Восстановление наследия средневековых учёных Востока в годы независимости | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №27 (161) июль 2017 г.

Дата публикации: 10.07.2017

Статья просмотрена: 42 раза

Библиографическое описание:

Полвонова Ф. А. Восстановление наследия средневековых учёных Востока в годы независимости // Молодой ученый. — 2017. — №27. — С. 71-73. — URL https://moluch.ru/archive/161/45084/ (дата обращения: 14.11.2018).



Первый Президент Республики Узбекистан И.Каримов с 1989 года начал свою практическую работу с восстановления придания статуса государственности издревле духовно богатому узбекскому языку. После этого на протяжении ряда лет Международнои и Республиканском масштабах отмечались юбилеи наших учёных. Года стали получать названия мыслителей.

На прошедшей по инициативе Первого Президента Республики Узбекистан 15–16 мая 2014 года в г.Самарканд международной научной конференции мировую общественность очень заинтересовали вопросы освещения роли и значения научного наследия прогрессивных учёных и мыслителей науки Средневекового Востока на современном этапе развития цивилизации.

Ещё большую актуальность в эпоху глобализации приобретает изучение культуры Средневекового Востока. На сегодняшний день одна из важных задач — обращая ещё большее внимание на средневековый опыт, глубже перенимать прошедшие через тысячелетние испытания положительные результаты и культурное богатство, эффективно использовать общечеловеческие идеи.

Первый Президент Республики Узбекистан И.Каримов так пишет об этом: “Самая важная задача в том, чтобы глубоко осознавать, бережно хранить оставленное нам бесценное наследие наших мыслителей, учёных, приумножать его, мы должны быть достойными продолжателями дела великих предков” [1].

Междоусобные противоречия, столкновения и конфликты приводят к тому, что в первую очередь от них страдают и становятся их жертвами считающиеся источниками знаний бесценные рукописи и книги. Самыми прискорбными случаями того времени стали уничтожение считавшейся самой крупной древней в мире Александрийской библиотеки, уничтожение уникальной библиотеки Мирзо Улугбека. К сожалению можно привести много примеров о таких прискорбных случаях.

В начале XIII веков монгольские завоевания нанесли сильный удар по развитию науки Мавераннахра и оказали существенное негативное влияние на прогресс науки. Монголы сжигали мечети и медресы, казнили или увозили в рабство учёных и улемов. Священные и научные книги були уничтожены. По сведениям некоторых источников, монгольский правитель Хулагухан после завоевания Багдада приказал выбросить все имеющиеся в городе книги в реку Ефрат. Книжные чернила, растворившись в воде придали реки цвет крови. В результате в течении многих лет люди не могли пить воду из реки. Такая же ситуация происходила в городах Самарканд, Бухара и Ургенч. В этих городах библиотеки при медресе были уничтожены полностью.

Многочисленные завоевательные набеги осуществлённые на наш край в различное время, в результате варварского обращения были утеряны многочисленные культурные богатства, несравненные жемчужины, уникальные книги.

В средние века в нашем крае действовали многочисленные научные и духовные центры. В этих центрах творили очень много учёных и улемов, поднимавших просвещение народа. Например, о численности бухарских учёных у Наршахий есть такие слова: “Если мы упомянем всех учёных Бухары, то это составить несколько тетрадей” [2]. Данные сведения означают, что в то время в регионе была хорошо поставлена система научной деятельности. Наряду с этим X-XI веках под руководством покровитель просвещения Хорезмского шаха Маъмуна при участии собранных учёных в 1004 году в Гурганже был образован “Байт ул-ҳикма” (“Дом мудрецов”). Этот научный центр вошёл в историю как “Академия Маъмуна”. Её руководителем был Абу Райҳон Беруний, под его руководством ряд учёных- энциклопедистов (Абу Наср ибн Ирок, Абу Али ибн Сино, Абу Сахл Масихий, Абулхайр ибн Ҳаммор, Абу Фазл Байхакий и другие) решив множество практических и научных проблем, внесли большой вклад в развитие мировой науки.

Западный исследователь М.Мейерхофф высказал следующее мнение: “Среди представителей мусульманской науки Беруний должен быть самым знаменитым учёным-энциклопедистом”.

Один из мыслителей, жившых на территории Центральной Азии в средние века, Абу Али ибн Сино говорил: “Я спросил разрешения у амира Бухары Нух Масъуда осмотреть его библиотеку и посмотрел имевшиеся там книги... На меня подействовало то, что там были книги, названия которых люди не слышали никогда.” [3].

Также как наши учёные предки усердно изучали произведения учёных мира, также многие иностранные историки и исследователи с большим интересом обращаются к изучению деятельности и жизни учёных до сегодняшнего дня в далёкое историческое время. То, что произведение Ахмада Фаргоний “ Книга об основах астрономии” уже в 12 веке была переведена на латинский язык и иврит также служит тому подтверждением. Присвоение в шестнадцатом веке одному из кратеров Луны его имени доказывает эту мысль. В опубликованной в 1647 году книги выдающегося астронома Яна Гевелия “Селенография” пишется, что два кратера Луны названы именами наших великих соотечественников -Ахмада Фаргоний и Мирзо Улугбека [4]. Швейцарский учёный Адам Мец описывает широкое развитие библиотек Азии в средние века и их заметное прогрессирование по сравнению с Европой [5].

Признание таких достижений в те времена служит доказательством того, что в нашем крае правили законы развития, наши предки издавна удивляли мир достижениями в области науки.

И на сегодняшний день одной из важных задач считается донести до сознания молодого поколения неоценимый вклад жизненного пути и творчества наших великих предков в развитие мировой науки и культуры, а также внедрить чувство ответственности за сохранение созданного культурного наследия нашей страны, воспитать их достойными наследниками этого богатства.

С первых дней независимости Первый Президент Узбекистана И.Каримов уделяя особое внимание даному актуальному вопросу, подчёркивал: “Реставрация и сохранение уникальных исторических памятников, поиск созданных узбекским народом и являющимися национальным достоянием произведения искусства возвращение их в Узбекистан является одной из значимых частей нашей программы духовности. Это национальное богатство оставлено нам в наследство нашими дедами и прадедами. Следовательно, мы обязаны хранить его как зеницу ока и оставить в наследство нашим детям” [6].

За годы независимости издано множество произведений, относящихся к жизни учёных, преподнесённых в дар нашему народу. Эти произведения служат обогащению духовного мира нашей молодёжи.

Изучение наследства внёсших вклад в развитие различных наук учёных, достигнувшие совершенства на земле Центральной Азии, ведёт человека к прогрессу, отдаляет невежество и укрепляет в сердцах любви к отчизне, служение народу, преданности к Родине. Первый Президент Узбекистана И.Каримов так выразился по этому поводу: “Наши предки воплотили в себе широкие энциклопедические знания, идеи и мысли, и на сегодняшний день довести до молодого поколения не потерявшее свои научные и общечеловеческие ценности богатое и бесценное наследие имеет очень важное значение” [7].

В течении прошедших лет независимости в нашей стране и за рубежом при участии ЮНЕСКО широко отмечены юбилеи великих учёных, мыслителей и городов с древней историей. Восстановление уважения и почитания к предкам и истории стало возможным только благодаря обретению независимости и инициативам Первого Президента Узбекистана И.Каримова. На сегодняшний день только на территории Узбекистана в список ЮНЕСКО в качестве уникального примера включено более 4 тысяч материально-духовных памятников общемирового наследия.

Литература:

  1. Каримов И. А. Каждый из нас ответственен за процветание Родины.–Т. Ўзбекистон. 2001. — с.100
  2. Наршахий Абу Бакр. История Бухары. — Т. Камалак, 1991. — с.90
  3. Ибн Сино Абу Али. Жизнеописание // Медицинские взгляды. — Т.: Медицина, 1983. — с.11.
  4. Каримов.И. Высокая духовность-непобедимая сила. — Т. Маънавият.2008.- с. 42.
  5. Мец А. Мусульманский Ренессанс. — М.: Наука, 1973. — с.150.
  6. Каримов И. А. Родина священна как святыня. — Т.: Ўзбекистон, 1996. — с.123.
  7. Речь Президента Ислама Каримова на открытии международной конференции на тему «Историческое наследие учёных и мыслителей средневекового Востока, его роль и значение в развитии современной цивилизации». 6.05.2014. http://uza.uz/
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, X-XI, Средневековый Восток, Президент Узбекистана, Президент Республики, молодое поколение, мировая наука, Бухара, бесценное наследие, Центральная Азия.


Похожие статьи

Первобытный оазис города Бухары | Статья в журнале «Молодой...

Архитектурное наследие Бухары мировое культурное достояние. И поэтому так много делается для реставрации памятников зодчества разных эпох.

В одном из своих выступлений в Бухаре Президент Узбекистана И. А. Каримов отметил, что наш город внес «огромный...

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков

Большой популярностью среди населения Узбекистана пользовались труды по медицине

1. Матвиевская Г. П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке.

Основные термины (генерируются автоматически): труд, Азия, узбекский язык, Бухара, трактат...

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки...

Ключевые слова: Академия Маъмуна, история развития наук и медицины в средневековье, регион Центральной Азии.

11 ноября 1997 года был издан Указ Президента Республики Узбекистан «О возрождении Хорезмской Академии Маъмуна».

Вопросы духовности и просвещения в философской мысли...

Культурное наследие Центральной Азии считается неделимой частью мировой культуры и просвещения. В настоящее время в Узбекистане уделяется большое внимание изучению наследия великих просветителей и ученых прошлого, ибо, как подчеркивал И. А. Каримов...

Бухара — неповторимый мир зодчества | Статья в журнале...

В X-XI веках Бухара являлась столицей Саманидов, с XVI века стала столицей Бухарского ханства.

Боло-хауз единственный памятник средневековой культуры Бухары.

В 1991 году Бухара была внесена в список Мирового наследия ЮНЕСКО.

Вклад среднеазиатского ученого Абу Насра аль Фараби в развитие...

Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов в своем докладе на Международной научно-практической конференции «Вклад Узбекистана в развитие исламской цивилизации», состоявшейся в августе 2007 года в городе Ташкенте отмечал: «Бесценное...

Минареты древних городов Узбекистана и световая архитектура

Древние города УзбекистанаБухара, Самарканд и Хива среди городов Центральной Азии поистине являются городами-реликвиями.

Ташкент: Издательство «Фан» Академии наук Республики Узбекистан, 2009 г., 287 с.

Культурные, архитектурные памятники в Узбекистане | «Молодой

Именно эта позиция определена Президентом Республики Узбекистан И. Каримовым: «особое внимание должно быть уделено возрождению

Так например была оказана поддержка по проведению реставрационных работ в Медресе Абдулазиз-Хан в старой части Бухары.

Религия и духовность в Узбекистане сквозь века

Сегодня мы воспитываем молодое поколение в духе национальной идеи.

«Конституция Республики Узбекистан» Ташкент 2015 год.

Симонов Г. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989.

Первобытный оазис города Бухары | Статья в журнале «Молодой...

Архитектурное наследие Бухары мировое культурное достояние. И поэтому так много делается для реставрации памятников зодчества разных эпох.

В одном из своих выступлений в Бухаре Президент Узбекистана И. А. Каримов отметил, что наш город внес «огромный...

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков

Большой популярностью среди населения Узбекистана пользовались труды по медицине

1. Матвиевская Г. П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке.

Основные термины (генерируются автоматически): труд, Азия, узбекский язык, Бухара, трактат...

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки...

Ключевые слова: Академия Маъмуна, история развития наук и медицины в средневековье, регион Центральной Азии.

11 ноября 1997 года был издан Указ Президента Республики Узбекистан «О возрождении Хорезмской Академии Маъмуна».

Вопросы духовности и просвещения в философской мысли...

Культурное наследие Центральной Азии считается неделимой частью мировой культуры и просвещения. В настоящее время в Узбекистане уделяется большое внимание изучению наследия великих просветителей и ученых прошлого, ибо, как подчеркивал И. А. Каримов...

Бухара — неповторимый мир зодчества | Статья в журнале...

В X-XI веках Бухара являлась столицей Саманидов, с XVI века стала столицей Бухарского ханства.

Боло-хауз единственный памятник средневековой культуры Бухары.

В 1991 году Бухара была внесена в список Мирового наследия ЮНЕСКО.

Вклад среднеазиатского ученого Абу Насра аль Фараби в развитие...

Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов в своем докладе на Международной научно-практической конференции «Вклад Узбекистана в развитие исламской цивилизации», состоявшейся в августе 2007 года в городе Ташкенте отмечал: «Бесценное...

Минареты древних городов Узбекистана и световая архитектура

Древние города УзбекистанаБухара, Самарканд и Хива среди городов Центральной Азии поистине являются городами-реликвиями.

Ташкент: Издательство «Фан» Академии наук Республики Узбекистан, 2009 г., 287 с.

Культурные, архитектурные памятники в Узбекистане | «Молодой

Именно эта позиция определена Президентом Республики Узбекистан И. Каримовым: «особое внимание должно быть уделено возрождению

Так например была оказана поддержка по проведению реставрационных работ в Медресе Абдулазиз-Хан в старой части Бухары.

Религия и духовность в Узбекистане сквозь века

Сегодня мы воспитываем молодое поколение в духе национальной идеи.

«Конституция Республики Узбекистан» Ташкент 2015 год.

Симонов Г. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Первобытный оазис города Бухары | Статья в журнале «Молодой...

Архитектурное наследие Бухары мировое культурное достояние. И поэтому так много делается для реставрации памятников зодчества разных эпох.

В одном из своих выступлений в Бухаре Президент Узбекистана И. А. Каримов отметил, что наш город внес «огромный...

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков

Большой популярностью среди населения Узбекистана пользовались труды по медицине

1. Матвиевская Г. П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке.

Основные термины (генерируются автоматически): труд, Азия, узбекский язык, Бухара, трактат...

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки...

Ключевые слова: Академия Маъмуна, история развития наук и медицины в средневековье, регион Центральной Азии.

11 ноября 1997 года был издан Указ Президента Республики Узбекистан «О возрождении Хорезмской Академии Маъмуна».

Вопросы духовности и просвещения в философской мысли...

Культурное наследие Центральной Азии считается неделимой частью мировой культуры и просвещения. В настоящее время в Узбекистане уделяется большое внимание изучению наследия великих просветителей и ученых прошлого, ибо, как подчеркивал И. А. Каримов...

Бухара — неповторимый мир зодчества | Статья в журнале...

В X-XI веках Бухара являлась столицей Саманидов, с XVI века стала столицей Бухарского ханства.

Боло-хауз единственный памятник средневековой культуры Бухары.

В 1991 году Бухара была внесена в список Мирового наследия ЮНЕСКО.

Вклад среднеазиатского ученого Абу Насра аль Фараби в развитие...

Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов в своем докладе на Международной научно-практической конференции «Вклад Узбекистана в развитие исламской цивилизации», состоявшейся в августе 2007 года в городе Ташкенте отмечал: «Бесценное...

Минареты древних городов Узбекистана и световая архитектура

Древние города УзбекистанаБухара, Самарканд и Хива среди городов Центральной Азии поистине являются городами-реликвиями.

Ташкент: Издательство «Фан» Академии наук Республики Узбекистан, 2009 г., 287 с.

Культурные, архитектурные памятники в Узбекистане | «Молодой

Именно эта позиция определена Президентом Республики Узбекистан И. Каримовым: «особое внимание должно быть уделено возрождению

Так например была оказана поддержка по проведению реставрационных работ в Медресе Абдулазиз-Хан в старой части Бухары.

Религия и духовность в Узбекистане сквозь века

Сегодня мы воспитываем молодое поколение в духе национальной идеи.

«Конституция Республики Узбекистан» Ташкент 2015 год.

Симонов Г. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989.

Первобытный оазис города Бухары | Статья в журнале «Молодой...

Архитектурное наследие Бухары мировое культурное достояние. И поэтому так много делается для реставрации памятников зодчества разных эпох.

В одном из своих выступлений в Бухаре Президент Узбекистана И. А. Каримов отметил, что наш город внес «огромный...

Роль естественных наук в Средней Азии XVI–XIX веков

Большой популярностью среди населения Узбекистана пользовались труды по медицине

1. Матвиевская Г. П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке.

Основные термины (генерируются автоматически): труд, Азия, узбекский язык, Бухара, трактат...

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки...

Ключевые слова: Академия Маъмуна, история развития наук и медицины в средневековье, регион Центральной Азии.

11 ноября 1997 года был издан Указ Президента Республики Узбекистан «О возрождении Хорезмской Академии Маъмуна».

Вопросы духовности и просвещения в философской мысли...

Культурное наследие Центральной Азии считается неделимой частью мировой культуры и просвещения. В настоящее время в Узбекистане уделяется большое внимание изучению наследия великих просветителей и ученых прошлого, ибо, как подчеркивал И. А. Каримов...

Бухара — неповторимый мир зодчества | Статья в журнале...

В X-XI веках Бухара являлась столицей Саманидов, с XVI века стала столицей Бухарского ханства.

Боло-хауз единственный памятник средневековой культуры Бухары.

В 1991 году Бухара была внесена в список Мирового наследия ЮНЕСКО.

Вклад среднеазиатского ученого Абу Насра аль Фараби в развитие...

Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов в своем докладе на Международной научно-практической конференции «Вклад Узбекистана в развитие исламской цивилизации», состоявшейся в августе 2007 года в городе Ташкенте отмечал: «Бесценное...

Минареты древних городов Узбекистана и световая архитектура

Древние города УзбекистанаБухара, Самарканд и Хива среди городов Центральной Азии поистине являются городами-реликвиями.

Ташкент: Издательство «Фан» Академии наук Республики Узбекистан, 2009 г., 287 с.

Культурные, архитектурные памятники в Узбекистане | «Молодой

Именно эта позиция определена Президентом Республики Узбекистан И. Каримовым: «особое внимание должно быть уделено возрождению

Так например была оказана поддержка по проведению реставрационных работ в Медресе Абдулазиз-Хан в старой части Бухары.

Религия и духовность в Узбекистане сквозь века

Сегодня мы воспитываем молодое поколение в духе национальной идеи.

«Конституция Республики Узбекистан» Ташкент 2015 год.

Симонов Г. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. — М.: Наука, 1989.

Задать вопрос