогической деятельности на основе самооценки (на примере уроков музыки в общеобразовательной школе) / Е. М. Самсонова-Гавшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99551/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются приоритеты педагогической деятельности, их совершенствование на основе самооценки педагога. Автором предложен собственный опыт действий по повышению самооценки (на примере уроков музыки в общеобразовательной школе).

Ключевые слова: педагогическая деятельность, урок музыки, образовательный процесс, общеобразовательная школа, повышение самооценки, самооценка.

Уроки музыки в образовательных организациях являются обязательными для нашей страны. Педагогическую деятельность по этому предмету выполняют учителя музыки. На сегодняшний день «важность» уроков музыки оставляет желать лучшего. Очень часто дети и родители говорят о том, что музыкальным образованием достаточно заниматься «по желанию» в музыкальных школах или студиях, а из школьной программы их необходимо исключить. При таком отношении детей и родителей к предмету возникают конфликты, что не может не сказываться на качестве обучения и самооценке педагога. Учителю приходится аргументировать необходимость развития массового музыкального образования.

В связи с этим, появляется потребность в разнообразии подходов в преподавании на этих уроках. Каждый день учителя работают над повышением качества преподавания, расставляя приоритеты в своей педагогической деятельности.

Для того чтобы разобраться, каким образом можно совершенствовать свою работу, рассмотрим понятия: «педагогическая деятельность», «приоритеты педагогической деятельности» и «самооценка».

Так, Лобанова Е. А. считает, что «Педагогическая деятельность — это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях». [3 с.17]

В словаре «Википедия» под понятием «педагогическая деятельность» понимается «деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению». [4] Современный учитель, являющийся специалистом, обеспечивающим воздействие на всестороннее развитие личности ребенка и передачу духовно-практического опыта от поколения к поколению, четко понимает важность выполняемой им роли.

К приоритетам педагогической деятельности можно отнести развитие профессиональных компетенций педагога. В состав приоритетных компетенций современного педагога (педагога XXI века) входят следующие компоненты:

– учебные компетенции;

– исследовательские компетенции;

– социально-личностные компетенции;

– коммуникативные компетенции;

– организаторские компетенции;

– личностные компетенции.

Педагогическая деятельность всегда сопровождается собственной оценкой или самооценкой.

Рассматривая понятие «самооценка», обратимся к терминологии Демьянович О. В. В ее понимании «самооценка — оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей». [2]

От самооценки зависит очень много, например, зависят взаимоотношения человека с окружающими людьми, требовательность к себе, к жизненным событиям.

«Самооценка характеризуется по следующим параметрам:

– уровень (высокая, средняя, низкая);

– соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная);

– особенности строения (конфликтная и бесконфликтная)». [1]

На профессиональную деятельность специалиста оказывает влияние параметр высоты самооценки. Высота самооценки влияет на уровень целей и широту профессиональных планов. Рассмотрим параметры самооценки:

  1. Адекватная. ( Позволяет точно ставить цели, адекватно эмоционально реагировать на различный результат деятельности .)
  2. Завышенная. ( Ориентация на успех, пренебрежение необходимой информацией, человек не предпринимает больших усилий для достижения своих целей).
  3. Заниженная. ( Приводит к пассивности, боязни ответственности, к склонности профессионала ставить легкие цели и задачи; к ожиданию неуспеха.)
  4. Неадекватная. ( Не позволяет профессионалу полностью реализовать свои возможности в профессиональной деятельности )

Приведем следующие факторы успешности профессиональной деятельности:

1) Внешние факторы (полезные знакомства, благоприятные обстоятельства);

2) Способности (индивидуально-психологические особенности, отличающие людей друг от друга);

3) Мотивация достижения (нацеленность на результат, стремление к успеху, к высоким результатам);

4) Ожидание успеха (чем больше человек надеется на успех, тем больше усилий он склонен прилагать и тем сильнее будет его мотивация достижения);

5) Наличие ресурсов;

6) Компетентность (обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать мнение, осведомленность);

7) Личностное качество;

8) Самопрезентация личности — профессиональный брендинг современного педагога (конструирование человеком своего образа для других, преподнесение себя и умение подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранить его).

Реализация себя, как успешной личности практически невозможна с низким уровнем самооценки. Необходимо понимать, что «корень успешности» находится в самом человеке. Существует прямая взаимосвязь успешности и самооценки. Педагог с заниженной или неадекватной самооценкой не может продуктивно вести педагогическую деятельность и, наоборот, при профессиональных неудачах у учителя самооценка падает. Для корректировки ситуации хорошо работает правило «помоги себе сам».

Осуществляя свою педагогическую деятельность, мы предлагаем следующие приоритеты педагогической деятельности и действия по повышению самооценки (на примере уроков музыки в общеобразовательной школе).

Приоритеты педагогической деятельности

Действия по повышению самооценки

1.

Методическая и профессиональная компетентность педагога

В рамках внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов специалисту необходимо постоянно самосовершенствоваться.

– Регулярно проходить курсы повышения квалификации;

– Участвовать в очных и заочных конференциях и семинарах различного уровня;

– Участвовать в профессиональных педагогических конкурсах;

– Принимать участие и организовывать в предметных мероприятиях, в том числе ВПГ, мониторинги, олимпиады, конкурсы;

– Участвовать в исследовательской деятельности и др.;

2.

Всестороннее развитие педагога.

Работая в школе, необходимо принимать активное участие в воспитании и обучении собственных детей.

3.

Высокое качество обучения;

– Регулярно проходить курсы повышения квалификации;

– Заниматься самообразованием;

– Качественно подходить к подготовке уроков;

– Использовать современные технологии обучения;

– Организовывать школьников в предметных конкурсах, НПК, олимпиадах;

– Организовать проектную и исследовательскую деятельность школьников и др.;

4.

Создание эмоционального комфорта на уроках.

Как правило, ребята чувствуют себя комфортно на уроках музыки Им интересно выполнять творческие задания.

Для того, чтобы поддерживать интерес детей на занятиях необходимо:

– Регулярно проходить курсы повышения квалификации;

– Заниматься самообразованием;

– Подбирать разноплановые разноуровневые и дифференцированные задания для обучающихся;

– Использовать авторские (собственные) творческие задания и др.

5.

Развитие творческих способностей обучающихся.

– Регулярно проходить курсы повышения квалификации;

– Обновлять педагогическую копилку заданий;

– Активно взаимодействовать с участниками образовательного процесса;

– Использовать сетевое взаимодействие в образовательном процессе и др.

6.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

– Регулярно проходить курсы повышения квалификации;

– Следить за осанкой ребят на уроках;

– Подбирать и использовать на уроках новые упражнения двигательной активности и улучшения зрения. Использовать различные коррекционные игры, пальчиковую гимнастику и др.

В данной статье приведены лишь некоторые способы совершенствования педагогической деятельности за счет повышения самооценки педагога. Следует отметить, что деятельность педагога носит творческий характер. Работая над собой, развивая свои компетенции, учитель, несомненно, станет увереннее в себе. Уверенный человек всегда сможет аргументировать свою позицию и реализовать свои идеи.

Литература:

  1. Ахметова, Г. Ф. Самооценка и уровень притязаний в юношеском возрасте / Г. Ф. Ахметова. — Текст: электронный // https://top-technologies.ru/: [сайт]. — URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=32219 (дата обращения: 27.01.2023).
  2. Демьянович, О. В. Самооценка как социально-психологический феномен / О. В. Демьянович. — Текст: электронный // https://nsportal.ru/: [сайт]. — URL: (дата обращения: 27.01.2023).
  3. Лобанова, Е. А. Дошкольная педагогика / Е. А. Лобанова. — Текст: непосредственный // учебно-методическое пособие. — Балашов: Николаев, 2005. — С. 76.
  4. Педагогическая деятельность. — Текст: электронный // http://ru.wikipedia.org: [сайт]. — URL: (дата обращения: 27.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, курс повышения квалификации, урок музыки, повышение самооценки, компетенция, образовательный процесс, общеобразовательная школа, духовно-практический опыт, профессиональная деятельность, современный педагог.


Похожие статьи

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников

В статье рассмотрены проблемы влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников. Проанализированы формы оценки учителя, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребенка.

Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)

В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности

В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания.

Условия формирования оценочной самостоятельности подростков в учебной деятельности

В статье на основе анализа проблем современной оценки и отметки раскрыты условия формирования оценочной самостоятельности подростков в учебной деятельности. По результатам проведенного педагогического эксперимента автор делает выводы о необходимости ...

К вопросу о развитии лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций

В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

Похожие статьи

Психологические аспекты воздействия педагогической оценки на обучающихся

В статье затрагивается проблема педагогического оценивания. Представлены результаты эмпирического исследования психологического воздействия педагогической оценки на самооценку и уровень учебной мотивации школьников разных возрастных групп.

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Изучение мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы

В статье исследуется проблема особенностей мотивации учебной деятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы. Экспериментальным путем были выявлены различные группы учащихся, с которыми необходима специальная работа педагога-псих...

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников

В статье рассмотрены проблемы влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников. Проанализированы формы оценки учителя, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребенка.

Условия организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики (теоретический аспект)

В статье особое внимание уделяется проблеме организации самостоятельной деятельности обучающихся. Перспективным направлением решения указанной проблемы является создание условий организации самостоятельной работы учащихся начальной школы на уроках ма...

Психолого-педагогические условия развития мотивации педагогов ДОУ к осуществлению инновационной деятельности

В статье освещаются различные аспекты профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. В частности, затрагиваются проблемы развития мотивации к осуществлению инновационной деятельности педагога, как одного из видов профессиональной дея...

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности

В данной статье рассмотрены вопросы подготовки компетентного педагога и профессиональной компетенции учителя начальных классов в области воспитания.

Условия формирования оценочной самостоятельности подростков в учебной деятельности

В статье на основе анализа проблем современной оценки и отметки раскрыты условия формирования оценочной самостоятельности подростков в учебной деятельности. По результатам проведенного педагогического эксперимента автор делает выводы о необходимости ...

К вопросу о развитии лидерских качеств у обучающихся общеобразовательных организаций

В статье рассматриваются педагогические условия становления и развития у обучающихся лидерских качеств в процессе обучения и воспитания в общеобразовательной организации.

Задать вопрос