Для народа религия является неотъемлемой частью национальной культуры, поэтому принудительное вовлечение учащихся, студентов и любых граждан в религиозные объединения, отличные от того, к которому они выражают принадлежность или предпочтительное отношение, есть форма культурной и религиозной дискриминации и геноцида. Проникновение в государственные и муниципальные образовательные учреждение и вовлечение несовершеннолетних лиц в религиозные организации деструктивного характера является опасным для гражданского общества. Помимо проникновения есть опасность внедрения своих последователей в государственные и другие структуры, которые склоняют обманом, обещаниями и другими средствами вступления в свои религиозные организации.
Деструктивная религиозная организация — авторитарная, жестко структурированная религиозная организация, объединение лиц, ориентированное на спекулятивную религиозную пропаганду. Осуществляющую тотальный контроль над личностью, скрытое психическое насилие с целью привлечения адептов, корыстного обращения материального их благосостояния в свою пользу. Использования адептов в своих целях без их добровольного и осознанного согласия, вступающее в деятельность и в противоречие с историческими традициями, культурой, правовыми нормами, сложившимися в данном обществе.
Термины «деструктивная религиозная организация» и «тоталитарная секта» по своему содержанию, на мой взгляд, могут совпадать, выражая собой организационно-правовую форму и религиозное явление соответственно.
Религиозные организации деструктивного характера лишь прикрываются своим увлечением к религии. А на самом деле подчиняют сознание человека, разрушая его как личность, нарушая его конституционные права, рушат семейные и нравственные ценности, тем самым навязывая свои корыстные интересы и цели.
«Нельзя не высказать предположение, что постановка вопроса о причинах и условиях преступности, связанной с сектантством и оккультизмом, должна исходить из признания самого сектантства и оккультизма общественно опасной и средой, которая генерирует преступность» [1].
Следуя классической идее о делении причин преступности на объективные и субъективные, можно предложить, объективные причины проистекают от самого общества, а субъективные непосредственно от сектантской среды.
Объективные причины:
Духовная деградация общества является основной общей причиной, порождающей как сектантство и оккультизм, так и преступность в этой среде
Профессор М. П. Клейменов указывает на то, что негативным социальным отклонением является духовная дегенерация общества. В частности, он считает, что в процессе такой дегенерации большую роль играет нагнетание мистицизма — недооцениваемого начала совершения преступных посягательств. Оккультизм в различных проявлениях: экстрасенсорика, колдовство, дзен-буддизм, теософия, псевдорелигии, — все это способствует возрастанию агрессии и суицидальных мотивов, проявлению подсознательных инстинктов в преступном поведении. На книжных прилавках широко представлены учебники по черной и белой магии, шаманизму, ведовству, медитации [2].
Средства массовой информации регулярно публикуют астрологические прогнозы. Словом, налицо активные попытки заполнить духовный вакуум суррогатами, разрушительный характер которых известен со времен раннего христианства и подтверждается современной жизнью (численность психических заболеваний, распад семьи, увеличение числа без мотивных преступлений, убийства на религиозной почве, совершение действий по надругательству над религиозными святынями).
Второй причиной, благоприятной для преступной деятельности тоталитарных культов, является повышение виктимности граждан, что связано с отсутствием у большинства из них навыков поведения в условиях отсутствия гарантий безопасности со стороны государства в псевдорелигиозной среде, а также низкая осведомленность о сущности духовной жизни человека [3].
Субъективные причины:
Характер учения религиозной или оккультной группы как оправдание совершения преступления; человеконенавистничество.
Псевдохристианские секты, которые прикрываются христианством или произвольно искажают фрагменты христианского вероучения в своей деструктивной деятельности. Специалисты из МВД рекомендуют для конкретизации секты правонарушителя обращаться к сравнительному анализу их догматических и мировоззренческих установок, опираясь на опыт Православия, поскольку нравственная безупречность учения этого вероисповедания принципиально отличается от любой тоталитарной секты. Богословские понятия весьма емки и имеют специфическую форму выражения. Поэтому целесообразно обращаться за помощью к богословам [4].
Пользуясь извращенным толкованием Священного Писания, адепты зачастую начинают ненавидеть своих родителей. Мир в их понимании погряз во зле, мир греховен, только в секте жизнь чистая. Деградация личного мировоззрения доходит до того, что своих родителей, пытающихся вызволить их из секты, они считают «порождением сатаны» [5].
Современные деструктивные религиозные организации преследуют триединую цель: зло, власть, деньги. Корысть, властные амбиции лидеров и активистов сект. При этом одно из них используется как средство для достижения других целей.
Причинами, то есть «производящими следствие» явлениями, областью влияния и деятельности которых являются стадии мотивации и принятия решения, в процессе формирования мотива, цели, определении средств ее достижения именно как преступных, являются факторы различного уровня, такие, как нравственно-духовная деградация людей. Это проявляется тем, что в их сознании легко усваивается, и не встречает нравственного противодействия асоциальная установка, вырабатываемая у адептов лидерами и активистами сект. Еще одной немаловажной причиной, детерминирующей совершение преступлений, связанных с сектантской средой, и, пожалуй, характеризующей эту среду преступной, можно назвать деструктивный, и даже преступный характер учений части сект, особенно сатанистских и тоталитарных. Этим учениям, как мы уже выяснили, присуще ярко выраженное человеконенавистничество, проистекающее из того зла, которым движется корысть, властные амбиции, самомнение руководителей и основателей сект, что так тщательно скрывается под самыми благовидными предлогами: псевдонаучностью, квазирелигиозностью и т. п. На все эти факты, как я уже отмечала, указывало подавляющее большинство авторов, которые серьезно исследовали сектантство.
На рубеже веков И. И. Восторгов, русский миссионер-протоиерей, отмечал, что гордость, личные счеты, и самообольщение ума, непокорство церковной власти и церковному учению, желание возглавить круг своих последователей — вот источник ересей. Всегда были секты, и сектанты поднимались, шумели, отделялись от Церкви, силились ее уничтожить гремели ругательствами, увлекали слабых, пользовались поддержкой всех сил, враждебных вере и Церкви: но конец их всегда печален.
Литература:
- Кондратьев Ф. В. Социально-негативные последствия деятельности культовых новообразований, Миссионерское обозрение октябрь М:, 2006г.N10. С.14.
- Клейменов М. П. Духовное здоровье нации и правопорядок. Здоровье нации и национальная безопасность.- М.. 2006 г. С.91.
- Бурлаков В. Н. Сравнительная криминология. Учебник. Санкт-Петербургская академия МВД России 2008г. С.425.
- Хвыля-Олинтер А. И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. — М: С.27.
- Иверский Е. Е. Всероссийский миссионер протоиерей И. И. Восторгов Миссионерское обозрение. Октябрь 2006 г. № 1. С.18.