Роль Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной безопасности России и коллективной безопасности на территории СНГ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Жизневский А. Н., Ульященков С. Н., Уточкин Е. В. Роль Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной безопасности России и коллективной безопасности на территории СНГ // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 648-650. — URL https://moluch.ru/archive/132/37115/ (дата обращения: 20.06.2018).



Данная статья посвящена осмыслению роли Совета Безопасности РФ в обеспечении национальной безопасности России. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования работы действующих структур в области национальной безопасности, признания Совета Безопасности РФ единым и основным центром обеспечения безопасности на всех направлениях. На основе анализа основных тенденций в международных отношений признается необходимость обеспечения международной безопасности только на основе действующих норм международного права.

Ключевые слова: национальная безопасность, национальные приоритеты, международная безопасность, коллективная безопасность

Обеспечение национальной безопасности — стратегически значимая и жизненно важная задача, решение которой зависит как от высшего политического руководства страны и созданных для этого государственных органов, так и от общественных объединений и граждан, в совокупности составляющих систему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В настоящее время международное положение России нестабильно и характеризуется высокой степенью напряженности, царящей в международных отношениях с основными мировыми авторами, что в свою очередь, стало следствием постоянно повышающегося уровня влияния Российской Федерации в мире. Во многом агрессивная риторика политических лидеров стран–оппонентов в отношении России, а также введение против нашей страны санкций экономического и политического характера свидетельствует о столкновении отдельных национальных интересов этих государств с национальными интересами России относительно путей развития нашей страны. Безусловно, эти процессы напрямую влияют на состояние международной безопасности, приближая мир к новой эре холодной войны, увеличению количества военных конфликтов регионального и локального масштаба, дестабилизации политической обстановки как в отдельных странах с низким уровнем экономической и социальной стабильности, так и в целых регионах. Именно внешнеполитические процессы стали первопричиной осложнения общей внутренней обстановки в государстве, выразившейся в уменьшении благосостояния населения, увеличении инфляции, замедлении экономического роста и снижении ВВП.

В этой сложной внешнеполитической ситуации основной задачей государственной власти становится обеспечение национальной безопасности страны через достижение национальных приоритетов (интересов) государства на внешнеполитической арене путем оптимизации прежде всего управленческих процессов.

Это требует совершенствования действующих структур подготовки и принятия решений в области национальной безопасности, доработки нормативно-правовой базы и, наконец, определения единого центра обеспечения национальной безопасности страны на всех своих направлениях.

В качестве такого центра видится Совет Безопасности Российской Федерации. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» так же определяет Совет Безопасности как центральную структуру [1], отвечающую за подготовку решений в области национальной безопасности и координацию деятельности органов государственной власти [3].

Проблема обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет многогранный, комплексный характер. «Мы за безопасность и возможность развития не для избранных, а для всех стран и народов, за уважение к международному праву и многообразию мира» [4] — сказал В. Путин в своем послании Федеральному Собранию РФ, в очередной раз подчеркнув важность, неотделимость и глубокую взаимосвязь понятия «национальной безопасности России» с понятием «международной безопасности».

Международная безопасность — двойственное состояние системы международных отношений, при котором:

‒ создаются условия для обеспечения и фактически обеспечивается национальная безопасность государств;

‒ соблюдаются общепризнанные принципы и правила международного права и исключаются всяческие попытки нарушения мира.

Стремление к достижению международной безопасности — это первостепенная и наиглавнейшая цель любых международных отношений. Современная ситуация в мире характеризуется постоянным изменением конфигурации международных отношений, в которой преимущественно возобладают две взаимоисключающие тенденции. Тенденция первая — многополярность мира — проявляется через укрепление экономических и политических позиций интеграционных объединений и состоящих в них отдельных государств, а также в качественной эволюции механизмов многостороннего управления процессами в международных отношениях. При этом все большую роль играют политические, экономические, информационные, экологические и научно-технические факторы. Тенденция вторая — глобализация — проявляется в попытках создания такой конфигурации международных отношений, которая основана на руководящей роли развитых западных стран в международном сообществе при лидерстве Соединенных Штатов Америки и рассчитана на возможность одностороннего решения, минуя основополагающие нормы международного права главных проблем мировой политики, в первую очередь, военно-силовыми путями с повсеместным применением политики двойных стандартов.

Обеспечение международной безопасности возможно только на основе действующих норм международного права, по средствам которого определены универсальные правовые средства предотвращения войны и обеспечения (поддержания) мира, которые символически можно разделить на 5 разделов: политический, экономический, военно-силовой, информационный и гуманитарный.

В обеспечение международной безопасности серьезный вклад вносится путем создания систем коллективной безопасности, создаваемых государствами на региональной и универсальной основах. Отсюда исходит еще одно важное понятие.

Коллективная безопасность — это система совместных мероприятий государств (отдельного региона или всего мира) в целях обеспечения международной безопасности[4]. Теория и практика создания систем коллективной безопасности в целях обеспечения международной безопасности является приоритетом внешнеполитической деятельности России.

В настоящее время международным правом предусмотрено две формы организации систем коллективной безопасности: универсальная (всемирная) организация безопасности, например, в рамках ООН, и региональная — организация безопасности в рамках одного или нескольких регионов. Организация Договора о коллективной безопасности является не только ярким примером организации региональной системы безопасности, но важнейшим элементом обеспечения коллективной безопасности стран Содружества Независимых Государств.

Основными средствами обеспечения коллективной (региональной) безопасности являются: разрешение конфликтных вопросов путем мирного урегулирования и переговоров, разоружение и совместное принятие принудительных мер против агрессора.

Основополагающую роль в регулировании вопросов национальной безопасности России играет вышеназванная Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [5].

Значимость этого документа, в котором сформулированы рассчитанные на длительную перспективу важнейшие направления государственной политики государства в сфере обеспечения национальной безопасности, в том, что на ее основе ведомства, министерства, государственные и общественные организации корректируют или формируют свою концептуальную базу, а также нормативно-правовые документы в части, касающейся их деятельности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

В механизме принятия и осуществления внешнеполитических решений в Российской Федерации задействованы все три ветви государственной власти. При этом в 22 федеральных министерствах из 24 присутствует тот или иной аспект международной деятельности. Все органы государственной власти осуществляют взаимодействие с целью координации как стратегических, так и организационных вопросов.

Основными же являются:

‒ Президент Российской Федерации;

‒ Совет Безопасности Российской Федерации;

‒ Правительство Российской Федерации;

‒ Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Каждый из них в той или иной степени несет ответственность за состояние национальной безопасности государства и участие в поддержание международной безопасности. Однако при критическом рассмотрении этой темы, выясняется, что Президент отвечает и принимает решения, но лично «ничего» не организует, Правительство, казалось бы, исходя из своего состава, организует, но контролировать такой огромный объем государственных задач не способно. Министерство иностранных дел разрабатывает общую стратегию внешней политики и обеспечивает дипломатическими средствами достижение национальных интересов страны на международной арене, и наконец, Совет Безопасности Российской Федерации — конституционный совещательный орган, ведающий всеми вопросами национальной безопасности, но не имеющий реальной власти, готовящий всего лишь предложения для Президента с целью принятия им решений. Несмотря на это, именно Совет Безопасности является тем элементом системы национальной безопасности, который объективно концентрирует в своих руках ведение вопросами национальной и в том числе международной безопасности страны и является отправной точкой и местом соприкосновения и взаимодействия всех органов государственной власти с целью консолидации усилий по совершенствованию и дальнейшему укреплению системы национальной безопасности государства. Отсюда следует и важнейшая роль Совета Безопасности в принятии решений об участии вооруженных сил Российской Федерации в отдельных локальных и региональных конфликтах, примером чему может служить в настоящий момент ситуация в Сирийской Арабской Республике. Ведь именно на заседании Совета Безопасности РФ Президентом страны было принято решение об участии группировки войск (сил) вооруженных Сил России в совместных действиях с вооруженными силами арабского государства по уничтожению ИГИЛ на территории Сирии.

Литература:

  1. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», опубликован в Сборнике законодательства РФ, Выпуск 2011 г. № 1, ст. 2: [Электронный ресурс]// URL: http://www.szrf.ru.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Собрание законодательства РФ, Выпуск № 1, 2016 г. ст. 212: [Электронный ресурс]// URL: http://www.szrf.ru.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 590 г. Москва «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации»// Российская газета-2011, Собрание законодательства РФ, 2011 г., № 19, ст. 2721.
  4. В. Путин, Послание Президента Федеральному Собранию 1.12.2016 г.: [Электронный ресурс]//URL: http://kremlin.ru.
  5. Глебов И. Н., Международное право, Москва, 2007г.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, национальная безопасность, международная безопасность, коллективная безопасность, Совет Безопасности, государственная власть, обеспечение, национальная безопасность России, национальная безопасность государства, национальная безопасность страны.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос