Автор: Титова Светлана Сергеевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 20.10.2016

Библиографическое описание:

Титова С. С. К обзору диагностических методик определения модальностей восприятия [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 50-53.



Для человека, который не знает, к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным

Сенека

Адекватное и целенаправленное осуществление педагогической деятельности всегда сообразно контингенту обучающихся в конкретной группе в рамках конкретной дисциплины. Выбор методов обучения будет уместен после определения модальностей восприятия учащихся. Особенно важен этап идентификации модальных особенностей восприятия обучающихся в сфере культуры и искусства — обучению музыкантов, живописцев, хореографов и пр.

Обратившись к рассмотрению данного вопроса, остановимся на обзоре некоторых методик. Так, существуют тесты на определение/диагностику доминирующей перцептивной модальности.

Одной их таких методик выступает тестовая методика «аудиал, визуал, кинестетик» С. Ефремцевой (Методика на ведущий канал восприятия) [3].

Испытуемым предлагают ответить на 48 вопросов, результатом которого происходит выяснение ведущего типа восприятия информации: визуальный тип (таблица 1), аудиальный тип (таблица 2), кинестетический тип (таблица 3).

Таблица 1

Отличительные признаки

Визуальный тип

Способ получения информации

Посредством зрения — благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия

Восприятие окружающего мира

Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка

На что обращают внимание при общении с людьми

На лицо человека, его одежду и внешность

Речь

Описывают видимые детали обстановки — цвет, форму, размер и внешний облик вещей

Движения глаз

Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испытывают потребность смотреть в глаза говорящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза

Память

Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде

Таблица 2

Отличительные признаки

Аудиальный тип

Способ получения информации

Посредством слуха — в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками

Восприятие окружающего мира

Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки — мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей

На что обращают внимание при общении с людьми

На имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова

Речь

Описывают звуки и голоса, музыку, звуковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди

Движения глаз

Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему

Память

Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки

Таблица 3

Отличительные признаки

Кинестетический тип

Способ получения информации

Посредством активных движений скелетных мышц — участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении

Восприятие окружающего мира

Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться

На что обращают внимание при общении с людьми

На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается

Речь

Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижениях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомимику

Движения глаз

Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если поблизости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону

Память

Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты

По замечанию автора тестовой методики, несмотря на то, что основных каналов восприятия существует три, человек обрабатывает свой жизненный опыт четырьмя способами. Ведь существует еще и дигитальный канал — некий внутренний монолог, связанный со словами и числами. Дигитал (он же дискрет) — весьма своеобразный и достаточно редко встречающийся типаж, которому свойственно особое восприятие мира.

Выражения эмоций, разговоров о чувствах, красочного описаний картин природы и т. п. от дискретов дождаться сложно. Этот тип ориентирован, прежде всего, на логику, смысл и функциональность.

В ходе проведения данной методики происходит подсчет ответов, на данные 48 вопросов, предложенных автором методики.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) рассчитываются:

− 13 и более ответов – высокий;

− 8–12 — средний;

− 7 и менее — низкий.

Второй вариант методики — неформальный тест. По направлению глаз при ответе на абстрактный вопрос. Необходимо при ответе проследить, в какую сторону человек отвел глаза, прежде чем сформулировали ответ. В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или кинестетические (тактильные).

Тест аудиал, визуал, кинестетик

Следующая методика — тест Б. А.Левиса, Ф. Пукелика «Определение репрезентативной системы (ведущий канал восприятия, переработки и хранения информации)». Каждое утверждение предложенных пяти блоков данного теста необходимо оценить баллом от 1 до 3. В результате оценивают какая буква преобладает в ответах. Если буква а) визуал; б) аудиал; в) кинестетик.

К ряду методик по интересующей тематике относятся — «Наблюдение ведущей модальности» В.В.Авдеева [1], методика тестирования модальностей Л. Канца, С. Кокова [4], тест А. Адиктова.

Методика А. Р.Лурия, основателя нейропсихологии — пожалуй самая быстрая и относительно простая. Попросите ребенка приложить лист бумаги ко лбу и написать слово КОТ. Если написанное можно прочитать слева направо, то перед вами — визаул. Если написанное читается как ТОК, то перед вами типичный кинестетик.

И еще, известная нам проективная методика М. З.Дукаревич — «Р. Н. Ж» (рисунок несуществующего животного) [2]. Суть методики — наличие неопределённого стимульного материала, которого испытуемому предлагают произвольно структурировать: изображение несуществующего животного и придумывание ему названия. Ограничения: не желательно брать животное из мультфильмов, т. к. оно уже кем-то придумано; вымершие животные тоже не подходят.

Интерпретация результатов: кформальному аспекту относятся:

  1. семантика расположения в пространстве;
  2. графологические признаки. Графологические аспекты интерпретации рисунка (два аспекта).

а. Уровень наличных технических средств воплощения образа в графике (анализ характеристик идеомоторного акта). К этому аспекту относится анализ линии.

б. Пространственно-символический аспект. В этом аспекте анализируется направление линии и характер контура.

Содержательный анализ рисунка:

  1. Центральная смысловая часть фигуры (голова или ее заместители). Значение расположенных на голове деталей, соответствующих органам чувств.
  2. Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы и пр.). Рассматривается «основательность» этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме.
  3. Части, поднимающиеся над уровнем фигуры (могут быть функциональными или служить украшением).
  4. Общая энергия. Оценивается количеством деталей рисунка.
  5. Тематический аспект. Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных.
  6. Необычные детали.
  7. Творческие возможности.
  8. Название.

Интересен и тот факт, что в настоящее время существует специализированное учреждение в США (штат Вирджиния) MindFitnessTrainingInstitute — институт, который с 2011 года целенаправленно функционирует по проблемам формирования индивидуального стиля личности, предоставляет профессиональную подготовку и преподавание навыков для повышения производительности и повышения устойчивости к стрессу. Опираясь на продвижение новейших исследований в области работы мозга в соответствии свосприятием человека.

После выявления модальностей уобучаемых (в настоящее время это возможно посредством ряда методик С. Ефремцевой, В. В. Авдеева, А. Р. Лурий, А. Адиктова, М. З. Дукаревич, Л. Какцега и С. Кокова, Б. А. Левиса и Ф. Пукелиса), выбирают сообразные методы обучения.

На наш взгляд, для достижения наиболее верных результатов диагностики, желательно проводить несколько методик данной направленности.

Важным является и учет факта, что важно уметь избегать несовпадения доминирующей сенсорной модальности учащегося с доминирующей системой представлений педагога (Л. М. Митина, А. Ф. Ремеева).

Таким образом, диагностика ведущей модальности у учащихся является ключевым вспомогательным инструментов для достижения педагогом оптимальных условий обучения в его классе.

Литература:

  1. Авдеев В. В. Методика наблюдений ведущей модальности Режим доступа: http://shkolnie.ru/pshologiya/1400/index.html?page=6 Дата обращения: 12.06.2016
  2. Дукаревич М. З. Методика «Р. Н. Ж» (рисунок несуществующего животного)Режим доступа: http://art-psychology.ru/about/nesushestvuyushee_jivotnoe.html Дата обращения: 11.06.2016
  3. Ефремцева С. Методика ведущий канал восприятияРежим доступа: http://psycabi.net/testy/289-test-audial-vizual-kinestetik-diagnostika-dominiruyushchej-pertseptivnoj-modalnosti-s-efremtseva Дата обращения: 12.06.16
  4. Коков С. Методика быстрого тестирования модальностей / С. Коков, Л. Канц Режим доступа: http://refdb.ru/look/3022089-p18.html Дата обращения: 12.06.2016
Основные термины (генерируются автоматически): определения модальностей восприятия, ведущий канал восприятия, ведущего типа восприятия, перцептивной модальности, модальностей восприятия учащихся, доминирующей перцептивной модальности, методик определения модальностей, часть фигуры, модальных особенностей восприятия, типа восприятия информации, несуществующего животного, основных каналов восприятия, доминирующей сенсорной модальности, тестовая методика «аудиал, Уровни перцептивной модальности, диагностика ведущей модальности, методика тестирования модальностей, автора тестовой методики, Второй вариант методики, опорная часть фигуры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос