Требования к планированию образовательной деятельности претерпевают все новые и новые изменения. На сегодняшний день в соответствии с законодательством планирование стоится не по единому принципу общности ко всем детям, а индивидуальному подходу к каждому ребенку. В связи с этим возникает вопрос, как стоить данную работу, какие использовать приемы и методы.
В связи с этой проблематикой с 2014 года и по сегодняшний день на базе детского сада проводится опытно- экспериментальная работа по введению индивидуальных образовательных маршрутов в образовательный процесс каждой возрастной группы. Универсального формы создания данной методики работы в настоящий момент нет. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу с младшего возраста на весь период дошкольного образования, поскольку сущность его построения, состоят именно таким образом, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя изменять компоненты педагогического процесса.
Эффективное проектирование педагогического процесса возможно только при наличии у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка. Отслеживание динамики личностного, интеллектуального и физического развития детей, их образовательных достижений — невозможно без диагностики этих показателей. В связи с этим, мониторинговым инструментом была выбрана программа СОНАТА — ДО, которая собирает, хранит, обрабатывает, систематизирует и анализирует данные об уровне развития детей. Он состоит из следующих структурно взаимосвязанных блоков:
‒ Блок «Профили» предназначен для внесения данных о воспитанниках и формирования списков групп.
‒ Блок «Интегративные качества» содержит структурированный диагностический материал, позволяющий оценить состояние и динамику развития ребенка 2–6 лет. Предложены только общепринятые в психолого-педагогической практике критерии оценки. Инструмент также позволяет разрабатывать и использовать собственные методики оценки развития ребенка. Для удобства все интегративные качества разбиты на составляющие компоненты.
‒ Блок «Результаты» позволяет автоматически формировать диагностические карты, ведомости и отчеты, делать количественный и качественный анализ результатов педагогической деятельности, определять индивидуальную и общегрупповую тенденцию развития детей.
Блок «Интегративные качества» содержит в себе девять составляющих:
- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
- Любознательный активный.
- Эмоционально отзывчивый.
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдения элементарных общественных норм и правил поведения.
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
- Овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.
При выявлении слабо развитых интегративных качеств у ребенка, основной акцент для работы с ним на протяжении всего учебного года строился именно на улучшение уровня развития этих качеств.
В связи с этим, были разработаны маршруты индивидуальной работы на каждого ребенка группы, в которых, прописывались интегративные качества, требующие особого внимания педагога для реализации личностного потенциала воспитанника дошкольной организации, а также необходимая работа по повышению уровня развития этих качеств.
Таким образом, на начало учебного года каждый обучающийся имеет свою индивидуальную модель психолого-педагогического сопровождения и индивидуальный образовательный маршрут, которые являются условием всестороннего развития личности ребенка.
Каждый индивидуальный маршрут содержит комплексы занятий различной формы и уровня сложности, направленных на развитие интегративного качества воспитанника, требующего особого внимания.
Вся работа строилась вне образовательной деятельности, как правило, это была вторая половина дня, когда большая часть детей уходит на дополнительные образовательные услуги.
В календарном плане в совместной деятельности, ежедневно, прописывается «индивидуальная работа с детьми», где указывается группа детей, с которыми будет проводиться работа.
Все результаты о проделанной деятельности записываются в тетради «Индивидуальная работа с детьми», где указывается дата проведения, форма и методическое сопровождение. Проводится как в индивидуальной, так и в малой групповой форме.
Первый год исследования проводился на группе старшего возраста. При диагностике детей на начало года были выявлены следующие результаты уровня развития детей:
‒ высокий уровень — 2.68 %;
‒ средний уровень — 90.03 %
‒ низкий уровень — 7.28 %
При диагностике детей на конец года были выявлены следующие результаты уровня развития детей:
‒ высокий уровень -67.9 %;
‒ средний уровень — 32.1 %
‒ низкий уровень — 0 %
Анализ показал, что средний суммарный уровень развития детей старшего дошкольного возраста по всей группе равен 100 %, в соответствии с этим, низкий уровень развития детей отсутствует.
Полученные результаты позволили продолжить работу в этом направлении и на последующий учебный год, который показал, что на выходе из детского сада дети подготовительной группы имели следующие показатели для данной возрастной группы:
‒ высокий уровень -60 %;
‒ средний уровень — 40 %
‒ низкий уровень — 0 %
Также особое внимание хотелось уделить младшей возрастной группе (3–4 года). Это дети особой возрастной категории, которые только начинают входить в образовательный процесс. На начало года, когда дети еще не были подвержены педагогическому воздействию («домашние» адаптируемые дети) мониторинговые исследования показали:
‒ высокий уровень — 0 %;
‒ средний уровень — 41 %
‒ низкий уровень — 59 %
При диагностике детей младшей группы на конец года были выявлены следующие результаты уровня развития детей:
‒ высокий уровень — 2.77 %;
‒ средний уровень — 89.81 %
‒ низкий уровень — 7.40 %
Положительная динамика развития позволяет говорить о необходимости применения индивидуального подхода в образовательном процессе каждого дошкольного учреждения вне зависимости от возрастной особенности детей.
Таким образом, результаты проделанной педагогической работы подтвердили, что систематическая работа педагога дошкольной организации положительно влияет на всестороннее развитие ребенка при условии использования системы индивидуальных маршрутов в образовательном процессе детского сада.
Литература:
- Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] / М.: Академия, 2004. — 416 с.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета от 25 ноября 2013 г. — № 6241 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:http://base.garant.ru/70512244/. — Загл. с экрана (ресурс удаленного доступа).