Средства физического воспитания, используемые при оздоровлении, обеспечивают более интенсивное развитие двигательных качеств детей, повышает уровень физической подготовленности и снижает уровень заболеваемости, способствует оптимизации двигательной активности и содействует обеспечению оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении и в семье.
Ключевые слова: дети, подростки, дошкольный возраст, здоровье, средства физического воспитания.
The means of physical education used in health improvement ensure more intensive development of the motor qualities of children, raises the level of physical fitness and reduces the level of morbidity, promotes the optimization of motor activity and promotes the provision of health improvement for children in the pre-school educational institution and in the family.
Keywords: children, adolescents, preschool age, health, means of physical education.
Высокий уровень здоровья детей – одно из важнейших условий развития любой страны [1]. Для формирования здоровья следует считать внедрение профилактических и оздоровительных технологий в работу дошкольного учреждения (ДОУ), которые учитывают индивидуальные социально-биологические условия жизни и развития ребенка. Для этого особенно важно предусмотреть соответствие условий воспитания и обучения ребенка не только возрасту, но и его морфофункциональным особенностям состоянию здоровья, уровню развития. Данные литературы, свидетельствуют о том, что уже при поступлении в ДОУ до 20% детей имеют хронические заболевания, значительное число функциональных отклонений, высокий уровень острой заболеваемости [2, 3]. Количество детей, относящихся к I группе здоровья, уменьшается от 3 к 7 годам жизни и возрастает количество детей 3-ей группы здоровья. В связи с этим изучение состояния здоровья, функционального состояния организма дошкольников и разработка профилактических и оздоровительных мероприятий по оптимизации здоровья детей является в настоящее время актуальной проблемой. Целью работы являетсяулучшение состояния здоровья дошкольников, путем оптимизации физического воспитания и двигательной активности.
Материалы и методы исследования
Исследования проводили в 3-х детских образовательных учреждениях г. Ташкента. Под наблюдением находилось 124 ребенка в возрасте 4-7 лет, в динамике за 2 года наблюдали более 254 детей. Нами проведен анализ результатов профилактических медицинских осмотров 65 мальчиков и 60 девочек.
Результаты и обсуждение
Комплексная оценка состояния здоровья детей, воспитывающихся ДОУ, в которых проходило исследование,показала следующие результаты распределения детей по группам здоровья: низкий процент – 5-7% здоровых детей (I-группа здоровья), 68-70% детей имеют функциональные отклонения и сниженные адаптационные возможности (II-группа здоровья), а дети с хроническими заболеваниями (Ш группа здоровья) составляют 23-26% в 13,5% случаев выявлены отклонения в физическом развитии. При этом в 10,5% имеет место дефицит массы тела, в 8,3% – ее детей с хроническими заболеваниями избыточность, в 1,7% – низкорослость. В структуре морфофункциональных отклонений в течение всего дошкольного возраста нарушения осанки занимают второе место, третье место в структуре заболеваний занимают болезни ЛОР-органов (16,8%), на четвертом месте – отклонения со стороны систем кровообращения: у 42-56% дошкольников диагностируются систолический шум, нарушение сердечного ритма, тенденция к гипотонии.
Сравнивая полученные результаты с данными почти 2-3 летней давности, можно отметить неблагоприятную динамику состояния здоровья дошкольников. Почти вдвое уменьшилась I группа здоровья и во столько же раз увеличилось количество детей с хроническими заболеваниями.Дошкольный возраст, в период бурного роста и развития ребенка, особенно важно обеспечить организацию двигательной активности, способствующей своевременному развитию моторной функции и правильному формированию важнейших органов и систем.
С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств дошкольника, улучшать его физическое развитие и физическую подготовленность, а это отражается на показателях здоровья дошкольника. В дошкольном учреждении был внедрен рациональный режим физического воспитания с эффективным и результативным использованием следующих форм: различные двигательные режимы с использованием циклических упражнений, способствующие совершенствованию волевых качеств личности; двигательные режимы с использованием силовых упражнений; подвижные игры разной степени интенсивности на прогулке с бегом и прыжками, метанием, бросанием и ловлей мяча; соревнование, эстафеты; оздоровительные походы совместные с родителями; ритмические упражнения с музыкальным сопровождением. Такая разработанная система оптимизации двигательной активности (ДА) детей в условиях детского сада позволяет выявить положительную динамику в разные режимные моменты и за целый день пребывания в детском саду. Нами выявлено, что количество детей с высоким уровнем физической подготовленности увеличилось в три раза, с 9 % до 27%, а с низким уровнем снизилось с 6% до 4,3%. Кроме того, установлено, что при оптимизации ДА количество детей с высоким уровнем функциональных резервов организма увеличилась в 2,4 раза,17,4% до 39%, а с низким уровнем уменьшилось в 1,4 раза – с 30,4% до 21%.
Выводы
Средства физического воспитания, используемые при оздоровлении, обеспечивают более интенсивное развитие двигательных качеств детей, повышает уровень физической подготовленности и снижает уровень заболеваемости, способствует оптимизации двигательной активности и содействует обеспечению оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении и в семье.
Литература:
- Алимарданова М.А. Особенности соматометрических и функциональных показателей детей младшего школьного возраста с разным двигательным режимом, проживающих в г. Ташкенте //Педиатрия. – М., 2012. – №1. – С. 117-121.
- Камилова Р.Т. Состояние опорно-двигательного аппарата детей Узбекистана актуальные проблемы гигиены, санитарии и экологии: матер. науч-практич. конф.. – Т., 2004. – С. 156-157.
- Шайхова Г.И. Новые подходы к обоснованию мероприятий по оздоровлению условий обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях // Актуальные проблемы гигиенической науки и санитарно-эпидемиологической службы Узбекистана: матер. респуб.научно-прак. конф. –Т., 2011. – С. 182-183.