Автор: Сальникова Ксения Александровна

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Статья просмотрена: 350 раз

Библиографическое описание:

Сальникова К. А. Формулирование миссии компании как способ укрепления основ корпоративной культуры (на примере юридической фирмы) // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 298-300.

В данной статье рассматриваются этапы процесса формулирования миссии компании, особенности ее внедрения в корпоративную культуру, отношение сотрудников к миссии и возможные трудности, которые могут возникнуть в ходе осуществления вышеперечисленных работ. 

Ключевые слова: миссия компании, корпоративная культура.

В настоящее время четко сформулированная миссия становится необходима компаниям не только как часть фирменного стиля или обязательный блок корпоративного сайта. В данной статье рассматривается процесс формулирования миссии юридической фирмы, проведенный в рамках работ по укреплению корпоративной культуры данной компании. Этапы формулирования и внедрения миссии были проведены в течение месяца (июль-август 2009 г.), в дальнейшем ее значение для компании было выявлено с помощью анкетирования сотрудников (май 2010 г.).

Большой толковый словарь русского языка дает определение слову «миссия» как «предназначению к чему-либо, ответственная роль кого-либо». М.Мескон [2] описывает миссию как «основную общую цель компании – четко выраженную причину ее существования». О.С. Виханский [1] трактует миссию как «философию и предназначение, смысл существования организации». Если попытаться кратко сформулировать суть миссии с точки зрения корпоративной политики, то миссия – это общественно значимая цель работы компании. «Размах» миссии, безусловно, зависит от размеров компании и той роли, которую она играет в благополучии общества. Например, компания «Газпром» [3] видит свою миссию в «максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа», а корпоративный ресурс ОАО «Лукойл» [4] сообщает, что миссия этой компании – «Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека». Разумеется, не любая компания может использовать в формулировке своей миссии столь масштабные цели, но у любой компании есть свои клиенты, и именно их интересы должны быть отражены в корпоративной политике компании, если она считает себя клиентоориентированной и хочет оставаться конкурентоспособной на современном рынке товаров или услуг.

Процесс формулирования миссии необходимо начинать с изучения истории компании, ее особенностей и главных отличий – конкурентных преимуществ. При разработке миссии для «Юридической фирмы «Евразия» были учтены следующие главные ее особенности:

1.      Поле деятельности компании – предоставление юридических услуг физическим и юридическим лицам в области регистрации/ликвидации юридических лиц, лицензирования, бухгалтерского обслуживания и работе с объектами недвижимости.

2.      Опыт работы на рынке услуг – 8 лет.

3.      Процесс оказания услуг в компании нацелен на получение положительного результата за минимально возможный промежуток времени.

4.      Компания клиентоориентированна и дорожит имеющейся базой постоянных клиентов.

Руководством компании в целях поддержания общего командного духа было принято решение привлечь к разработке миссии всех без исключения сотрудников. Учет мнений коллектива был произведен с помощью «Анкеты для разработки миссии предприятия» («Исследовательская компания «Infowave», г. Санкт-Петербург, специализируется на маркетинговых исследованиях и маркетинговом консалтинге на В2В и В2С рынках [5]). В рамках данной анкеты респондентам предлагалось определить, кто является основными клиентами компании, каковы их потребности, с помощью каких услуг компания может удовлетворить эти потребности, какими ценностями сотрудник руководствуется в работе, в чем уникальность компании и каковы ее перспективы. После ответов на вышеперечисленные вопросы сотруднику необходимо было самостоятельно сформулировать миссию компании.

Следующим этапом стал анализ полученной информации и его корреляция с уже имеющимися сведениями о конкурентных преимуществах компании. На данном этапе были выявлены следующие ключевые моменты, которые требовали своего отражения в миссии компании:

1.      Стремление клиента к экономии своего времени. Передавая решение части своих проблем компании, клиент получает дополнительное время, которое может использовать для решения других, более важных вопросов.

2.      Уверенность в результате. Сфера юридических услуг имеет свою специфику – результат решения проблемы не всегда однозначно положительный, поэтому следует давать клиенту уверенность в том, что если нужного ему результата возможно добиться – это будет сделано.

На предпоследнем этапе было проведено окончательное формулирование миссии. В нем приняли участие непосредственные руководители компании и специалист по маркетингу. Миссия юридической фирмы, основанная на учете мнений всех сотрудников, звучала по окончании этого этапа следующим образом: «Мы добиваемся максимального результата при оказании юридических услуг. Мы освобождаем нашим клиентам время для бизнеса, для жизни и для достижения поставленных амбициозных целей».

Последний и самый продолжительный этап заключался во внедрении миссии в корпоративную культуру компании. В рамках данного этапа были реализованы следующие мероприятия:

А. Представление сотрудникам. Было принято решение презентовать текст миссии сотрудникам в торжественной обстановке во время проведения ежемесячной общей планерке. Текст был зачитан директором компании с пояснениями, касающимися причины разработки миссии и ее значения для компании.

Б. Использование миссии в качестве источника целей, необходимых для формирования плана маркетинга.

В. Реализация миссии в рекламной политике компании. На основании миссии был разработан слоган, пересекающийся с основной мыслью миссии – «Соединяя заботу и опыт» (слоган заменил собой предыдущий – «7 лет рядом с Вами», который указывал только на большой профессиональный опыт, наработанный за годы существования на рынке, но не затрагивал принципы взаимоотношений с клиентами). Миссия в различных формах используется в полиграфической продукции  юридической фирмы, в текстах корпоративного сайта и оформлении корпоративного форума для общения сотрудников, текст миссии размещен на видных местах в офисе компании.

После прохождения данных этапов был сделан вывод, что процедура формулирования и внедрении миссии проведена успешно и благотворно повлияла на укрепление корпоративной культуры компании. Для подтверждения данного вывода через 9 месяцев было проведено изучение мнений сотрудников, нацеленное на выяснение их отношения к миссии. Данное исследование проходило в форме сплошного анонимного анкетирования, сотрудникам предлагалось ответить на 5 закрытых вопросов.

Первый вопрос заключался в том, знают ли сотрудники о существовании миссии в организации, в которой они работают. 100% опрошенных сотрудников знают об этом. Целью следующего вопроса было получить ответ на вопрос, смогут ли сотрудники воспроизвести текст миссии. 70% сотрудников ответили на этот вопрос утвердительно, 30% - отрицательно. Руководствуются миссией в своей ежедневной работе 90%, т.е. подавляющее большинство сотрудников, 10% не уделяют ей большого внимания.

В следующем вопросе респондентам предлагалось оценить, как внедрение миссии повлияло на систему взаимоотношений с клиентами. Распределение ответов выглядит следующим образом:

Рис. 1. Связь миссии и системы взаимоотношений с клиентами по мнению сотрудников, май 2010, %

                По мнению автора, показателем грамотного формулирования миссии служит признание сотрудниками того факта, что миссия действительно отражает существующее в компании положение дел. Мнение сотрудников подтверждает вывод об успешном проведении работ по формулированию миссии.

            В следующем вопросе респондентам следовало выбрать высказывание, на их взгляд раскрывающее понятие «миссия» в целом. Стоит отметить, что большинство респондентов являются профессиональными юристами, близко не знакомыми с положениями маркетинга и менеджмента, однако большинство опрашиваемых (80%) верно отметили, что миссия – это то, что компания может дать своим клиентам и обществу. Наличие у представителей трудового коллектива такого мнения позволяет сделать вывод и о том, что сотрудники хорошо понимают цели и задачи, стоящие перед компанией в области, связанной с клиентскими взаимоотношениями.

            Ответы на последний вопрос распределилились следующим образом:

Рис. 2. Понимание сотрудниками определения «миссия компании», май 2010, %

            Как и многие другие мероприятия, связанные с модернизацией корпоративной культуры компании, давно работающей на рынке и имеющей сложившиеся корпоративные традиции, внедрение миссии может повлечь за собой определенные трудности. Наиболее распространены следующие из них:

1.      Излишняя формализованность: миссия составлена слишком научным или профессиональным языком, сложна в понимании для новых сотрудников и людей, не имеющих прямого отношения к деятельности организации.

2.      Размытость или нацеленность исключительно на повышение финансовых показателей: недостаточное понимание руководством компании значения миссии приводит к ее формулированию в виде общих фраз, не имеющих прямого отношения к конкретной организации, или в виде курса на повышение прибыли компании. Несомненно, цель создания любой коммерческой организации – извлечение прибыли, но миссия служит выражением социальной, а не экономической цели организации.

3.      «Незаконченное внедрение»: возникает, когда руководством не предпринимается никаких мер по внедрению миссии, и она становится просто документом, не неся своим существованием никакой практической пользы в управлении корпоративной культурой организации.

Несмотря на все вышеизложенные трудности, с которыми может сопровождаться процесс формулирования миссии компании, ее грамотная разработка и внедрение необходимы для корпоративной культуры компании. Четко и верно сформулированная миссия служит основой для корпоративной культуры и дает представление сотрудникам и клиентам, для чего данная компания работает на рынке.

 

Литература:

1.      Виханский, О.С. Менеджмент: учебник для вузов / О.С. Виханский. –М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2004. – 528 с.

2.      Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2007. – 672 с.

3.      «Газпром» сегодня»: www.gazprom.ru/about/today

4.      ОАО «ЛУКОЙЛ» - Миссия компании: www.lukoil.ru/static_6_5id_2106_.html

5.      «Исследовательская компания «Infowave»: www.infowave.ru

 

Основные термины (генерируются автоматически): корпоративной культуры, формулирования миссии, миссии компании, формулирования миссии компании, корпоративной культуры компании, процесс формулирования миссии, текст миссии, внедрении миссии, внедрение миссии, разработки миссии, Формулирование миссии компании, формулирования миссии юридической, разработке миссии, процесса формулирования миссии, компании значения миссии, Процесс формулирования миссии, юридической фирмы, грамотного формулирования миссии, политике компании, текст миссии сотрудникам.

Ключевые слова

миссия компании, корпоративная культура

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос