Автор: Щупленков Олег Викторович

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №5 (16) май 2010 г.

Статья просмотрена: 167 раз

Библиографическое описание:

Щупленков О. В. Молодежные организации в эмиграции «первой волны» // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 117-120.

Молодежное движение за рубежом имело разнообразные формы, позволяющие объединить различающиеся по возрастам и убеждениям детей и юношей. Основными из них являлись скаутизм, сокольство, младоросство, младохристианство.

В России первые скауты появились в 1909 г., однако органи­зационное оформление движения произошло накануне первой мировой войны. Согласно программным документам, скаутизм определяется как «добровольное неполитическое движение в целях воспитания молодых людей, открытое для всех вне зави­симости от их происхождения, расы, вероисповедания в соот­ветствии с целью, принципами и методом, заложенными его Ос­нователем» [1]. К 1918 г. в стране насчитывалось уже около 50 тыс. членов, выходила специальная газета «Русский скаут». Скаутизм был ориентирован на принципы буржуазной демокра­тии. Его главной целью объявлялось воспитание гражданина своей страны, стремление «внести вклад в развитие молодых людей, в раскрытие в полной мере их физического, интеллекту­ального, социального и духовного потенциала, как индивидуу­мов, ответственных граждан и членов своих местных, нацио­нальных и интернациональных сообществ» [2]. Лидеры скаутизма подчеркивали неполитический характер движения, неучастие его членов в борьбе за власть, составляющей сердцевину поли­тики. В условиях предреволюционной России — вспомним «Школу» А. Гайдара — скаутизм объединял в своих рядах пре­имущественно гимназическую молодежь, представляющую среднеобеспеченные слои общества. 

Существуя вне формальных образовательных и воспита­тельных систем, скаутизм представлял собой институализиро­ванную структуру в сфере организации досуга детей, подростков и юношества, ставящую перед собой воспитательные и образо­вательные цели. Скаутизм не стремится заменить собой семью, школу, религиозные и другие социальные институты общества, а лишь дополнял эти институты. Роль взрослых членов органи­зации сводилась к помощи молодым в достижении целей движе­ния.

Человек, юноша, рассматривался в скаутизме, прежде всего, как личность, интегрированная в определенную социальную общность и имеющая по отношению к ней определенные обя­занности. Главной концептуальной идеей скаутизма являлось воспитание гражданственности. Достижение целей движения базировалось на определенных принципах: долгом перед Роди­ной, Богом, перед другими людьми, перед самим собой.

На теоретическом уровне лидеры скаутизма выступали про­тив узкого понимания патриотизма. Лидер международного скаутизма Р. Баден-Пауэлл, в частности, подчеркивал, что, «вос­питывая наших мальчиков и девочек в духе патриотизма, мы должны заботиться о том, чтобы они понимали, что этот патрио­тизм выше узкого чувства, которое обычно ограничивается лишь своей страной и тем самым порождает ревность и враждебность по отношению к другим. Наш патриотизм должен быть более широкого, благородного свойства, признающим справедливость и разумность по отношению к другим и ведущим нашу страну к товариществу с... другими народами мира» [3]. В условиях эмигра­ции, где гражданственность олицетворялась с патриотиз­мом, движение  русского скаутизма приобрело ярко выражен­ную национальную окраску. Скаут-мастера, чувствуя на себе ответственность за воспитание юных патриотов России, призы­вали скаутов служить не какой-либо идеологии, а  России: «Рус­ский разведчик... добьется России, Славы и Благоденствия, по­тому что для него — Россия — раньше всего, Россия — важнее всего и Россия — выше всего!», — писал П.Н. Богданович [4].

Специальный кодекс скаутов определял основные нравст­венные качества участника движения: «Скаут — надежен, верен, полезен, дружелюбен, благороден, добр, послушен, бодр, эконо­мен, смел, чистоплотен, религиозен». Девиз скаутов был заимст­вован у пажей и оруженосцев средневековых рыцарей: «Будь готов!» — готов выполнить свой долг. Принципами скаутизма выступали: а) отказ от прямой политизации движения; б) диф­ференциация участников по полу, возрасту, национально-куль­турная идентификация; в) добровольность участия, отсутствие каких-либо преимуществ, связанных с членством в организации; г) конкретность программ, гармоничность их интеллектуаль­ного, нравственного, трудового и физического компонентов; д) продуманность системы поощрений; е) романтичность меро­приятий, бережное отношение к традициям.

Молодежное движение соколов было основано в 1862 г. чешским доктором философии Мирославом Тыршем, задумав­шего его как всемирный союз молодых славян, основанный на постоянном совершенствовании тела и духа на благо своего на­рода. В 1874 г. сокольская организации возникла в Хорватии, в 1882 г. — в Сербии. Первые отечественные «соколы» появились в Москве в 1883 г., хотя свое название организация получила в начале XX века.  В многонациональной России доступ в «со­колы» был открыт для представителей различных этнических групп. Достаточно сказать, что руководителем Союза Русских Соколов был русский поляк А.С. Гижицкий, а его заместителем — русский татарин М.А. Султан-Крым-Гирей.

До революции организация русских соколов являлась сугубо внепартийной и неполитической. «Ставя себе задачи общена­родного порядка, Русское Сокольство является организацией надпартийной, доступной для всего народа Русского». Русские «соколы» воспитывались на основе верности своему народу, и своими задачами определяли... «а) физическое и духовное вос­питание русских людей и поддержание в них бодрости; б) борьбу с их отнародованием (денационализацией); в) создание кадра русских сокольских деятелей». Важное место в деятельно­сти союза занимало патриотическое воспитание.

В 1923 г. в Праге был учреждён правопреемник Союза Рус­ских Соколов — Эмигрантский Союз Русского Сокольства за границей. В короткое время союзы русских «соколов» появи­лись во Франции, Югославии, Чехословакии, Болгарии, Латвии, Польше, Китае и Америке. О масштабах русского сокольского движения свидетельствует тот факт, что только в Америке в 1935 г. насчитывалось 350 обществ, в который входило двадцать тысяч членов.

В практическом плане Эмигрантский Союз Русских Соколов выпускал собственные газеты и журналы, вел большую работу по патриотическому воспитанию своих членов, устраивал лет­ние лагеря, проводил слеты лидеров, и в этом мало отличался от скаутских организаций. Единственным принципиальным отли­чием движения было поддержание тесных связей со соколь­скими организациями славянских стран и опора его теоретиков на идеи неославянофильства.

В 1923 г. находящимися в эмиграции молодыми людьми был учреждён Союз Младороссов («Союз Молодая Россия») — единственная политическая молодёжная организация русского зарубежья. В Декларации организационного, так называемого Всеобщего съезда национально мыслящей молодежи, указыва­лось: «Гибель русской державы и бедствия русского народа вы­званы преимущественно распространением и осуществлением ложных и губительных учений и теорий, разными путями веду­щих к разрушению основ человеческого общежития: религии, семьи, гражданственности и, наконец, государства» [5].

Политический характер младоросского движения четко про­слеживается в программной речи Казим-Бека «К Советской Ев­ропе или к Молодой России» (1931 г.): «Для нас, зарубежных националистов, вопрос идет не о борьбе с национальными об­щерусскими силами, а о борьбе со сталинской верхушкой... Мы заодно с теми, кто в России, хотя бы пока под коммунистиче­ским флагом, делает национальное дело. Общий фронт всех рус­ских против Сталина — вот основной лозунг» [6]. 

Молодежи усиленно внушалось, что только она может и должна завершить святое дело строительства новой России. «Как во времена Ноя вам надо строить ковчег», — писала «Мла­доросская искра» в 1932 г. [7].

В своих обращениях к молодежи младороссы отождеств­ляли патриотизм с национализмом,  считали, что любовь к Ро­дине или русский национализм проявляется в характере, чувстве долга, в пренебрежении личным, в подчинении личности госу­дарству, обществу, его интересам. Их идеологи предупреждали, что «русский национализм» не следует трактовать в узконацио­нальных рамках: в рядах младороссов были представители са­мых различных народов и народностей. Непременным условием к ним выдвигалось лишь одно требование: системообразующим принципом новой России должно являться русское «племя», свободное от расовых предубеждений. Для младороссов нацио­нализм «есть сознательная приверженность к нации, обязываю­щее к служению ей». Нация, в свою очередь трактовалась как «объединение личностей, связанных общностью исторической судьбы. Это есть духовный организм, образующийся в силу общности, как духовной направленности, так и внешних усло­вий жизни (органичность и природность). С младоросской точки зрения нация отличается от народа тем, что в ней признак про­исхождения (крови) играет второстепенную роль. Нация может быть сплавом многих народов, но обладает единой синтезирую­щей культурой. Нация зарождается в момент осознания ее чле­нами этой культуры и умирает, когда оказывается неспособной служить своему идеалу» [8].

Помимо самого Союза были созданы специальные объеди­нения — Младоросский студенческий союз, Казачий центр мла­дороссов, Молодёжный спортивный союз, Женский союз содей­ствия младоросскому движению. Существовали и группы «ино­родцев» (в частности, при Союзе действовала ассоциация рус­ских ассирийцев). Партия выпускала много периодических из­даний: «Бодрость!», «Младоросская искра», «К молодой Рос­сии», «Казачий набат», «Казачий путь» и др. Союз младороссов самораспустился в 1939 г.

Влиятельной эмигрантской молодежной организацией в 20 — 30-е годы прошлого века являлось Российское Христианское Общество Молодых Людей «Маяк». Общество возникло в 1905 году в форме отделения Международного Союза Молодых Хри­стиан по инициативе американца Дж. Стокса. Его непосредст­венным организатором на Родине был барон П.Н. Николаи. 

Провозгласив целью содействие молодежи «в достижении нравственного, умственного и физического развития», общество пропагандировало христианские ценности в светской жизни. Бу­дучи общественным по форме и христианским по культуре, об­щество не вмешивалось в политику, а занималось устройством благотворительных мероприятий, организовывало просвети­тельские лекции, проводило различные познавательные занятия, культурно-исторические вечера и научно-популярные чтения.

В 1924 г. на съезде в Праге студенты-христиане учредили Русское Студенческое Христианское Движение как правопреем­ника, существующего в России. В РСХД помимо студентов во­шли бывшие участники белого движения. «Они обрели веру в огне и испытаниях гражданской войны и красного террора, — писал «Вестник Русского Студенческого Христианского Движе­ния» [9].

В 1928 г. при Русском Студенческом Христианском Движе­нии была создана Национальная Организация Витязей, вскоре ставшая самостоятельной организацией русской молодёжи, и определившая своей целью привлечение, объединение и воспи­тание русских детей и молодёжи под девизом «За Русь! За Веру!». Ни к каким партиям или политическим группировкам организация не примыкала. В своей работе  «Витязи» преследо­вали цели патриотического и религиозного воспитания. «Разви­тие сознательного чувства любви и преданности своему Отече­ству — России и веры в его лучшие стороны, через ознакомле­ние с историей России, ее культурой, искусством, великими людьми и подвигами их, бытом, народным творчеством, геогра­фией, народами России, экономическими богатствами и воз­можностями и природой», — обосновывал программные цели движения его главный идеолог Е.П. Челышев [10].

Кроме указанных объединений, в Русском Зарубежье дейст­вовали менее известные молодежные организации: Националь­ный Союз Нового Поколения, Русское Студенческое Общество в Харбине, объединение «Юные Алексеевцы» в Париже, Суворов­ская дружина в Праге, молодёжная Дружина генерала Врангеля в Египте и другие. Общим у всех эмигрантских молодежных ор­ганизаций было осознание своей неразрывной связи с Родиной, вера в будущее возвращение в Россию, патриотизм.

В эмиграции, благодаря деятельности общественно-педаго­гических организаций велась активная воспитательная работа по сохранению и развитию национально-культурных основ рус­ского народа, психолого-педагогическая помощь в процессе адаптации к инокультурной среде. Таким образом, хотя и на от­носительно короткий исторический период, в Российском Зару­бежье было создано целостное внешкольное культурно-образо­вательное пространство.

Остановимся на некоторых основополагающих выводах на­шего исследования.

Итогом комплексной деятельности воспитательных инсти­тутов явилось сохранение чувства Родины у целого поколения юных россиян

Вышесказанное позволяет наметить ряд направлений в ис­следовании педагогичес­ких проблем Российского зарубежья:

·      становление и развитие российского обра­зования разных ступеней и видов — средней и высшей школы, внешкольного образо­вания, религиозного просвещения, смешан­ных (русско-сербских и т.п.) учебных за­ведений;

·      политика различных государств в сфере образования рос­сиян-эмигрантов; проблемы школьного строительства и фи­нан­сирования, динамика развития системы образования в разных странах;

·      зарубежная школа других народов России (украинская, черкесская и др.);

·      изучение условий и факторов социали­зации молодежи (эт­носоциальных, эконо­мических, политических), ее профессио­нализации и адаптации, социальной защиты детства;

·      разработка содержания общего и профес­сионального обра­зования в зарубежной рус­ской средней и высшей школе; анализ вопросов соотношения общечеловеческого, государст­венного (страны пребывания) и национального компонентов об­разования, сохранения родного языка и русской куль­туры, вос­питательных проблем школы и внешкольного образования;

·      исследование педагогических воззрений и практической деятельности в области образования видных представителей науки, культуры и просвещения, религиозных де­ятелей Россий­ского зарубежья, изучение их роли в мировой и отечественной науке и культуре;

·      анализ общественно-педагогического дви­жения россий­ской эмиграции, всего спектра практической и организаторской деятель­ности по созданию школьного и других видов образова­ния, роли педагогических съездов, совещаний, педагогической жур­налистики, профессиональных объедине­ний учителей, уче­ных в воспитании моло­дежи;

·      изучение педагогической советологии Российского зару­бежья, а также состояния историко-педагогических и сравни­тельно-педагогических исследований в 20—50-е гг.

Отдельный сюжет должны представлять вспомогательные историко-педагогические исследования по историографии, ис­точни­коведению, научной библиографии педа­гогической «Рос­сики».

Итак, исследование проблем образования и развития педаго­гической мысли Россий­ского зарубежья позволяет включить в исто­рический контекст культуры и педагогики России незаслу­женно забытые имена ее крупных мыслителей и организаторов обра­зования русской школы в эмиграции. Ре­шения проблем воспитания и социализации молодежи, сделать достоянием пе­дагогики целый пласт идей и концепций, отражавших общече­ловеческие, гуманистические и де­мократические ценности.

 

Литература:

1.      Тundсmепtаl Рriпсi рlеs. — Geneva, 1989. — Р. 4. — С. 5.

2.      Семенов Д.Д. Избранные педагогические сочинения.— М.1953. — С.7.

3.      Киряшов Н.И. Социально—педагогические проблемы теории и практики ком-плексного подхода к воспитанию в военных коллективах. — М.: ВПА, 1980.— С. 234.

4.      Богданович П.Н. Пути работы // Часовой. Прага, — 1933 г. — № 114 — 115. — С. 30.

5.      Декларация Всеобщего Съезда национально мыслящей молодежи, 1923 г. // Вар-шавский В.С. Незамеченное поколение. — Нью—Йорк, 1956. — С. 254 — 256.

6.      Петрович Р. Младороссы. London, Ontario, Canada. — 1973. — С. 7 — 9.

7.      «Младоросская искра». — Прага, № 20. — 12 июня 1932 г. — С. 1.

8.      «Младоросская искра». — Прага,  № 35. — 1 января 1934 г. — С.3.

9.      Вестник Русского Студенческого Христианского Движения. — № 111, . — Нью—Йорк, 1974 г.  — С. 11—13.

10.  Цели и за дачи национальной организации витязей // Национальная Организация Витязей. — Париж, 1960. — С. 5.

 

Основные термины (генерируются автоматически): Русского Студенческого Христианского, «Младоросская искра», новой России, Национальная Организация Витязей, Русское Студенческое, условиях предреволюционной России, юных патриотов России, Русских Соколов, многонациональной России доступ, Молодежное движение, принципом новой России, строительства новой России, а  России, Эмигрантский Союз Русского, русского сокольского движения, Русское Студенческое Христианское, народами России, органи­зационное оформление движения, мыслящей молодежи, педагогики России.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос