Личностно ориентированный подход к организации образовательного процесса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, февраль 2018)

Дата публикации: 13.01.2018

Статья просмотрена: 789 раз

Библиографическое описание:

Савко, М. О. Личностно ориентированный подход к организации образовательного процесса / М. О. Савко. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13615/ (дата обращения: 22.11.2024).



«Личностно ориентированный подход к организации образовательного процесса — фундамент и основа педагогической системы, которая осознанно и целенаправленно создает условия для созидания творческой, самореализующейся личности, готовой к профессионально-личностному самоопределению» — это требование ФГОС нового поколения, мы, совместно с психологом, взяли за основу нашей дальнейшей работы по составлению индивидуальных образовательных маршрутов.

Термин «индивидуальный образовательный маршрут» нам также встречается в образовательном стандарте. Таким образом, полностью реализуя требования ФГОС, ставились следующие цели:

‒ У ученика должен быть выбор индивидуального темпа учебной работы, форм и способов познавательной деятельности. (Создание развивающей, адаптивной и вариативной среды).

‒ Ученики должны быть активными субъектами во взаимодействии с учителем (субъект — субъектное взаимодействие). (Необходим демократический стиль педагогического общения учителя с учениками — поддержка учителем инициативы и самостоятельности каждого учащегося).

‒ У ученика должно возникать желание учиться — когда появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. (Создание ситуаций успеха в познавательной деятельности ребенка).

Для составления индивидуальных образовательных маршрутов необходима постановка следующих задач:

Создать условия, при которых каждый ребенок, используя свои познавательные возможности сможет получать нужные знания.

Вызывать у учащихся желание активно добывать знания, побуждать к работе. (Развивать у учащихся познавательные мотивы).

Показать учащимся различные способы «добычи» знаний. (Обогатить способы познавательной деятельности).

Составление индивидуальных образовательных маршрутов в первом классе — это прогноз для дальнейшего обучения. В ходе работы происходило постоянное отслеживание и коррекция процесса. Невозможно определить этот маршрут на очень длительный срок (к примеру, изучая особенности младших школьников в первом классе, нельзя составить такой маршрут на все 4 года обучения). Дело в том, что весь смысл построения индивидуального образовательного маршрута состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Начиная еще с подготовительной группы, совместно со школьным психологом были проведены диагностики и анкетирования, по результатам которых выделились дети, имеющие сходные показатели развития тех или иных психологических функций, свойств, навыков, знаний. Проанализировав проведенные диагностики, установили в моем классе наличие четырех групп учащихся:

‒ Учащиеся с опережающими темпами развития.

‒ Учащиеся с ослабленным здоровьем.

‒ Учащиеся с низким уровнем учебной мотивации.

‒ Одаренные учащиеся с различными специальными способностями.

Это позволило мне проводить обучение, строя план работы таким образом, что бы дети каждой группы во время урока могли проявить себя, добиться положительных результатов и чувствовать себя комфортно в течение всего обучения. Несомненно, это не строгое разделение детей на группы. В течение учебного года данные маршруты варьировались, что говорит о постоянных изменениях самих учащихся. Данная дифференциация нужна, прежде всего, мне как учителю, чтобы организовывать обучение с учетом необходимой детям помощи, выбрать оптимальные методы, формы взаимодействия в ходе учебной деятельности.

Структура образовательных маршрутов:

  1. Целевой компонент. (Чему учить).
  2. Процессуальный компонент. (Как учить).
  3. Результативный компонент. (Ожидаемый результат).

Мне хотелось бы раскрыть основные аспекты работы с каждым вариативным образовательным маршрутом.

Вариативный маршрут для детей с опережающими темпами развития.

  1. Целевой компонент. В процессе обучения ученики данной группы всегда должны находиться в активной фазе обучения. На всех видах уроков учащиеся должны увеличивать объем своих знаний, развивать умения, применять полученные навыки в работе.
  2. Процессуальный компонент. Для детей данной группы подбирается материал с повышенным уровнем сложности. Учащиеся работают в парах, группами, индивидуально. Для того, чтобы у детей не пропал интерес к обучению (во время работы на уроке, дети всегда должны быть заняты и чувствовать внимание со стороны учителя) учащимся предлагается работа с дополнительным материалом, работа по карточкам. У детей повышается самооценка (ребенок осознает, что на него возлагается большая ответственность, что повышает его учебную мотивацию и помогает добиваться успехов).
  3. Результативный компонент. Важным фактором выступает самооценка, самоконтроль и взаимопроверка (при работе в группах и парами).

Контроль знаний данной группы оценивается с учетом их опережающего темпа развития (более строго). На этапе рефлексии в конце урока дети делятся со всем классом положительными моментами пройденного занятия. Также для детей с данными особенностями на уроке для выполнения определенного задания выделяется меньшее по количеству время. Вариативный образовательный маршрут для учащихся с ослабленным здоровьем. Такие дети, как правило, часто пропускают школьные занятия, знания, получаемые дома, не точны, обрывочны, а зачастую домашнее обучение не проводится. Дети, относящиеся к этой группе, приходя в школу, чувствуют себя «белыми воронами», не сразу включаются в учебный процесс, испытывают эмоциональную подавленность. Чтобы избежать влияния всех этих негативных факторов, мы, совместно с психологом, уделили такой группе детей особое внимание. Важной целью было использовать такие методы работы с детьми, которые создадут им комфортные условия для учебы.

  1. Целевой компонент. Получение новых знаний под строгим контролем учителя, развивать умения путем применения новых знаний, постоянно применять свои навыки (повторение, доведение до автоматизма простых действий).
  2. Процессуальный компонент. Работа с учебником, индивидуальная работа. Постоянное повторение материала «метод бусинок» — закрепляя уже полученные знания, добавлять новые. Одним из положительных воздействий на таких детей оказался метод «маленький учитель», когда дети разбиваются на пары (сильный ученик + слабый) и дети с опережающими темпами развития помогают усваивать новые знания, выступая, таким образом, в роли наставника для более слабых ребят. Этот метод еще хорош тем, что дети используют помимо ведущего вида деятельности учения также и игру.
  3. Результативный компонент. Контроль проводится таким образом, чтобы каждый ученик смог продемонстрировать свои умения и навыки (повышается самооценка). Контрольный опрос проводится редко, лучше заранее предупреждать ученика о его возможном ответе на уроке, вырабатывая у него позитивное отношение к вопросам учителя.

Вариативный образовательный маршрут для детей с низким уровнем учебной мотивации. Такие дети быстро утомляются на уроке, невнимательны, различные виды памяти развиваются хуже, чем у остальных ребят. У них нет желания самим добывать знания. Что же делать с такими детьми? Все просто. Проведя диагностику «Мое отношение к школе», выявив таких детей, мы начали изучать причину их нежелания учиться. В основном причина заключалась в средней тяжести адаптации, большой утомляемости. Такие дети долго привыкали к школьным правилам. Задача учителя — помочь адаптироваться и подобрать такие задания, которые вызовут интерес и желание детей с низкой учебной мотивацией. В основном это задания в игровой форме.

  1. Целевой компонент. Цель должна быть для данных учеников конкретной и понятной им. Особое внимание уделяется условию субъект-субъект взаимодействия. Знания получаются путем бесед и диалогов, умения приобретаются за счет «включения» учеников в учебный процесс (в игровой форме), навыки применяются так же путем игры и выработки заинтересованности.
  2. Процессуальный компонент. Как уже сказано выше, работа с детьми данной группы в основном проходит в форме игры (привычного, добровольного занятия учеников). На уроке используется много различной наглядности. Важно подбирать интересные факты по данной теме, чтобы повышать у детей учебную мотивацию.
  3. Результативный компонент. Важна самооценка, самоконтроль и рефлексия. Дети сами смогут определить, чего им не хватило для получения полных знаний, а что они усвоили и смогут в дальнейшем применять на практике.

Вариативный образовательный маршрут для одаренных детей. Важно точно определить, в какой области дети достигают особых результатов (это может быть как совокупность предметов, так и отдельные дисциплины).

  1. Целевой компонент. Детям предлагаются различные способы добычи новых знаний. Широкий спектр умений учащиеся улучшают с помощью дополнительных работ, а навыки применяют в неожиданных для них областях (межпредметные связи).
  2. Процессуальный компонент. Работа с дополнительным материалом, работа по карточкам, работа в дискуссионной группе (обсуждение учебного материала в малой группе), обучение других детей.
  3. Результативный компонент. Работа с тестами по тем предметам, в которых дети достигают особенно хороших результатов, подготовка собственных проектов, рефлексия в конце урока. Учет индивидуальных особенностей младших школьников (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы) осуществляется путем разнообразия форм выполнения учебных заданий (дозированная помощь со стороны учителя, предоставление различного времени для выполнения задания, использование различных форм контроля — фронтального, индивидуального, организация групповой работы учащихся, предоставление возможности выполнения тех видов деятельности, которые для данного ученика являются наиболее успешными).

Таким образом, на уроках я работаю со всеми учениками, учитывая все прописанные индивидуальные образовательные программы. Для всех учеников выделено свое целеполагание, индивидуальные методы и приемы, дифференцированный контроль знаний, но вся работа проходит в рамках одной программы.

В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобрел иную роль, иную функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель к тому же являлся и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной, познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника.

Главное стратегическое направление развития системы школьного образования в разных странах мира лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования. Такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором познавательная деятельность была бы ведущей в тандеме учитель — ученик. Чтобы традиционная парадигма образования учитель — учебник- ученик была бы со всей решительностью заменена на новую: ученик — учебник — учитель.

Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, процессуальный компонент, результативный компонент, учащийся, учебная мотивация, целевой компонент, вариативный образовательный маршрут, знание, опережающий темп развития, работа.