Трудовые отношения как аспект взаимодействия профессионального педагога и работодателя с целью повышения качества образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (17) июнь 2010 г.

Статья просмотрена: 496 раз

Библиографическое описание:

Глечикова, Т. С. Трудовые отношения как аспект взаимодействия профессионального педагога и работодателя с целью повышения качества образовательного процесса / Т. С. Глечикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 6 (17). — С. 314-317. — URL: https://moluch.ru/archive/17/1671/ (дата обращения: 22.11.2024).

Фонд «Общественное мнение» в 2008 году провел опрос населения России в 100 населенных пунктах 46 областей, краев и республик. Вопрос был следующим:  «Помогает ли знание законов в повседневной жизни?». Всего было опрошено 1500 респондентов. Абсолютное большинство наших сограждан (91%) выразило мнение, что знание законов необходимо в повседневной жизни. При этом три четверти россиян (76%) считают, что знают законы плохо. В окружении респондентов, по их словам, также больше тех, кто не разбирается в законодательстве (об этом говорят 64%). Как показали результаты опроса, многим россиянам приходилось сталкиваться с ситуациями, требующими знания законов. Так, 27% респондентов вспомнили случаи из своей жизни, когда юридическая безграмотность принесла им вред, При этом чаще всего назывались случаи трудового законодательства. Правовая неосведомленность чаще всего вредила респондентам при конфликтах с работодателем. Среди респондентов были и учителя. Но разве возможно «без оглядки» профессионально и качественно выполнять свою трудовую функцию – обучение детей - если ты не уверен в своем настоящем и будущем?

Знание трудового законодательства – веха нового времени, особенно в современных условиях послекризисного развития российской экономики. Каждый профессиональный педагог, помимо Конвенции о правах ребенка, педагогики, возрастной психологии и физиологии, должен знать трудовое законодательство; права и обязанности, как свои так и работодателя; понимать, в чем заключаются «трудовые отношения»; знать правила составления и заключения трудового договора - только тогда можно говорить о повышении качества учебно-воспитательного процесса в общем образовании. Ведь именно квалификация педагогического состава школы является одним из факторов, которыми характеризуются критерии оценки качества образования.

            Что такое «трудовые отношения» четко определено в Трудовом Кодексе Российской Федерации. Согласно ст. 15 ТК РФ, трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату  трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Основа возникновения трудовых отношений – трудовой договор, соглашение между работодателем и работником. Согласно ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают в результате:

ü  избрания на должность;

ü  избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

ü  назначения на должность или утверждение в должности;

ü  направления на работу уполномоченными  в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты;

ü  судебного решения о заключении трудового договора;

ü  фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор оформлен надлежащим образом.  

            Трудовые отношения носят волевой характер: они основаны на добровольном соглашении между работником и работодателем, которые, в соответствии со ст. 20 ТК РФ, являются сторонами трудовых отношений.

            Работником может быть только физическое лицо, работодателем же ТК РФ признает юридическое или физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником и использующие его труд в своих интересах.

            Работник не может заключить договор о выполнении части своих обязанностей другим лицом, т.к. трудовые отношения предполагают личное выполнение трудовой функции (определенной работы, обусловленной соглашением сторон и носящей регулярный характер).

            Физическое лицо может выступать работодателем, когда оно осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица или использует чужой труд для обслуживания своего домашнего хозяйства; лица, чья профессиональная деятельность подлежит государственной регистрации и лицензированию. Особенности правового положения работодателя – физического лица определены статьями 303 – 309 Трудового Кодекса Российской Федерации.

            Юридическое лицо может выступать работодателем независимо от вида и формы собственности. После регистрации в качестве юридического лица организация может принимать на работу сотрудников, формировать трудовой коллектив, нести соответствующие обязанности.

            В трудовых отношениях работодатель – физическое лицо выступает от своего имени и в своих интересах. Когда же в трудовые отношения вступает юридическое лицо, от его имени действуют органы управления организации.

            Трудовые отношения в действительности выступают как трудовое правоотношение, поскольку оно урегулировано нормами права. Граждане, как субъекты трудового права должны обладать трудовой правосубъектностью, которая в трудовом праве, как и в любой другой отрасли права, состоит из двух составляющих:

Ø  правоспособности, т.е. обладания по закону правами и обязанностями;

Ø  дееспособности, которая означает возможность своими действиями приобретать эти права и обязанности.

Согласно статье 63 ТК РФ у гражданина трудовая правосубъектность возникает, как правило, с 16 - летнего возраста, когда он самостоятельно может устроиться на работу и заключить трудовой договор. Трудовой договор может быть заключен и с лицами в возрасте до 16 лет, а именно:

·      с 15 лет, если основное общее образование получено, либо продолжается освоение общеобразовательной программы (но не по очной форме обучения), либо общеобразовательное учреждение оставлено;

·      с 14 лет, если предполагается выполнение легкого труда в свободное от учебы время, не причиняющего вреда его здоровью, при согласии одного из родителей (попечителя) и органа опеки;

·      с лицами, не достигшими возраста 14 лет в организациях кинематографии, театрах, цирках, концертных организациях с соблюдением условий описанных выше. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном).

            Заключая трудовой договор и вступая в трудовые отношения, работник и работодатель приобретают права и обязанности, которые регламентируются Трудовым Кодексом Российской Федерации.

            В частности статья 21 ТК РФ предусматривает основные права и обязанности работника в трудовых отношениях, статья 22 ТК РФ определяет основные права и обязанности работодателя.

            Ниже указаны конкретные статьи Трудового Кодекса Российской Федерации, раскрывающие и дополняющие трудовые правоотношения сторон трудового договора.

            Работник имеет право на:

Ø  заключение, изменение и расторжение трудового договора (ст.72,80 ТК РФ);

Ø  предоставление работы, обусловленной трудовым договором (ст. 56 ТК РФ);

Ø  рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором (ст. 219-224 ТК РФ);

Ø  своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии  со своей квалификацией, сложностью, количеством и качеством выполненной работы (гл. 20, 21 ТК РФ);

Ø  отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, предоставлением выходных и праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков (ст.91, 94, 108-112, 114-120 ТК РФ);

Ø  ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а так же на информацию об их выполнении (ст. 36-49 ТК РФ);

Ø  полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте (ст. 212 ТК РФ);

Ø  объединение, включая право на создание профсоюзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов (ст. 377 ТК РФ);

Ø  участие в управлении организацией в предусмотренных формах (ст. 53 ТК РФ);

Ø  возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда (ст. 234-237 ТК РФ);

Ø  обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами (ст. 2, 21 ТК РФ);

Ø  разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами (ст. 381-383, 390-393, 398-401, 409-418 ТК РФ);

Ø  профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации (ст. 196-208 ТК РФ);

Ø  защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

Работник обязан:

ü  добросовестно исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (ст. 15, 56, 57 ТК РФ);

ü  соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации, трудовую дисциплину, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда (ст. 189 ТК РФ);

ü  выполнять установленные нормы труда (ст. 159-163 ТК РФ);

ü  бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящихся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) (ст. 238 ТК РФ);

ü  незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении угрозы жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (ст. 214 ТК РФ).

Работодатель имеет право:

ü  заключать (ст. 56-71 ТК РФ), изменять (ст. 72-74 ТК РФ) и расторгать

       (ст. 81,82 ТК РФ) трудовые договоры с работниками;

ü  требовать  от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации (ст. 189-194,238-249 ТК РФ);

ü  привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами (ст. 189-194 ТК РФ);

ü  вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры  (ст. 36-44 ТК РФ);

ü  поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

ü  принимать локальные нормативные акты (ст. 8, 103, 135, 190, 212 ТК РФ);

ü  создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них (ст. 33, 35-37, 47-49 ТК РФ).

Работодатель обязан:

ü  предоставить работу, обусловленную трудовым договором (ст.56 ТК РФ);

ü  обеспечить безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда (ст. 211-213, 215,217, 218,220, 221-225, 228-230 ТК РФ);

ü  обеспечивать работника всем необходимым для исполнения им трудовых обязанностей (ст. 108, 223 ТК РФ);

ü  выплачивать в полном размере и в установленные сроки причитающуюся заработную плату (ст. 129 ТК РФ);

ü  соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

ü  вести коллективные переговоры, а так же заключать коллективный договор (ст. 36-40, 47-48 ТК РФ);

ü  предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

ü  знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

ü  рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по их устранению и сообщать этим органам о принятых мерах;

ü  создавать условия, обеспечивающие работников в управлении организацией в предусмотренных формах (ст. 53 ТК РФ);

ü  возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред (ст. 234-237 ТК РФ);

ü  осуществлять обязательное социальное страхование работников (2,21 ТК РФ);

ü  обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 108, 223 ТК РФ);

ü  обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;

ü  своевременно выполнять предписания федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, уплачивать штрафы, наложенные за нарушение законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

ü  исполнять иные обязанности, предусмотренные ТК РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями и трудовыми договорами.

            Выше мы рассмотрели основные права и обязанности работника и работодателя, но отдельные категории работников наделяются специальными правами.   

Знание правовых норм, регламентирующих трудовые отношения, обеспечивает реализацию конституционного права граждан на защиту своих прав и свобод. Только свободный, уверенный человек в своем настоящем и будущем может с большей отдачей заниматься образованием детей, а значит с уверенностью можно сказать, что знание преподавателем  Трудового Кодекса Российской Федерации является фактором, повышающем качество учебно-воспитательного процесса.

 

Список используемой литературы:

1.            Гражданский кодекс Российской Федерации (в трех частях). 3-е изд., - М.:Ось-89, 2005 – 384 с. – (Серия «Кодекс»).

2.            Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ по состоянию на 10 апреля 2010 г. с учетом изменений и дополнений – М: Эксмо, 2010. – 320с.

3.            Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /Под ред. Заслуженного юриста Российской Федерации, действительного государственного советника Российской Федерации 3-го класса С.А. Панина/. – М.: МЦФЭР, 2002. – 1056 с. (Библиотека журнала «Справочник кадровика», 3-2002).

4.            Закон Российской Федерации «Об образовании»: текст с изм. И доп. На 2010 год. – М.: Эксмо, 2010. – 80с. – (Российское законодательство)

5.             7 навыков высокоэффективных людей. Стивен Р.Кови.-М.: Изд-во «Альпина бизнес букс», 2006 - 375с. (Библиотека МТI)

6.            Большой словарь-справочник кадровика. Автор и составитель Лукаш Ю.А. – М.: Книжный мир, 2004. – 512 с. (серия «Библиотека профессиональных словарей»).

7.            Деловые бумаги руководителя образовательного учреждения. Г.Л. Фриш. – М.: Изд-во «Перспектива», 2004 – 56с (Библиотека работника школы).

8.            Как правильно составить трудовой договор. Гарибян В.Т. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 336 с. – (Юридический справочник).

9.            Книжка, которую полезно прочитать работнику любого образовательного учреждения. Г.Л. Фриш. – М.: Изд –во УЦ «Перспектива», 2004 - 96с. (Библиотека работника школы).

10.        Управление образовательным учреждением: организационно – педагогические и правовые аспекты. Л.П. Погребняк. – М.: Изд-во «ЦГЛ», 2003. -207 с. (Профессиональная библиотека директора школы)

 

Основные термины (генерируются автоматически): ТК РФ, трудовой договор, Российская Федерация, Трудовой кодекс, работник, работодатель, физическое лицо, обязанность, отношение, юридическое лицо.


Похожие статьи

Повышение уровня профессиональной компетентности педагога как путь оптимизации воспитательного процесса

Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Формирование профессионально значимых ценностей среднего медицинского работника как способ совершенствования профессиональной компетенции

Проблемы выбора стратегии взаимодействия преподавателя и студента на этапе адаптации в педагогическом вузе

Формирование предпринимательских качеств будущего учителя в процессе интерактивного обучения

Социально-психологический тренинг как эффективный метод развития профессионального самосознания студентов

Условия и факторы реализации предметно-методологической компетентности учителя как ресурса качества образования

Профессиональное общение экономиста-аграрника как объект психолого-педагогического управления

Динамика мотивационно-ценностных отношений в профессиональном становлении студентов

Похожие статьи

Повышение уровня профессиональной компетентности педагога как путь оптимизации воспитательного процесса

Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы

Формирование профессионально значимых ценностей среднего медицинского работника как способ совершенствования профессиональной компетенции

Проблемы выбора стратегии взаимодействия преподавателя и студента на этапе адаптации в педагогическом вузе

Формирование предпринимательских качеств будущего учителя в процессе интерактивного обучения

Социально-психологический тренинг как эффективный метод развития профессионального самосознания студентов

Условия и факторы реализации предметно-методологической компетентности учителя как ресурса качества образования

Профессиональное общение экономиста-аграрника как объект психолого-педагогического управления

Динамика мотивационно-ценностных отношений в профессиональном становлении студентов

Задать вопрос