Приводится анализ метода мониторинга транспорта в разработанном приложении. Представлены основные достоинства и недостатки рассмотренного метода мониторинга движения транспорта.
Для современной экономики огромную роль играет транспортная отрасль. Современные системы управления перевозками невозможно представить без автоматизированных подсистем мониторинга транспорта. Для организации своевременной перевозки груза требуется возможность контроля движения транспорта на маршруте. Большой процент объектов транспортной инфраструктуры выходит из строя, становится технически непригодной, морально устаревает. Также одной из самых частых проблем является нецелевое использование служебного транспорта персоналом. Это слив топлива, левые рейсы и прочее. В большинстве случаев эта проблема решается административными мерами.
Таким образом, одним из самых актуальных методов, который позволяет решать эти проблемы, является внедрение подсистем мониторинга движения транспорта. Функциональная структура работы АИС перевозок приведена на рисунке 1.
Рис. 1. Схема работы АИС перевозок
Функционал серверной части реализован на языке программирования PHP, мобильное приложение водителя транспорта на Java. Серверная часть АИС управления перевозками состоит из подсистемы диспетчерской службы и подсистемы мониторинга транспорта. Подсистема диспетчерской службы включает в себя такие функции как приём заказа на доставку груза, контроль работы транспорта во время доставки, связь с клиентами. Подсистема диспетчерской службы имеет доступ к текущему местоположению всего транспорта, находящегося на маршрутах.
В настоящее время при разработке автоматизированных систем управления грузоперевозками используются возможности современных высокоскоростных мобильных сетей, позволяющие вести обработку телематических данных с сотовых мобильных устройств или GPS-трекеров. Водитель транспорта использует мобильное приложение, которое позволяет вести мониторинг движения транспорта.
Использование в приложениях функций геолокации позволяет осуществлять постоянную отправку GPS-координат устройства в базу данных на сервере организации. Получение текущих координат транспорта даёт возможность отображать положение устройства перевозчика на карте.
В качестве карты на веб-сайте или в мобильном приложении может использоваться любой картографический сервис, такой как google maps или bing maps. Также возможно использование свободного картографического приложения Leaflet, плюсом использования которого является отсутствие необходимости взаимодействия с внешним картографическим сервисом. Схема работы приложения приведена на рисунке 2.
Рис. 2. Схема работы приложения для мониторинга транспорта
Серверная часть АИС или мобильное приложение, для отрисовки маркеров или линий маршрутов использует встроенные функции картографических сервисов.
В сервисе Google Maps для создания маркера инициализируется javascript обьект google.maps.Marker. Этому объекту при создании передаются GPS-координаты. Вызов метода setPosition() периодически по таймеру позволяет создать видимость передвижения маркера на карте.
Рис. 3. Маркер в Google Maps
Объект google.maps.Polyline используется для отображения линии маршрута, в том числе с делением по временным промежуткам. Для экономии аккумулятора устройства отправка GPS координат может осуществляться периодически по таймеру.
Рис. 4. Маршрут в Google Maps
Геозона — произвольно ограниченный участок на географической карте. Геозоны используются для задания виртуального периметра, при пересечении которого происходит оповещение пользователя или автоматически выполняются какие-нибудь команды, или функции АИС. Использование геозон позволяет оперативно получать информацию о том, что транспорт находится вне маршрута. В Google Maps для создания геозон используется объект google.maps.Polygon. В базе данных хранятся координаты геозоны точки назначения в виде массива координат. Серверная часть периодически проверяет GPS-координаты каждой активной машины на равенство координатам соответствующей точки назначения.
В базе данных отмечается прибытие в точку назначения, сразу после того как координаты транспорта становятся равными координатам одной из точек геозоны точки назначения. Допускается небольшая погрешность в сравнении координат.
Рис. 5. Геозоны в Google Maps
Обмен данными между серверной частью АИС управления перевозками и мобильными устройствами происходит REST методом. REST — Representation State Transfer — архитектурный стиль взаимодействия компонентов распределённого приложения в сети. Данные от мобильного устройства передаются по HTTP протоколу в виде JSON массива. В серверной части происходит обработка JSON массива и сохранение его в базу данных.
В базе данных хранится информация обо всех активных устройствах водителей, включая данные о начале поездки и дате последнего приёма данных от устройства. В случае отсутствия данных от устройства в течение некоторого периода времени, возможно, автоматическое уведомление диспетчера о внештатной ситуации.
Непосредственно отображение карты происходит в Javascript части системы. Функция ajax делает запрос по выбранному транспорту и получает массив данных, который передаётся объектам Google Maps.
Таким образом, решается проблема мониторинга транспорта во время перевозки груза, и возможно построение отчётов и статистических данных на основе координат. Плюсом является использование более дешевых, чем специализированные GPS трекеры устройств. Упрощается анализ использования транспорта в предыдущие периоды времени.
При необходимости возможно оперативное получение информации о количестве транспортных единиц в необходимом регионе, количестве времени которое требуется транспорту для доставки груза. Функции геозоны позволяют оповещать получателя или диспетчера о приближении транспорта к точке назначения.
Недостатком данного метода является сильный расход заряда аккумулятора устройства и большие погрешности GPS-координат, в виду технических недостатков системы GPS- позиционирования.
Литература:
- В. И. Сергеев, М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. Логистика: информационные системы и технологии. — М.: Альфа Пресс, 2008. — 608 с.
- Гагарина Л. Г., Киселев Д. В., Федотова Е. Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем. — М.: Форум, Инфра-М, 2015. — 384 с.
- Майборода М. Е., Бернарский В. В. Грузовые автомобильные перевозки: учеб.пособие. — Ростов: Феникс, 2007. — 442 с.