Рассмотрены принципы создания фирменного стиля с выявлением наиболее удачных решений, изучены особенности возрастной психологии детей, выявлены цветовые предпочтения и предпочтения по форме для разных возрастных групп, разработана методика формирования фирменного стиля для образовательной сферы с акцентом на возрастные, поведенческие характеристики ребенка и современные тенденции в педагогике.
Ключевые слова: фирменный стиль, возрастная психология, педагогика, методика, форма, цвет
На сегодняшний день в сфере образования большое значение отводится дополнительному развитию детей, их творческих способностей и талантов. Кроме того, произошел настоящий переворот в вопросах педагогики и методики касательно подачи материала, методов преподавания, поведения на занятиях детей и степени их свободы. В образовательной среде активно реализуется гуманистическая концепция образования, позволяющая расширить задачи фирменного стиля и переориентировать их. Предлагается при разработке фирменного стиля вывести на передний план образовательные и воспитательные задачи, направленные на повышение эффективности образовательной деятельности, особенно ее творческих направлений, следовать описанной далее концепции: сделать дизайн связующим звеном между потребительским спросом на конкретное изделие предметно-пространственной среды и потребностью получения эстетического, духовного удовольствия от пользования этим изделием.
Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности дизайнера, не имеющего специальных знаний в области педагогики и методики, для улучшения качества разработок и проектов и понимания требований современных заведений дополнительного образования, касательно разработки фирменного стиля, допустимых решений и норм, принятых в сфере образования.
Теоретические основы. Обзор аналогов.
Для разработки методики создания фирменного стиля необходимо осветить вопросы детской возрастной психологии, особенностей восприятия цвета и формы, произвести обзор аналогов.
В ходе анализа фирменных стилей отечественных образовательных организаций, выявились серьезные различия в подходе к проблеме формирования стиля у государственных бюджетных учреждений и частных студий искусств. Таким образом, сравнивая логотипы образовательных учреждений — основу любого фирменного стиля, можно выделить две группы. Первая группа учреждений отдает предпочтение традиционным векторным символьным логотипам с атрибутами искусства (ноты, музыкальные инструменты, палитра, кисти, театральные маски и т. д.). Обычно такие логотипы симметричны и статичны, лаконичны по цвету, построены на силуэтном принципе или имеют обводку. Зачастую презентация рода деятельности таких организаций происходит очень однозначно (отчасти литературно), без использования объектов-символов, острых компоновок, собственных шрифтов и ультрасовременных тенденций в дизайне. Ко второй группе относятся частные творческие заведения. в свою очередь их можно разделить на две группы, первые вообще не имеет знаков отличия, (кроме названия), вторая группа, наоборот, очень серьезно относится к своему фирменному стилю, предлагает большое количество носителей фирменного стиля и рекламных кампаний. Для последней группы характерны комбинированные логотипы, часто используются необычные текстуры и имитации различных материалов и техник (имитация писания маслом, акварельные пятна, градиентные растяжки). Популярны геометрические объекты и объекты-символы, часто используются специально разработанные шрифты (в том числе рукописные). Логотипы имеют несколько вариантов компоновки (горизонтальная, вертикальная). Поскольку частные студии активно используют социальные сети, так же разрабатываются логотипы для аватарок, собственные пиктограммы, картинки для разделов на страничках и другие элементы, используемые в сети.
Логотипы творческих центров для младших школьников обычно просты, по форме и мало детализированы, обычно это векторные двух-трех цветные изображения. В них часто используются знакомые ребенку объекты и персонажи, понятные символы, яркие несложные цвета, несложные шрифты (не больше двух) с имитацией детского почерка или рукописные. Формы объектов можно вписать в круг/овал или они сглажены и лишены острых углов.
Логотипы творческих центров для подростков более сложные по композиции, в них используются в основном геометрические объекты, строгие формы, часто сильно стилизованные и превращенные в абстракцию. Композиции строятся на контрасте формы, цвета, размера. Могут быть использованы несколько шрифтов, сильно отличающихся друг от друга, остаются популярными англоязычные названия, аббревиатуры.
Теоретические основы. Возрастная психология. Формирования визуальных предпочтений.
С точки зрения возрастной психологии были изучены труды Мухиной, Дмитриевой, Венге. Проблемы современной педагогики и методов преподавания были рассмотрены на примере исследований ученых Алехина, Леонтьева и др. Выводы по данным работам приведены в таблице 1.
Таблица 1
Возрастная психология
Критерий |
Возраст |
|
Младший школьный возраст 6 (7)— 10 (11) лет |
Подростковый возраст 10 (11)— 14 (15) лет |
|
Личность |
− чувство ответственности (новообразование) − преобладание мотива «я должен» над мотивом «я хочу» − стремление к самоутверждению − притязание на признание − рефлексия − развитие эмоциональной зрелости |
− чувство «взрослости» (новообразование) − преобладание мотива «я хочу» над мотивом «я должен» − стремление к самоутверждению (в том числе за счет сверстников) − притязание на признание своей исключительности − развитие эмоциональной зрелости |
Общение |
− главная фигура-учитель − значимость оценки, оценка учителя-главное мерило в группе сверстников − социальная активность (выполнение правил) |
− главная фигура — сверстник − значимость оценки в кругу сверстников − личностная активность (отрицание правил) |
Познавательные процессы |
− освоение письма и как следствие точная формулировка мыслей − произвольность познавательных процессов, только на пике волевого усилия (новообразование) − конкретное мышление − удержание внимания только через колоссальное усилие − память стремится к смысловой − произвольное воображение |
− произвольность познавательных процессов, без волевого усилия (новообразование) − образно-логическое мышление |
Ведущая деятельность |
− учебная − начинает формироваться способность к планированию (контроль, самоконтроль) |
− общение со сверстниками |
Что касается понятия гуманистической концепции образования, то главной ценностью данной теории является личность ребенка. Развитие мотивационной сферы является одной из основных задач, которая толкает ребенка к развитию и совершенствованию. Таким образов гуманистическое воспитание включает в себя уважение личности ребенка и его желаний, интересов, мнения, формирование ответственности и здравомыслия, воспитание ребенка посредством творчества, решения и обсуждения жизненных проблем и его внутренних переживаний. Обучение основано на рассмотрении норм морали, гражданских и правовых норм не с позиций «так надо», «так исторически сложилось», «все так делают», а с разбором их сущности, контекста, в котором они были приняты, и что самое главное, какую пользу принесет следование этим нормам и от каких сложностей и ошибок убережет человека.
Начиная разговор о предпочтениях формы и цвета у детей, необходимо проанализировать факторы, оказывающие влияния на вкусы ребенка, а именно: личностные особенности (характер ребенка), физиологические особенности (гендерный признак, уровень здоровья), возрастные особенности данного периода, особенности взаимоотношений с родителями/сверстниками, климатические условия страны, социо‑культурный и исторический контекст, накопленный жизненный опыт.
Ученые выявили, что в 3–5 лет дети отдают предпочтение красному цвету, к 8 годам их больше привлекает желтый цвет, в подростковом возрасте их внимание обращается к более сложным холодным цветам, синему и зеленому. Далее предпочтения меняются в зависимости от периода, однако, установлено, что лидирующие позиции вплоть до 20 летнего возраста все же остаются за красным цветом и красно — оранжевыми оттенками. Это доказывает и таблица цветовых порогов по Смиту, из которой видно, что до 20–25 лет пороговая цветочувствительность возрастает, а с возрастом она в значительной степени снижается. Можно составить рейтинг цветов, наиболее подходящих для детей. Лидирующие позиции занимают красный, желтый, зеленый и оранжевый цвета, чуть ниже в рейтинге расположились розовый, голубой, белый и пурпурный цвета. С осторожность следует использовать фиолетовый цвет, коричневый и черный. Так же следует отметить, что цветовые предпочтения отличаются у представителей право и левополушарных детей. Представители, обладающие более развитым правым полушарием мозга, симпатизируют ярким, насыщенным и открытым цветам. Левополушарные дети предпочитают сдержанные пастельные тона, нейтральные оттенки.
Чтобы убедиться в правильности описанной выше теории касательно цветовых предпочтений, был проведен опрос среди 36 детей в возрасте от 8 до 12 лет, который представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Цветовые предпочтения детей. Условные обозначения: кр.- красный, ор.- оранжевый, ж.- желтый, з.- зеленый, г.- голубой, с.- синий, ф.- фиолетовый, сер.- серый, к.- коричневый, б.- белый, ч.- черный
Поскольку ребенку трудно выбрать один любимый цвет, ему разрешалось выбирать несколько цветов, таким образом были получены следующие результаты: по 10‑бальной шкале первое место ожидаемо занял красный цвет, на втором месте оказались желтый и зеленый, третье место и 8 баллов у оранжевого цвета, 4 место и 5 баллов набрал синий цвет, в самом конце оказались фиолетовый, серый и черный цвета. Аналогичный эксперимент был проведен с родителями детей, 18 опрошенных в возрасте от 34 до 50 лет выбирали наиболее предпочтительные цвета для своего ребенка, подробнее на рисунке 2.
Рис. 2. Цветовые предпочтения взрослых. Условные обозначения: кр.- красный, ор.- оранжевый, ж.- желтый, з.- зеленый, г.- голубой, с.- синий, ф.- фиолетовый, сер.- серый, к.- коричневый, б.- белый, ч.- черный
Первое место поделили зеленый и синий цвета, далее красный и белый, меньше всего баллов набрал серый и черный цвета. Данный опрос позволяет сгруппировать цвета на наиболее подходящие и менее желательные для использования при создании фирменного стиля. К первой группе относятся: красный, зеленый, желтый, оранжевый и синий цвета. Ко второй группе относятся серый, черный и фиолетовый цвета.
На первый взгляд, может показаться, что воздействие цвета на человека более ощутимо, нежели воздействие формы, но это не так. Дети младшего школьного возраста хорошо воспринимают большие мало-детализированные формы. Ребенок в этом возрасте уже способен отличать главные детали от второстепенных, однако понимание различий в цвете, размере и форме происходит на пике волевого усилия, вследствие неумения долго удерживать внимание на одном предмете и производить его детальный анализ. Кроме того ребенок, знакомящийся на уроках с основами математики и письма интуитивно старается отождествлять форму с простыми геометрическими фигурами, буквами или знаками. Для детей подросткового возраста уже нет ограничений в формах и степени их детализации, однако в силу физиологических и психологических изменений необходимо обращать особое внимание на возникновение нежелательных ассоциаций и многозначности. Кроме того для фирменного стиля подростков можно использовать 3D эффекты, иллюзии и сложные градиенты.
Вышеописанной группе испытуемых предлагалось высказать свои предпочтения, относительно формы. Для того чтобы каждый из опрошенных четко понимал разницу между типами формы, была проведена беседа-игра, в ходе которой квадрат, круг, треугольник стали относиться к простым формам (1 группа), отличающимся только по своему характеру и «настроению». Шестигранник символизировал сложную геометрическую форму (2 группа). Силуэт зайца представлял группу форм-символов или хорошо знакомых предметов вещественного мира (3группа) и последняя 4 группа состояла из абстрактных форм (пятна, брызги, росчерки). Результаты опроса представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Предпочтения по форме у детей
Наибольшее количество баллов у детей получила 3 группа, предметы, входившее в нее легко угадывались, были хорошо изучены их свойства, характеры, качества и т. д., они вызывали положительные эмоции. Группа простых геометрических форм во главе с кругом заняла второе место. Менее всего детям понравились абстрактные формы из 4 группы, т.к они вызывали противоположные эмоции или простое непонимание, не могли быль ассоциированы, в связи с возрастными особенностями развития в данный период жизни и небольшим жизненным опытом. Группа взрослых отдала предпочтение простым формам, таким как круг и квадрат, чуть меньше баллов набрали группы абстрактных и сложных форм. Последнее место заняла группа символов и «неуютный» острый треугольник (результаты представлены на рисунке 4).
Рис. 4. Предпочтения по форме у взрослых
Последним заданием опроса было подобрать слова, которые могли бы охарактеризовать фирменный стиль. Определения, подобранные детьми (расположены в порядке убывания предпочтений): яркий, модный, позитивный, классный, мотивирующий (авторское слово, дети описали его как «хочется что-то делать, творить», «быть лучше всех»). Взрослые назвали следующие определения: простой (понятный, не вычурный), достойный, однозначный (не должен рождать ненужных ассоциаций), нераздражающий.
Методические рекомендации по созданию фирменного стиля.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: наиболее подходящим для образовательной сферы может стать фирменный стиль, характеризующийся отсутствием острых линий, преобладанием плавных изгибов и простых, легко читаемых форм. Большая детализация будет сложна для восприятия младшими школьниками. С формальной точки зрения, в основе логотипа или фирменного знака должна лежать простая композиционная схема. Композиция может иметь некую динамику, но не должна отвлекать ребенка или приводить его в состояние возбуждения. В связи с недостаточным жизненным опытом интересующей нас возрастной аудитории элементы фирменного стиля должны быть однозначны в своем толковании, доступны для понимания, не нести сложного исторического или социокультурного контента. Наиболее компромиссным вариантом в плане цветового исполнения может стать фирменный стиль, сочетающий базовые пастельные оттенки с яркими цветовыми акцентами. Первые подойдут всем без исключения, последние помогут привлечь внимание, настроят на творческую атмосферу.
Основываясь на вышеизложенных выводах, можно разработать алгоритм ведения работы над проектом по созданию фирменного стиля:
- Создать подробную технологическую карту проекта (основываясь на техническом задании);
- Проанализировать концепцию обучения в конкретном учебном заведении;
- Учесть возрастные особенности аудитории;
- Рассмотреть аналоги, выявить потенциальных конкурентов и обозначить позицию в их среде;
- Подготовить несколько вариантов проекта;
- Выявить наиболее удачный вариант;
- Провести окончательные согласования;
- Разработать стратегии развития фирменного стиля, возможные пути ребрендинга;
- Подготовить дизайн носителей фирменного стиля, создать руководство по использованию фирменного стиля;
- Провести подробный анализ проделанной работы, выявить удачные моменты и промахи.
Заключение.
В настоящее время в образовательных учреждениях реализуется гуманистическая концепция образования, ее целевая установка позволяет объединить усилия разных наук для повышения эффективности образования. Стремительно развивающаяся сфера дизайна позволяет расширить применяемые методы, сделать их более эффективными и универсальными.
Литература:
- Алехин А. Д. Изобразительное искусство: художник. Педагог. Школа / А. Д. Алехин. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Венгер А. А. Психология / А. А. Венгер, В. С. Мухина. — М.: Просвещение, 1988. — 335 с.
- Веркман К. Товарные знаки: создание, психология, восприятие. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990. — 520 с.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М.: Академия, 2004. — 288 с.
- Даниэль С. Н. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя / С. Н. Даниэль. – JI.: Искусство, 1990. — 221 с.
- Дегтярев А. Р. Изобразительные средства рекламы: Слово, композиция, стиль, цвет. — М.: Фаир-Пресс, 2006. — 256 с.
- Дмитриева И. Р. Краткий курс возрастной психологии /И. Р. Дмитриева. — Санкт-Петербург: Прима, 2007. — 39 с.
- Лазарев E. H. Дизайн: от формы вещи до духа человека // Дизайн для всех. Альманах, 1992, № 1.
- Лурия А. Р. Ум мнемониста: хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / А. Р. Лурия; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 311 с.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития учебник для студентов по педагогическим специальностям / В. С. Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп.. — М.: ACADEMIA, 2006. — 606 с.
- Овчинникова Р. Ю. Дизайн в рекламе. Основы графического проектирования. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 271 с.
- Роуден М. Корпоративная идентичность. Создание успешного фирменного стиля и визуальные коммуникации в бизнесе. — М.: Добрая книга, 2007. — 296 с.
- Рудер Э. Типографика: Руководство по оформлению / Эмиль Рудер — М.: Книга по Требованию, 2012. — 290 с.
- Рунге В. Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна Учебное пособие — М.: МЗ-Пресс, 2003. — 252 с.
- Серов Н. В. Светоцветовая терапия. М.: Речь, 2001 г. — 256 с.
- Чернышев О. В. Формальная композиция. Мн.: Харвест, 1999. — 312 с.
- Интернет-сайт о креативных индустриях «Look At Me» [Электронный ресурс] — 2007 –URL: http://www.lookatme.ru (17.07.2017).
- Журнал о графическом дизайне «Как». [Электронный ресурс] — 1996 –URL: http://www.kak.ru (20.07.2017).