Проблемы и перспективы развития режиссуры театрализованных представлений и праздников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 16.05.2017

Статья просмотрена: 4329 раз

Библиографическое описание:

Ярмухаметов, Р. М. Проблемы и перспективы развития режиссуры театрализованных представлений и праздников / Р. М. Ярмухаметов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 308-312. — URL: https://moluch.ru/archive/154/43454/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматривается проблема внедрения инновационных технологий в постановочный процесс театрализованных представлений и праздников. Так же дана характеристика дальнейших перспектив развития этого процесса. Статья имеет междисциплинарный характер, поскольку данная проблема рассматривается сквозь призму различных сфер жизни.

Ключевые слова: режиссура театрализованных представлений и праздников, инновации, технология, новый театр

Праздничная культура страны и мира в целом, с момента активного внедрения в постановку компьютерных технологий выходит на качественно-новый уровень. Использование новых технологий на сцене придает современному представлению масштаб и динамику. Очевидно то, что технические инновационные средства развиваются с большим темпом. Объясняется это тем, что сегодня Россия стоит на пути инновационного развития. Об этом свидетельствуют всевозможные программы, содержащие в себе стратегический план развития инновационных технологий. Последним из таких документов является «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [5]. В документе подробно определены сроки и этапы развития и внедрения новых технологий. Однако такие нововведения, а в следствии и финансирование касаются, в основном, производственных отраслей. Данная стратегия — свидетельство того, что развитие инноваций сегодня вынесена на высокий идеологический уровень.

Под инновационными постановочными технологиями мы понимаем выразительные средства режиссуры и сценографии на основе на основе интеграции искусства и компьютерного инструментария. Данная тенденция, последнее десятилетие занимает ведущие позиции в деятельности современных режиссеров и художников-сценографов. Однако, несмотря на востребованность, данная тенденция имеет ряд проблем.

Одной из таких проблем становится нарушение иерархии в процессе взаимодействия творческих и технических специалистов постановочной практики. Сегодня технические специалисты развивают технико-технологические средства, тем самым определяют режиссёра и сценографа в рамки принудительного использования той или иной техники. Зачастую, подходя к постановке представления, режиссер и сценограф опирается на техническое оснащение площадки, что заставляет идею и художественный образ реализовываться исходя из ограниченного набора инструментов.

Другой проблемой является недостаточный уровень инвестиций в сферу театральной культуры, безусловно, сказывается на развитии постановочного процесса. Астафьева Т. В., говоря о финансировании, отмечает, что оно является важным фактором развития культуры и искусства и является актуальной проблемой театров России, поскольку мастера постановочной практики вынуждены работать в рамках самофинансирования. [2, c.285]

Условия финансирования сегодня является одним из главных факторов развития постановочного процесса ТПиП в регионах. В отличие от центральных (Московская и Ленинградская области) инвестиции в постановку представлений гораздо ниже. Обуславливается это тем, что большинство ТПиП центральных регионов имеют федеральный уровень, соответственно и поддержка со стороны государства значительно выше.

Об этом так же свидетельствует пункт статьи «Стратегии инновационного развития РФ до 2020 года», в котором говорится, что развитие инноваций в регионах происходит по принципу обобщения опыта развития центральных и отдельно взятых более успешных регионов. [5, c. 81]

Немаловажным фактором развития постановочного процесса становится трансформация зрительских потребностей. О том, какими идеалами сегодня живет население, точно выразилась Грешилова И. А., назвав нынешнюю ситуацию «кризисом общества». По ее мнению, такое положение обусловлено тем, что в XXI веке российское население во многом ориентировано на достижение материального благосостояния. Духовные ценности играют либо незначительную роль, либо заменяются мнимыми духовными ценностями западной культуры. [3, c. 113] По мнению Э. Фромма, человек стал «деталью гигантской экономической машины», в которой он совершенно ничтожен. [11, c. 90]

Отсюда можно сделать вывод о том, что современные театрализованные представления и праздники нуждаются в технологиях воздействия на зрителя, имеющих объединяющий, культурно-просветительский, коммуникативный характер. Во многом, сегодня эти функции в постановочной практике соблюдены крайне условно. Над ними довлеет развлекательная функция, предполагающая создание яркой картинки и, так называемого «WOW-эффекта». Такая ситуация является приоритетом Event-индустрии — нового течения в индустрии культурно-досуговых мероприятий и маркетинга, пришедшего к нам с запада. Необходимо обратить внимание, на то, что event-организации смешивают в одно целое, такие понятия как, брендирование, корпоративная культура; PR- мероприятия; кейтеринг; city events для создания специального мероприятия по продаже товаров и услуг с элементами театрализации. Отсюда мы понимаем, что целью таких мероприятий становится развлечение, нравственная же категория отходит на второй план.

Характеризуя эту индустрию Азарова Ю. А. считает: «Критериев для творчества не существует, искусство растворяется в пошлости, выдаваемой за инновации» [1, c. 92]. Логично считать, что данное поле деятельности пользуется лишь элементами режиссуры. Кузнецова Е. В. определяет основные доминанты, на которых базируется современная практика массовой культуры. «Преобладание потребительского отношения к информативно-культурным ценностям, приобретаемым в развлекательных целях как предметы купли-продажи; многократное репродуцирование этих предметов и их стереотипизация с помощью новейших технических средств; акцент на клишированных модных формах и рекламируемых стилях; усредненность вкусов, снижение интеллектуальных критериев; тяга к взаимоподражательству и единообразию в усвоении этих тенденций, закрепляемых с помощью СМИ, в первую очередь с помощью аудиовизуальных средств». [6, c. 94]

Известно, что инновационные процессы постановочной практики сегодня определяются как «новый театр», в том числе и в режиссуре театрализованных представлений и праздников (далее ТПиП). Компетенции этой эпохи направлены на создание новых механизмов воздействия на зрителя, создание новых форм праздника, органичное использование новейших средств выразительности, смену технологий. Но, важно отметить то, что использование таких технологий должно стать инструментом выражения идеи представления, идеологии страны, города, региона, а не только инструментом ублажения запросов общества, которые в силу «инновационной неосведомленности» интеллектуально не очень высоки. Данную проблему выявила Трощенкова Е. А., считающая главной проблемой, массовую неосвоенность имеющихся в культуре инноваций. [9, c. 198]

Освоенность инноваций является краеугольным вопросом в сфере образования. Сложности учебного процесса сегодня вынесены на серьезный федеральный уровень. Об этом, опять же, свидетельствует документ «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». [5, c. 44] Одной из достоинств образования России является лидерство охвата населением базового уровня знаний. Однако овладение узкоспециальными знаниями сегодня также имеет ряд проблем.

Проблемой образования в России является низкий процент населения, занимающегося непрерывным образованием. «В России, по данным Росстата, участие населения (в возрастной группе 25–64 лет) в непрерывном образовании в 2008 г. составило 24,8 %. При этом, в странах с высокой инновационной активностью этот показатель намного выше: Великобритания — 37,6 %, Германия — 41,9 %, Финляндия — 77,3 %». [5, c. 24]

Касательно образовательного процесса в вузах культуры и искусств, Игнатова И. Б. и Гричаникова И. А. определяют важность трансфера технологий для воспитания и образования компетентных профессионалов. Достижение этой цели, по ее мнению, предоставляется возможным «на основе интеграции с научно-исследовательскими и производственными процессами. Для решения этой задачи вузу искусств и культуры необходимо переходить на инновационно-ориентированный путь развития». [4, c. 59]

Обобщив все тенденции, приведенные выше, отметим проблемы и их следствия, касающиеся непосредственно постановочного процесса ТПиП. Первым и самым важным фактором стало обозначение разногласий между культурными ценностями, традиционными формами и достижениями новейших технических средств. [6, c.93] Отсюда возникает проблема информационного пространства ТПиП. У. Эко, характеризуя эту проблему, считает, что изменение способа трансляции информационного контента, заключается не в высокой степени его визуализации, а в сохранении способности зрителя к ее анализу и критическому восприятию. [10, c. 185] Информационный поток в современном ТПиП зачастую транслируется покадрово, фрагментарно из-за обильного использования новейших технических средств. Создаётся некая совокупность ярких кадров, что порождает природу мозаичности, о проблемах которой высказался А. Моль, считающий, что характер современной культуры представляет собой «целое, собранное из отдельных кусков». [7, c. 353] Очевидно, что подобная трансляция информации влияет и на характер восприятия зрителем. К примеру, Э. Тоффлер выделяет такую форму как «зеппинг». Понимание этого термина базируется на том, что зрители, получая большой объем фрагментарной информации, учатся создавать свои собственные идеи из разорванного материала. [8, c. 277]

Сегодня для развития постановочного процесса режиссеры и сценографы, прибегают к заимствованию инновационных технологий из более развитых сфер жизни. Механизм заимствования той или иной технологии предполагает его художественную адаптацию в процесс постановки, поскольку использование технологии в чистом виде представляется или невозможным, или же неэстетичным. Процесс адаптации технологий в рамках режиссуры ТПиП представляется нами как процесс художественной адаптации. Так как та или иная техника или технология интегрируется в организацию художественного пространства.

В качестве примера можно привести Российскую национальную музыкальную премию. Мероприятие состоялось 7 декабря 2016 года в Кремлёвском государственном дворце. В художественное пространство была адаптирована робототехника, на которой располагалось световое оборудование. Такая инсталляция позволила режиссеру отразить идею высоких достижений в индустрии концертных программ.

Наиболее ярким примером художественной адаптации в практике режиссуры ТПиП Челябинской области является открытие всероссийского этапа студенческого творчества «Весна студенческая 2012».

Данный пример является наиболее полным отражением механизма художественной адаптации технологий. Мероприятие проходило на территории Челябинского трубопрокатного завода «Высота 239», являющегося значимым достижением инновационного развития. Деятельность завода представляет собой «белую металлургию», что значит развитие трубопрокатного производства до максимально-стерильного процесса.

Девизом конкурса в Челябинске стала фраза «Весна на высоте». В ней же скрыта главная идея. На высоте — на заводе с названием «Высота 239», на высоте инновационного развития передовых технологий, на высоте искусства. Для того, чтобы отразить эту идею, режиссером и художником было принято решение вписать в искусство структуру инновационных новшеств производства: металлопрокат, погрузочные работы, этапы изготовления трубы.

Сценографическое решение предполагало использование рабочего процесса завода как пространства сцены и как художественного пространства. Творческие номера, выступление официальных лиц происходило во время рабочего процесса заводчан. Стоит отметить тот факт, что функционирование завода не было остановлено. Трубы резали, варили, обрабатывали на протяжении всего мероприятия и процесс производства трубы стал отражением идеи праздника.

Таким образом, адаптировав технологию производства металлургии в структуру праздника, режиссером и сценографом был решен и реализован ряд основополагающих функций ТПиП. Была создана коммуникативная среда, зрители были сплочены процессом производства, культурно-просветительская — зрители узнали о достижениях науки сквозь призму праздника, развлекательная — зрители получили новые эмоции, благодаря инновационной форме праздника. Достижения города и его знаковые аспекты были достойно представлены, используя механизм художественной адаптации.

Обобщая вышесказанное, дадим определение нововведённому термину. Художественная адаптация технологий — это процесс заимствования различных технологий в практику ТПиП для создания художественного пространства в условиях современности. Под условиями современности понимаются запросы современного зрителя и уровень развития страны в целом.

Механизм художественной адаптации сегодня во многом способствует развитию постановочного процесса ТПиП. Она позволяет постановкам идти в ногу со временем, не разрушая идеологию режиссуры и не сводя ее в процесс генерации продуктов массовой культуры и Event-технологий, главный инструмент которых является компиляция. Механизм художественной адаптации принуждает технологию видоизменяться и работать на главную идею. Таким образом, данный процесс позволяет внедрять инновации в постановочный процесс, тем самым развивая его.

Литература:

  1. Азарова, Ю. А. «Event технологии» и «событийность» — проблемы инновационного развития [Текст] / Ю. А. Азарова// Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Том 194. — Спб.:СпбГУКИ, 2012. — С. 91–101.
  2. Астафьева, Т. В. Совершенствование постановочного процесса в современном театре [Текст] / Т. В. Астафьева// Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 115. — С. 273–279.
  3. Грешилова, И. А. Реализация культурного потенциала общества в образовательном процессе [Текст] / И. А. Грешилова // Художественное образование и эстетическое воспитание: состояние, проблемы, тенденции: мат-лы науч.-практ. конф. — Чита: Изд-во «ЗИП СибУПК», 2002. — С. 113–115.
  4. Игнатова, И. Б., Гричаникова И. А. Социокультурная инноватика как актуальное направление научно-инновационных исследований в сфере культуры [Текст] /И. Б. Игнатова, И. А. Гричаникова.// Высшее образование в России. — 2012. — № 3. — С. 56–62.
  5. Инновационная Россия — 2020 [Текст]. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, 2010 г. — Москва. — 105 с.
  6. Кузнецова, Е. В. Феномен массовой культуры: проблемы и противоречия [Текст] /Кузнецова Е. В.// Вестник Пермского университета. — 2013. — № 3 (15). — С. 89–96.
  7. Моль, А. Социодинамика культуры [Текст] / А. Моль. — М.: КомКнига, 2005. — 416 с.
  8. Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] / Э. Тофлер. — М.: АСТ, 2002. — 784 с.
  9. Трощенкова, Е. А. Проектирование в сфере культуры: инновационный аспект [Текст] /Е. А. Трощенкова.// Вестник КрасГАУ. — 2011. — № 1. — С. 197–202.
  10. Усманова, У. Умберто Эко: Парадоксы интерпретации [Текст] / У. Усманова. — Минск.: Пропилей, 2000. — 200 с.
  11. Фромм, Э. Бегство от свободы./ Э. Фромм. — Минск: Харвест, 2003. — 383 с.
Основные термины (генерируются автоматически): постановочный процесс, художественная адаптация, инновационное развитие, художественное пространство, постановочная практика, проблема, Россия, главная идея, массовая культура, Российская Федерация.


Похожие статьи

Театрализованная игра как средство развития эмоционального интеллекта дошкольника

В статье раскрываются понятия эмоционального интеллекта и театрализованной игры, их связь. Обсуждаются возможности развития эмоционального интеллекта средствами театрализованных игр. Показана важность данного направления работы. Рассмотрены принципы ...

Инновационные технологии в проектировании декораций в XX в., а также роль и разновидности программных средств в изображении сценической среды

В статье проанализирована история развития сценического пространства с XVII по XX вв., вызванная изменением жанровой системы и сменой стилей в искусстве, а также указаны особенности технического оснащения сценической площадки в указанный период. Боль...

Театрализованные представления как феномен педагогической деятельности, направленный на укрепление межнациональных связей

В данной научной статье рассматривается механизм влияния театрализованных представлений на укрепление межнациональных связей в странах ближнего зарубежья как феномен педагогической деятельности. Характеризуется основная проблематика представленного н...

Инновационные технологии как явление и их особенности при обучении хореографии

В статье анализируются представления ученых о понятии «инновация». Дается систематический анализ инноваций в хореографии, описываются закономерности развития нововведений и условия для их результативного применения.

Характерные черты использования средств искусства, в том числе хореографического, в процессе реабилитации инвалидов

В статье авторы пытаются определить влияние хореографического искусства в процессе реабилитации на лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также рассматривают процесс качественного изменения социокультурной реабилитации с течением времени.

Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе

Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...

Изучение истории развития дизайна костюма в учебном процессе

О важности вопроса исторического подхода в формировании будущих дизайнеров на занятиях спецпредметов. В статье рассматривается формирование исторических знаний в теоретическом плане, и использование их в процессе обучения является дидактическим принц...

К вопросу о необходимости использования медиаобразовательных технологий при формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования

В статье рассмотрена необходимость использования медиаобразовательных технологий в формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования в школе на современном этапе. Рассматриваются некоторые аспекты использования ...

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная технология зрелища

Статья авторов посвящена вопросам использования аудиовизуальных технологий в интересах развития теории и практики современного постановочного процесса. Статья содержит сведения о внедрении в постановочный процесс и в сценографию комплекса современных...

Похожие статьи

Театрализованная игра как средство развития эмоционального интеллекта дошкольника

В статье раскрываются понятия эмоционального интеллекта и театрализованной игры, их связь. Обсуждаются возможности развития эмоционального интеллекта средствами театрализованных игр. Показана важность данного направления работы. Рассмотрены принципы ...

Инновационные технологии в проектировании декораций в XX в., а также роль и разновидности программных средств в изображении сценической среды

В статье проанализирована история развития сценического пространства с XVII по XX вв., вызванная изменением жанровой системы и сменой стилей в искусстве, а также указаны особенности технического оснащения сценической площадки в указанный период. Боль...

Театрализованные представления как феномен педагогической деятельности, направленный на укрепление межнациональных связей

В данной научной статье рассматривается механизм влияния театрализованных представлений на укрепление межнациональных связей в странах ближнего зарубежья как феномен педагогической деятельности. Характеризуется основная проблематика представленного н...

Инновационные технологии как явление и их особенности при обучении хореографии

В статье анализируются представления ученых о понятии «инновация». Дается систематический анализ инноваций в хореографии, описываются закономерности развития нововведений и условия для их результативного применения.

Характерные черты использования средств искусства, в том числе хореографического, в процессе реабилитации инвалидов

В статье авторы пытаются определить влияние хореографического искусства в процессе реабилитации на лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также рассматривают процесс качественного изменения социокультурной реабилитации с течением времени.

Системно-деятельностный подход при изучении алгоритмизации и программирования учащимися в основной школе

Сфера современного образования нуждается в глобальных перестройках. Данная задача актуализируется ввиду развития современного технологического прогресса и необходимости обеспечения активной и разносторонней организации обучения. Основной целью текуще...

Изучение истории развития дизайна костюма в учебном процессе

О важности вопроса исторического подхода в формировании будущих дизайнеров на занятиях спецпредметов. В статье рассматривается формирование исторических знаний в теоретическом плане, и использование их в процессе обучения является дидактическим принц...

К вопросу о необходимости использования медиаобразовательных технологий при формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования

В статье рассмотрена необходимость использования медиаобразовательных технологий в формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования в школе на современном этапе. Рассматриваются некоторые аспекты использования ...

Педагогические аспекты организации театрализованной игры детей дошкольного возраста

В статье раскрыты теоретические основы организации театрализованной игры детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние театрализованной игры на личностное развитие ребенка-дошкольника. Раскрыта сущность понятия и особенности театрализованной иг...

Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная технология зрелища

Статья авторов посвящена вопросам использования аудиовизуальных технологий в интересах развития теории и практики современного постановочного процесса. Статья содержит сведения о внедрении в постановочный процесс и в сценографию комплекса современных...

Задать вопрос