Просвещение родителей о деятельности деструктивных религиозных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 01.12.2015

Статья просмотрена: 1587 раз

Библиографическое описание:

Мухина, Т. К. Просвещение родителей о деятельности деструктивных религиозных организаций / Т. К. Мухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 987-990. — URL: https://moluch.ru/archive/103/23878/ (дата обращения: 19.11.2024).



 

Изложенный в статье материал является методической основой для психолого-педагогического просвещения родителей по проблеме религиозного сектантства. Раскрыты характерные отличия деструктивных сект от традиционных конфессий, приемы вовлечения молодежи в религиозные секты, личностные изменения адептов. Определены возможности педагогической профилактики вовлечения молодежи в деструктивные религиозные организации.

Ключевые слова: отличительные особенности деструктивных религиозных организаций, приемы и последствия вовлечения в секту, педагогическая профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные организации.

 

Отличительной особенностью духовных процессов в России последних десятилетий является распространение деструктивных религиозных организаций. Особую тревогу вызывает тот факт, что лидеры религиозных сект ориентированы на вовлечение детей и молодежи, которые в силу возрастных особенностей не способны противостоять механизмам социального контроля и психологического воздействия на личность.

Молодежь является основным резервом социального развития общества, поэтому усвоение сектантской идеологии чревато утратой гуманистических идеалов, интегрирующих социальных ценностей, национальной культуры, самобытности, идентичности, ментальности.

Современные религиозные секты, являясь формой поиска путей социального утверждения молодежи и формой ухода от проблем, затрудняющих социальную адаптацию индивида, приводят к отчуждению от семьи, образовательных учреждений, общества. Ценности и нормы поведения, которые молодые люди усваивают в подобных организациях, негативно влияют на формирование и становление личности.

Деструктивная религиозная организация — группа и организация деструктивной направленности, использующая техники манипулирования сознанием для вербовки и удержания своих членов, осуществляющая тотальный контроль мыслей, чувств, поведения, сознания и окружения и формирующая культовую зависимость у своих последователей с целью удовлетворения интересов лидера и самодовлеющей группы. В России действует около десятка всемирно известных сект, к которым в разных западных странах и США уже предъявлялись судебные иски. К их числу относятся секта «Свидетели Иеговы», «Дианетика», секта преподобного Муна, церковь «Часовня у Голгофы», секта «Аум Синрикё», а также секта Виссариона, «Белое братство» и др.

О деструктивной направленности религиозной секты мы можем судить по нескольким параметрам. В отличии от традиционных конфессий для сект характерно:

                    отсутствие стабильного вероучения, института священства, примитивность мировоззренческих доктрин,

                    нетерпимое отношение к другим религиям, тенденция к изоляционизму, обособленности и конспиративности,

                    обожествление лидеров, претензия на исключительность,

                    наличие абсурдных или опасных требований,

                    апокалипсические запугивания,

                    пропаганда мировой войны,

                    применение психического и физического насилия, информационная блокада, подавление личности адепта,

                    требование разрыва социальных связей с ближайшим окружением, прежде всего родственниками, друзьями и близкими, не разделяющими учение секты,

                    отвержение рационального, критического мышления у адептов религиозной организации,

                    культивирование зависимости у последователей секты и создание препятствий для свободного выхода из числа адептов,

                    искаженная интерпретация идей гуманизма.

Характерной особенностью большинства деструктивных религиозных сект является использование детально разработанной системы психологического давления на тех, кто попадает в орбиту их миссионерской деятельности. В сектах используют давление (навязчивость, отчуждение от окружающей действительности, лишение сна, нехватка питания, комплекс вины), обман (анализ писем родителей и родственников адептов, а также заявления экс-адептов различных сект, направленных в Комитет защиты семьи и личности Санкт-Петербурга и аналогичные организации Москвы, Киева и Екатеринбурга, позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев люди оказываются вовлечёнными в секты обманным путём, без осознанного согласия) и контроль.

Е. Н. Волков выделяет три механизма контроля над личностью в секте. Во-первых, контроль сознания — манипуляция с использованием техники модификации поведения без информированного согласия того человека, к которому эту технику применяют. Во-вторых, контроль окружения — регуляция норм общения членов культов с другими культистами, внекультовой средой, критиками и оппонентами культов. В-третьих, культовая зависимость, которая состоит в том, что все социальные связи человека разрываются, либо уходят на второй план. Культ становится единственной реальностью человека, практически все его время посвящено культовой практике или распространению идей организации [1, с. 88].

С целью вовлечения детей и молодежи в деструктивные организации используются следующие приемы:

1)      внушение через наставление;

2)      побуждение к религиозной деятельности путем задаривания или использования детского честолюбия;

3)      принуждение и наказание (запугивание, физические истязания, изоляция от сверстников и др.);

4)      ежедневное чтение Библии и/или другой религиозной литературы;

5)      сочетание методов внушения и упражнений путем занятий в хоровых, драматических, музыкальных или спортивных кружках;

6)      развитие потребности общения только с единоверцами;

7)      ограждение от «мирской» жизни (ни театра, ни кино, ни художественной литературы, нельзя работать и учиться в определенные дни и т. д.).

Характерными признаками того, что молодой человек становится жертвой проповедников, являются:

                    ребенок ведет себя как зомби;

                    проявления немотивированной раздражительности, агрессивности или, наоборот, чрезмерной апатии и заторможенности;

                    безразличие к семье, школе, прежним друзьям;

                    ребенок не ест, не спит, быстро худеет,

                    потеря интереса к учению, ко всему, чем увлекался ранее;

                    появление новых друзей, о которых он ничего не говорит педагогам и родителям;

                    он на несколько дней пропадает из дома, а затем не может членораздельно объяснить, где он был;

                    появление в речи религиозных терминов, слов из проповедей.

Главная цель обработки сознания нового последователя секты — добиться единства религиозного сознания и религиозного поведения. Признаком такого единства является выполнение предписаний секты, то есть полное подчинение ей.

Пребывание молодого человека в секте имеет негативные последствия, так как это делает из него односторонне развитую личность, травмирует его психику, порождает раздвоение сознания.

Анализ последствий пребывания детей и молодежи в деструктивных религиозных организациях позволяет выделить соматические, психосоматические, психические и социальные расстройства.

Соматические негативные последствия могут проявляться в виде ухудшения физического состояния, повышенной восприимчивости к болезням и общей утомляемости; заболеваний, передаваемых половым путем (в сектах, где нормами являются беспорядочность в половых связях и/или проституция); преждевременная смерть из-за отсутствия или неадекватного медицинского лечения.

Психосоматические проблемы выражаются в расстройствах сна, ночных кошмарах (связаны, прежде всего, с недосыпанием); пищеварительных расстройствах из-за неполноценного питания, голодания, несоблюдения санитарно-гигиенических требований при приготовлении пищи; психосоматических симптомах (головные боли, боли в спине, астма, кожные раздражения).

Психическими негативными последствиями пребывания личности в секте являются нарушение личностной идентичности; необоснованные приступы паники и тревожности; глубокая депрессия; задержка психического развитие; чувство вины; страх; потеря доверия; потеря свободы волеизъявления и контроля над своей жизнью; развитие зависимости; потеря автономии, ослабление способности самостоятельно принимать решения и выносить критические суждения; потеря спонтанности, непосредственности, непринужденности и чувства юмора; неспособность образовывать близкие дружественные отношения и знакомства вне культа; задержка достижения зрелости; отчуждение, враждебность, паранойя и апатия в отношении внекультового общества; галлюцинации, искаженные восприятия реальности, нервные срывы, психопатические эпизоды, мания величия, суицидальное поведение.

К числу социальных проблем относятся разрыв взаимоотношений с семьей, друзьями; финансовая зависимость от секты; преследования и угрозы со стороны лидеров секты при попытке покинуть сектантскую общину.

Последователям религиозных сект присуще такие признаки девиантного поведения как отсутствие положительных идеалов и устремлений; низкая общая культура поведения; неуважительное отношение к окружающим; агрессивность, злость, вспыльчивость; несформированность дисциплинарной ответственности; приобщение к психоактивным веществам.

Значительный ущерб наносится и семьям адептов. Это негативное влияние можно рассматривать как эмоциональный, финансовый, физический и социальный ущерб.

Эмоциональный ущерб проявляется в том, что родители, братья и сестры, супруги адептов часто переживают огромный эмоциональный дискомфорт из-за перемен, вызванных сектой в их близких. Деструктивные религиозные секты ограничивают или запрещают контакты адептов с их родственниками, если последние не разделяют учения секты. Разлука или развод, споры из-за опеки над детьми и серьезные нарушения детско-родительских и супружеских отношений — это последствия приобщения одного из членов семьи к секте.

Финансовый ущерб проявляется в том, что лидеры религиозных сект могут заставить силой или обманом своих адептов пожертвовать значительную часть сбережений, имущество, недвижимость секте.

Физический ущерб заключается в том, что некоторые религиозные секты угрожают адептам и членам их семей, если они оказывают сопротивление или предпринимают попытки покинуть секту.

Социальный ущерб может быть обусловлен тем, что, проповедуя абсолютную праведность и истинность своего дела, деструктивные религиозные секты порождают враждебность и неуважение к социальным институтам, законам, собственности, культурным нормам и ценностям, которые являются общепризнанными и одобряемыми в данном обществе. Исходя из этого, адепты часто чувствуют, что имеют право участвовать в асоциальной и противоправной деятельности, варьирующейся от провокационного подстрекательства до действительного причинения вреда тем, кого секта провозгласила «врагами».

Вышеперечисленные негативные последствия определяют необходимость реализации педагогической профилактики вовлечения детей и молодежи в деструктивные религиозные организации — комплекса социальных, образовательных и психологических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин и факторов вовлечения детей и молодежи в религиозные секты, предупреждение развития и нейтрализация негативных личностных, педагогических и социальных последствий вовлечения в религиозные секты.

Педагогическая профилактика вовлечения детей и молодежи в деструктивные религиозные секты как часть общей системы воспитания направлена на формирование гуманистических ценностных ориентаций, позитивной самооценки и культуры поведения, способствующего повышению автономности личности и обеспечению психологической защиты в ситуациях риска, на развитие навыков противостояния групповому давлению, конструктивному решению конфликтных ситуаций и навыков здорового образа жизни у молодых людей. Главным звеном этой работы является создание педагогических и социально-педагогических условий для содействия интеграции молодых граждан в общество и облегчения процесса социализации.

Результатом воздействия профилактических мероприятий должны быть такие личностные изменения, как повышение критичности мышления, развитие адекватной самооценки и антисектантской установки, усиление самоуважения, определение ценностных ориентиров.

Неотъемлемым условием успешности предупреждения вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты является повышение психолого-педагогической компетентности и общей культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание. Общая просветительская работа с родителями направлена на осознание ими необходимости профилактической работы по предупреждению вовлечения молодежи в религиозные секты. Просветительские мероприятия должны освещать сущность религиозного сектантства, пагубное влияние религиозных сект на развитие молодежи, акцентировать внимание на социальных и психофизиологических последствиях вовлечения молодежи в подобные организации; помочь приобрести навыки эффективного поведения в семье, осознать собственные семейные и социальные ресурсы для преодоления внутрисемейных проблем.

Наиболее успешно в практической деятельности применяются следующие формы работы: родительские объединения по проблемам семейного воспитания, лектории, круглые столы, практикумы, беседы, посещения на дому и патронаж семей учащихся, анкетирование, консультации, школьные, классные и внеклассные мероприятия, поездки, походы, родительские комитеты, собрания, социальные и психологические тренинги, деловые и ролевые игры, совместные творческие дела, памятки и др.

Применение перечисленных форм работы с родителями позволяет,

                    во-первых, углубить их знания о религиозном сектантстве: о сектах; о факторах риска ухода ребенка в религиозную секту; о поведенческих признаках, появляющихся при вовлечении в секту; о негативных последствиях пребывания в сектантской среде; о возможностях семейного воспитания в предупреждении вовлечения подростков и молодежи в секты;

                    во-вторых, повысить родительскую компетентность: самостоятельный выбор воспитательных приемов; сознательное принятие решений в вопросах воспитания и профилактики; формирование способности родителей адекватно реагировать на негативные поведенческие реакции ребенка; приобретение опыта общения на равных и установления дружеских партнерских взаимоотношений со своими детьми; выработка стратегии поведения родителей в проблемных ситуациях; формирование образа семейного воспитания, способствующего успешной социализации ребенка.

Кафедра социальной педагогики и психологии Гуманитарного института Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н. Г. Столетовых в течение нескольких лет активно сотрудничает с общеобразовательными, социальными и исправительными учреждениями города и реализует программу «Социально-педагогическая профилактика вовлечения молодежи в религиозные секты», разработанную доцентом кафедры Т. К. Мухиной. Проведение родительских собраний, тренингов и других просветительских мероприятий позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность и осведомленность родителей по проблеме антисектантского воспитания.

Таким образом, особая опасность деструктивных религиозных сект для детей и молодежи состоит в том, что в своей практике секты применяют специальные психологические или психотерапевтические методы воздействия и манипуляции сознанием (контроля сознания), которые приводят личность к отчуждению от социума, заставляют поступаться общественными моральными и этическими устоями, совершать противоправные поступки или приносить психологический, моральный и финансовый вред личности и ближайшему окружению.

Вовлечение молодежи в деструктивные религиозные секты приводит к физической, моральной и нравственной деградации личности, развитию отрицательных привычек, потере связи с родными, социальными институтами и обществом в целом.

 

Литература:

 

  1.                Волков, И. П. Цель одна — дорог много: проектирование процессов обучения: из опыта работы / И. П. Волков. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
  2.                Мухина, Т. К. Педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в секты / Т. К. Мухина. — LAP: LAMBERTAcademicPublishing, 2014. — 145 с. ISBN: 978–3-659–52325–0
  3.                Мухина, Т. К. Социально-педагогическая профилактика вовлечения молодежи в религиозные секты. Программа спецкурса / Т. К. Мухина. — Владимир, 2006. — 22 с.
Основные термины (генерируются автоматически): секта, молодежь, религиозное сектантство, семейное воспитание, антисектантское воспитание, ближайшее окружение, деструктивная направленность, культовая зависимость, молодой человек, психолого-педагогическая компетентность.


Ключевые слова

отличительные особенности деструктивных религиозных организаций, приемы и последствия вовлечения в секту, педагогическая профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные организации

Похожие статьи

Профилактика девиантного поведения молодежи через организацию волонтерской деятельности

В статье исследуется проблема профилактики девиантного поведения молодежи через организацию волонтерской деятельности. Раскрыта сущность понятий девиантное поведение и профилактика, проанализированы формы профилактической работы. Рассмотрена деятельн...

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Особенности субкультуризации деструктивного движения «Колумбайн» среди молодежи и его связь с терроризмом

В данной статье определены некоторые особенности деструктивного движения «Колумбайн», позволяющие говорить о выделении данного движения в отдельную субкультуру, системном характере проблем, связанных с вовлечением молодежи в идеологию массового насил...

Потенциал волонтерского движения в формировании ЗОЖ у подростков в условиях образовательного учреждения

В статье раскрывается потенциал волонтерского движения молодежи в формировании здорового образа жизни у подростков. Анализируются возможности программ и мероприятий по профилактике аддиктивного поведения подростков, вовлечение их в организацию активн...

Эффективные формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Статья посвящена эффективным формам и методам работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Освещаются ключевые аспекты, такие как психологические, социально-экономические факторы, образовательная среда и методы ...

Личностные особенности индивидов, совершивших рецидивные преступления

В статье отражены результаты теоретического анализа проблемы личностных особенностей индивидов, совершивших рецидивные преступления, обоснована необходимость их изучения, как в научных, так и практических целях. В статье определено понятие «личность ...

Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации

В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Похожие статьи

Профилактика девиантного поведения молодежи через организацию волонтерской деятельности

В статье исследуется проблема профилактики девиантного поведения молодежи через организацию волонтерской деятельности. Раскрыта сущность понятий девиантное поведение и профилактика, проанализированы формы профилактической работы. Рассмотрена деятельн...

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Особенности субкультуризации деструктивного движения «Колумбайн» среди молодежи и его связь с терроризмом

В данной статье определены некоторые особенности деструктивного движения «Колумбайн», позволяющие говорить о выделении данного движения в отдельную субкультуру, системном характере проблем, связанных с вовлечением молодежи в идеологию массового насил...

Потенциал волонтерского движения в формировании ЗОЖ у подростков в условиях образовательного учреждения

В статье раскрывается потенциал волонтерского движения молодежи в формировании здорового образа жизни у подростков. Анализируются возможности программ и мероприятий по профилактике аддиктивного поведения подростков, вовлечение их в организацию активн...

Эффективные формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Статья посвящена эффективным формам и методам работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Освещаются ключевые аспекты, такие как психологические, социально-экономические факторы, образовательная среда и методы ...

Личностные особенности индивидов, совершивших рецидивные преступления

В статье отражены результаты теоретического анализа проблемы личностных особенностей индивидов, совершивших рецидивные преступления, обоснована необходимость их изучения, как в научных, так и практических целях. В статье определено понятие «личность ...

Социальная адаптация детей к условиям дошкольных образовательных учреждений и трудности, возникающие во время адаптации

В статье изучена сущность социальной адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации. На основе анализа научных публикаций сформулирована суть изучаемого конструкта, результат успешной адаптации. Описан комплекс проблем и трудностей...

К проблеме дезадаптации детей младшего дошкольного возраста при поступлении в дошкольную образовательную организацию

В статье описаны сложности адаптационного процесса, возникающие у детей младшего дошкольного возраста при поступлении в ДОО (дошкольную образовательную организацию). Представлен диагностический комплекс, позволяющий провести исследование адаптации, а...

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Задать вопрос