Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся: алгоритм создания на примере МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида»

4. Дошкольная педагогика
29.11.2014
1438
Поделиться
Библиографическое описание
Штепина, И. С. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся: алгоритм создания на примере МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» / И. С. Штепина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 164-165. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/145/6753/.

Современные стандарты обучения, в том числе и дошкольного, требуют индивидуального подхода ко всем участникам образовательного процесса. Данная статья описывает алгоритм создания индивидуальных маршрутов для обучающихся в дошкольном учреждении.

Ключевые слова: индивидуальные маршруты обучающиеся, индивидуальный подход к обучению, алгоритм создания маршрутов, дошкольное учреждение, дошкольное обучение.

 

Сегодня современное общество динамично развивается и первостепенной задачей дошкольной образовательной организации становится формирование у детей социального опыта, личностных качеств, позволяющих успешно адаптироваться в социуме, в изменяющихся условиях, к новому этапу жизни — школе, с учётом его индивидуальных особенностей.

Переход на новые образовательные стандарты является одним из направлений национальной образовательной инициативы, утверждённой Президентом Российской Федерации.

В соответствии с ФГОС ДО одним из требованием к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования является учет индивидуальных особенностей обучающихся при организации образовательного процесса.

В соответствии с требованиями ФГОС, в образовательном процессе дошкольной образовательной организации необходимо использовать разнообразные формы и методы работы с обучающимися в соответствии с их индивидуально-психологическими особенностями. Особенно важным является учет в образовательном процессе целевых ориентиров дошкольного образования, которые относятся к личностным характеристикам обучающихся, а именно:

-        инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности,

-        уверенность в своих силах,

-        открытость внешнему миру,

-        развитое воображение,

-        способность к фантазии,

-        творческие способности и пр.

Таким образом, перед педагогами ДОУ встаёт проблема организации образовательного процесса в группе в соответствии с требованиями стандарта. В этой связи разработка индивидуальных маршрутов, по нашему мнению, обеспечит успешное формирование социального опыта обучающихся.

В настоящее время находятся на стадии разработки механизмы и технологии работы с индивидуальными маршрутами обучающихся, не разработаны методические рекомендации по реализации индивидуальных маршрутов, направленных на формирование социального опыта обучающихся с учётом их индивидуальных особенностей. Сегодня актуализировано решение проблемы организации и построения образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка в условиях ФГОС ДО.

МАДОУ № 20 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово с января 2014 года осуществляет подготовку к реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Это отражается в применении соответствующих форм, методов работы педагогами, осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном процессе ДОУ.

Рис. 1. Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся.


 

Обучающиеся в дошкольном учреждении рассматриваются как объект обучения с разных точек зрения (см. рис.1):

1.                      через взаимодействие со специалистами учреждения (учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами по физическому воспитанию, педагогами дополнительного образования, музыкальными руководителями);

2.                      через отношения со сверстниками в группе;

3.                      через взаимоотношения с воспитателями;

4.                      через взаимодействие в семье.

Каждый аспект взаимодействия обучающегося анализируется при помощи соответствующих методов: наблюдения, бесед, мониторинга, игр и пр. Полученные результаты интерпретируются в соответствующие рекомендации для каждого объекта взаимоотношений обучающегося, делаются выводы. В результате многостороннего изучения поведения обучающегося с различными объектами обучения создаются индивидуальные маршруты для каждого обучающегося (см. рис. 2). В них прописана и индивидуальная работа воспитателя, и рекомендации для специалистов дошкольного учреждения, и советы родителям. Таким образом, на начало учебного года каждый обучающийся имеет свою индивидуальную модель психолого-педагогического сопровождения и индивидуальный образовательный маршрут, которые являются условием формирования социального опыта.

Рис. 2. Модель создания индивидуальных маршрутов обучающихся

 

Литература:

 

1.                 Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года

2.                 От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, — М.: Мозайка-синтез, 2014

3.                 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ 17.10.2013 № 1155)

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
индивидуальные маршруты обучающиеся
индивидуальный подход к обучению
алгоритм создания маршрутов
дошкольное учреждение
дошкольное обучение

Молодой учёный