Ценностное отношение к правовой культуре и его формирование (на примере деятельности студентов техникума) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Статья просмотрена: 701 раз

Библиографическое описание:

Волкова, Е. В. Ценностное отношение к правовой культуре и его формирование (на примере деятельности студентов техникума) / Е. В. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 312-314. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1720/ (дата обращения: 19.11.2024).

            Современная Россия объявлена правовым государством. Это ставит проблему формирования правовой культуры и ценностного к ней отношения в ранг государственной политики.

Понятие «ценности» введено в научный оборот И.Кантом [1, с.276-277] при противоположении сферы нравственности (свободы) и сферы природы (необходимости).  Философы отмечают значение ценности как характеристику отношений к миру. Так, у Н.О.Лосского [3, с.250] ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка в отдельности.  А.Н. Леонтьев считает, что «ценность есть не природное, а социальное свойство предмета, явления, личности, поступка, события и  т.д.» [2, с.71-72].

 Проблемой исследования  категории «ценностное отношение» занимались:  философы – С.Ф.Анисимов, М.С.Каган; психологи – Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев; педагоги – Т.В.Бондарчук, В.С.Лазарев и др. Обобщив разные точки зрения, мы пришли к выводу, что ценности и ценностные отношения неразрывно связаны с личностью человека и его индивидуальной неповторимостью; включают в себя идеалы, потребности, ценности.

 Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры. Включает то, что прогрессивно, социально полезно и ценно в правовых явлениях.  По мнению Лукашевой Е.А.[4], сущность правовой культуры рассматривается как отношение людей к праву, в знании и понимании, в осознании необходимости всех его предписаний. В юридическом энциклопедическом словаре сказано, что правовая культура – это «сумма накопленных в ходе исторического развития и воспроизводящихся правовых ценностей (принципов, норм, категорий, знаний), зависящих от общей культуры общества и степени отражения этой культуры в правовой системе данного общества» [7, с.355]. 

 Ценностное отношение к правовой культуре понимается как личностное новообразование, основанное на понимании общечеловеческих ценностей, знании и принятии ценностей культуры, определяющего выбор социального поведения человека. Способствует формированию мотивационно ценностного отношения будущего юриста к профессиональной деятельности. Согласно точки зрения Николаевой Л.Н. [6, с.73-76], процесс формирования можно проанализировать через следующие компоненты: когнитивный  (проявляется через  усвоение необходимого минимума правовых знаний, умение пользоваться справочными правовыми системами); мотивационно-ценностный (через социальную ответственность за результаты своей деятельности, потребности в самосовершенствовании, отношение к закону как к ценности); регулятивный (через готовность к принятию решений, умение аргументировать, готовность к правовой деятельности, правомерное поведение).

Особая роль принадлежит преподавателю. «Ценности учителя – это внутренний, эмоционально освоенный регулятор деятельности педагога, определяющий отношение к окружающему миру и к себе и моделирующий содержание и характер выполняемой им профессиональной деятельности» [5, с.80].

Мнения учёных Н.П.Вербицкого, Г.П.Давыдова, А.Д.Бойко и др. сводятся к тому, что необходимо создать целостную систему юридического просвещения, обучения и воспитания, которая позволит предотвратить многие негативные явления правовой жизни, окажет позитивное влияние на правоприменительную деятельность.

 В ходе анализа педагогической литературы и обобщения опыта подготовки специалистов, выделены следующие условия, обеспечивающие формирование ценностного отношения к правовой культуре у студентов:

- создание воспитывающей среды на основе проблемного обучения;

- формирование ценностных ориентаций студентов техникума через просветительскую правовую работу и участие в ведении спецкурса.

 Рассмотрев вопрос формирования ценностного отношения к правовой культуре, мы пришли к следующим выводам: содержание формирования ценностного отношения к правовой культуре включает в себя формирование когнитивного, мотивационно-ценностного и регулятивного компонентов; процесс формирования правовой культуры личности студента является составной частью целостного учебно-воспитательного процесса, осуществляется за счёт обеспечения единства правового обучения, правового воспитания и правовой деятельности.

Опытно-экспериментальная работа была организована на базе НОУ СПО «Ульяновский техникум экономики и права Центросоюза Российской Федерации». На начальном этапе эксперимента был организован опрос среди студентов  на определение ведущих ценностей. В опросе принимало участие 100 человек. Студентам было предложено оценить представленные в анкете ценности: духовные, правовые, межличностные, др.. Данные показали, что очень значимыми для многих являются такие ценности, как взаимопонимание в семье (98%), здоровье (98%), любовь (97%). Далее за ними следуют наличие хороших и верных друзей (78%), интересная работа (77%), материальная обеспеченность (62%), др..Ценности правовые, к сожалению,  оказались на последнем месте. Так,  любовь к родной земле, народу, родному языку; уважение к символике, традициям и обычаям родной земли очень значимым считают 17% (из них 5% девушки, 12% юноши), скорее значимым, чем незначимым – 41% (из них 16% девушки, 25% юноши),  безразличие высказали 14% (6% девушки, 8% юноши). Напрашивается вывод, что уровень правовой культуры низкий среди студентов техникума.

 По итогам анкетирования было решено принять меры по формированию ценностно-правовых ориентаций студентов техникума путём вовлечения их в активную просветительскую работу в области права. На базе техникума был создан кружок  по Формированию правовой культуры (далее ФПК), членами которого стали 20 студентов правоведного отделения. ФПК призван  активно содействовать воспитанию студентов в духе нетерпимости к любым правонарушениям; формированию правовой культуры. За период деятельности кружка ФПК была проведена активная просветительская работа в области права: беседы о законе и правопорядке, правонарушениях несовершеннолетних и ответственности, о вреде табакокурения, наркомании, алкоголя, др.; проводились совместные мероприятия с Управлением ФСКН по Ульяновской области, Департаментом по молодёжной политике Министерства образования Ульяновской области, Центром психолого-педагогической коррекции и реабилитации несовершеннолетних, школами города.

 Помимо просветительской работы, на протяжении двух лет подряд на базе одной из школ города проводился спецкурс для старшеклассников «Основы права» (разработанный преподавателями правовых дисциплин УТЭП). Было решено привлечь к его ведению и членов кружка ФПК. Началась работа по отслеживанию роста уровня правовой культуры среди школьников. Среди учащихся школы анкетирование проводилось до начала преподавания спецкурса «Основы права» и после. В анкетировании приняло участие 40 человек учащихся (по 20 человек в 2007 и 2008 году). Так, на вопрос, была ли, по их мнению, необходимость введения спецкурса «Основы права» дополнительно к изучаемому предмету «Обществознание», в 2007 году утвердительно ответили 30% (6 человек), в 2008 – 50% (10 человек). Причём многие выделили необходимость общения с преподавателем правовых дисциплин, общение со студентами специальности «Правоведение», необходимость узнать что-то новое, так как полученные знания пригодятся в жизни. Отрицательно ответили в 2007 году 40% (8 человек), в 2008 – 30% (6 человек). Причинами назвали изучение предмета обществознание, наличие информации в СМИ. На вопрос, о каких отраслях права вам больше всего хочется узнать, свой выбор остановили на уголовном, административном и трудовом праве, причём на уголовном – в 2007 году – 75% (15 человек), в 2008 году – 45% (9 человек); на административном – в 2007 году – 20% (4 человека), в 2008 году – 30% (6 человек); на трудовом праве – в 2007 – 5% (1 человек), в 2008 – 25% (5 человек). Получить для себя ответ из области права многие хотели бы на следующие вопросы: какие документы нужны при поступлении на работу – в 2007 году выделили 15% (3 человека), в 2008 – 20% (4 человека); какая ответственность за кражу – в 2007 – 20% (4 человека), в 2008 – 10% (2 человека); какая ответственность за убийство – в 2007 – 25% (5 человек), в 2008 – 15% (3 человека); есть ли ответственность за незаконный оборот наркотиков – в 2007 году – 10% (2 человека), в 2008 – 15% (3 человека), др.. На вопрос, нужно ли, чтобы с основами права знакомили преподаватели правовых дисциплин техникумов, вузов  или с этим могут справиться учителя школы, мнения разделились следующим образом: за преподавателей выступили – в 2007 году- 25% (5 человек), в 2008 – 40% (8 человек); за учителей – в 2007 – 75% (15 человек), в 2008 – 60% (12 человек). На вопрос, нужно ли  формировать правовую культуру граждан РФ уже со школьной скамьи, и почему, ответили следующим образом: согласились, т.к. становятся юридически грамотными – в 2007 году – 20% (4 человека), в 2008 – 10% (2 человека); способствует знаниям законов – в 2007 году – 30% (6 человек), в 2008 – 20% (4 человека); начинать нужно с детского сада – в 2007 – 10% (2 человека), в 2008 – 5% (1 человек). Повлияет ли  изучение спецкурса «Основы права» на выбор будущей профессии учащихся, утвердительно в 2007 году ответили 10%  (2 человека), в 2008 – 15% (3 человека); отрицательно – в 2007 – 35% (7 человек), в 2008 – 45% (9 человек). Проанализировав результаты анкет, сделали вывод, что с выбором профессии не все ещё определились; общение с преподавателем правовых дисциплин выбирают настороженно; вопросов из области права возникает много; соглашаются, что правовые знания и правовая культура нужны.

Анализ проведённого  анкетирования среди учащихся школы после изучения спецкурса для старшеклассников «Основы права» позволил сделать вывод о более серьёзном подходе учащихся к области права. Так, на вопрос, была ли необходимость введения спецкурса «Основы права для старшеклассников» дополнительно к изучаемому курсу «Обществоведение», ответили все утвердительно. Причём отметили важность преподавания специалистом правовых дисциплин – в 2007 -25% (5 человек), в 2008 – 30% (6 человек). 30% (6 человек) отметили интересным общение со студентами в 2008 году. Узнали много нового и интересного - в 2007 – 40% (8 человек), в 2008 – 20% 94 человека). Радует то, что на вопрос, о каких отраслях права узнали, круг правовых дисциплин учащихся расширился. Теперь, помимо уголовного, административного и трудового права, учащиеся обратили внимание на конституционное право – в 2007- 5% (1 человек); семейное – в 2007 – 15% (3 человека), в 2008 – 5% (1 человек); предпринимательское – в 2007 – 10% 92 человека), в 2008 – 15% (3 человека) и другие. При изучении спецкурса учащиеся в основной массе утвердительно ответили на вопрос, достаточно ли они получили ответов на поставленные вопросы – в 2007 – 90% (18 человек), в 2008 – 80% ((16 человек). С мнением, что спецкурс «Основы права»  нужно обязательно вводить в школы (лицеи, гимназии) согласилось 90% (18 человек) учащихся, т.к. получили от его изучения большую пользу. На вопрос, нужно ли, чтобы с «Основами права» знакомили преподаватели правовых дисциплин техникумов, вузов, или с этим могут справиться учителя школы, в основном, согласились в пользу первых. Так, в 2007 году «за» преподавателей права ответили 65% (15 человек), в 2008 – 75% (15 человек). На вопрос, почему формировать правовую культуру граждан РФ нужно уже со школьной скамьи, многие ответили положительно. На вопрос, оказало ли влияние изучение спецкурса «Основы права» на ваш выбор будущей профессии, утвердительно ответили – в 2007 – 25% (5 человек), в 2008 – 30% (6 человек). Радует то, что по окончании нашего спецкурса появилось желание у некоторых учащихся поступать именно на юридическую специальность. А 3 человека  - выпускники 2008 год – пришли учиться к нам в техникум на специальность «Правоведение».

Таким образом, спецкурс «Основы права для старшеклассников» оказал на многих учащихся большое влияние. Они стали более серьёзными, думающими, стали ценить право и всё, что с ним связано, повысили свою правовую культуру. Ступени образования «школа-техникум» соединились воедино. Появилась преемственность в передаче правовых знаний, формировании правовой культуры подрастающего поколения – будущего нашей страны. Начала осуществляться идея непрерывного образования в нашем регионе.

Необходимость обращения к проблеме формирования ценностного отношения к правовой культуре студентов техникума обусловлена потребностью в новых эффективных технологиях обучения и воспитания, направленных на развитие личности специалиста. Обобщив данный опыт деятельности студентов, мы пришли к выводу, что необходимо продолжать работу по правовому просвещению нашей молодёжи. Молодёжь – это будущее нашего общества. Необходимо создать все условия, чтобы научить наше подрастающее поколение быть законопослушными гражданами современного общества, соблюдать нормы права, приносить пользу обществу. А студенты-члены кружка ФПК, занимаясь активной просветительской деятельностью, повышают свою общественную активность; получают навыки общения, ораторского искусства; нацеливают на сохранение здорового образа жизни, продвигают позитивные образцы для подражания, что поможет им в дальнейшей учебе и работе в правоохранительных и судебных органах.

 

            Библиографический список:

  1. И.Кант. Основы метафизики нравственности. Соч., т.4 (1), 1965.-с.276-277.          
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.//Избр. психологические произведения: в 2 т. Т.2.- М., 1983.- 572 с.
  3. Н.О. Лосский. Условия абсолютного добра.-М., 1991.-с.250. 
  4. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность.-М.:Наука, 1986. Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность.-М.:1973.
  5. Мокроусова Л.В.Формирование мотивационно-ценностного отношения будущего специалиста к профессиональной деятельности на примере индустриально-педагогического факультета. Дисс.канд.пед.наук:13.00.08 Курск, 2007, 253 с.
  6. Николаева Л.Н. Формирование правовой культуры студентов: Дисс.канд.пед.наук:13.00.08 Смоленск, 2005, 219 с.
  7. Юридический энциклопедический словарь.-М, 1987.- 415 с.

     

 

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, ценностное отношение, Формирование, знание, преподаватель, профессиональная деятельность, ценность, активная просветительская работа, какая ответственность, Ульяновская область.


Похожие статьи

Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла

К вопросу о компетентностном подходе в контексте профильного обучения (на примере педагогического класса)

Влияние СМИ на формирование морально-ценностной идентификации студентов-спортсменов (на примере КГУФКСТ)

Педагогические профессиональные установки к детям (на примере изучения иерархии ценностей педагогов ДОУ)

Формирование социокультурной компетенции на начальной ступени обучения (на примере английских пословиц и поговорок)

Педагог высшей школы в процессе формирования нравственно-правовой культуры в вузе

Формирование ценностного отношения к иной культуре как педагогическое условие нравственного воспитания российских и иностранных студентов, обучающихся совместно

Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе

Социализация студентов и система управления образовательным процессом в филиале вуза (на примере Арсеньевского городского округа)

Динамика мотивационно-ценностных отношений в профессиональном становлении студентов

Похожие статьи

Развитие ценностно-смысловой компетентности в процессе обучения на примере дисциплин гуманитарного цикла

К вопросу о компетентностном подходе в контексте профильного обучения (на примере педагогического класса)

Влияние СМИ на формирование морально-ценностной идентификации студентов-спортсменов (на примере КГУФКСТ)

Педагогические профессиональные установки к детям (на примере изучения иерархии ценностей педагогов ДОУ)

Формирование социокультурной компетенции на начальной ступени обучения (на примере английских пословиц и поговорок)

Педагог высшей школы в процессе формирования нравственно-правовой культуры в вузе

Формирование ценностного отношения к иной культуре как педагогическое условие нравственного воспитания российских и иностранных студентов, обучающихся совместно

Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе

Социализация студентов и система управления образовательным процессом в филиале вуза (на примере Арсеньевского городского округа)

Динамика мотивационно-ценностных отношений в профессиональном становлении студентов

Задать вопрос