О важности вопроса исторического подхода в формировании будущих дизайнеров на занятиях спецпредметов. В статье рассматривается формирование исторических знаний в теоретическом плане, и использование их в процессе обучения является дидактическим принципом и важным элементом гуманизации образования будущих дизайнеров.
Ключевые слова: исторический подход, дизайн, дизайн костюма, мастера моды, модельер, художник-модельер
About importance of a question of the historical approach in formation of the future designers on employment special subjects. In article formation of historical knowledge in the theoretical plan is considered, and their use in the course of training is a didactic principle and the important element of a humanisation of formationof the future designers.
Keywords: the historical approach, design, design of a suit, the master of a fashion, the fashion designer, the artist-fashion designer.
Искусство не может развиваться на пустом месте, будучи оторвано от своих исторических корней. Подлинное, прогрессивное новаторство осуществляется только на основе глубокого и критического усвоения традиций, бережного отношения к художественному наследию.
В учебно-воспитательном процессе по методике обучения рисунка студентов-дизайнеров, когда изучаемое изображение, а также предметы, явления, события, связанные с познанием его, рассматриваются в их возникновении и развитии, во взаимосвязи с другими веществами, предметами, явлениями, событиями.
Использование исторических сведений в процессе обучения является дидактическим принципом и важным элементом гуманизации образования, способствует развитию познавательного интереса. Познавательные процессы [13] (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий управлять ими по мере выполнения. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.
Реализации исторических сведений в учебно-воспитательном процессе следует понимать историческим подходом. Необходимо подчеркнуть, что достижения современной культуры дизайна — это результат длительного исторического пути ее развития, продукт общественно исторической практики.
Наша задача — повысить интерес используя не только фактический материал, но и разнообразную интересную и познавательную информацию как о деятельности самых талантливых мастеров моды, так и о их истории.
Системный, историко-логический подход к изучению (от истории к теоретическим основам и фактическому материалу) позволяет сформировать полноценную, целостную картину изучаемого, показать и доказать его важность. Все это в совокупности позволяет развить полноценную личность.
В традиционном плане обучения содержится очень важное требование логичности, последовательности и преемственности, когда каждое последующее знание или умение базируется на предшествующем и продолжает его.
Психология доказала, что в обучении сохраняются основные этапы исторического процесса познания.
В целом исторические факты должны:
– быть органически связанными с программным материалом, способствовать его осознанию и закреплению в памяти;
– знакомить с научным методом — переходом «от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более полному и точному»;
– знакомить с движущими силами развития науки — внутренней логикой ее развития и социальным заказом;
– побуждать интерес к науке.
Методисты отмечают, что использование принципа историзма в освоении основы дизайна костюма имеет воспитательное значение. И наши мнения, огромное воспитательное значение имеет описание роли выдающихся мастеров моды.
Мы считаем, что включение в содержание учебного предмета некоторых сведений из истории дизайн костюма имеет большое образовательное и воспитательное значение. Главная задача методики состоит в правильном определении объема исторического материала и способов его использования.
Сегодня многие теоретики и практики дизайна говорят о предназначении дизайна как смыслообразующей деятельности. «Дизайн — это противоположность случайности» (Д.Лауэр, С. Пентак «Основы дизайна») [14] «Продукт дизайна — это сплав формы и содержания, реализация и уникальное воплощение изначальной идеи» (Рэнд в своей книге «Дизайн: форма и хаос») [15] и многие другие.
Расцвет дизайна костюма в нашей стране наблюдается 20-е годы XX столетия. Впервые была поставлена задача изготовления массовой, общедоступной одежды высокого качества. С этой целью при отделе ИЗО Наркомпроса была создана мастерская современного костюма, которую возглавила Надежда Ламанова — известный не только в России, но и за рубежом модельер и театральный художник.
А в 1923 году открылось первое ателье моды, которое занималось изготовлением одежды для индивидуальных заказчиков. В этом же году начал издаваться журнал по вопросам культуры одежды «Ателье мод». Все эти новообразования стали своего рода центром искусства моделирования и теории бытового костюма в нашей стране.
Разрабатывая теоретическую программу по моделированию и художественному проектированию одежды, Ламанова в 1922 году писала: «Костюм есть одно из самых чутких проявлений общественного быта и психологии... У него есть служебное назначение, связанное с нашим образом жизни и с нашей работой, поэтому он должен не только не мешать, но и помогать ему (человеку)».
Современные дизайнеры и производители одежды опираются в своей деятельности на использование самых новых материалов и самых передовых технологий. В результате одежда максимально избавляется от диктата отдельной личности, превращается в предмет высокой технологии, где на первый план выдвигается совершенная функция.
Но какой бы функциональной ни была мода, какими бы рациональными приемами ни руководствовался дизайнер, он всегда остается изобретателем и художником, творчество которого всецело посвящено человеку.
История костюма знает имена французских художников, внесших значительный вклад в развитие искусства костюма, теорию и практику моделирования: Габриель Шанель, Кристиан Диор, Пьер Карден. Однако сегодня и русское искусство моды имеет выдающихся мастеров. Это Н. П. Ламанова, А. А. Левашова, Р. В. Захаржевская, В. М. Зайцев.
На примере деятельности самых талантливых творцов моды мы увидим, как многогранна, непроста и интересна работа художника-модельера.
Габриэль Бонёр (Коко) Шанель — французский модельер, основавшая модный дом Chanel и оказавшая существенное влияние на европейскую моду XX века. Стиль Шанеля, способствовал упрощению женского костюма, свойственно заимствовав элементов традиционного мужского гардероба. Она привнесла в женскую моду притален-ный жакет и маленькое чёрное платье; из аксессуаров наиболее известными стали сумка на цепочке и крупная бижутерия — в первую очередь броши-камелии и искусственный жемчуг. Её духи Chanel No.5 стали парфюмерным бестселлером XX века.
С именем Г. Шанель связана мода всего XX века. В ее руках повседневный женский костюм стал произведением искусства. Она обладала, как говорят модельеры, на редкость хорошим чутьем на ткань: безошибочно могла оценить материал и умело использовать его. Ткань диктовала художнице форму, рисунок модели. Свой вкус и талант Шанель развивала, рассматривая старинные французские, голландские, испанские портреты, где блеск украшений на темных одеждах, игра плавных рельефных швов сочетались с исключительной созвучностью туалетов и души портретируемого. Все это Шанель вобрала в свое искусство. Она стала противницей временной моды. Целью всей жизни ее было создание в одежде международного стиля. И художница достигла этого: имя Шанель перешагнуло границы Франции и стало показателем стиля одежды. Мы говорим: «костюм Шанель», «платье Шанель», «пальто Шанель», подразумевая при этом модели, имеющие определенные черты: прямой силуэт, мягкая обработка, длина, закрывающая колени, пестроткань или ткань в клетку, шлицы на спине и низках рукавов. Обязательна в моделях традиционная отделка — декоративная тесьма или шнур по краю деталей, металлические пуговицы.
Другой творческий принцип выражен в высказывании Кристиана Диора: «Руководствуюсь я прежде всего формой. Основой всего является фигура. Искусство модельера состоит в том, чтобы установить и уравновесить совокупность форм, подчеркивающих эту фигуру». Диор большое внимание уделял аксессуарам, особенно шляпам: «От шляпы до туфель силуэт является одним целым... По-моему, женщина без шляпы не одета... Шляпа завершает линию костюма». Модели Диора красивы не только внешне, он всегда старался сделать их удобными, функциональными. Свойственные стилю Диора женственность, мягкость, четкость форм будут вечно применимы к любой моде, какие бы изменения она ни претерпевала.
Пьер Карден не только модельер, но и прекрасный конструктор. Конкуренты совсем растерялись, когда Карден первым из западных модельеров, почувствовав требование времени, взялся создавать не только единичные модели для аристократок и кинозвезд, но и образцы для промышленности, выпускающей серийную одежду. Многие потом последовали его примеру. Известен Пьер Карден и как художник театрального костюма. Так, например, он выполнял сценические костюмы Майи Плисецкой для балетов «Анна Каренина» и «Чайка».
Национальными особенностями русского костюма связано с именем художницы Надежды Петровны Ламановой. Она впервые обратила внимание на то, что создание бытового костюма — «подлинный творческий процесс, искусство с большой буквы, более важное, чем многие другие, ибо, формируя облик каждого человека, оно является самым массовым». Н. Ла- манова прекрасно чувствовала материал, словно скульптор, искусно лепила форму из куска ткани. Создавая новые формы костюма, Ламанова умело сочетала существующее направление советской моды с национальными особенностями русского костюма. Это и принесло художнице славу на выставке в Париже, где в 1925 году ее модели были удостоены высшей награды «Гран-при». Талантливо работала она и в области театрального костюма.
Много сделала для развития массовой моды и моделирования одежды промышленного производства Алла Александровна Левашова — новатор и энтузиаст, рассматривавшая костюм как средство эстетического воспитания.
Одной из первых начала готовить специалистов в стенах Московского текстильного института на факультете прикладного искусства Раиса Владимировна Захаржевская. Художники по костюму, которые сегодня трудятся в Домах моделей, кино- и телестудиях страны, благодарны факультету, а также Раисе Владимировне. Был ее учеником и В. М. Зайцев, который оригинально использует в своем творчестве богатое наследие исторического и народного костюма.
Творчество модельеров этого периода объединяет аккуратность исполнения, внимание к деталям и огромный талант. Модельеры были первыми в мире моды, их изделия были оригинальными, яркими и светлыми.
Итак, пример работы известных мастеров убеждает, что модельер — это и живописец, и скульптор, и график. К этой профессии, на мой взгляд, надо готовить себя с детства: познавать изобразительную грамоту, развивать чувство цвета, иметь склонности к лепке. Иногда ребятам кажется, что достаточно лишь одного — умения шить. Но это не совсем так, хотя портновское мастерство немаловажно для формирования многогранного специалиста — художника- модельера.
Умело используя художественную форму для воплощения конкретного замысла, художник- модельер создает произведение, демонстрирующее не только внешнюю красоту модели. С помощью пятнового решения наиболее убедительно можно выявить форму костюма, остроту силуэта. Линейное решение как бы разъясняет внутреннее содержание костюма — композицию, конструктивные особенности, характер деталей. В результате замысел художника точнее претворяется в реальность — одежду, которую мы носим.
Сегодня, профессия дизайнер-модельер одежды считается престижной. Растет число студентов, выбирающих учебу и работу в сфере индустрии моды в качестве своей основной специальности. Институты по всему миру проводят курсы и стажировки, направленные на повышение квалификации в сфере дизайна модной одежды.
Литература:
- Каримов И. А. Высокая духовность — непобедимая сила. — Т.: Узбекистан, 2008.
- Бердник Т. О. Основы художественного проектирования одежды и эскизной графики. Ростов-на-Дону, Феникс, 2001.
- Бланк А. Ф., Фомина 3. М. Моделирование и конструирование женской одежды. М., Легпромиздат, 1994.
- Глазычев, В. Л. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. — М.: Искусство, 1970. — 191 с.
- Горина Г. С. Моделирование формы одежды. М., Легкая и пищевая промышленность, 1982.
- Ковешникова, Н. А. История дизайна: учебное пособие/ М.: Изд-во Омега-Л, 2015. — 256 с.: ил.
- Козлова Т. В., Рытвинская Л. Б., Тимашева 3. Н. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. М., Легпромиздат, 1990.
- Нигматова Ф., Хасанбаева Г., Исаева И. Специальное рисование и графика костюма. (на узб.яз.). Ташкент, Изд.- «Янги аср авлоди», 2007. — 196 с.
- Степанищев А. Т. История: методология научного исследования и преподавания. М., 2009.
- Хасанбаева Г. К., Шомансурова М. Ш. Специальная композиция. (на узб.яз.). Ташкент, Изд.- «Янги аср авлоди», 2007. — 166 с.
- Шанель. Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самой / пер. с фр. Н. Павлищевой. — М.: Яуза-пресс, 2011. — 312 с.
- Шелестова Е. С. Технология формирования креативности студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки: автореф.... канд. пед. наук / — Москва, 2014. — 22 с.
- Кузин В.С. Психология. М.: АГАР, 1997. - 304 с., ил. стр. 77.
- Лауэр, Д.Основы дизайна. Лауэр Д., Пентак С. - Спб.: 2014. - 304 с.: ил. стр. 14.
- Рэнд П., Дизайн: форма и хаос/ Пол Рэнд; пер. с англ. И. Форонова. — М.: Изд-во Студия Артемия Лебедева, 2013. — 244 с.: ил. Стр. 16.