Учить видеть красоту слова | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 05.11.2014

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Григорьева Т. П. Учить видеть красоту слова [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 37-39. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6500/ (дата обращения: 22.09.2018).

 

Как хорошо уметь читать,

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти,

Прочти, пожалуйста, прочти.

Не надо умолять сестрицу

«Ну прочитай еще страницу».

Не надо ждать, не надо звать,

А можно взять и прочитать.

В. Берестов

 

В чем прелесть чтения? Читаешь много — знаешь много.

Не секрет: сейчас книгу затмило телевиденье, компьютер. Конечно, посмотреть сказку в цветном изображении; найти ответ на нужный вопрос в Интернете гораздо проще, чем самому найти его в книге, зайти в читальный зал в библиотеке, полистать энциклопедию. Готовые ответы и решения не дают прочных знаний. Ведь надолго остается в памяти то, что сделал, совершил сам человек. Лучше запоминаешь то, что найдено и прочитано самим тобой.

Через чтение прививается внутренняя и внешняя культура человека. Он становится эталоном вежливости, воспитанности, образованности. Такой человек и сам не сделает плохого, и другого научит хорошему.

В нашей стране ежегодно растет количество издаваемой литературы. В связи с этим значительно усиливается роль общеобразовательной школы. Формирующей будущих читателей. Совершенный читательский навык лежит в основе успешного обучения школьников и многим другим умениям в области гуманитарных и естественных наук.

Первый шаг в становлении читательской личности — овладение правильной техникой чтения (различение букв, слогов, чтение по слогам, плавное произнесение всего слова, чтение целыми словами). На уроках и в процессе самостоятельного внеклассного чтения ученик развивает читательские умения и навыки. Параллельно провожу работу над выработкой умения осознанно читать, ясно воспринимать содержание прочитанного. Однако подкрепленный практикой автоматизм чтения и понимание общепризнанных значений употребленных в тексте слов — еще не конечная цель обучения чтению.

Выделяем три ступени в процессе обучения чтению и пониманию текста:

1)      чтение с буквенным пониманием общеизвестных значений употребленных слов;

2)      интерпретация текста — чтение с освоением смысла, умение читать между строк, уметь видеть, какими стилистическими средствами пользовался автор;

3)      критическое чтение — оценка качества произведения, установление его художественной ценности.

Программой обучения в начальной школе предусмотрено формирование умений первой ступени. Дальнейшее закрепление этих умений и начало освоения умения и навыков второй и третьей ступеней происходит в средних и старших классах.

Знакомство с элементами интерпретации текста проводится и в начальной школе. Как показала практика, ученики вполне готовы к восприятию данного материала.

Программа обучения в начальных классах предусматривает знакомство учащихся в элементарной форме с изобразительно-выразительными средствами и языком художественных произведений.

Почему же работа над смыслом прочитанного становится возможной уже в 1 классе?

К моменту поступления в школу ребенок уже имеет определенный речевой опыт и в известной мере владеет представлениями о различных подтипах разговорного и художественного языка. К семи годам он хорошо знаком с грамматическим строем языка, обиходной лексикой, кроме того, у него сложились определенные речевые образы отдельных явлений действительности.

Как сложились эти образы? Общеизвестно, что дети с момента рождения попадают в речевую среду и подвергаются утрированному воздействию взрослых. Например, представим объяснение в игровой форме процесса езды на лошади. Сажая ребенка на колени, взрослые сопровождают игру словами: «Наша дочка е-дет, е-дет на ло-ша-а-д-ке, на ло-ша-а-д-ке, е-дет, е-дет». Имитируется подсказывание, речь ритмизируется под бег лошади, слова делятся на слоги, сохраняя ритм. Короткие слоги удлиняются. Таким образом, речь взрослого дает представление о скачущей лошадке и всаднике, формирует речевой образ-отношение «езда на лошади». Опыт восприятия подобных языковых описаний фактов деятельности к 7 годам у детей достаточно велик.

Этот способ создает чувственно-эстетический образ, сопутствующий действию. Непрямой способ обозначения явлений роднит во множестве подобных ситуаций семейное воспитание со школьным обучением на материале художественно-литературных текстов. В дошкольный период у ребенка закладываются стереотипы речевых представлений образа действительности. Художественные тексты способствуют развитию опыта иного качества, вторичного по отношению к действительности, к ее интерпретации в системе семейного устно-речевого воспитания. Благодаря частому общению с печатным текстом и жизни в коллективе первоклассник испытывает новое отношение к знакомым предметам. Художественные тексты, представленные в книгах «Литературное чтение», «Литературное чтение (уроки слушания)», стимулируют социализацию младшего школьника, формирует его личность. «Уметь видеть мир по человечески и значит уметь видеть его глазами другого человека, глазами всех других людей» (Э. Ильенков. О воображении. — Народное образование, 1968г, № 3, с.34)

Поэтому эстетическое развитие школьников органически вписывается в круг задач, стоящих перед обучением чтению. Красота окружающего мира постигается через красоту художественного слова об этом мире. Научить детей видеть эту красоту — задача школы. А это значит — научить их задумываться над тем, почему прочитанное вызывает определенные переживания, научить воспринимать художественную форму в единстве с содержанием, подготовить к эстетической интерпретации средств выражения в тексте.

Работа над эстетикой художественного текста входит в задачи всего курса общеобразовательной школы. Основные, элементарные умения в этой области, в том числе и способность видеть художественность, необходимо, на мой взгляд, дать уже в начальных классах.

Понятие «художественность» и соответствующее ему чувство художественности достаточно сложны. В работе с первоклассниками целесообразно ориентироваться на то, что наиболее доступно детям. Это в первую очередь так называемая актуализация средств художественного текста. Под актуализацией имеется в виду использование языковых средств, которые воспринимаются как что-то необычное. Знакомить детей с термином «актуализация» не стоит, нецелесообразно. Однако выработка адекватности (совпадения) восприятия актуализированных мест стихотворения, «реакций на красоту» не только желательна, но и возможна. Именно с них начинается для младшего школьника путь эстетического освоения действительности посредством текста.

Урок, посвященный наблюдениям над средствами художественности произведения, начинается с чтения его учителем. Конечно, эмоционально заинтересованные учащиеся приступают к самостоятельному изучению содержания. Обмен первыми впечатлениями проходит по вопросам: понравилось ли произведение? А герои понравились? Какими были герои? Первоклассники начинают задумываться, так как готового ответа в тексте нет. Ожидается, что дети дадут оценку персонажей. основываясь на сюжетном анализе поступков героев и своем личном опыте. И ответы находятся. Эти ответы показывают, что социальный опыт учащихся достаточен для вынесения самостоятельной оценки личности по ее деятельности.

Возьмем произведение С. Михалкова «А что у вас?» и предложим детям ситуацию, которая заставит детей размышлять над смыслом прочитанного:

— Любят ли малыши своих мам?

Конечно, дети ответят «да». Приняв это решение, учащиеся как бы подтверждают, что они справились с первой ступенью понимания, то есть осмыслили значения и связи слов, составляющих текст, и вышли ко второму рубежу, то есть к частному смыслу: «малыши любят своих мам».

Следующий вопрос создает ситуацию, при которой первоклассники должны не только обратить свое внимание на форму текста, но и опереться на свое прошлое, то есть свой жизненный опыт. Ведь уже в семейном воспитании дети сталкивались со сходной ситуацией. Поэтому здесь необходим вопрос, который помог бы им восстановить тот путь, по которому они пришли к положительному ответу: как вы узнали, что малыши любят своих мам? Перед детьми встает задача выбрать из текста те части, которые служат основанием для утверждения, что «малыши любят своих мам», например:

…наша мама

Отправляются в полет,

Потому что наша мама

Называется пилот.

Существенно, что содержание этой части стихотворения не дает прямого доказательства любви маленьких героев к мамам. Однако С. Михалков построил ее так, что первоклассники в состоянии выделить в ней такой частный смысл, как «гордость за маму». Имеющийся у ребенка социальный опыт подводит его к предложению: «если человек гордится кем-то, то вполне вероятно, что он любит его (тем более, если этот человек — мама)».

Полученные результаты свидетельствуют о том, что первоклассники не только в состоянии понять смысл текста, но и объяснить некоторые причины этого понимания. Фактически подобное обоснование строится на обращении младшего школьника к личному языковому опыту, который он накопил. Соотнося форму ми содержание звучащего текста. В условиях семейного общения.

Проводим словарную работу:

пилот, лётчик, инженер, повар, портниха, водитель, врач, шофёр, доктор

—Каким одним словом можно сказать об этих названиях?

— Профессия.

Это словарное слово

Прочитайте, что обозначает это слово, как вы думаете, какие ошибкоопасные места встречаются в этом слове?

Учитель: А Вы знаете, как называется то, о чем делятся ребята? (Новости)

Новости бывают важными и не очень важными, бывают свежими и не очень, Что значит, свежая новость? -А давайте, перечислим новости.

—А какие новости вам кажутся важными в стихотворении? (Мама отправляется в полет, кошка родила котят, у кого-то гость)

—А какие не очень важные? (в кармане гвоздь)

—Какие новости вы считаете свежими? (купили шар, привезли дрова)

—А какие не очень свежими? — газ. водопровод

Как мы с вами узнаем новости — то, что происходит в нашей стране и в мире?

—А какие, существуют источники новостей? (Интернет, газеты, журналы, телевизор, радио, друг от друга, от друзей и знакомых).

—А как новости, туда попадают? (Новости сообщают журналисты).

— А как распространяются новости? А кто первый узнает об этом? Журналисты. А вы хотели бы встретиться с журналистом? А что бы у него спросили?

Дальше можно предложить ученикам побыть в роли журналиста, задать друг другу вопросы.

Методика работы над произведениями ориентирована на раскрытие красоты построения текста. Нужно ознакомить детей с приемами передачи идейного замысла писателя для того, чтобы развивать их рефлексивную способность, то есть способность размышлять, анализировать.

В результате проведенной работы над содержанием и формой произведения первоклассники делают первый шаг к осознанию художественности произведения. Это очень маленький шаг, но все же он первый. А без первого шага. Не бывает других.

 

Литература:

 

1.                 Э. Ильенков. О воображении. — Народное образование, 1968г, № 3

2.                 Т. Е.Заботина «Начальная школа». 1985г, № 7

3.                 Л. И. Филатова Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, младший школьник, новость, текст, чтение, художественный текст, семейное воспитание, общеобразовательная школа, начальная школа, частный смысл.

Похожие статьи

О подготовке младших школьников к интерпретации...

художественный текст, литературное чтение, младший школьник, начальная школа, художественное произведение, школьник, урок, текст, ребенок, желтый лев.

Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии...

художественный текст, литературное чтение, младший школьник, начальная школа, художественное произведение, школьник, урок, текст, ребенок, желтый лев.

Новые подходы к литературному образованию младших...

ребенок, Литературное чтение, произведение, художественный текст, самостоятельное чтение, начальная школа, младший школьник, начальное общее образование, чтение, выразительное чтение.

Проблемы изучения произведений детской литературы...

ребенок, Литературное чтение, произведение, художественный текст, самостоятельное чтение, начальная школа, младший школьник, начальное общее образование, чтение, выразительное чтение.

Методические рекомендации по формированию основ...

Рубрика: Общеобразовательная школа. Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.

У них будет формироваться потребность в систематическом чтении; младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им...

Преодоление трудностей понимания художественного текста на...

Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, воспитать учеников как вдумчивых читателей - одна из важных задач обучения на уроках литературного чтения.

Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы для того...

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств...

художественная литература, поэтическая литература, младший школьник, ребенок, чтение, книга, общая культура, начальная школа, умственное развитие, младший школьный возраст.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Формирование речевых умений младших школьников при... сочинение, умение, картина, начальная школа, русский язык, развитие речи, класс, учащийся, примерная тематика

сочинение, развитие речи, работа, русский язык, ученик, ребенок, слово, начальная школа.

Как приобщить ребёнка к чтению в школе | Статья в журнале...

Рубрика: Общеобразовательная школа. Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Реализовать требования ФГОС без качественного чтения, без умения работать с текстами любого содержания очень сложно.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

О подготовке младших школьников к интерпретации...

художественный текст, литературное чтение, младший школьник, начальная школа, художественное произведение, школьник, урок, текст, ребенок, желтый лев.

Роль художественной литературы в интеллектуальном развитии...

художественный текст, литературное чтение, младший школьник, начальная школа, художественное произведение, школьник, урок, текст, ребенок, желтый лев.

Новые подходы к литературному образованию младших...

ребенок, Литературное чтение, произведение, художественный текст, самостоятельное чтение, начальная школа, младший школьник, начальное общее образование, чтение, выразительное чтение.

Проблемы изучения произведений детской литературы...

ребенок, Литературное чтение, произведение, художественный текст, самостоятельное чтение, начальная школа, младший школьник, начальное общее образование, чтение, выразительное чтение.

Методические рекомендации по формированию основ...

Рубрика: Общеобразовательная школа. Опубликовано в Образование и воспитание №2 (7) апрель 2016 г.

У них будет формироваться потребность в систематическом чтении; младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им...

Преодоление трудностей понимания художественного текста на...

Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, воспитать учеников как вдумчивых читателей - одна из важных задач обучения на уроках литературного чтения.

Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы для того...

Роль семейного чтения в формировании нравственных качеств...

художественная литература, поэтическая литература, младший школьник, ребенок, чтение, книга, общая культура, начальная школа, умственное развитие, младший школьный возраст.

Развитие речи как средство обучения младших школьников...

Формирование речевых умений младших школьников при... сочинение, умение, картина, начальная школа, русский язык, развитие речи, класс, учащийся, примерная тематика

сочинение, развитие речи, работа, русский язык, ученик, ребенок, слово, начальная школа.

Как приобщить ребёнка к чтению в школе | Статья в журнале...

Рубрика: Общеобразовательная школа. Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Реализовать требования ФГОС без качественного чтения, без умения работать с текстами любого содержания очень сложно.

Задать вопрос