Современные стандарты обучения, в том числе и дошкольного, требуют индивидуального подхода ко всем участникам образовательного процесса. Данная статья описывает алгоритм создания индивидуальных маршрутов для обучающихся в дошкольном учреждении.
Ключевые слова: индивидуальные маршруты обучающиеся, индивидуальный подход к обучению, алгоритм создания маршрутов, дошкольное учреждение, дошкольное обучение.
Сегодня современное общество динамично развивается и первостепенной задачей дошкольной образовательной организации становится формирование у детей социального опыта, личностных качеств, позволяющих успешно адаптироваться в социуме, в изменяющихся условиях, к новому этапу жизни — школе, с учётом его индивидуальных особенностей.
Переход на новые образовательные стандарты является одним из направлений национальной образовательной инициативы, утверждённой Президентом Российской Федерации.
В соответствии с ФГОС ДО одним из требованием к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования является учет индивидуальных особенностей обучающихся при организации образовательного процесса.
В соответствии с требованиями ФГОС, в образовательном процессе дошкольной образовательной организации необходимо использовать разнообразные формы и методы работы с обучающимися в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями. Особенно важным является учет в образовательном процессе целевых ориентиров дошкольного образования, которые относятся к личностным характеристикам обучающихся, а именно:
- инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности,
- уверенность в своих силах,
- открытость внешнему миру,
- развитое воображение,
- способность к фантазии,
- творческие способности и пр.
Таким образом, перед педагогами ДОУ встаёт проблема организации образовательного процесса в группе в соответствии с требованиями стандарта. В этой связи разработка индивидуальных маршрутов, по нашему мнению, обеспечит успешное формирование социального опыта обучающихся.
В настоящее время находятся на стадии разработки механизмы и технологии работы с индивидуальными маршрутами обучающихся, не разработаны методические рекомендации по реализации индивидуальных маршрутов, направленных на формирование социального опыта обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей. Сегодня актуализировано решение проблемы организации и построения образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка в условиях ФГОС ДО.
МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово с января 2014 года осуществляет подготовку к реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Это отражается в применении соответствующих форм, методов работы педагогами, осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе ДОУ.
Рис. 1. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Обучающиеся в дошкольном учреждении рассматриваются как объект обучения с разных точек зрения (см. рис.1):
1. через взаимодействие со специалистами учреждения (учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами по физическому воспитанию, педагогами дополнительного образования, музыкальными руководителями);
2. через отношения со сверстниками в группе;
3. через взаимоотношения с воспитателями;
4. через взаимодействие в семье.
Каждый аспект взаимодействия обучающегося анализируется при помощи соответствующих методов: наблюдения, бесед, мониторинга, игр и пр. Полученные результаты интерпретируются в соответствующие рекомендации для каждого объекта взаимоотношений обучающегося, делаются выводы. В результате многостороннего изучения поведения обучающегося с различными объектами обучения создаются индивидуальные маршруты для каждого обучающегося (см. рис. 2). В них прописана и индивидуальная работа воспитателя, и рекомендации для специалистов дошкольного учреждения, и советы родителям. Таким образом, на начало учебного года каждый обучающийся имеет свою индивидуальную модель психолого-педагогического сопровождения и индивидуальный образовательный маршрут, которые являются условием формирования социального опыта.
Рис. 2. Модель создания индивидуальных маршрутов обучающихся
Литература:
1. Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, — М.: Мозайка-синтез, 2014
3. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ 17.10.2013 № 1155)