Автор: Баранова Анна Николаевна

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №3 (14) март 2010 г.

Статья просмотрена: 157 раз

Библиографическое описание:

Баранова А. Н. Молодежные эмигрантские организации в Маньчжурии // Молодой ученый. — 2010. — №3. — С. 221-224.

 С 1917 г. Маньчжурия превратилась в основное место проживания русской эмиграции на Дальнем Востоке. Оторванные от Родины русские эмигранты были вынуждены осваивать обычаи и порядки чужой страны. Особая роль в российском Зарубежье отводилась молодому поколению, на которое возлагались большие надежды по переустройству будущей России, а также в деле сохранения традиционной дореволюционной культуры. Молодежь, как наиболее мобильная и в то же время восприимчивая ко всем новым веяниям прослойка эмигрантского общества, занимала в эмиграции достаточно активную позицию. Молодежные организации в Маньчжурии были представлены довольно широким спектром – от политических до научных и творческих, которые вносили свой значительный вклад в жизнь российской эмиграции.

Среди наиболее ранних молодежных и юношеских организаций в Маньчжурии, были «Союз учащихся» в Харбине со своими печатными органами «Голос учащихся» (1917-1918 гг.) и «Журнал учащихся» (1919 г.), «Союз молодежи», издававший газету «Голос молодежи»; «Союз мушкетеров», сформированный в Харбине (1924 г.); Русское студенческое общество в Харбине (1921-1922 гг.), помогавшее российским студентам получать высшее образование за рубежом, в основном в странах Европы и Америки и др.

Особого внимания заслуживает Христианский союз молодых людей (ХСМЛ) в Харбине, который вел активную работу по привлечению молодежи в свои ряды. Союз заботился, прежде всего, о духовном развитии и христианском воспитании молодого поколения российских эмигрантов. С этой целью в рамках союза была создана специальная образовательная система, включавшая курсы дошкольного воспитания, гимназию, колледж, библиотеку, а также сеть кружков и отделов. Союз оказывал помощь малоимущим учащимся и студентам, проводил благотворительные вечера и балы, выставки, вечера и концерты, посвященные памятным датам российской истории и культуры (памяти А.С.Пушкина, П.И.Чайковского и др.), широко отмечал православные праздники, особо почитаемые в старой дореволюционной России: Рождество Христово, Крещение, Пасха, Покров и др. При ХСМЛ устраивались концерты и музыкальные вечера. Работа харбинского ХСМЛ была рассчитана на все социальные слои русской эмиграции

[11, с.63].

18 февраля 1925 г. в Харбине при ХСМЛ была организована молодежная организация «Костровое братство». «Братья» устраивали ежегодные, хорошо организованные летние лагеря, а зимой интересные сборы с привитием навыков патрульной работы. Кроме того, проводились так называемые общие «костряцкие камины», во время которых руководство ХСМЛ проводило разъяснительные и «образовательные» беседы[10]. Организация «костряков»  была разбита на три отряда и построена по принципу обычных скаутских организаций, но подчинялась она, как в идеологическом, так и в хозяйственном плане, исключительно только харбинскому ХСМЛ.

В годы оккупации Маньчжурии Японская военная миссия особое внимание уделяла воспитанию эмигрантской молодежи в антисоветском духе. Под покровительством японских властей создавались новые и крепли старые антисоветские молодежные организации.

Организация русских молодых людей, известная как «Союз мушкетеров», создавалась в противовес организации комсомола, учрежденного советскими властями среди юношества на КВЖД. «Союз мушкетеров» возник примерно в 1924 г., он был организован группой молодых людей – белых эмигрантов, главным образом это были спортсмены. Главой Союза  был В.С. Барышников. Примерно в 1934 г. была выработана программа «Союза мушкетеров», которая определяла цель союза: свержение Советской власти и установление в России монархии. Социальная установка – ставка на средние классы и зажиточных крестьян-хуторян. Тактика борьбы разработана не была, но первое время предполагалось воспитывать молодежь в антисоветском духе, а также всячески вредить Советской власти[12, с.20-21]. «Союз мушкетеров» был привлечен японцами и к контрразведывательной работе среди эмиграции, который во второй половине 30-х гг.  получил новые ориентиры в работе: усиленно заниматься физической и военной подготовкой для грядущей борьбы с мировым коммунизмом. При этом особое внимание уделялось таким видам контрразведывательной деятельности, как сбор сведений о настроениях советской колонии, советских учреждений и организаций; тайной работе советского консульства, выявлению лиц, связанных с советской разведкой; разработке эмигрантов, нелояльных к японцам; сбору сведений о жизни русской эмиграции, интересующих японскую сторону и др. [2, с.444]. В 1937 г. «Союзу мушкетеров» было предложено войти в состав «Монархического объединения». Несмотря на нежелание большинства, мушкетеры принуждены были подчиниться, так как таково было решение ЯВМ. В результате многие в знак протеста против этого ушли из Союза. Работы он никакой после этого не вел и фактически перестал существовать, а в 1939-1940 гг. было закрыто и «Монархическое объединение» [12, с.23-26].

Еще одной довольно влиятельной молодежной организацией маньчжурской белоэмиграции стала Национальная организация русских разведчиков (НОРР), созданная в 1924 г. К 1926 г. НОРР на Дальнем Востоке имела всего один отряд, а приблизительно с 1930 г. началась работа по привлечению в ее ряды большего числа молодежи. Организация была открыто монархической и ставила своей задачей воспитание молодежи в духе непримиримой враждебности к Советской власти и подготовку из нее кадров для диверсионно-разведывательной деятельности иностранных разведок против СССР[12, с.28]. В 1930 г. в НОРР Маньчжурии было два отряда юношей и один отряд девушек. В 1936 г. наблюдался наибольший подъем организации. К тому времени в НОРР Маньчжурии было уже 12 отрядов юношей и 8 отрядов девушек[8, с.11-16]. На 1939 г. приходятся наибольший численный рост и активизация деятельности Национальной организации русских разведчиков. В последующие годы деятельность организации пошла на убыль, что частично можно объяснить тем, что НОРР, входившая в «Монархическое объединение», разделила судьбу последнего, кредит которого у японцев в начале 40-х годов значительно упал.

          В 1932 году на японские деньги Русской фашистской партией были созданы молодежные организации: Союз юных фашистов «Авангард» (для мальчиков от 10 до 16 лет), Союз юных фашисток – авангардисток (для девочек такого же возраста), после японо-советского пакта переименованные в «Союз русских девушек» и «Союз русских юношей».

Для идейно-политической работы среди населения Маньчжоу-Ди-Го в 1932 г. японцы создали общество Кио-Ва-Кай, при котором появился и особый русский отдел для работы среди белой эмиграции. Для воспитания молодежи в 1939 г. была организована российская эмигрантская организация молодежи Кио-Ва-Кай, в 1940 г. Высшие курсы Кио-Ва-Кай для русской молодежи, а в мае 1941 г. в Харбине открыли Дом молодежи. Позже появились русские молодежные отряды Кио-Ва-Кай, перед которыми ставилась задача морального и физического воспитания русской молодежи как помощников Японии в строительстве нового государства под названием «Великая Азия»[1, с.305].

После подписания Антикоминтерновского пакта, и особенно, с момента вступления Японии во Вторую мировую войну, в жизнь российских эмигрантов вносятся соответствующие коррективы. Так, с 15 сентября 1941 г.  вводится повсеместное обучение военному делу  русской школьной молодежи. Военно-воспитательная подготовка была введена в таких эмигрантских учебных заведениях, как Русский техникум, колледж и Институт христианского союза молодых людей, гимназиях, Бюро помощи российским эмигрантам, Школе языковедения, лицее Святого Николая, Духовной семинарии[2, с.464].

При формировании военных подразделений особое внимание также уделялось молодежи. Согласно инструкции по военно-воспитательной подготовке на 1944 г. молодежь необходимо было воспитывать в духе строгой дисциплины, выносливости и настойчивости. Военно-воспитательная подготовка должна быть тесно связана с системой воспитания в школах и организациях молодежи. Что же касается военной части, то содержание занятия должно было быть приближено к действительной боевой и полевой обстановке. В ней же говорилось и о военно-воспитательной подготовке девушек [5].

Вместе с тем, наряду с политическими молодежными эмигрантскими организациями, для удовлетворения интереса и тяги молодых людей к творческой деятельности и занятиям наукой русские ученые старшего поколения создали несколько специальных молодежных научных организаций, занимавшихся главным образом археологией, различными отраслями естествознания и краеведением.  В 1929 г. возникли сразу две таких организации – Клуб естествознания и географии ХСМЛ и Национальная организация исследователей скаутов и вожатых имени Н.М.Пржевальского. Эти молодежные научные общества предоставляли молодым людям возможность благотворного общения с природой, обучали практическим навыкам и приобщали к занятию наукой, дарили радость подлинных научных открытий в области археологии, этнографии, истории, познания и изучения тайн уникальнейшей природы Маньчжурии, в которой они родились и жили. Таким образом прививалась и любовь к своей «малой родине» и уважение к населявшим ее народам[9, с.244]. Под руководством крупных ученых, которые не только не отказывались тратить свое время на молодежь, но и всячески стремились приобщить девушек и юношей к азам науки, эти молодые люди получали очень серьезную теоретическую и практическую подготовку.

Лабиринт

Клуб естествознания и географии ХСМЛ был основан 11 апреля 1929 г. группой русских исследователей Дальнего Востока: геологом Э.Э.Анертом, ученым-почвоведом, агрономом Т.П.Гордеевым, приват-доцентом И.Г.Барановым, синологом Г.Г.Авенариусом, горным инженером А.М.Смирновым и другими. Первоначально он именовался Кружком; в Клуб переименован 2 июля 1929 г. Особенностью этого научного объединения молодых харбинских краеведов был активный обмен между его участниками результатами исследований и научной информацией и широкая популяризаторская деятельность, для чего устраивали выставки и часто заслушивали отчетные доклады.

Одной из организаций, которая заботилась о новом поколении молодых ученых, стала Национальная организация исследователей-пржевальцев (НОИП). У истоков этого объединения стоял известный археолог В.В.Поносов, который 27 апреля 1929 г. вместе с ботаником И.В.Козловым и зоологом  П.А.Павловым образовал кружок имени Н.М.Пржевальского. Главной его целью являлась подготовка смены прежнему поколению научных работников, а основной задачей, а также и особенностью организации стала работа исключительно с молодежью. До 1934 г. кружок находился под патронажем харбинской Национальной Организации Русских Скаутов. К середине 30-х годов подростки и юноши – члены кружка – превратились в молодых ученых, обладающих вполне профессиональными исследовательскими навыками. Хорошо себя зарекомендовали Б.С.Смола, В.С.Стариков, В.С.Таскин, Л.М.Яковлев, А.И.Баранов. И с осени 1934 г. кружок переименовали в Национальную организацию исследователей-пржевальцев. В 1940 г. членов НОИП было более 100 чел. Из них  57 взрослых, 19 молодых, а остальные – почетные члены[7]. 

Основной задачей «пржевальцы» считали служение – посредством познания природы и человеческой культуры – будущей свободной великой России. Организация стремилась дать молодым людям возможность проявить свою тягу к науке в практическом плане и если даже не вырастить из них ученых, то воспитать просто культурных людей, в которых будет нуждаться Россия. «Пржевальцы» добивались интересных научных результатов. Коллекции Музея и самой организации пополнялись  ценными экспонатами, которые добывались в полевых исследованиях, походах и археологических раскопках. Но большая ее часть проходила в клубе – различные курсы, чтение докладов, устройство выставок и пр. Уже в этот начальный период в практику организации стали входить периодические («пленарные») заседания -  научные доклады молодых ученых и их инструкторов, с обсуждениями этих сообщений. В дальнейшем все эти направления работы развивались и расширялись, росла и сама организация. Организация пржевальцев просуществовала в Харбине до конца 1945 г. В 1942 г. вышел сборник научных работ пржевальцев. Несмотря на небольшой объем (72 стр.) периодическая печать Харбина оценила его как солидное издание. В нем были статьи по ботанике и почвоведению, а также по востоковедению. Этот сборник свидетельствовал о том, что деятельность пржевальцев была полезной, к тому же практически все авторы как исследователи выросли в рамках этой организации[6].

В июле 1935 г. группа русских молодых людей, интересовавшихся изучением фауны, флоры, быта и истории Маньчжурии и сопредельных с ней стран организовала при Первом Модягоусском кружке «Секцию молодых краеведов», которая в ноябре 1935 г. получила разрешение от Бюро эмигрантов на самостоятельную работу и была переименована в Секцию молодых археологов, натуралистов и этнографов. За 2,5 года своего существования в секции было заслушано 85 докладов, совершено свыше 40 экскурсий, главным образом в районе Харбина. Секцией был создан собственный небольшой музей, в котором насчитывалось до 1000 экспонатов. Но в 1938 г. по неизвестным причинам эта организация была закрыта[3, с.339].

Помимо научных объединений, в Харбине стали появляться литературно-музыкальные и художественные кружки, где старшее поколение делилось с творческой молодежью своими знаниями и опытом, стараясь передать ей то, чем была богата русская культура. В 1926-1935 гг. центром притяжения молодых эмигрантских талантов было литературно-художественное объединение «Молодая Чураевка». В художественном кружке у «Зеленой лампы» собиралась самая талантливая молодежь Харбина – поэты, молодые писатели и музыканты. Душой «Чураевки» был А.А.Ачаир, поэт и педагог, наставник начинающих поэтов. Со своими стихами выступали многочисленные харбинские поэты, некоторые стихи которых печатались в журнале «Рубеж». «Чураевка» вырастила ряд настоящих поэтов и литераторов и вклад ее неоценим.

На смену «Чураевке», прекратившей свою деятельность в 1935 г., пришли новые литературно-художественные кружки, воспринявшие ее традиции. Литературно-музыкальный кружок имени поэта А.К. Толстого ставил своей целью работу с эмигрантской молодежью, подготовку ее к грядущим переменам, к служению своей Родине. Два раза в месяц они проводили открытые заседания, большое внимание уделялось выступлениям по радио, выпускались целые радиопостановки, где читали стихи, исполняли русские романсы.

 Литературный кружок имени писателя Н.А.Байкова, начавший свою деятельность в 1940 г.  также объединял  в основном эмигрантскую молодежь с целью воспитания молодого поколения в духе православной веры, национального самосознания и любви к русской культуре.

Молодые люди, выпускники искусствоведческих школ, могли реализовать свои силы, приобрести опыт и в литературно-художественном кружке имени К.Р. – великого князя Константина Романова, отдавая свои знания и одаренность обществу с энтузиазмом и щедростью молодости.  Многие из кружковцев начали свою деятельность с этого объединения, а позднее стали артистами-профессионалами.

В 1938 году при клубе ХОТКС-а был организован литературно-музыкальный кружок имени поэта Н.Гумилева. Задачи кружка были те же, что и у кружка «К.Р.» - объединить молодежь, привлечь к деятельности творческие силы и дать возможность развить свои дарования. Приобрести опыт в сценической работе, дать необходимую шлифовку. По воспоминаниям Е.Медведевой ядро коллектива было очень молодым, силы совсем свежие, но певческий и сценический опыт был уже у многих. Работали вдохновенно, с азартом молодости, с большим энтузиазмом. Все, кто был знаком с деятельностью кружка и с его активом, а также все посещавшие его «вторники» вспоминают его как выдающийся культурный очаг, сплотивший молодежь города и ставшим для нее любимым домом [4].

С установлением японского господства в Маньчжурии воспитание эмигрантской молодежи проходило под определенным политическим уклоном. Военно-политические молодежные организации имели антисоветскую направленность. Проявлялось это в погромах советских учреждений, провокациях на советско-китайской границе, подготовке воинских отрядов для дальнейшей войны с СССР, шпионаже в пользу японской военной миссии и.т.п. Одним словом японские хозяева Маньчжурии делали ставку на эмигрантскую молодежь в реализации своих замыслов против СССР, но их планам не суждено было сбыться. Рвения к военной службе эмигрантская молодежь особо не проявляла, неохотно молодые люди вступали и в ряды фашистов, т.к. большинство эмигрантов считали постыдным и запрещали своим детям иметь какие-либо отношения с ними. В начале 1940-х годов все эти организации постигла одна участь, они за ненадобностью были упразднены своими покровителями в лице Японской военной миссии, дабы не мешать установлению нейтралитета между Японией и СССР. Несмотря на сложные условия японской оккупации и военное время, представители старшего поколения эмигрантской интеллигенции делали все возможное, чтобы литературное и историческое наследие Отечества было источником духовной жизни молодежи, создавая для них специальные молодежные  научные и творческие организации, тем самым помогая молодым людям реализовать себя, сохранять свои русские корни.

 

Список литературы

 

Лабиринт

1.Аблова  Н.Е. КВЖД и российская эмиграция в Китае. Международные и политические аспекты истории (первая половина XX века). М.,2004.

2.Балмасов С.С. Белоэмигранты на военной службе в Китае. М., 2007.

3.Великая Маньчжурская Империя. К 10-тилетнему юбилею. – Харбин, 1942.

4.ГА РФ. Ф.10143. О.82. Д.5. Л.138.

5.ГАХК. Ф.830. О. 1. Д. 76.  Л. 2

6.Заря. – Харбин, 1942. – 19 мая.

7.Заря. - Харбин, 1942. – 26 апреля.

8.Краткий очерк истории национальной организации русских разведчиков (сост. Ю.Лукин). Харбин, 1936.

9.Мелихов Г.В. Российская эмиграция в международных отношениях на Дальнем Востоке (1925-1932).М., 2007. 

10.Муратов Б.Костровые братья // Рубеж. Харбин, № 8, 1935 г.

11.Ревякина  Т.В. Российская эмиграция в Китае: проблемы адаптации (20-40-е годы XX века. М., 2002.

12.Российская эмиграция в Маньчжурии: военно-политическая деятельность (1920-1945). Южно-Сахалинск, 1994.

 

Лабиринт
Основные термины (генерируются автоматически): молодых людей, кружок имени, русской эмиграции, «Союз мушкетеров», русских молодых людей, НОРР Маньчжурии, организации русских разведчиков, молодых ученых, молодежные организации, кружок имени поэта, Дальнем Востоке, молодым людям, годы оккупации Маньчжурии, главным образом, особое внимание, «Союз русских, русской молодежи, молодым людям возможность, Маньчжурии воспитание эмигрантской, уникальнейшей природы Маньчжурии.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос