Автор: Соловьёва Наталия Алексеевна

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 04.06.2017

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Соловьёва Н. А. Историческая ретроспектива становления и развития института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства // Молодой ученый. — 2017. — №22. — С. 355-357. — URL https://moluch.ru/archive/156/44080/ (дата обращения: 23.01.2018).



В конце ХХ века в нашей стране происходили достаточно бурные социально-экономические и политические преобразования, которые повлияли на криминализацию общества. «В 90-х годах прошлого столетия в России отмечался не только рост количественных показателей преступности, но и ее качественные изменения, которые проявились в опережающем росте ее организованных форм, и обусловили распространение посткриминального воздействия». [1] Криминальные группировки действовали открыто и нагло, давление оказывалось не только на потерпевших и свидетелей, но и на сотрудников правоохранительных органов, в связи сих профессиональной деятельностью. Такое воздействие осуществлялось в целях заставить отказаться от намерения содействовать правосудию, прекратить это содействие, а также из мести за оказанное содействие.

«Перед государством возникла острая необходимость создания адекватных правовых механизмов для обеспечения безопасности УУС. Ко всему прочему, сложившуюся ситуацию усложнила и недостаточная теоретическая проработанность проблем, связанных с противоправным воздействием на указанных лиц». [2] До этого момента подобные вопросы остро ни учеными, ни практиками не поднимались.

Для выхода из этой ситуации в 1990 г. впервые был разработан и 12 июня того же года принят Закон СССР «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик». [3]

Так, например, этим документом вводилась ст. 27.1. «Обязанность органов дознания, следователя, прокурора и суда принимать меры к обеспечению безопасности участников процесса и иных лиц». Данная статья должна была действовать одновременно с положениями Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Однако в ней содержалась бланкетная ссылка на иные законодательные акты, которые так и не были приняты.

Однако, по справедливому мнению М. В. Новиковой, в данной норме отсутствовал процессуальный механизм защиты лиц, участвующих в уголовном процессе и названные меры безопасности не могли в полной мере обеспечить безопасность участников уголовного судопроизводства. [4]

Следующей правовой новеллой в сфере законодательного регулирования обеспечения безопасности УУС являлся п. 24 ст. 10 «Обязанности милиции» Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции», который предписывал «принимать предусмотренные законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество данных лиц находятся в опасности».

Так, в рамках преобразования судебной системы в России начал создаваться институт государственной защиты, направленный на обеспечение безопасности всех УУС.

Первый Закон РФ от 13.03.92 № 2506–1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» не уделил должного внимания вопросам обеспечения безопасности УУС. Однако, в статье 16 этого документа было продекларировано, что лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства, а также предусмотрена их социальная и правовая защита.

Принятая всенародным голосованием 12.12.1993 года Конституция Российской Федерации явилась фундаментом предпосылкой для последующего поиска путей решения проблемы обеспечения безопасности УУС. Положения Конституции о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2), право на жизнь (ст. 20), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайны (ст. 23), на неприкосновенность жилища (ст. 25), на защиту собственности (ст. 35) и другие, «составляют основу правового статуса личности в Российской Федерации и, являются основой для разработки института обеспечения безопасности УУС, поскольку они находятся в прямой зависимости от защиты прав и свобод человека и гражданина». [5]

В развитее правовой регламентации данного правового института 20 апреля 1995 г. был принят ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» действие которого подкреплено пакетом ведомственных нормативных актов.

Практически в это же самое время шел процесс разработки и принятия Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству». «Проект данного закона трижды с начала 1990-х г. г. принимался Государственной Думой, однако два раза отклонялся Президентом и один раз Советом Федерации. Так, еще в начале 90-х годов был разработан соответствующий проект. В декабре 1994 года Проект закона был принят Государственной Думой, но в январе следующего года был отклонен Президентом РФ. В июле 1995 года он был вновь принят Государственной Думой, но отклонен Советом Федерации. Третья попытка принять закон состоялась в мае 1997 года, но он вновь был отклонен Президентом РФ ввиду обнаруженных недостатков, существенно ущемляющих права УУС».

Только в 1999 году разработка Проекта закона о защите участников уголовного судопроизводства была возобновлена. В соответствии с «Планом подготовки проектов федеральных законов на 1999–2000 годы», соответствующий проект должен был быть внесен в Государственную Думу в IV квартале 1999 года. Но в указанные сроки эта задача не была выполнена. Только 31 июля 2004 года Федеральный закон № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» был принят Государственной Думой, 8 августа 2004 года — одобрен Советом Федерации, 20 августа 2004 года — подписан Президентом РФ и с 1 января 2005 года вступил в силу.

Принятие данного закона стало огромным успехом в сфере правового регулирования обеспечения безопасности УУС. Так как наряду с детализацией положений УПК РФ относительно круга защищаемых лиц, оснований и порядка применения конкретных мер безопасности, в нем были предусмотрены меры социальной поддержки лиц, в связи с их участием в уголовном судопроизводстве, взаимные права и обязанности защищаемых лиц и органов, обеспечивающих государственную защиту.

Кроме этого в развитие положений ФЗ № 119 принимаются и утверждаются постановлениями Правительства Российской Федерации Государственные программы по обеспечению безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства в которых предусматривается экономическая основа реализации рассматриваемого правового института.

Еще одним нормативным правовым актом в этой сфере является Федеральный закон РФ «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. Так, ст.11 этого Закона возлагает на приставов обязанность обеспечивать в судах, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность участников судебного процесса.

«Что же касается отечественного уголовно-процессуального законодательства, то оно в конце XX века не содержало системообразующих норм, которые бы обеспечивали во всех необходимых случаях защиту участников уголовного процесса». [6]

С введением в действие УПК РФ 2001 года ситуация несколько изменилась, поскольку на кодифицированном уровне были регламентированы конкретные меры безопасности, основания и процессуальный порядок их применения и круг участников процесса, подлежащих защите от посткриминального воздействия.

В УПК РФ обеспечение безопасности субъектов уголовно-процессуальной деятельности позиционируется в виде принципа уголовного судопроизводства (ч. 3 ст. 11 УПК РФ), реализуемого путем осуществления отдельных процессуальных, следственных (судебных) действий.

Нормы, составляющие институт обеспечения безопасности УУС, рассредоточены по различным статьям действующего УПК РФ. Их рассмотрению мы уделим внимание в других параграфах магистерской работы.

Подводя итог изложенному в данном параграфе можно сделать вывод, что процесс разработки и введения в действие федерального законодательства, обеспечивающего безопасность УУС крайне затянулся. Россия в решении этой проблемы отставала от мирового сообщества. Но, сейчас существует достаточно твердая правовая основа гарантий безопасности граждан, действующих в интересах правосудия. К настоящему моменту в нашей стране не только имеется федеральное законодательство в этой сфере, но и предусмотрен порядок финансирования мероприятий по его реализации.

Литература:

  1. Брусницын Л. В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: российский, зарубежный и международный опыт ХХ века (процессуальное исследование). М.: Юрлитинформ, 2001. С. 11.
  2. Зайцев О. А. Степень научной разработанности проблем государственной защиты участников уголовного судопроизводства в Российской Федерации // Уголовная юстиция. 2014. 2(4). С. 18.
  3. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990.- № 26.-Ст.495.
  4. Новикова М. В. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства как гарантия осуществления правосудия в современных условиях: дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2006. С. 41–42.
  5. Авдеев М. А. Теоретические и правовые основы обеспечения личной и имущественной безопасности участников уголовного судопроизводства: дис.... канд. юрид. наук: М., 2009.С. 80–81.
  6. Янин С. А., Песоцкий А.В. Об эволюции организации обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства в России // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2011. Том 1. № 20. С. 36–37.
Основные термины (генерируются автоматически): участников уголовного судопроизводства, обеспечения безопасности УУС, безопасности участников уголовного, УПК РФ, Российской Федерации, обеспечения безопасности участников, «О государственной защите, Президентом РФ, института обеспечения безопасности, Государственной Думой, регулирования обеспечения безопасности, Советом Федерации, уголовного судопроизводства Союза, меры безопасности, безопасности участников процесса, участников уголовного процесса, безопасность участников уголовного, обеспечению безопасности, защите участников уголовного, участников уголовного судопроизводства».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос