Личностно ориентированный подход к организации образовательного процесса
Автор: Савко Марина Олеговна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 13.01.2018
Статья просмотрена: 785 раз
Библиографическое описание:
Савко, М. О. Личностно ориентированный подход к организации образовательного процесса / М. О. Савко. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13615/ (дата обращения: 30.10.2024).
«Личностно ориентированный подход к организации образовательного процесса — фундамент и основа педагогической системы, которая осознанно и целенаправленно создает условия для созидания творческой, самореализующейся личности, готовой к профессионально-личностному самоопределению» — это требование ФГОС нового поколения, мы, совместно с психологом, взяли за основу нашей дальнейшей работы по составлению индивидуальных образовательных маршрутов.
Термин «индивидуальный образовательный маршрут» нам также встречается в образовательном стандарте. Таким образом, полностью реализуя требования ФГОС, ставились следующие цели:
‒ У ученика должен быть выбор индивидуального темпа учебной работы, форм и способов познавательной деятельности. (Создание развивающей, адаптивной и вариативной среды).
‒ Ученики должны быть активными субъектами во взаимодействии с учителем (субъект — субъектное взаимодействие). (Необходим демократический стиль педагогического общения учителя с учениками — поддержка учителем инициативы и самостоятельности каждого учащегося).
‒ У ученика должно возникать желание учиться — когда появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. (Создание ситуаций успеха в познавательной деятельности ребенка).
Для составления индивидуальных образовательных маршрутов необходима постановка следующих задач:
Создать условия, при которых каждый ребенок, используя свои познавательные возможности сможет получать нужные знания.
Вызывать у учащихся желание активно добывать знания, побуждать к работе. (Развивать у учащихся познавательные мотивы).
Показать учащимся различные способы «добычи» знаний. (Обогатить способы познавательной деятельности).
Составление индивидуальных образовательных маршрутов в первом классе — это прогноз для дальнейшего обучения. В ходе работы происходило постоянное отслеживание и коррекция процесса. Невозможно определить этот маршрут на очень длительный срок (к примеру, изучая особенности младших школьников в первом классе, нельзя составить такой маршрут на все 4 года обучения). Дело в том, что весь смысл построения индивидуального образовательного маршрута состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Начиная еще с подготовительной группы, совместно со школьным психологом были проведены диагностики и анкетирования, по результатам которых выделились дети, имеющие сходные показатели развития тех или иных психологических функций, свойств, навыков, знаний. Проанализировав проведенные диагностики, установили в моем классе наличие четырех групп учащихся:
‒ Учащиеся с опережающими темпами развития.
‒ Учащиеся с ослабленным здоровьем.
‒ Учащиеся с низким уровнем учебной мотивации.
‒ Одаренные учащиеся с различными специальными способностями.
Это позволило мне проводить обучение, строя план работы таким образом, что бы дети каждой группы во время урока могли проявить себя, добиться положительных результатов и чувствовать себя комфортно в течение всего обучения. Несомненно, это не строгое разделение детей на группы. В течение учебного года данные маршруты варьировались, что говорит о постоянных изменениях самих учащихся. Данная дифференциация нужна, прежде всего, мне как учителю, чтобы организовывать обучение с учетом необходимой детям помощи, выбрать оптимальные методы, формы взаимодействия в ходе учебной деятельности.
Структура образовательных маршрутов:
- Целевой компонент. (Чему учить).
- Процессуальный компонент. (Как учить).
- Результативный компонент. (Ожидаемый результат).
Мне хотелось бы раскрыть основные аспекты работы с каждым вариативным образовательным маршрутом.
Вариативный маршрут для детей с опережающими темпами развития.
- Целевой компонент. В процессе обучения ученики данной группы всегда должны находиться в активной фазе обучения. На всех видах уроков учащиеся должны увеличивать объем своих знаний, развивать умения, применять полученные навыки в работе.
- Процессуальный компонент. Для детей данной группы подбирается материал с повышенным уровнем сложности. Учащиеся работают в парах, группами, индивидуально. Для того, чтобы у детей не пропал интерес к обучению (во время работы на уроке, дети всегда должны быть заняты и чувствовать внимание со стороны учителя) учащимся предлагается работа с дополнительным материалом, работа по карточкам. У детей повышается самооценка (ребенок осознает, что на него возлагается большая ответственность, что повышает его учебную мотивацию и помогает добиваться успехов).
- Результативный компонент. Важным фактором выступает самооценка, самоконтроль и взаимопроверка (при работе в группах и парами).
Контроль знаний данной группы оценивается с учетом их опережающего темпа развития (более строго). На этапе рефлексии в конце урока дети делятся со всем классом положительными моментами пройденного занятия. Также для детей с данными особенностями на уроке для выполнения определенного задания выделяется меньшее по количеству время. Вариативный образовательный маршрут для учащихся с ослабленным здоровьем. Такие дети, как правило, часто пропускают школьные занятия, знания, получаемые дома, не точны, обрывочны, а зачастую домашнее обучение не проводится. Дети, относящиеся к этой группе, приходя в школу, чувствуют себя «белыми воронами», не сразу включаются в учебный процесс, испытывают эмоциональную подавленность. Чтобы избежать влияния всех этих негативных факторов, мы, совместно с психологом, уделили такой группе детей особое внимание. Важной целью было использовать такие методы работы с детьми, которые создадут им комфортные условия для учебы.
- Целевой компонент. Получение новых знаний под строгим контролем учителя, развивать умения путем применения новых знаний, постоянно применять свои навыки (повторение, доведение до автоматизма простых действий).
- Процессуальный компонент. Работа с учебником, индивидуальная работа. Постоянное повторение материала «метод бусинок» — закрепляя уже полученные знания, добавлять новые. Одним из положительных воздействий на таких детей оказался метод «маленький учитель», когда дети разбиваются на пары (сильный ученик + слабый) и дети с опережающими темпами развития помогают усваивать новые знания, выступая, таким образом, в роли наставника для более слабых ребят. Этот метод еще хорош тем, что дети используют помимо ведущего вида деятельности учения также и игру.
- Результативный компонент. Контроль проводится таким образом, чтобы каждый ученик смог продемонстрировать свои умения и навыки (повышается самооценка). Контрольный опрос проводится редко, лучше заранее предупреждать ученика о его возможном ответе на уроке, вырабатывая у него позитивное отношение к вопросам учителя.
Вариативный образовательный маршрут для детей с низким уровнем учебной мотивации. Такие дети быстро утомляются на уроке, невнимательны, различные виды памяти развиваются хуже, чем у остальных ребят. У них нет желания самим добывать знания. Что же делать с такими детьми? Все просто. Проведя диагностику «Мое отношение к школе», выявив таких детей, мы начали изучать причину их нежелания учиться. В основном причина заключалась в средней тяжести адаптации, большой утомляемости. Такие дети долго привыкали к школьным правилам. Задача учителя — помочь адаптироваться и подобрать такие задания, которые вызовут интерес и желание детей с низкой учебной мотивацией. В основном это задания в игровой форме.
- Целевой компонент. Цель должна быть для данных учеников конкретной и понятной им. Особое внимание уделяется условию субъект-субъект взаимодействия. Знания получаются путем бесед и диалогов, умения приобретаются за счет «включения» учеников в учебный процесс (в игровой форме), навыки применяются так же путем игры и выработки заинтересованности.
- Процессуальный компонент. Как уже сказано выше, работа с детьми данной группы в основном проходит в форме игры (привычного, добровольного занятия учеников). На уроке используется много различной наглядности. Важно подбирать интересные факты по данной теме, чтобы повышать у детей учебную мотивацию.
- Результативный компонент. Важна самооценка, самоконтроль и рефлексия. Дети сами смогут определить, чего им не хватило для получения полных знаний, а что они усвоили и смогут в дальнейшем применять на практике.
Вариативный образовательный маршрут для одаренных детей. Важно точно определить, в какой области дети достигают особых результатов (это может быть как совокупность предметов, так и отдельные дисциплины).
- Целевой компонент. Детям предлагаются различные способы добычи новых знаний. Широкий спектр умений учащиеся улучшают с помощью дополнительных работ, а навыки применяют в неожиданных для них областях (межпредметные связи).
- Процессуальный компонент. Работа с дополнительным материалом, работа по карточкам, работа в дискуссионной группе (обсуждение учебного материала в малой группе), обучение других детей.
- Результативный компонент. Работа с тестами по тем предметам, в которых дети достигают особенно хороших результатов, подготовка собственных проектов, рефлексия в конце урока. Учет индивидуальных особенностей младших школьников (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы) осуществляется путем разнообразия форм выполнения учебных заданий (дозированная помощь со стороны учителя, предоставление различного времени для выполнения задания, использование различных форм контроля — фронтального, индивидуального, организация групповой работы учащихся, предоставление возможности выполнения тех видов деятельности, которые для данного ученика являются наиболее успешными).
Таким образом, на уроках я работаю со всеми учениками, учитывая все прописанные индивидуальные образовательные программы. Для всех учеников выделено свое целеполагание, индивидуальные методы и приемы, дифференцированный контроль знаний, но вся работа проходит в рамках одной программы.
В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобрел иную роль, иную функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Если при традиционной системе образования учитель вместе с учебником были основными и наиболее компетентными источниками знания, а учитель к тому же являлся и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной, познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника.
Главное стратегическое направление развития системы школьного образования в разных странах мира лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования. Такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором познавательная деятельность была бы ведущей в тандеме учитель — ученик. Чтобы традиционная парадигма образования учитель — учебник- ученик была бы со всей решительностью заменена на новую: ученик — учебник — учитель.
Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развития содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере ученика.