Формирование доходной базы местного бюджета (на примере бюджета Суджанского района Курской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №36 (170) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 08.09.2017

Статья просмотрена: 412 раз

Библиографическое описание:

Петрушина, О. В. Формирование доходной базы местного бюджета (на примере бюджета Суджанского района Курской области) / О. В. Петрушина, М. С. Свиридова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 36 (170). — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/archive/170/45577/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья 15 Бюджетного кодекса РФ предполагает, что местный бюджет является формой образования и расходования средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления [1]. Муниципальное образование Суджанский район является территориальной единицей Курской области.

В Суджанском районе 16 сельских муниципальных образований, муниципальное образование город Суджа и 81 сельский населенный пункт. Численность населения района на 1 января 2017 года составляет-26605 человек, в том числе трудоспособное население -14052 человека или 52,8 % от численности всего населения района [2]. Район обладает высокоразвитой промышленной и социальной инфраструктурой. Доля участия района в формировании доходной базы областного бюджета составляет 1,3 %.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов и их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов [3].

Таблица 1

Динамика доходов бюджета Суджанского района Курской области за 2012–2016 годы (в тысячах рублей)

Наименование показателя

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

в% 2016г.

2012г.

2015г.

Налоговые доходы

121731

138228

156712

158744

178670

146,8

112,6

Неналоговые доходы

30326

43348

30318

31790

32956

108,7

103,7

Безвозмездные поступления

330568

142

364995

458224

434053

131,3

94,7

Доходы бюджета — Всего

482625

181718

552 025

648 758

645 679

133,8

99,5

Совокупные доходы местного бюджета за период исследования выросли на 33,8 % и в 2016 году составили 645679 тыс.р. Однако необходимо отметить, что отсутствует постоянство вектора динамических изменений. В данном ключе определяющее значение для формирования доходной базы местного бюджета имеет наличие и размер безвозмездных поступлений. Фактическое отсутствие безвозмездных поступлений в 2013 году обусловило кратное (в 2,6 раза) сокращение совокупных доходов. Учитывая системную подчиненность местных бюджетов, подобная зависимость является очевидной и предопределяет необходимость повышения самостоятельности местных бюджетов, в том числе путем наращивания объемов собственных доходов.

Порядка трети совокупных доходов местный бюджет получает в виде налоговых поступлений. За весь период исследования объем поступлений в виде налоговых доходов увеличился на 46,8 %; имеет место и положительная динамика внутри периода — ежегодный прирост по данной группе доходов составляет 10–12 %.

Неналоговые доходы, представленные в основном доходами от использования государственного имущества за период исследования существенно не изменились как качественно, так и количественно.

Выясним за счет каких ресурсов изменились доли доходов в местный бюджет в разных группах, проанализировав структуру каждой группы доходов (таблицы 2,3).

Таблица 2

Состав налоговых доходов бюджета Суджанского района Курской области (в тысячах рублей)

Наименование показателя

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

+/-2016г. к 2012

Налог на доходы физических лиц

95866

110476

111856

111945

130745

34879

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

0

0

6904

7377

10665

10665

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

0

0

0

0

389

389

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

13330

13147

13722

14606

12604

-726

Единый сельскохозяйственный налог

795

899

2558

1458

792

-3

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

0

0

0

0

6

6

Налог на имущество физических лиц

2818

3159

3735

3685

4822

2004

Земельный налог

8149

9663

16294

17739

17143

8994

Государственная пошлина

773

884

1643

1934

1504

731

Итого

121731

138228

156712

158744

178670

Х

Более 70 % налоговых доходов местного бюджета представлены поступлениями от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ). В 2016 году поступления от НДФЛ составили 130745 тыс.р., что на 34879 тыс.р. или на 36,4 % больше, чем в 2012 году. Увеличение объемов данного источника доходов местного бюджета обусловлены ростом заработной платы населения, а также успешной реализацией мер по легализации доходов граждан. Подобное заключение возможно с учетом структурных изменений доходной базы, поскольку в целом за период исследования доля поступлений от НДФЛ в общей сумме доходов сократилась с 78,8 % до 73,2 %.

Представленная динамика налоговых поступлений свидетельствует об изменении предпринимательского климата в муниципальном образовании, развитии малого предпринимательства (рост объема доходов полученных в связи с применением упрощенной системы налогообложения при характерном сокращении доходов полученных от уплаты ЕНВД).

Изменения в налоговом законодательстве, предусматривающие исчисление налоговой базы исходя из кадастровой стоимости имущества, привели к кратному росту поступлений по налогу на имущество физических лиц (за весь период исследования в 1,7 раза) при незначительном изменении доли данного источника поступлений в общей сумме доходов (с 2,3 % до 2,7 %).

Немаловажной статьей формирования налоговых доходов местного бюджета являются поступления земельного налога и государственных пошлин. Так, за период исследования размер поступлений по данным видам доходов увеличился более, чем в 2 раза.

Таблица 3

Структура налоговых доходов бюджета Суджанского района Курской области (в процентах)

Наименование показателя

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

+/-2016г. к 2012

Налог на доходы физических лиц

78,8

80,0

71,4

70,5

73,2

-5,6

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

0,0

0,0

4,4

4,6

6,0

6,0

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

0,0

0,0

0,0

0,0

0,2

0,2

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

11,0

9,5

8,8

9,2

7,1

-3,9

Единый сельскохозяйственный налог

0,7

0,7

1,6

0,9

0,4

-0,2

Налог на имущество физических лиц

2,3

2,3

2,4

2,3

2,7

0,4

Земельный налог

6,7

7,0

10,4

11,2

9,6

2,9

Государственная пошлина

0,6

0,6

1,0

1,2

0,8

0,2

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Х

Однако, отметим, что управление формированием доходной части местных бюджетов доходами от налоговых платежей в очень малой степени зависит от органов местного самоуправления, так как налоговые ставки устанавливают федеральные органы в законодательном порядке и изменить ее местным органам невозможно.

Помимо налоговых доходов в структуре местного бюджета определенное место занимают неналоговые платежи. Они являются важным источником дохода бюджета Суджанского муниципального района объемы поступления, по которым зависят исключительно от эффективности функционирования местных органов власти. Состав и структура неналоговых доходов бюджета Суджанского муниципального района представлена в таблицах 4, 5.

Таблица 4

Структура неналоговых доходов бюджета Суджанского района Курской области (в тысячах рублей)

Наименование показателя

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

+/- 2016г. к 2012г.

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

84

42

41

0

0

-84

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

10176

9999

10771

13849

14796

4620

Платежи при пользовании природными ресурсами

961

544

569

504

464

-497

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

6677

7811

7693

8445

8093

1416

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

9452

21766

9244

6704

7241

-2211

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

2926

2177

2080

2280

2287

-639

Прочие неналоговые доходы

50

9

-80

8

75

25

Итого

30326

43348

30318

31790

32956

Х

Таблица 5

Структура неналоговых доходов бюджета Суджанского района Курской области (в процентах)

Наименование показателя

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

+/-2016г. к 2012

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

0,3

0,1

0,1

0,0

0,0

-0,3

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

33,6

23,1

35,5

43,6

44,9

11,3

Платежи при пользовании природными ресурсами

3,2

1,3

1,9

1,6

1,4

-1,8

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

22,0

18,0

25,4

26,6

24,6

2,6

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

31,2

50,2

30,5

21,1

22,0

-9,2

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

9,6

7,3

6,9

7,2

6,9

-2,7

Прочие неналоговые доходы

0,2

0,0

-0,3

0,0

0,2

0,0

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

Х

Х

В 2012–2016 гг. в структуре неналоговых доходов бюджета Суджанского муниципального района определяющее место занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, большую часть которых составляют арендная плата за земли сельскохозяйственного назначения. В 2016 году доля доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности составила 44,9 %, что на 11,3 % больше чем в 2012 году.

Значительная доля неналоговых доходов бюджета района приходится на доходы от продажи материальных и нематериальных активов и доходов от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства, удельный вес которых в 2016 году составил 22,0 % и 24,6 % соответственно. Наблюдается снижение доли в структуре неналоговых поступлений по статьям: доходы от продажи материальных и нематериальных активов и штрафы, санкции, возмещение ущерба. В 2016 году на их долю приходится 22,0 % и 6,9 %, что меньше чем в 2012 году на 9,2 % и 2,7 % соответственно. Практически не изменились прочие неналоговые доходы. Необходимо отметить, что в общей структуре доля поступлений по статье «Платежи при пользовании природными ресурсами» снизилась с 3,2 % в 2012 году до 1,4 % в 2016 году. Но это не оказало существенных влияний ни на абсолютные, ни на процентные показатели общей суммы неналоговых доходов. По сравнению с 2012 годом, в 2016 году неналоговые поступления в бюджет Суджанского района увеличились на 2 630 тысяч рублей или на 8,7 %.

Как уже отмечалось выше, наибольший удельный вес в структуре общих доходов местного бюджета Суджанского района составляют безвозмездные перечисления. К ним, главным образом, относятся дотации, субвенции, субсидии от бюджетов других уровней; так, например, субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ, субсидии на финансирование региональной программы в области энергосбережения и т.п


Рассмотрим более подробно состав и структуру безвозмездных перечислений, как основного источника поступления доходов бюджета Суджанского муниципального района. Структура безвозмездных платежей представлена в таблице 6.

Таблица 6

Динамика межбюджетных поступлений за 2012–2016 годы (в тысячах рублей)

Наименование статьи доходов

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

2016г.

в% 2016г. к

2012г.

2015г.

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

40915

0

19387

16615

16985

41,5

102,2

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

41453

0

20614

127653

91983

221,9

72,1

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

249992

0

324404

313459

322377

129,0

102,8

Иные межбюджетные трансферты

115

0

380

140

90

78,3

64,3

Прочие безвозмездные поступления

1551

142

705

1037

3210

207,0

309,5

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

-3458

0

-495

-680

-592

17,1

87,1

Итого

330568

142

364995

458224

434053

Х

Х

Из приведенных в таблице данных видно, что безвозмездные перечисления Суджанского муниципального района в 2012–2016 г.г. представлены различными формами финансовой помощи, поступающей в бюджет из областного бюджета Курской области. За анализируемый период наблюдается рост по статьям «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и прочих безвозмездных поступлений более, чем в 2 раза, а также «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» в 1,3 раза. Из анализа видно, что увеличение поступлений целевых межбюджетных трансфертов идет более высокими темпами, чем нецелевых (дотаций). При этом доля дотации в общей структуре безвозмездных поступлений снизилась на 58,5 %.

В силу того, что дотации являются нецелевой формой оказания финансовой помощи и выделяются для покрытия текущих расходов бюджета, данный факт свидетельствует о несбалансированности бюджета Суджанского муниципального района за 2012–2016 годы. Это говорит о том, что собственных доходов Суджанского муниципального района недостаточно для осуществления ряда полномочий на проведение таких расходов как оплата коммунальных услуг, выплата заработной платы, т. к. в течение финансового года возможны повышения тарифов и как следствие этого лимитов предусмотренных по бюджету может быть не достаточно.

Литература:

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] //Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/055a
  2. Официальный сайт муниципального образования «Суджанский район». [Электронный ресурс] // sudgar.rkursk.ru http://sudgar.rkursk.ru/index.php
  3. Маркина Е. В. Финансы 2-е изд., стер, — Ф59 Москва КНОРУС 2014–412.
Основные термины (генерируются автоматически): доход, местный бюджет, Суджанский район, Курская область, Российская Федерация, Суджанский муниципальный район, бюджет субъектов, наименование показателя, поступление, муниципальная собственность.


Похожие статьи

Аудит эффективности использования бюджетных средств субъекта РФ (на примере Белгородской области)

Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов (на примере Брянской области)

Исследование местного бюджета с помощью вертикального и горизонтального анализа (на примере бюджета муниципального образования сельского поселения «Хохотуйское»)

Разработка организационно-экономического механизма функционирования регионального банковского кластера (на примере Алтайского края)

Оценка социально-инфраструктурного потенциала региона (на примере Курской области)

Меры совершенствования развития территории муниципального образования (на примере Ульяновска)

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Особенности формирования имиджа территории (на примере г. Новороссийска)

Инструменты развития кадровой политики в сфере здравоохранения (на примере Республики Коми)

Организация бухгалтерского учета материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях (на примере предприятий Самарской области)

Похожие статьи

Аудит эффективности использования бюджетных средств субъекта РФ (на примере Белгородской области)

Финансовая самостоятельность региональных и местных бюджетов (на примере Брянской области)

Исследование местного бюджета с помощью вертикального и горизонтального анализа (на примере бюджета муниципального образования сельского поселения «Хохотуйское»)

Разработка организационно-экономического механизма функционирования регионального банковского кластера (на примере Алтайского края)

Оценка социально-инфраструктурного потенциала региона (на примере Курской области)

Меры совершенствования развития территории муниципального образования (на примере Ульяновска)

Проблемы реализации полномочий муниципального образования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (на примере муниципального образования г. Екатеринбурга)

Особенности формирования имиджа территории (на примере г. Новороссийска)

Инструменты развития кадровой политики в сфере здравоохранения (на примере Республики Коми)

Организация бухгалтерского учета материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях (на примере предприятий Самарской области)

Задать вопрос