Известно, в нашем современном мире мобильные телефоны используются повсеместно всеми, что приводит к очевидному вопросу: как мобильный телефон можно использовать как информационную технологию при обучении иностранных языков? Ответ: «в ряде направлений», потому что мобильные телефоны имеют постоянно возрастающие функции, что большинство студентов имеют большой опыт при использовании, так как для этого не требуются специальные знания. Хочу поделиться с некоторыми практическими способами использования мобильных телефонов для обучения иностранным языкам, как в, так и за пределами аудитории.
Недавний интерес к потенциалу для мобильных телефонов и других портативных устройства для поддержки обучения было обусловлено тем фактом, что мобильные телефоны являются относительно дешевыми и более мощными (Chinnery 2006; Kukulska-Hulme A., J.Traxler 2005). Другим преимуществом является то, что студенты привыкли работать с ними, часто больше, чем с компьютерами. Ещё недавно мы удивились, узнав, что японские учащиеся предпочитают использовать мобильные телефоны для многих видов деятельности, от отправки по электронной почте для чтения книг (Thornton and Hauser, 2003). Сейчас, никто не удивляется, что наши узбекские студенты тоже уже догоняли их и используют сотовые телефоны для поиска словарных материалов для изучения английского языка. Нам даже нравится, что студенты пользуются помощью своих телефонов для легкого доступа к материалам; вместо того чтобы переписать целую страницу книги, например, они просто фотографируют материал и практикуют в любое время и в любом месте. Кроме того, некоторые студенты, сокращая размер памяти своих телефонов, делают количество контента более управляемым, чем у других учебно-методических материалов.
Студенты, изучающие иностранные языки могут использовать мобильные технологии для доступа к соответствующей лексики и выражений, например Рaynet или Call me, либо посмотреть обзоры любимого фильма, или обсудить новости на английском языке. Так как мобильные телефоны являются частью повседневной рутины студентов, они помогают свести к минимуму расстояние между аудиторией и внешним миром. Побывавши в древнем городе Хиве, студенты рассказывают, как они справились с разговором со встречающимися ими туристами с помощью мобильного словаря-разговорника.
Еще одним убедительным аргументом в пользу использования мобильных телефонов в аудитории является то, что они дают студентам контроль над своим обучением. Каждый раз после письменной контрольной работы студенты фотографируют свои работы для этой цели.
Первым делом преподаватель должен определять конкретную цель преподавания и планировать, как и на каком моменте урока разрешить студентам использовать телефон: speaking, listening, reading, writing, или некоторую комбинацию из четырех навыков? Мы в своих уроках успешно используем мобильный для аудирования: с материалом интегрирующего говорения с прослушиванием и чтением и у студентов есть возможность делать это с помощью своих телефонов за пределами аудитория.
Так как не все имеют навороченные телефоны, я прошу студентов работать вместе в небольших группах и совместно использовать один телефон, который имеет требуемые возможности.
Большинство мобильных телефонов имеют функцию, которая позволяет им делать заметки. Попросите студентов использовать эту функцию, чтобы делать заметки на английском языке. Вместо того чтобы давать регулярные домашние задания, вы можете попросить студентов собрать конкретные языковые формы (например, нарицательные, прошлое совершенное время, шаблонные выражения и т. д.) и студент, который собирает наибольшее количество правильных образцов победит.
Вы можете научить студентов создать свои собственные списки словаря, есть программы, которые производят программное обеспечение карты флэш, которая работает на мобильных телефонах, таких как www.flashmybrain.com; www.lexchecker.com.
Многие телефоны имеют память для графики, фотографий и музыки, которые можно использовать для загрузки прослушивания материала для ваших студентов, которые в свою очередь могут передавать их на свои телефоны или другие средства массовой информации. При изучении темы, например, “The Role of Mass media in our life”, студенты успешно подготовят свои радио и видео материалы, или role-playing, которых сами снимают на свои мобильные телефоны. Эти записи, подкаст или же материалы для прослушивания могут быть использованы в аудитории. В дополнение к предоставлению сотни существующих подкастов для изучающих английский язык, веб-сайт ITunes U (www.apple.com/education/-ITunesU или www.britishcouncil.org.uk/learnenglish) будет загружать свои собственные подкасты, к которым студенты могут подписаться.
Аудиокниги являются еще одним источником прослушивания материалов. Они могут быть загружены в различных форматах, а затем могут быть переданы и воспроизведены на любом телефоне, который имеет достаточные возможности аудио. Есть множества веб-сайтов, где аудиокниги на английском языке можно скачать бесплатно, такие как http://librivox.org. Кроме прослушивания вы можете скачать материалы для чтения для студентов. Есть множество сайтов с бесплатным доступом материалов для чтения, в том числе Проект Гутенберг (www.gutenberg.org) или www.britishcouncil.org.uk/learnenglish/readingmaterials. Многие книги в настоящее время публикуются в мобильных форматах. Студенты могут использовать диктофон, чтобы делать заметки о книге, в то время как они читают. Книги, наряду с размышлениями студентов, могут затем быть обсуждены в аудитории.
В конце концов, использование мобильных телефонов или любых новых технологий может повысить вашу рабочую нагрузку и увеличить мотивации и вовлеченности студентов.
Все приведенные выше методы имеют более широкие возможности для изучения языка, пользуясь инструментом, с которым студенты хорошо знакомы и постоянно носят с собой. Решение проблем с использованием мобильных телефонов может показаться сложным, но учителя сочли это достойным вложением своего времени и приятным дополнением к их методам преподавания языка.
Конечно, существуют множество негативных сторон использования мобильных телефонов в аудитории. Об этом мы поделимся в наших следующих статьях.
Литература:
- Chinnery G. Going to the MALL: Mobile assisted language learning. Language Learning and Technology 10 (1) 9–16. 2006.
- Kukulska-Hulme A. and J. Traxler
- Mobile learning: A handbook for educators and trainers. London: Routledge. 2005.
- Reinders, H., and M. Lewis. Language games: Innovative activities for teaching English, ed. M. Andrade, 76–85. 2009.
- Thornton, P., and C. Houser. 2003. Using mobile web and video phones in English language teaching: Projects with Japanese college students.