Исследование субъективного образа феномена понимания у студенческой молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 марта, печатный экземпляр отправим 18 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 17.06.2017

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Кудаева А. А. Исследование субъективного образа феномена понимания у студенческой молодежи // Молодой ученый. — 2017. — №24. — С. 344-347. — URL https://moluch.ru/archive/158/44622/ (дата обращения: 29.02.2020).



Экспериментальное исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва».

Студенческую выборку респондентов составили 81 студент Историко-социологического института. Из них 15 являются студентами первого курса специальности «Психология», 15 — студентами 4 курса специальности «Психология», 16 — студентами заочного отделения 5 курса специальности «Психология», 9 — студентами 2 курса специальности «Политология», 9 — студентами 3 курса специальности «Социальная психология» и 17 — студентами ФПК специальности психология. Возрастная композиция выборки: от 17 до 46 лет.

Студентам было предложено написать небольшое сочинение на тему: «Что такое понимание?» Полученные данные можно интерпретировать следующим образом: с помощью контент-анализа, исходя из текстов сочинений, выявить наиболее часто встречающиеся варианты понятий и предложений, схожих по смыслу и содержанию, и объединить их по установленным нами параметрам.

Для выявления субъективного образа феномена понимания у студенческой молодежи необходимо распределить результаты, полученные испытуемыми по каждому из параметров контент-анализа. [1]

Анализ сочинений выявил следующую структуру субъективного образа понятия «Понимание». Общее количество выделенных компонентов — 32. По количеству высказываний, иерархическая структура компонентов выглядит следующим образом:

  1. Определение феномена понимания — 63
  2. Понимание между людьми, межличностное понимание, взаимопонимание — 55
  3. Понимание как адекватное восприятие информации — 23
  4. Понимание ситуации возможно только через личный опыт — 22
  5. Понимание как идентификация — 22
  6. Понимание как эмпатия, сочувствие и сопереживание — 16
  7. Понимание как познание сути предметов и явлений, постижение их смысла и значения — 15
  8. Описание ситуации понимания/непонимания — 13
  9. Понимание у всех разное — 13
  10. Действия, совершаемые после понимания — 10
  11. Понимание — основа всех взаимоотношений — 8
  12. Понимание себя, рефлексия — 8
  13. Для того, чтобы понять, нужно слушать и слышать — 7
  14. Понять, значит принять и не осуждать — 7
  15. Тяжело общаться без понимания — 7

Наименее значимые структурные компоненты:

  1. Понимание зависит от личностных черт человека — 6
  2. Понимание как поддержка — 6
  3. Понимание окружающего мира — 5
  4. Понимание зависит от средовых условий — 5
  5. Понимать могут не многие –6
  6. Благодаря пониманию можно помочь человеку — 3
  7. Важно, чтобы люди понимали друг друга — 3
  8. Невербальное понимание — 3
  9. Понимания связано с мышлением — 3
  10. Изображение понимания при его отсутствии — 2
  11. Понимание — процесс обоюдный– 2
  12. Люди хотят быть понятыми — 1
  13. Для понимания необходимо доверие — 1
  14. Не всегда удается понять — 1
  15. Чтобы понять человека, не обязательно переживать такую же ситуацию — 1
  16. Я хочу научиться понимать других — 1
  17. Я хочу, чтобы меня понимали– 1

Проиллюстрируем выделенные компоненты конкретными примерами из работ респондентов:

  1. Определение феномена понимания: «Понимание — сложный процесс взаимодействия между людьми», «Понимание — это способность человека грамотно оценивать отношения/взаимоотношения с окружающими его людьми», «Понимание — это способность ощутить себя в шкуре другого человека», Понимание — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация какого-либо события», «Понимание — это усвоение полученной информации», «Понимание — универсальная форма усвоения действительности, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений исторической, социально-культурной, а также природной реальности»
  2. Понимание между людьми, межличностное понимание, взаимопонимание: «Понимание заключается в стремлении познать внутренний мир другого человека», «Понимание — это умение понять родных и близких», «Понимать можно людей, что они говорят, и что этих хотят сказать», «В общении «человек-человек» люди надеются на понимание друг друга, своих слов, мнений, желаний»
  3. Понимание как адекватное восприятие информации: «Понимать можно какой-то материал в учебном заведении», «…человек понимает какую-либо науку, т. е. разбирается в ней», «…усвоение получаемого материала от преподавателя, СМИ и других источников», «Понимание — это усвоение полученной информации», «…понять определенную тему по математике, философии, психологии и других дисциплинам», «Понимание — это процесс встраивания новой информации в систему уже имеющихся знаний»
  4. Понимание ситуации возможно только через личный опыт: «Понять другого человека может тот, кто когда-то был в такой же жизненной ситуации», «…мы не пониманием состояние человека…, так как нам это чувство незнакомо и мы его не знаем», «Мы можем хорошо понимать только те события, в которых участвовали сами», «…мы сами пережили подобную ситуацию», «Для этого нужно пережить, также почувствовать ситуацию», «Зачастую человек может понять другого…, лишь побывав в такой же ситуации»
  5. Понимание как идентификация: «…способность ощутить себя в шкуре другого человека», «…поставить себя на его место», «…понять других и войти в их положение», «…взглянуть на ситуацию его глазами», «…перенятие на себя всего рассказанного»,
  6. Понимание как эмпатия, сочувствие и сопереживание: «…почувствовать те же эмоции», «…сочувствовать ему», «прочувствовать то же самое», «…понимание — это эмоциональная составляющая», «Понимание — сочувствие и переживание», «…эмоциональное понимание…»
  7. Понимание как познание сути предметов и явлений, постижение их смысла и значения: «…осознание сути чего-либо», «…проникнуть в суть идеи», «…постичь смысл и значение чего-либо», «…понимание глубокой сути вещей», «Способность проникать в сущность сказанного…»
  8. Описание ситуации понимания/непонимания: «Например, смерть очень близкого человека. Мы должны представить себя на месте того человека, у которого умер близкий, но до конца понять все равно не сможем», «Понимание может быть у родителей с ребенком, когда ребенок понимает, что наказывая его, родители не желают ему плохого», «…придя на работу больным, работник хочет, чтобы начальство его поняло, что ему плохо, и не нужно его работой», «Понимание — это когда лучший друг зовет тебя на День рождения, а ты не можешь прийти по какой-либо причине, и он не обижается»
  9. Понимание у всех разное: «У каждого свое представление о мире, о его окружении, у него свое понимание поступков», «…нет общепринятого понятия этого слова. Его определяет сам человек, вкладывая в него свои смыслы…», «…для каждого человека оно означает свое», «понимание кого-либо или чего-либо у большинства людей разное», «Понимание для всех разное», «У каждого человека свое понимание»
  10. Действия, совершаемые после понимания: «…проявит понимание и даст совет», «Тогда можно оказать ему какую-то помощь, проявить сочувствие», «вызываемое после действие, которое у всех разное: ты либо понимаешь и пытаешься поддержать, понимаешь и пытаешься доказать обратное, понимаешь и молчишь», «…можно помочь человеку», «…помочь, дать совет, предложить решение, быть жилеткой…»
  11. Понимание — основа всех взаимоотношений: «Быть уверенным, что вас поняли — это залог хороших отношений и доверия», «…от этого зависит благополучие семьи», «Понимание — это основа всех взаимоотношений», «…где нет понимания, отношений быть не может»
  12. Понимание себя, рефлексия: «…понимание и осознание своих поступков, своих действий», «осознание того, что мы делаем, как мы делаем, где мы делаем, и для чего мы это делаем», «Но не задаем себе вопроса, а можем ли мы понять кого-то… Да даже самих себя!», «…понять себя и научиться здраво анализировать свои действия, эмоции, мотивы и мысли», «…познать себя»
  13. Для того, чтобы понять, нужно слушать и слышать: «…хотя бы выслушает тебя, не перебивая…», «Я бы сказала, услышать его», «…уметь слушать и слышать другого человека», «Понимать — это значит слышать…»
  14. Понять, значит принять и не осуждать: «…если человек тебя понимает, он не осуждает», «И никогда не осуждать», «Понимать, значит принять мысли этого человека», «…понимают и принимают тебя таким, какой ты есть»
  15. Тяжело общаться без понимания: «Без понимания … невозможно продолжение общения», «…не будет понимания, не будет и взаимодействия…», «Очень тяжело общаться людям, которые не понимают друг друга»
  16. Понимание зависит от личностных черт человека: «Каждый понимает … по-своему, на основе своих психических особенностей, характера», «…зависит оно от индивидуальных качеств: психика, характер», «…зависит, прежде всего, от индивидуальных признаков человека: характер, психика, личностные качества»
  17. Понимание как поддержка: «Всегда поддерживает», «…понимаешь и пытаешься поддержать», «…тебе верят, поддерживают», «На мой взгляд, понимание — это поддержка близкого человека»
  18. Понимание окружающего мира: «…понимание объекта или ситуации», «…это понимание мира…», «человек познает мир», «…понимание — это восприятие окружающего мира»
  19. Понимание зависит от средовых условий: «Понимание, на мой взгляд, зависит также от воспитания человека и от его уровня образования», «Понимание зависит от тех условий, в которых вырос и проживает человек», «…понимание невозможно без языка, традиций, культуры»
  20. Понимать могут не многие: «Понять может не каждый человек…», «Понимающих людей очень мало», «…не все люди обладают им»
  21. Благодаря пониманию можно помочь человеку: «…нужно помочь человеку, понять его…», «Только благодаря пониманию мы можем помочь человеку в трудной ситуации…»
  22. Важно, чтобы люди понимали друг друга: «Понимание очень важно в общении», «Очень важно понимать и прислушиваться к людям», «…важно, чтобы люди понимали друг друга, и чтобы окружающие всегда понимали нас»
  23. Невербальное понимание: «Понимание также может обходиться и без слов», «Понимание … существует независимо от языка»
  24. Понимания связано с мышлением: «Понимание — это компонент мышления», Понимать — это значит … мыслить»
  25. Изображение понимания при его отсутствии: «…не понимаешь, но делаешь то же, что и при понимании», «… люди говорят, что они понимают, но на самом деле это не так»
  26. Понимание — процесс обоюдный: «…и была обратная связь», «Понимание — процесс обоюдный»
  27. Люди хотят быть понятыми: «Для каждого человека важно быть понятым»
  28. Для понимания необходимо доверие: «…залог хороших отношений и доверия»
  29. Не всегда удается понять: «Да, не всегда удается понять другого человека»
  30. Чтобы понять человека, не обязательно переживать такую же ситуацию: «Чтобы понять другого человека, не обязательно оказаться когда-либо в такой ситуации…»
  31. Я хочу научиться понимать других: «Я очень хочу научиться понимать разных людей»
  32. Я хочу, чтобы меня понимали: «Я хочу … найти понимание у других»

Также нами была выдвинута гипотеза о том, что образ феномена понимания у женщин чаще определяется, как «понимание между людьми, межличностное понимание, взаимопонимание», а мужчины считают, что понимание — это адекватное восприятие информации. Для подтверждения данной гипотезы был выбран φ-критерий Фишера, который используется для выявления различий распределений признака при сопоставлении двух эмпирических признаков.

В исследование приняли участие 52 женщины и 29 мужчин. 42 женщины отразили в своих сочинениях межличностный аспект понимания, 8 написали о понимании, как о восприятии информации. Среди мужчин в 13 сочинениях было написано о межличностном понимании и общении между людьми, и 15 написали о понимании теоретического материала, явлении, предметов окружающего мира.

За мы приняли то, что доля женщин, считающих, что понимание — это понимание между людьми, не больше, чем доля мужчин. –доля женщин, считающих, что понимание — это понимание между людьми больше, чем доля мужчин.

Эмпирическое значение φ рассчитывается по формуле:

,

где: φ1 — угол, соответствующий большей процентной доле;

φ2 — угол, соответствующий меньшей процентной доле,

n1 — количество наблюдении в выборке 1;

n2 — количество наблюдений в выборке 2. [2]

φ*эмп = 2.864

Сопоставляем полученное значение φ с критическими значениями φ* ≤ 1,64 (р ≤ 0.05) и φ* ≤ 2,31 (р ≤ 0,01), и получаем, что φ*эмп > φ*кр. отвергается.

Таким образом, мы можем утверждать, что женщины вкладывают в субъективный образ понимания аспект межличностных отношений и познания людьми друг друга. Мужчины же считают, что понимание — это адекватное и правильное восприятие информации.

Литература:

  1. Кильченко О. И. Метод контент-анализа в психологических исследованиях. — Пермь: Перм. гос. ун-т, 2007. — 104 с
  2. Сидоренко Е. В.. Метод математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2000. — 350 с
Основные термины (генерируются автоматически): понимание, друг друга, окружающий мир, межличностное понимание, курс специальности, адекватное восприятие информации, личный опыт, мой взгляд, невербальное понимание, близкий человек.


Похожие статьи

Невербальные средства коммуникации

От этого зависит то, насколько правильно нас поймут окружающие люди.

Таким образом, невербальные сообщения — необходимая составляющая межличностной коммуникации.

Адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации...

К обзору диагностических методик определения модальностей...

Восприятие окружающего мира.

В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные).

Анализ и синтез методик определения доминирующего канала восприятия информации при...

Эмоциональное восприятие как составляющая экологического...

Достижение первых семи лет считается формирование понимания: ребенок акцентирует себя из настоящего мира, приступает воспринимать свое место в кругу близких и друзей, сознательно осваивается в окружающем предметно-природном мире, вычленять его...

Учить видеть красоту слова | Статья в сборнике международной...

Опыт восприятия подобных языковых описаний фактов деятельности к 7 годам у детей

Красота окружающего мира постигается через красоту художественного слова об этом мире.

(Интернет, газеты, журналы, телевизор, радио, друг от друга, от друзей и знакомых).

Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности

4. Глубокое понимание себя. Правильное понимание наших собственных антисоциальных

Сенситивность, на взгляд Ю. Н. Емельянова, способствует формированию социального

Как следствие: чем более богат и разнообразен опыт общения человека, чем более он...

Анализ и синтез методик определения доминирующего канала...

Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации.

Понимание текста младшими школьниками | Статья в журнале...

Также понятие понимания применимо для начальной школы

А «мнемическое» заключается в том, что человек старается понять лишь то, что не противоречит его опыту и соотносится с

2) личностное понимание — когда ученик пропустил информацию через свой внутренний мир...

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

- межкультурную перцепцию — восприятие субъектов друг другом на уровне разных

- выбор адекватных средств межличностной коммуникации (интегративный компонент) и

2) когнитивный компонент (система знаний об общении, таких как понимание людей друга в...

Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений...

Таким образом, мы выяснили, что межличностным взаимоотношениям присущи некоторые аспекты. Классическая схема включает в себя следующие составляющие: а) понимание друг друга в процессе взаимоотношений б) межличностная симпатия в)...

Невербальные средства коммуникации

От этого зависит то, насколько правильно нас поймут окружающие люди.

Таким образом, невербальные сообщения — необходимая составляющая межличностной коммуникации.

Адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации...

К обзору диагностических методик определения модальностей...

Восприятие окружающего мира.

В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные).

Анализ и синтез методик определения доминирующего канала восприятия информации при...

Эмоциональное восприятие как составляющая экологического...

Достижение первых семи лет считается формирование понимания: ребенок акцентирует себя из настоящего мира, приступает воспринимать свое место в кругу близких и друзей, сознательно осваивается в окружающем предметно-природном мире, вычленять его...

Учить видеть красоту слова | Статья в сборнике международной...

Опыт восприятия подобных языковых описаний фактов деятельности к 7 годам у детей

Красота окружающего мира постигается через красоту художественного слова об этом мире.

(Интернет, газеты, журналы, телевизор, радио, друг от друга, от друзей и знакомых).

Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности

4. Глубокое понимание себя. Правильное понимание наших собственных антисоциальных

Сенситивность, на взгляд Ю. Н. Емельянова, способствует формированию социального

Как следствие: чем более богат и разнообразен опыт общения человека, чем более он...

Анализ и синтез методик определения доминирующего канала...

Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации.

Понимание текста младшими школьниками | Статья в журнале...

Также понятие понимания применимо для начальной школы

А «мнемическое» заключается в том, что человек старается понять лишь то, что не противоречит его опыту и соотносится с

2) личностное понимание — когда ученик пропустил информацию через свой внутренний мир...

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

- межкультурную перцепцию — восприятие субъектов друг другом на уровне разных

- выбор адекватных средств межличностной коммуникации (интегративный компонент) и

2) когнитивный компонент (система знаний об общении, таких как понимание людей друга в...

Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений...

Таким образом, мы выяснили, что межличностным взаимоотношениям присущи некоторые аспекты. Классическая схема включает в себя следующие составляющие: а) понимание друг друга в процессе взаимоотношений б) межличностная симпатия в)...

Похожие статьи

Невербальные средства коммуникации

От этого зависит то, насколько правильно нас поймут окружающие люди.

Таким образом, невербальные сообщения — необходимая составляющая межличностной коммуникации.

Адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации...

К обзору диагностических методик определения модальностей...

Восприятие окружающего мира.

В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные).

Анализ и синтез методик определения доминирующего канала восприятия информации при...

Эмоциональное восприятие как составляющая экологического...

Достижение первых семи лет считается формирование понимания: ребенок акцентирует себя из настоящего мира, приступает воспринимать свое место в кругу близких и друзей, сознательно осваивается в окружающем предметно-природном мире, вычленять его...

Учить видеть красоту слова | Статья в сборнике международной...

Опыт восприятия подобных языковых описаний фактов деятельности к 7 годам у детей

Красота окружающего мира постигается через красоту художественного слова об этом мире.

(Интернет, газеты, журналы, телевизор, радио, друг от друга, от друзей и знакомых).

Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности

4. Глубокое понимание себя. Правильное понимание наших собственных антисоциальных

Сенситивность, на взгляд Ю. Н. Емельянова, способствует формированию социального

Как следствие: чем более богат и разнообразен опыт общения человека, чем более он...

Анализ и синтез методик определения доминирующего канала...

Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации.

Понимание текста младшими школьниками | Статья в журнале...

Также понятие понимания применимо для начальной школы

А «мнемическое» заключается в том, что человек старается понять лишь то, что не противоречит его опыту и соотносится с

2) личностное понимание — когда ученик пропустил информацию через свой внутренний мир...

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

- межкультурную перцепцию — восприятие субъектов друг другом на уровне разных

- выбор адекватных средств межличностной коммуникации (интегративный компонент) и

2) когнитивный компонент (система знаний об общении, таких как понимание людей друга в...

Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений...

Таким образом, мы выяснили, что межличностным взаимоотношениям присущи некоторые аспекты. Классическая схема включает в себя следующие составляющие: а) понимание друг друга в процессе взаимоотношений б) межличностная симпатия в)...

Невербальные средства коммуникации

От этого зависит то, насколько правильно нас поймут окружающие люди.

Таким образом, невербальные сообщения — необходимая составляющая межличностной коммуникации.

Адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации...

К обзору диагностических методик определения модальностей...

Восприятие окружающего мира.

В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные).

Анализ и синтез методик определения доминирующего канала восприятия информации при...

Эмоциональное восприятие как составляющая экологического...

Достижение первых семи лет считается формирование понимания: ребенок акцентирует себя из настоящего мира, приступает воспринимать свое место в кругу близких и друзей, сознательно осваивается в окружающем предметно-природном мире, вычленять его...

Учить видеть красоту слова | Статья в сборнике международной...

Опыт восприятия подобных языковых описаний фактов деятельности к 7 годам у детей

Красота окружающего мира постигается через красоту художественного слова об этом мире.

(Интернет, газеты, журналы, телевизор, радио, друг от друга, от друзей и знакомых).

Теоретический анализ структуры коммуникативной компетентности

4. Глубокое понимание себя. Правильное понимание наших собственных антисоциальных

Сенситивность, на взгляд Ю. Н. Емельянова, способствует формированию социального

Как следствие: чем более богат и разнообразен опыт общения человека, чем более он...

Анализ и синтез методик определения доминирующего канала...

Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации.

Понимание текста младшими школьниками | Статья в журнале...

Также понятие понимания применимо для начальной школы

А «мнемическое» заключается в том, что человек старается понять лишь то, что не противоречит его опыту и соотносится с

2) личностное понимание — когда ученик пропустил информацию через свой внутренний мир...

Структура и модель коммуникативной компетентности менеджера

- межкультурную перцепцию — восприятие субъектов друг другом на уровне разных

- выбор адекватных средств межличностной коммуникации (интегративный компонент) и

2) когнитивный компонент (система знаний об общении, таких как понимание людей друга в...

Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений...

Таким образом, мы выяснили, что межличностным взаимоотношениям присущи некоторые аспекты. Классическая схема включает в себя следующие составляющие: а) понимание друг друга в процессе взаимоотношений б) межличностная симпатия в)...

Задать вопрос