Проектирование психологически безопасной образовательной среды в ДОУ посредством музейной педагогики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горшенина, Т. А. Проектирование психологически безопасной образовательной среды в ДОУ посредством музейной педагогики / Т. А. Горшенина, Н. Н. Демидова, Е. В. Скобеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34.1 (168.1). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45455/ (дата обращения: 17.12.2024).



Приоритетными задачами государственной политики в сфере образования являются сохранение здоровья, развитие и воспитание подрастающего поколения. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого сегодня растущего человека и безопасности нации завтра. Забота о психологическом здоровье ребенка сегодня – не просто модная тенденция, это забота о здоровье детей, направляющая нас на поиски здоровьесберегающих технологий. «Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества», – писал В.А. Сухомлинский. Психологическая безопасность образовательной среды по определению И.А.Баевой – это состояние образовательной среды свободное от проявлений психологического насилия, удовлетворяющие потребности в доверительном общении и характеризующиеся позитивным отношением к ней участников образовательного процесса.[1] Психологическая безопасность создает условия для полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья.

Для создания комфортной психологически безопасной среды в дошкольном учреждении можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профuлактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей, здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.Задача воспитателя – создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.

Принимая все это во внимание для результативности воспитательно-образовательного процесса и для обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе воспитания и обучения мы обратились кмузейной педагогики. Н.А. Рыжова видит предназначение музейной педагогики в обеспечении наглядности образовательного процесса во взаимодействии детского сада с музеем [3, с.8]. Е.Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствия от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями. Это необычайно расширяет кругозор, представлениями о мире.Существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.Музейная информация может быть активно освоена и другими способами, например, в процессе игровой деятельности. Игра в жизни дошкольников – ведущая форма познания. Именно в ней они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивают способность мысленного манипулирования с предметами: пробуждается творческое начало, развивается воображение.

В своей группе детского сада мы создали мини – музей советских мультфильмов «Путешествие в мир добра». Тема мультфильмов очень понятна и интересна детям. Через данную деятельность идет непосредственное приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Педагогическая деятельность в рамках музейной педагогики в этом случае заключается в социокультурном развитии детей дошкольного возраста посредством комплексного взаимодействия музея, детского сада и семьи. Создание мини-музея состояло из нескольких этапов. На подготовительном этапе мы провели родительское собрание, озвучили тему, выбрали название мини – музея, соответствующие тематике, выбрали месторасположение с учетом полифункциональности музейного пространства и безопасности, что бы максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной деятельности. Подготовили необходимое оборудование для размещения мини-музея. Практический этап заключался в сборе экспонатов, изготовлении дидактических, театрализованных, компьютерных игр, выпуске журнала для родителей и детей, оформлении экспозиции, индивидуальной работы с детьми. И на заключительном этапе мы провели открытие мини-музея, и экскурсии.

Созданный нами мини-музей содействует сотрудничеству детей и взрослых, ведь именно наши дети смогли почувствовать свою причастность к созданию музея. Экспонаты, сделанные своими руками или вместе с родителями, вызывают живой познавательный интерес у детей, что способствует развитию позитивных взаимоотношений детей и родителей. Ребята дома вместе с родителями изготавливали экспонаты для музея, такие как, например книжки – малышки, персонажи мультфильмов из пластилина, пополняли коллекцию персонажей мультфильмов игрушками из дома, приносили коллекции значков, открыток, марок данной тематики. Они приносили из дома свои любимые игрушки.Экспонаты нашего мини-музея нашли применение во всех пяти областях образовательного процесса согласно ФГОС. Нами были разработаны и сделаны дидактические игры по ФЭМП, развитию речи, физическому воспитанию,театрализованной деятельности. Экспонаты нашего музея используются не только на занятиях познавательного цикла, но и при организации игровой и экспериментальной деятельности. В высказываниях великих педагогов – К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей. «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели… Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры…»[2] В нашем мини – музее организованы уголки самостоятельной деятельности, где дети могут создавать игровые ситуации при которых любой предмет музея может подсказать детям тему для интеллектуального разговора, общения, игры.Согласно Льву Семеновичу Выготскому, игра — источник развития личности и создает зону ближайшего развития: «по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка». Поэтому в нашем мини-музее экспонаты можно не только рассматривать но и использовать в игровой деятельности. Проектируя образовательную среду, мы стараемся установить необходимый баланс между занятиями, самостоятельной игрой и творческими видами деятельности. Ребята комфортно себя чувствуют в образовательной деятельности, когда в ней используются экспонаты музея, принесенные ими из дома, где каждый экспонат мини-музея несет в себе частичку дома. Организованная таким образом образовательная деятельность создает детям покой, психобезопасность. В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их – о здоровье».

Наш мини-музей способствовал укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Повысилась компетентность и творческий потенциал педагогов в связи с обновлением образовательного процесса. Экспонаты музея используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Наличие мини-музея в группе позволило детям самостоятельно организовывать досуговую деятельность. Большого внимания заслуживает идея подготовки юных экскурсоводов. Ребята учились сами проводить экскурсии. В ходе разработки экскурсий по своему мини-музею дети сами предлагали, о каких экспонатах необходимо рассказать гостям. На какое-то время это стало любимым ими занятием. И, конечно, каждый ребёнок хотел провести экскурсию своему родителю!

В работе с родителями мы используем много разных форм, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. Одной из форм работы является выпуск периодического издания – журнала. Ведь если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность. Чтобы родители заложили основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте, каждое дошкольное образовательное учреждение должно не только воспитывать ребёнка, но и консультировать родителей по вопросам воспитания детей. Поэтому на страницах журнала мы знакомим их с организацией педагогической работы, с традициями группы и детского сада, даем консультации по различным вопросам. Эффективностью такой формы работы свидетельствуют проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми, увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира, размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания. Современные молодые родители, нуждающиеся в помощи со стороны воспитателей и детского сада стали ощущать себя более компетентными в вопросах воспитания детей.

В своей работе мы придерживаемся принципа «Здоровый ребенок – успешный ребенок». Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Литература:

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография, СПб, 2002
  2. Крупская Н.К. Пед. соч. М.,1559, Т. 6, С. 345
  3. Рыжова, Н.А. и другие. Мини-музей в детском саду М., Линка- Пресс,2008. – 256с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, образовательный процесс, забота, игра, игровая деятельность, музейная педагогика, образовательная среда, родитель, Психологическая безопасность.


Задать вопрос