Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи на современном этапе | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Айол, А. А. Совершенствование военно-патриотического воспитания молодежи на современном этапе / А. А. Айол, В. В. Кузьменко, И. И. Орлов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1451/ (дата обращения: 26.04.2024).



 

В статье рассматриваются вопросы совершенствования военно-патриотического воспитания молодежи в Российской Федерации на современном этапе.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, «Школа безопасности», «Операция «Защита».

 

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Одной из эффективных форм работы с молодежью допризывного возраста является организация работы оборонно-спортивных лагерей, общее количество которых на сегодняшний момент составило около 2000.

В целях совершенствования системы физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения, массового привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом ежегодно увеличивается количество обучающихся, принимающих участие в школьном этапе президентских состязаний. Так, в 2010/11 учебном году их число составило 7,5 млн. человек, в 2014/15 учебном году - 10,1 млн. человек. В соревнованиях по программе президентских состязаний приняли участие обучающиесяиз 37,2 тыс. общеобразовательных организаций.

Практически во всех субъектах Российской Федерации, мероприятия по организации работы по военно-патриотическому воспитанию обучающихсяобщеобразовательных организаций и их физическому развитию включены в различные региональные программы.

В 2016 году доля молодых граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, проводимых в рамках реализации региональных программ по патриотическому воспитанию или допризывной подготовки молодежи, составляет в среднем 21,6 процента общего количества молодых граждан в стране.

В настоящее время Правительство Российской Федерации своим постановлением от 30 декабря 2015 г. № 1493 утвердило Положение о Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы».

Данная программа подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. Программа ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи. Мероприятия Программы объединены в следующие разделы:

научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания граждан;

совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан;

военно-патриотическое воспитание детей и молодежи, развитие практики шефства воинских частей над образовательными организациями;

развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодежи;

информационное обеспечение патриотического воспитания граждан.

Задачами Программы являются:

развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан;

совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства;

развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями);

создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания;

информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации.

С 2002 года на территории Северо-Западного федерального округа проводятся региональный этап всероссийских соревнований «Школа безопасности» и военизированная игра «Зарница», входящие в комплексную систему патриотического воспитания. Данные мероприятия зарекомендовали себя как крайне эффективные формы реализации вопросов патриотического воспитания в Северо-Западном регионе.

Методическое руководство подготовкой детей и молодежи по основам безопасности жизнедеятельности путем проведения для обучающихся детей и молодежи соревнований «Школа безопасности» сегодня осуществляется Общероссийской общественной организацией «Российский союз спасателей».

На территории Санкт-Петербурга организатором проведения основных мероприятий по патриотическому воспитанию является «Городской центр гражданского и патриотического воспитания детей ГОУ ДОД ДООТЦ СПб «Балтийский берег» (далее – Центр). Данный центр создан в целях развития системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Основными задачами, решаемые центром, являются:

1. Реализация программ дополнительного образования;

2. Формирование у детей активной жизненной позиции, гражданских и нравственных качеств, готовности к участию в общественно-полезной деятельности и защите государственных интересов страны;

3. Развитие многовековых духовных традиций Отечества.

4. Формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы гражданского и патриотического воспитания.

5. Содействие органам исполнительной власти в гражданско-патриотическом воспитании детей в духе преданности и любви к своему Отечеству и своему народу.

6. Поддержка деятельности детских общественных объединений.

7. Реализация целевых федеральных, межрегиональных, региональных и других программ в области гражданского становления, патриотического, духовно-нравственного воспитания детей.

8. Организация и участие в разработке образовательных программ в сфере гражданского и патриотического воспитания.

9. Разработка программно-методического обеспечения по патриотическому воспитанию.

10. Организация и проведение экспертизы программ, методических материалов, пособий, используемых в целях патриотического воспитания.

11. Организация и участие в разработке федеральных и региональных примерных образовательных программ и учебных планов, повышения квалификации руководящих и педагогических работников системы гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;

12. Выявление, изучение, обобщение и распространение информации опыта работы учреждений, организаций и педагогов, занимающихся гражданским, патриотическим, духовно-нравственным воспитанием детей.

13. Организация городских массовых мероприятий в области гражданского и патриотического воспитания.

14. Развитие и поддержка Всероссийских и детских движений «Зарница» и «Школа безопасности», «Юные моряки».

Ежегодно Центром организуется проведение Открытого финала оборонно-спортивных и туристических игр «Зарница» Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Финал) и Открытых соревнований «Школа безопасности» Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - Соревнования).

Основными задачами данных мероприятий являются:

- военно-патриотическое воспитание участников;

- совершенствование физической, спортивной и туристической подготовки участников;

- развитие и совершенствование навыков действий в экстремальных условиях, во время дорожно-транспортных происшествий и при пожарах;

- освоение военных профессий, подготовка к службе в рядах Вооруженных Сил российской Федерации.

В Финале и в Соревнованиях принимают участие команды общеобразовательных учреждений, специализированных военных и кадетских классов, воспитанники военно-патриотических, подростково-молодежных клубов, формирований и объединений.

Команды, представленные на мероприятия, подразделяются на возрастные группы следующим образом:

- 1 возрастная группа – дети 10 – 12 лет;

- 2 возрастная группа – дети 13 – 15 лет;

- 1 возрастная группа – дети 16 – 17 лет;

Принадлежность команды к возрастной группе определяется по дате рождения самого старшего обучающегося команды. Один и тот же обучающийся не имеет право выступать за несколько команд.

Программа Финала и Соревнований предусматривает проведение семнадцати мероприятий:

  1. Вид «Операция «Защита»;
  2. Вид «Медико-санитарная подготовка»;
  3. Конкурс «Азбука безопасности»;
  4. Конкурс «Основы военных знаний»;
  5. Вид «Туристическая полоса препятствий»;
  6. Вид «Полоса выживания»;
  7. Вид «Пожарная безопасность»;
  8. Вид «Операция «Дорога безопасности»;
  9. Вид «Спортивное ориентирование»;
  10. Вид «Комплекс ГТО – скоростно-силовые возможности»;
  11. Вид «Комплекс ГТО – прикладные навыки»;
  12. Вид «огневой рубеж»;
  13. Конкурс по строевой подготовке;
  14. Конкурс «Страницы истории Отечества»;
  15. Конкурс «Визитка»;
  16. Вид «Юный разведчик»
  17. Вид «Военизированная эстафета с элементами ориентирования».

Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга совместно с Главным управлением МЧС России по Санкт-Петербургу уже несколько лет подряд организовывает проведение видов мероприятий «Операция «Защита» и «Пожарная безопасность».

Активное участие в организации и проведении соревнования «Операция «Защита» принимают преподаватели Санкт-Петербургского Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, подведомственного Комитету по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга.

Данное соревнование проводится в соответствии с разделами программы ОБЖ средней школы, в зависимости от возраста участников и состоит из двух этапов:

1-й этап: «Надевание противогаза на себя и на пострадавшего» (1 – 3 возрастные группы);

2-й этап: «Надевание и снятие общевойскового защитного комплекта» (только для 2 и 3 возрастной группы).

1-й этап разделен на две части:

1 часть – отработка норматива надевания «Противогаз на себя».

Все участники команды надевают противогаз на себя. Выполнив норматив, подают установленный сигнал. Время выполнения норматива фиксируется по последнему выполнившему. Результат команды на этапе – время с учетом штрафных балов.

Исходное положение противогаза - «походное», затем по команде судьи «Противогаз готовь» его переводят в положение «наготове», затем по команде «Газы» противогаз переводят в «боевое» положение. Время выполнения норматива учитывается после подачи команды «Газы».

Для перевода противогаза в «боевое» положение необходимо задержать дыхание, закрыть глаза, снять головной убор, вынуть шлем-маску. Взять ее обеими руками за утолщенные края у нижней части так, чтобы большие пальцы были снаружи, а остальные внутри. Приложить нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натянуть ее на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел пришелся против глаз. Сделать полный выдох, открыть глаза и возобновить дыхание.

2 часть – отработка норматива надевания «Противогаз на себя и на пораженного».

Команда делится пополам. Первая четверка надевает противогазы сначала на себя (без учета времени), а затем на вторую часть команды. Положение пострадавшего лежа на спине, упор на локти.

Время выполнения фиксируется по последнему выполнившему. Затем четверки меняются местами. Результат команды – сумма времен с учетом штрафного времени с вычислением среднеарифметического чистого времени.

При прохождении 1-го этапа команда может заработать штрафные баллы:

- штраф 1 балл - при команде на выполнение норматива не закрыты глаза либо не задержано дыхание; после надевания противогаза не сделан резкий выдох; глаза открыты раньше выдоха; перекручена соединительная трубка противогаза;маска надета с перекосом, не полностью; при надевании порвана маска; оказывалась помощь со стороны пострадавшего;

- штраф 9 баллов – за не надетый противогаз.

Этап 2: «Надевание и снятие общевойскового защитного комплекта (далее - ОЗК»

Состоит из двух частей.

Первая часть - надевание ОЗК. Производится на время.

Вторая часть - снятие ОЗК. Оценивается по правильности выполнения приемов.

Результат команды на этапе – время, затраченное на надевание ОЗК с учетом штрафного времени.

При прохождении 2-го этапа команда может заработать штрафные баллы:

- штраф 1 балл (2 секунды добавленного времени) - нарушение порядка надевания ОЗК; переворачивание ленты на чулке; закрепление веревки чулок на обводной веревке противогаза (необходимо закрепление узлом на поясе, либо на бретельке пояса); не застегнуты шпеньки (за каждый); петля плаща не одета на большой палец руки; не надет капюшон; неправильно застегнуты ленты чулок (направление ленты).

- штраф 3 балла (6 секунды добавленного времени) - неправильное надевание чулок (перепутаны правый и левый); перчатки не заправлены в рукава плаща (штрафуется каждая не заправленная).

При снятии ОЗК (2 секунды за каждое нарушение) - касание «зараженной» поверхности ОЗК; отсутствие указанной дистанции (не менее 1 шага) между снятием плащом, чулками и противогазом; касание руками без перчаток нижних и средних лент чулок; касание руками без перчаток внешней части противогаза; перешагивание через любые «зараженные» части комплекта.

Команда может быть снята с этапа за неспортивное поведение (оскорбительные выкрики во время спортивного состязания; использование в речи нецензурных выражений; оскорбления и угрозы в адрес своих соперников или арбитров; вызывающее поведение; драка, удары; умышленное и спланированное нарушение правил соревнования).

Проведение мероприятий «Школы безопасности» в последние годы способствовало существенному повышению авторитета и популяризация деятельности спасателей, добровольцев, Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей», Всероссийского студенческого корпуса спасателей.

В ходе подготовки и организации вышеперечисленных мероприятий реализуются государственные интересы в области гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, формируется культура безопасного и ответственного поведения в сфере безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Ведется пропаганда, обучение детей и подростковбезопасному поведению и действиям в условиях стихийных бедствий,пожаров, экологических, промышленных или иных катастроф и бедствий. Происходит выявление и поддержка одаренных детей и молодежи. Осуществляется консолидация преподавательского состава образовательныхучреждений, творческой интеллигенции, родителей и общественности вработе по развитию творческой деятельности детей и молодежи в области безопасности жизнедеятельности. Идет активное привлечение детей и молодежи к участию в общественных движениях, профессиональная ориентация подростков (привитие интереса к профессии пожарного, спасателя, подготовка к вступлению в участники ВДЮОД «Школа безопасности», члены ВСКС и РОССОЮЗСПАСа).

 

Литература:

 

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
  2. «Положение о проведении 46-го Открытого финала детско-юношеских оборонно-спортивных и туристических Игр «Зарница-2016» Санкт-Петербурга и Ленинградской области и 21-ых Открытых соревнований «Школа безопасности» Санкт-Петербурга и Ленинградской области, посвященных 71-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, патриотическое воспитание граждан, российская Федерация, возрастная группа, вид, духовно-нравственное воспитание детей, команда, мероприятие, молодежь, результат команды.

Ключевые слова

военно-патриотическое воспитание, «Школа безопасности», «Операция «Защита»

Похожие статьи

Патриотическое воспитание современной молодежи

Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США, молодое поколение, российское общество, мировая война, советский период.

Патриотическое воспитание как основа формирования...

патриотическое воспитание, Российская Федерация, ребенок, народ, народное искусство, дополнительное образование детей, патриотическое воспитание учащихся, Патриотическое воспитание граждан...

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания...

патриотическое воспитание, Российская Федерация, ребенок, народ, народное искусство, дополнительное образование детей, патриотическое воспитание учащихся, Патриотическое воспитание граждан...

Организация массовой работы учащихся с целью воспитания...

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, массовая работа, организация массовой работы по основам безопасности жизнедеятельности. В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» говорится...

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания...

Принимая во внимание понятие «патриотизм», патриотическое воспитание - это управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Моя малая Родина».

Без восстановления морально — нравственных идеалов невозможно и возрождение российского общества.

Правовое закрепление института патриотического воспитания...

Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» закреплены конкретные исполнители: Министерство образования и науки РФ, Министерство обороны РФ...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

‒ создание необходимых условий для воспитания патриотизма как духовной составляющей личности гражданина.

Ведущей целью данного проекта является патриотическое воспитание посредством знакомства детей со страшными событиями Великой Отечественной...

Патриотизм в физическом воспитании дошкольников

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом.

Похожие статьи

Патриотическое воспитание современной молодежи

Россия, патриотическое воспитание, патриотизм, Запад, Российская Федерация, США, молодое поколение, российское общество, мировая война, советский период.

Патриотическое воспитание как основа формирования...

патриотическое воспитание, Российская Федерация, ребенок, народ, народное искусство, дополнительное образование детей, патриотическое воспитание учащихся, Патриотическое воспитание граждан...

Актуальные проблемы организации патриотического воспитания...

патриотическое воспитание, Российская Федерация, ребенок, народ, народное искусство, дополнительное образование детей, патриотическое воспитание учащихся, Патриотическое воспитание граждан...

Организация массовой работы учащихся с целью воспитания...

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, массовая работа, организация массовой работы по основам безопасности жизнедеятельности. В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» говорится...

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания...

Принимая во внимание понятие «патриотизм», патриотическое воспитание - это управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей...

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации программы «Моя малая Родина».

Без восстановления морально — нравственных идеалов невозможно и возрождение российского общества.

Правовое закрепление института патриотического воспитания...

Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» закреплены конкретные исполнители: Министерство образования и науки РФ, Министерство обороны РФ...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

‒ создание необходимых условий для воспитания патриотизма как духовной составляющей личности гражданина.

Ведущей целью данного проекта является патриотическое воспитание посредством знакомства детей со страшными событиями Великой Отечественной...

Патриотизм в физическом воспитании дошкольников

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом.

Задать вопрос