Анализ научной литературы по теме «Устойчивые конкурентные преимущества и стратегический конкурентный анализ» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №35 (169) сентябрь 2017 г.

Дата публикации: 04.09.2017

Статья просмотрена: 913 раз

Библиографическое описание:

Тукач, В. С. Анализ научной литературы по теме «Устойчивые конкурентные преимущества и стратегический конкурентный анализ» / В. С. Тукач. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 35 (169). — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/archive/169/45542/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье анализируется теоретическая база, сформированная из научных работ международных и российских авторов, по теме формирования устойчивых конкурентных преимуществ на основании стратегического конкурентного анализа.

Ключевые слова: стратегия, конкуренция, анализ, конкурентные преимущества, научные труды

Уже четверть века российская экономическая система существует в рамках системы рыночных отношений, образующим элементом которой выступает конкуренция. Она стимулирует фирмы повышать эффективности своей финансово-хозяйственной деятельности, увеличивать долю рынка, чёткого себя позиционировать, объективно воспринимать своё положения относительно конкурентов и улучшать качество планирования и прогнозирования на различных временных отрезках, поскольку всё это составляет её конкурентоспособность («равно успешность и долголетие»), определяемую конкурентными преимуществами.

Главным инструментом по созданию и удержанию конкурентных преимуществ выступает стратегический конкурентный анализ, объектом которого является фирма, а предметом — её производственная и коммерческая деятельность, система социально-трудовых и общественно-политических отношений. Субъект анализа — владельцы фирмы, а также менеджерский состав.

Описание даёт основание полагать, что рассматриваемый вопрос имеет серьёзную теоретическую базу и занимает высокое положение в мировой экономической науке, поскольку, он должен быть интересен для компаний всех уровней: от малого бизнеса до отраслевых лидеров. Но так ли это на самом деле?

Первый и, пожалуй, основной, вывод, который просится после знакомства с литературой по исследуемой проблематике — это её нехватка. Несмотря на всю актуальность и потенциальный прикладной характер, тема так остро не интересует ни теоретиков, ни практиков. Работ, основным объектом которых был бы процесс формирования устойчивых конкурентных преимуществ на основании стратегического конкурентного анализа, и вовсе не было найдено. Да, подобная мысль неоднократно появлялась в различных трудах, преимущественно западных авторов, но она не выступает там основополагающей, фундаментальной. Что опять-таки странно, при условии, что вопрос о конкурентных преимуществах является одним из основных как в современной, так и в экономической мысли 20 века.

Активный интерес к анализу конкурентных преимуществ возник ещё в начале 80-х годов прошлого столетия. Развитие темы было связано с работами М. Портера, который разработал модель сил влияющих на уровень конкуренции, а также сформулировал основные конкурентные стратегии. По мнению Портера, конкурентоспособность — это способность товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присущими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений [2].

Знаменитый специалист в области менеджмента и маркетинга, Ф. Котлер считает, что свойство конкурентоспособности предприятия выражается в возможности характеризовать степень реального (потенциального) удовлетворения предприятием определенной потребности в сопоставлении с подобными объектами, предлагающими товар или услугу на данном рынке. Это качество дает возможность выдерживать конкуренцию с другими объектами на конкретном рынке [4].

Главным же трудом по теме стратегического конкурентного анализа является книга К.Фляйшера и Б. Бенсуссана «Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе». В ней описываются всевозможные методы стратегического и конкурентного анализа, способствующие повышению эффективности планирования деятельности фирмы по производству и реализации товаров и услуг. Особое место в книге отводится следующим аспектам: анализ внешней среды; функциональные возможности и ресурсы фирмы; жизненный цикл продукции и технологии; патентный анализ; индивидуальные характеристики конкурентов.

Помимо этого, рассматриваются ключевые финансовые коэффициенты и показатели, а также их применение в формировании стратегических фондов. В каждой главе книги теоретические материалы подтверждаются конкретными примерами из практики.

Необходимо отметить анализ стратегических групп, являющийся элементом отраслевого анализа, который изучает различные группы фирм-конкурентов, объединенные по принципу аналогичных стратегических позиций и конкурентных подходов. Состоит стратегическая группа из конкурирующих фирм со схожими конкурентными подходами и позициями в отрасли. Карта стратегической группы иллюстрирует различные конкурентные позиции, на которых располагаются соперничающие компании. Цель анализа стратегических групп заключается в определении:

а) позиций на рынке фирм-конкурентов;

б) интенсивности конкурентного соперничества внутри группы и между отраслевыми группами;

в) потенциала доходности различных стратегических групп в отрасли;

г) динамичного и статического стратегического применения к конкурентной позиции фирмы с учётом результатов анализа.

Большое внимание уделяется и анализу конкурентов, который представляет сравнительную картину сильных и слабых сторон текущих и будущих конкурентов. Этот анализ предлагает как наступательный, так и оборонительный стратегический контекст, в условиях которого необходимо определить возможности и угрозы. Анализ индивидуальных характеристик конкурентов суммирует все соответствующие источники конкурентного анализа под единой основой основу для формирования эффективной и результативной стратегии. Фляйшер считает, что с помощью оценки индивидуальных характеристик достигаются четыре основные цели: выявление будущей стратегии и планов конкурентов, предсказание вероятной реакции конкурентов на конкурентные инициативы, определение того, насколько стратегия конкурента действительно соответствует его возможностям, и понимание «узких мест» у конкурента.

Отражён в работе и анализ «слепых» зон. Он фокусируется на причинах, с которыми связаны неточности или ошибки во время принятия стратегического решения. Данный вид анализа включает теорию стратегии, психологию и динамику организационного поведения с целью объяснить, почему аналитики зачастую некорректно интерпретируют окружающую конкурентную среду, и почему внутренняя тщательная проверка может привести к переоценке конкурентных способностей компании. Данная информация увеличивает чувствительность фирмы к возможно значимым ошибкам в организационном процессе принятия действий по повышению качества стратегических решений.

Ещё один инструмент оценки внешней среды в её быстроменяющихся условиях — анализ сценария. Он представляет собой упорядоченный творческий подход, сочетающий количественный и качественный анализ, который отражает многие возможные варианты будущей конъюнктуры окружающей среды, сокращает эти многие сценарии до управляемого числа возможностей, объединяет анализ чувствительности для определения зависимых взаимосвязей переменных, изолирует тенденции и схемы для взаимосвязи «слепых» зон во время принятия стратегического решения и формирует основу для принятия последующих решений стратегическом положении [5].

По факту, книга Фляйшера — это попытка объединить и описать все распространённые инструменты стратегического анализа, среди которых и SWOT и PEST — анализ, анализ контрагентов, оценка предпочтений клиентов, финансовый анализ и др.

Естественным образом, мировая тенденция проявилась и в российской научной экономической мысли, в которой тема формирования устойчивых конкурентных преимуществ компании на основании проведения стратегического конкурентного анализа не получила должного отражения.

Все научные труды в данной теме связаны с тремя авторами:

а) Юрьева Л. В. (доктор экономических наук, Уральский федеральный университет);

б) Илышев А. М. (доктор экономических наук, Уральский государственный технический университет);

в) Селевич Т. С. (кандидат экономических наук, Томский политехнический университет).

Работы всех данных авторов объединяет один общий признак — маркетинговая ориентированность. Стратегический конкурентный анализ рассматривается в первую очередь с позиции маркетинговых исследований и характерных для них инструментов. Как следствие большее освещение внешнего блока анализа, в то время как внутренний, не менее важный, упоминается вскользь.

Основным научным трудом Юрьевой является учебное пособие «Основы стратегического конкурентного анализа», в котором раскрываются основные теоретические и методологические аспекты темы, а именно:

а) принципы стратегического анализа;

б) объекты, предмет и субъект исследования;

в) внешние и внутренние факторы;

г) источники информации с различными видами классификации, а также методы её сбора;

д) основы текущего конкурентного анализа;

е) методология стратегического конкурентного анализа, его структура, этапы, инструменты.

Главная черта данного пособия — ориентированность на компании — конкуренты, то есть стратегический конкурентный анализ приравнивается к изучению внешней среды и конъюнктуры рынка [6].

Селевич в своих статьях особое внимание уделяет информационному обеспечению стратегического конкурентного анализа. Автор доказывает, что одной из ключевых проблем предприятия, желающего освоить функцию стратегического конкурентного анализа, будет сбор и обработка данных из разнообразных источников, каждый из которых имеет ряд ограничений к применению. Поиск оптимального сочетания информационных потоков позволит повысить релевантность и валидность получаемых данных, что, в свою очередь, повысит качество прогнозов и разработанных на их основе управленческих решений.

Главной работой, изданной в России и связанной с исследуемой темой, можно назвать совместную книгу Илышева и Селевич, которая называется «Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России». В ней раскрываются важнейшие аспекты функционирования экономики страны в конкурентной среде и вопросы формирования корпоративных конкурентных стратегий, базирующихся на всестороннем исследовании и оценке индивидуальных характеристик конкурентов. Рассматриваются вопросы генезиса и дальнейшей трансформации конкурентного анализа (как текущего, так и стратегического) на различных этапах развития рыночной экономики в условиях многополярного мира. Выявлены место, роль, этапы, методы конкурентного анализа, его информационные источники. Особое внимание уделено конкурентной разведке и разработкам спецслужб [1].

В области изучения конкуренции среди российских авторов необходимо выделить Фатхутдинова Р. А., Юданова Ю. А., Завьялова П. С. и Азоева Г. Л. По мнению Фатхутдинова, конкурентоспособность является процессом управления субъектом посредством конкурентных преимуществ с целью удержания приоритета либо достижения иных целей в конкурентном противостоянии за 13 удовлетворение объективных (субъективных) потребностей согласно законодательству или естественных условий. Это состязательность, напряженное соперничество юридических либо физических лиц — за потребителя, за выживание в рамках закона конкурентоспособности, процесса объективного «вымывания» некачественного товара, определяемое антимонопольным законодательством, соблюдением Закона «О защите прав потребителей» [3].

По утверждению А. Ю. Юданова, рыночная конкурентоспособность представляет собой конкурентную борьбу за конкретный объем платежеспособного потребительского спроса, проводимую предприятиями на сегментах рынка, доступных для них. Одновременно Юданов полагает, что в мире сегодня нет единого полного определения конкурентоспособности, в частности работа «Конкуренция: теория и практика» трактует, что общепризнанная терминология пока не формулирует определения теории рыночной конкуренции. Завьялова и Азоев объясняют конкурентные преимущества способностью предприятия конкурировать с производителями, продавцами аналогичной продукции посредством более высокого качества своего товара, обеспечения доступных цен на него и удобства для потребителей.

Таким образом, анализ литературы показал, что как в России, так и за рубежом, тема формирования устойчивых конкурентных преимуществ на основании стратегического конкурентного анализа не получила широкого распространения в теоретических работах как объект исследования, однако сама мысль присутствует у многих авторов, что не удивительно. Создателями главного научного труда по теме «стратегический конкурентный анализ» являются К. Фляйшер и Б. Бенсуссан, которые описали в нём все распространённые инструменты анализа фирмы, конкурентов и всего рынка с подтверждением их с помощью реальных примеров. В России же в основном пишутся учебные пособия, в которых большое внимание уделяется вопросам маркетинговых исследований, анализу конкурентов и поиску объективной информации.

Литература:

  1. Илышев А. М. Стратегический конкурентный анализ в транзитивной экономике России/ А. М. Илышев, Н. Н. Илышева, Т. С. Селевич. М.: Финансы и статистика, 2010. 480 с.
  2. Портер М. Конкуренция: учеб. пособие: пер. с англ. / М. Портер. М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
  3. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник. — 7-е изд., испр. и доп. М,: Дело, 2005. — 448 с. ISBN 5–7749–0235–8
  4. Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы = The Quintessence of Strategic Management: What You Really Need to Know to Survive in Business.– М.: Альпина Паблишер, 2012. — 144 с. — ISBN 978–5-9614–2213–9.
  5. Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. — 541 с.
  6. Юрьева, Л. В. Основы стратегического конкурентного анализа: учебное пособие / Л. В. Юрьева. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 52 с. ISBN 978–5-7996–1278–8
Основные термины (генерируются автоматически): стратегический конкурентный анализ, конкурентный анализ, анализ, внешняя среда, индивидуальная характеристика конкурентов, преимущество, Россия, особое внимание, стратегическая группа, стратегический анализ.


Похожие статьи

Формирование устойчивых конкурентных преимуществ компании на основе проведения стратегического конкурентного анализа

В статье рассматриваются ключевые аспекты проведения стратегического конкурентного анализа, а также его значимость в процессе формирования конкурентных преимуществ компании.

Выявление конкурентных преимуществ на основе стратегического анализа

В статье рассмотрены принципы стратегического анализа деятельности компании, основные этапы проведения стратегического анализа. Приведены инструменты стратегического анализа, которые применяются для анализа и формирования конкурентных преимуществ ком...

Анализ конкурентной стратегии М. Портера — абсолютное лидерство в издержках

В настоящей статье описана одна из предложенных М. Портером базовая конкурентная стратегия — лидерство в издержках. Определены основные преимущества и недостатки, условия ее использования. Даны рекомендации российским предприятиям по применению данно...

Конкурентные преимущества как залог успешного бизнеса нефтяных компаний в современных условиях

В статье раскрыта роль конкурентных преимуществ в современных условиях ведения хозяйственной деятельности компаний нефтяного сектора. Изучены работы различных авторов по проблемам развития конкурентных преимуществ в нефтяных компаниях.

Анализ финансовой стратегии компании

Научная статья посвящена исследованию значения и практической роли финансовой стратегии при управлении устойчивостью развития бизнеса. Описан процесс разработки эффективной финансовой стратегии предприятия. Выделены негативные факторы, которые привод...

Теория нечетких множеств и качество образования

В статье автор исследует возможности применения теории нечетких множеств для решения задачи оценки качества образования.

Использование экспертных оценок в задачах анализа информационных рисков предприятия

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения метода экспертных оценок применительно к задаче анализа информационных рисков предприятия. Обсуждаются актуальные вопросы и некоторые возможные проблемы отбора экспертов. Показа...

Особенности применения сценарного прогнозирования в стратегическом аудите

В статье рассматривается сценарное прогнозирование в качестве аналитического инструмента стратегического аудита. Описывается методика составления прогноза, дается характеристика критериев оценки сценариев, а также анализируются особенности, возникающ...

Принципы ESG как фактор финансовой устойчивости коммерческой организации

В статье рассматривается вопрос расширения инструментария анализа финансовой устойчивости коммерческой организации посредством внедрения оценки нефинансовых показателей. Рассматривается возможность внедрения оценки соблюдения ESG-принципов как фактор...

Конкурентная стратегия: разработка и реализация

В статье проанализированы теоретические аспекты сущности конкурентной стратегии, а также особенностей ее разработки и реализации.

Похожие статьи

Формирование устойчивых конкурентных преимуществ компании на основе проведения стратегического конкурентного анализа

В статье рассматриваются ключевые аспекты проведения стратегического конкурентного анализа, а также его значимость в процессе формирования конкурентных преимуществ компании.

Выявление конкурентных преимуществ на основе стратегического анализа

В статье рассмотрены принципы стратегического анализа деятельности компании, основные этапы проведения стратегического анализа. Приведены инструменты стратегического анализа, которые применяются для анализа и формирования конкурентных преимуществ ком...

Анализ конкурентной стратегии М. Портера — абсолютное лидерство в издержках

В настоящей статье описана одна из предложенных М. Портером базовая конкурентная стратегия — лидерство в издержках. Определены основные преимущества и недостатки, условия ее использования. Даны рекомендации российским предприятиям по применению данно...

Конкурентные преимущества как залог успешного бизнеса нефтяных компаний в современных условиях

В статье раскрыта роль конкурентных преимуществ в современных условиях ведения хозяйственной деятельности компаний нефтяного сектора. Изучены работы различных авторов по проблемам развития конкурентных преимуществ в нефтяных компаниях.

Анализ финансовой стратегии компании

Научная статья посвящена исследованию значения и практической роли финансовой стратегии при управлении устойчивостью развития бизнеса. Описан процесс разработки эффективной финансовой стратегии предприятия. Выделены негативные факторы, которые привод...

Теория нечетких множеств и качество образования

В статье автор исследует возможности применения теории нечетких множеств для решения задачи оценки качества образования.

Использование экспертных оценок в задачах анализа информационных рисков предприятия

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты применения метода экспертных оценок применительно к задаче анализа информационных рисков предприятия. Обсуждаются актуальные вопросы и некоторые возможные проблемы отбора экспертов. Показа...

Особенности применения сценарного прогнозирования в стратегическом аудите

В статье рассматривается сценарное прогнозирование в качестве аналитического инструмента стратегического аудита. Описывается методика составления прогноза, дается характеристика критериев оценки сценариев, а также анализируются особенности, возникающ...

Принципы ESG как фактор финансовой устойчивости коммерческой организации

В статье рассматривается вопрос расширения инструментария анализа финансовой устойчивости коммерческой организации посредством внедрения оценки нефинансовых показателей. Рассматривается возможность внедрения оценки соблюдения ESG-принципов как фактор...

Конкурентная стратегия: разработка и реализация

В статье проанализированы теоретические аспекты сущности конкурентной стратегии, а также особенностей ее разработки и реализации.

Задать вопрос