Авторы: Спицына Татьяна Анатольевна, Веселов Денис Валерьевич

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (110) март-2 2016 г.

Дата публикации: 23.03.2016

Статья просмотрена: 305 раз

Библиографическое описание:

Спицына Т. А., Веселов Д. В. Военно-патриотическое воспитание учащихся // Молодой ученый. — 2016. — №6.1. — С. 76-78.



В статье рассматриваются основы военно-патриотического воспитания учащихся, представлена информация об организациях, реализующих военно-патриотическое воспитание в нашей стране, анализируются результаты констатирующего эксперимента с целью выяснения знаний учащихся по вопросам истории своей страны в период Великой Отечественной войны и определения отношения старшеклассников к военно-патриотическому воспитанию и патриотизму в целом.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, патриот, патриотизм.

Военно-патриотическое воспитание это процесс, который является частью политики государства в системе идейного воспитания гражданина страны и направлен на воспитание в нем идейности, нравственности, патриотизма, моральной и психологической стойкости, физического совершенствования, овладения военными знаниями. Ведущим направлением в военно-патриотическом воспитании, несомненно, является воспитание патриотизма. Патриотическое воспитание школьников рассматривается как систематическая, целенаправленная деятельность по формированию у учащихся чувства верности своему Отечеству, патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В нашей стране разработана и реализуется Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», основной целью которой является дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания, приведение ее в соответствие с новыми историческими реалиями функционирования патриотизма в российском обществе [1]. В результате принятия этой программы организации, работающие с детьми и молодежью, обрели единый ориентир для своих многочисленных направлений деятельности.Например, в Российской Федерации действует около 2000 организаций, которые имеют непосредственное отношение к делу военно-патриотического воспитания молодежи. Эти организации, по самым скромным подсчетам, охватывают более 100 тысяч юношей и девушек. Рассмотрим некоторые из них:

Суворовское (Нахимовское) военное училище — это специализированное учебное заведение для молодежи школьного возраста. Поступление до 2008 года было возможно исключительно для лиц мужского пола. До недавнего времени такие училища давали своим воспитанникам среднее школьное образование и одновременно готовили их к поступлению и учебе в военных вузах.

ДОСААФ. Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, массовая оборонно-патриотическая организация, цель которой — содействие укреплению обороноспособности страны. Организация ДОСААФ призвана стать основой допризывной подготовки в нашей стране — об этом сказано в недавно утвержденной Концепции федеральной системы подготовки граждан к военной службе до 2020 года. Согласно документу, число армейских специалистов, подготовленных ДОСААФ, в недалеком будущем должно ежегодно составлять 200 тыс. человек. Для сравнения: за последние 10 лет в ДОСААФ было подготовлено около 1,3 млн. специалистов. То есть, в среднем — 130 тысяч в год.

Скаутское движение — всемирное юношеское движение, занимающиеся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей так, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, аполитична, независима. Сейчас в России нет единой скаутской организации.

Военно-патриотические клубы — это система общественных объединений, деятельность которых направлена на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Методика работы военно-патриотических клубов включает в себя спортивный элемент, военную подготовку, основанную на опыте боевых действий и патриотическое воспитание. На сегодняшний день не существует единой методической базы для военно-патриотических клубов. Каждый клуб или группа клубов пользуются своими собственными учебно-методическими наработками, в основе которых лежат разные армейские, спортивные учебные программы. Военно-спортивные клубы зародилось в 80-е годы прошлого века. Без преувеличения можно сказать, что это движение было всесоюзным. Занятия в клубах давали молодым людям очень хорошую общефизическую подготовку, основы военных знаний.

Поисковое движение. Деятельность поисковых организаций направлена на поиск пропавших без вести солдат и их последующую идентификацию на основе смертных медальонов и архивных документов, а также на воспитание патриотизма и готовности к защите Родины у подростков и молодежи.

Однако, больше внимание военно-патриотическому образованию и воспитанию подрастающего поколения должно уделяться в школе как на уроках, так и во время организации внеурочной и внеклассной учебной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности. В рамках проводимого исследования по военно-патриотическому воспитанию учащихся старших классов нами был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 25 учеников 10 класса г. Санкт-Петербурга (СОШ № 316 Фрунзенского района). В соответствии с целью и задачами исследования, на этапе проведения констатирующего эксперимента нами были поставлены следующие частные задачи: выяснить оценку знаний учащихся по вопросам истории своей страны в период Великой Отечественной войны; определить отношение учащихся 10 класса к военно-патриотическому воспитанию и патриотизму в целом. Для решения обозначенных задач, получения полных и адекватно отражающих состояние исследуемых вопросов экспериментальных данных, а также для повышения уровня их достоверности, мы применяли такие методы научного исследования, как наблюдения на уроках за учащимися 10 класса, беседа, анкетирование, качественный и количественный анализ результатов анкетирования, изучение школьной документации, анализ поурочных планов.

По результатам ответов на задание: «Соотнесите даты и события», которые были связаны с начальным этапом Второй Мировой войны и Великой Отечественной войной, можно констатировать: большинство учащихся справились с поставленным вопросом (96%) и лишь небольшое количество учащихся не выполнили задание (4%). Можно сказать, что школьную программу по истории своей страны старшеклассники знают хорошо. Что касается остальных учащихся, то это можно объяснить не заинтересованностью к учебным предметам, рассеянностью, ленью. На вопрос анкеты «Кто из перечисленных командующих предал свою Родину и перешел на сторону гитлеровской Германии?» большинство ответили «А.А. Власов» (92%), остальные же ученики отметили «К. К. Рокоссовский» (8%). Такой ответ может быть связан с плохим усвоением материала по истории или обычной незаинтересованностью ученика к истории своей страны.

Следующий вопрос был направлен на проверку знаний старшеклассниками городов-героев: «Сколько городов России носят звание «Город-герой»?». Отвечая на данный вопрос ученики начали сильно волноваться, поэтому (68%) вероятно забыли, что Брестская крепость тоже входит в состав городов-героев. Только (32%) опрашиваемых смогли справиться с предложенным заданием. Такой маленький положительный результат можно обосновать недостаточным обращением внимания учащихся на данный вопрос. Пусть даже Брестская крепость и не была городом, но она входила в состав города Брест, который героически держал оборону от фашистских агрессоров. На вопрос «Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?» ответы учеников распределились следующим образом: часть учеников (56%) ответила правильно (872 дня), остальные (44%) выбрали неверный ответ (882 дня). Неправильность ответа может быть связана с незаинтересованностью учащихся к истории г. Санкт-Петербурга или приездом из другого города. Чтобы это исправить, в школе должны проводить больше мероприятий связанных с историей Санкт-Петербурга (концерты, внеклассные мероприятия, тематические выставки и т.д). Следующий вопрос был связан с ключевыми сражениями Великой Отечественной войны. С ответами на этот вопрос проблем у учеников не возникло, почти все (92 %) смогли справиться с заданием, и лишь (8 %) ответили ошибочно.

Чтобы выяснить отношение учащихся к военно-патриотическому воспитанию, мы составили следующий вопрос анкеты: «Что значит быть патриотом своей страны?». Для начала дадим определение слова «патриот». Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. Большинство учащихся (88 %) считают, что патриот это человек, который любит и предан своей стране, уважает её интересы, готов всегда встать на её защиту. Лишь малая часть старшеклассников ответили, что быть патриотом это обязательное жертвование своей стране, а не любовь и уважение к своей Родине. На вопрос «Что главное в патриотизме?» учащиеся ответили следующим образом: большинство опрашиваемых (84 %) ответили, что главное в патриотизме это преданность к своей Родине, защита интересов своего Отечества. Остальные участники эксперимента (16 %) вообще пропустили этот задание. Следующий вопрос «Считаете ли вы себя патриотом?» с одной стороны оказался очень простым для старшеклассников, но с другой - дал множество интересных ответов. Часть ребят (76 %) считают себя патриотами, в анкете они четко это прописали. Остальные (24%) так не думают. Возможно, это связано с их мировоззрением или религией.

Последние два вопроса в нашей анкете были связаны непосредственно с военно-патриотическим воспитанием в самой школе. Один из вопросов звучал так «Как вы считаете, нужно ли уделять внимание патриотическому воспитанию в школе? Обоснуйте ответ». Здесь мнения разделились почти пополам. Большинство ребят считают (64%), что нужно формировать патриотизм с детства, а остальные (36%) воспринимают это пропагандой. На последний вопрос «Достаточно ли времени уделяется патриотическому воспитанию и любви к Родине в школе?» мнения учащихся разошлись. Так, 52% ответили, что не нуждаются в дополнительном выделении времени на военно-патриотическое воспитание в школе; 28% полагает, что им не хватает времени в школе на военно-патриотическое воспитание, а 20% вообще не смогли ответить на этот вопрос.

Таким образом, подводя итоги анкетирования можно сказать, что часть учеников считают себя патриотами и знают точные определения понятий «патриот» и «патриотизм». Остальные же ребята относят себя к патриотам «поверхностно», либо вообще таковыми себя не считают. Это может быть обусловлено религией, мировоззрением самих ребят или их окружающих. Большинство старшеклассников полагают, что в школе мало уделяется внимания военно-патриотическому-воспитанию и поэтому считают необходимым увеличить количество часов на проведение уроков, экскурсий, организации внешкольной и внеурочной деятельности по формированию патриотизма у подрастающего поколения.

Литература:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». http://kdm44.ru/pages/patriotpr-2016-2020.html

1

Основные термины (генерируются автоматически): военно-патриотическому воспитанию, Великой Отечественной войны, Следующий вопрос, военно-патриотическое воспитание, воспитание патриотизма, защите интересов Родины, знаний учащихся, период Великой Отечественной, выполнению гражданского долга, отношение учащихся, военно-патриотическому воспитанию учащихся, военно-патриотического воспитания учащихся, вопрос анкеты, учащихся чувства верности, выяснения знаний учащихся, воспитание граждан Российской, Патриотическое воспитание школьников, патриотического сознания, оценку знаний учащихся, небольшое количество учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос