Проблема кросскультурных исследований творческих способностей студентов, проживающих в Поволжье (Россия) и в долине реки Меконга (Вьетнам) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 07.05.2017

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Динь, Нгок Тханг. Проблема кросскультурных исследований творческих способностей студентов, проживающих в Поволжье (Россия) и в долине реки Меконга (Вьетнам) / Нгок Тханг Динь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 303-306. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43144/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена исследованию проблемы кросскультурных творческих способностей студентов, проживающих в Поволжье (Россия) и в долине реки Меконга (Вьетнам).

Ключевые слова: творческие способности, кросскультурный, студент

Кросскультурные исследования в психологии — это квазиэкспериментальные схемы сравнений однородных выборок, отличающихся фактором их культурной принадлежности, с целью проверки гипотез о влиянии этого фактора на психологические показатели.

Культура в рамках кросскультурных исследований понимается в качестве характерного образа жизни людей, объединяемых не только территориальной или языковой общностью, но и контекстными переменными.

Существует множество классификаций, характеризующих психологические особенности культур.

Наиболее популярна классификация X. С. Триандиса (Triandis Н. С., 1994), который сформулировал понятие «культурный синдром» — определенный набор ценностей, установок, верований, норм и моделей поведения, которыми одна культурная группа отличается от другой. Триандис выделил три культурных синдрома: «простота — сложность», «индивидуализм—коллективизм» и «открытость—закрытость».

Еще три измерения культур были выявлены Хофстедом в результате большого эмпирического кросскультурного исследования: избегание неопределенности (uncertainty avoidance), дистанция власти (power distance) и маскулинность-феминность (masculinity-femininity) (Hofstede G.,1980).

Студенческая среда для кросскультурных исследований представляет наибольший интерес. С одной стороны юношеский возраст является устоявшимся с точки зрения базовых психологических характеристик сформированных культурной средой и семейным воспитанием, с другой стороны происходит интенсивное развитие личностных характеристик, связанных с этапом профессионализации.

Проблема развития творческой личности в процессе профессионального образования представляет большой интерес для российских и зарубежных ученых, таких, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов, И. С. Якиманская, В. Д. Шадриков, A. Маслоу, Дж. Гилфорд, А. Бине, Ф. Барлетт, П. Торренс, B. И. Андреев, М. А. Холодная, В. Н. Дружинин, Я. И. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, Г. С. Батищев, А. И. Башмаков, А. В. Морозов и др. Работы этих ученых создали психолого-педагогическую основу для теоретического и практического изучения проблемы развития творческой личности.

Традиционно творческую личность связывают с определенным набором нравственных, эмоциональных и волевых качеств. Наличие этих качеств у личности проявляется благодаря развитию креативных умений, которые в свою очередь способствуют развитию воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, потребности личности в самовыражении, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей, формируют способность преобразовывать осуществляемую деятельность в творческий процесс и т. п. Совокупность обозначенных выше признаков свидетельствует о наличии и степени творческого потенциала человека, его возможностях творчески решать поставленные задачи в ходе свершения деятельности, направленной на создание уникального продукта как результата этой деятельности.

Исследования характеристик творческих способностей обычно размещаются в специальной образовательной среде в которой подходят к вопросу по следующем аспектам:

При организации работы по развитию творческих способностей личности в процессе профессионального образования очень важно понимать, по каким критериям и показателям следует оценивать творческие проявления обучающегося. Как показывает анализ специальной литературы по данному направлению, наиболее распространенными критериями могут выступать знаниевый, деятельностный и мотивационный. Каждый из этих критериев качественным образом характеризует ту или иную сторону личности в процессе включения ее в творчество.

Знаниевый критерий включает оценку основных имеющихся знаний, которыми должен обладать обучающийся, для того чтобы развивать творческие умения: понимание методов и средств саморазвития себя как креативной личности, знание основных аспектов творческой деятельности и др.

Деятельностный критерий включает показатели того, что умеет делать обучающийся для саморазвития и успешного выполнения творческих задач в процессе обучения. Критерий определяется как оценка возможности создания творческого продукта, навыков решения проблем и творческих задач, умения творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи, отличные от традиционных. Кроме этого, обучающийся должен адекватно оценивать свой уровень развития творческих умений на данный момент.

Мотивационный критерий определяется как стремление обучающегося показать себя и выделиться среди сверстников, мотивация к саморазвитию, творческая позиция, а также стремление к достижению профессиональных и материальных успехов в результате творческой деятельности.

Кросскультурный аспект при данном подходе описывает данные критерии как личностные и поведенческие особенности представителей разных культур в условиях образовательной среды, а также выделяет факторы культурного пространства, влияющие на данные особенности.

Значительную часть проявлений креативности Дж. Гилфорд и П. Торренс традиционно связывают с гибкостью, беглостью, оригинальностью мышления. Данные показатели, фиксируя различные грани процесса (гибкость, беглость) и результата (оригинальность) творчества, не отражают в полной мере базовые характеристики творческой деятельности. Включение деятельностного и мотивационного критериев позволяет оценивать динамику развития у обучаемых способности к сотрудничеству в творческой деятельности, а также способности мотивировать креативность других.

Проблема развития творческой личности в процессе профессионального образования представляет собой комплексную проблему, направленную на выявление основных условий, при которых обучаемые смогли бы полнее раскрыть свой творческий потенциал. При этом важно понимать, что развитие творческой личности возможно только тогда, когда условия имеют системный характер.

Одним из сторонников теории решающего влияния среды в образовании является Л. С. Выготский. Его концепция зоны ближайшего развития позволяет рассмотреть обучение как коммуникационный процесс, дистанцию между настоящим уровнем развития, обусловленным способностью самостоятельно решать задачи, и уровнем потенциального развития, определяемым способностью выполнять задания под руководством взрослых либо более опытных сверстников.

В культуре Вьетнама в социальных отношениях дети не находятся в независимом положении. В следствии, влияния конфуцианства, детям надо слушать взрослых, надо уважать и делать то что указали родители. Дети не имеют право спорить с взрослыми. В противном случае, дети оцениваются как «плохие». Содержания сказок и мультфильмов направлены на формирование у детей послушания взрослым, и осуждение «плохих детей». Эти условия сильно влияют на процесс развития личности и ограничивают возможности развития их творческих способностей. В. А. Левин подчёркивал, что за формой творчества, за его результатами всегда должно стоять нравственно-духовное содержание, что результаты творчества должны отражать отношение ребенка к миру, представления его о себе, о мире, о людях, окружающих его, и т. д., а не служить безликим памятником умения владеть технологиями.

В российской культуре в социальных отношениях дети всегда пользуются уважением, их стимулируют выражать идеи, мнения. В результате они формируют активную, позитивную и самостоятельную форму поведения в раннем возрасте. Эти вопросы отражены в содержании сказок и мультфильмов и т. д. Это является важной основой для формирования творческих способностей, самостоятельности и уверенности в себе, а потом, когда дети становятся студентами, эти факторы играют важную роль в их творческом процессе.

На современном этапе развития психологии проводиться довольно много кросскультурных исследований студенческой популяции.

В. Б. Батоцыренов, исследуя факторы и механизмы развития креативности российских и китайских студентов обосновал, что технологические достижения Китая обусловлены такими культурными факторами, как открытая интеллектуальная автономия, принятие неопределенности, социальное равноправие, интеллектуальная среда. В культуре индивидуализма, человек принимает решения, опираясь на собственную, личную оценку. Индивид ориентируется на потенциальную реакцию соответствующей социальной группы в культуре коллективизма. В условиях глобализации и регионализации субъект деятельности ориентируясь на ценности социума (социальное равноправие), имея высокий уровень мотивации достижения и готовность к риску, независим в принятии нестандартного решения. На Востоке значимость имеет культура коллективизма, поэтому китайцы среди качеств творческой личности называют, в первую очередь, ответственность перед обществом. В настоящее время сознание китайца начинает высвобождаться из рамок коллективистского и постепенно становиться индивидуальным. На данный момент китайский социум — не единое «мы», а множество «я». Но, тем не менее, содержательной характеристикой китайской духовной культуры является ее конфуцианская обращенность к человеку в его отношениях к миру, себе подобным и самому себе. Высокий показатель избегания неопределённости характерен для России. Это означает недопущение неопределённых, неясных ситуаций, стремление к установлению чётких правил поведения, желание контролировать будущее, доверие традициям и устоям, склонность к внутригрупповому согласию, нетерпимость по отношению к людям с иной жизненной позицией, жажда социальной защищенности, желание возложить ответственность за собственное благополучие на представителей власти. В отношении этого показателя, китайцы проявляют склонность к личной инициативе, допускают возможность риска, спокойно принимают иные точки зрения, если они не затрагивают их прагматичные интересы. Результаты исследования свидетельствуют о том, что креативность китайских студентов связана с особенностями полушарной активности, гедонизмом, ценностями самостоятельности и стимуляции. Креативность российских студентов связана с открытостью, субъектностью, обогащенной интеллектуальной средой. Креативность российских и китайских студентов положительно связана с мультидисциплинарностью и характером структурированности решаемых проблем.

При сравнении бурятский и российской групп студентов Эрдынеева К. Г. выделила следующие группы факторов, влияющих на развитие творческих способностей: «эмоциональная устойчивость-неустойчивость» представлен следующими переменными: адекватность самооценки, чувствительность — высокая нормативность поведения, замкнутость — общительность, подчиненность — доминантность; «визуальная оригинальность» характеризуют следующие показатели креативности: вербальная оригинальность и вербальная уникальность; «расслабленность — напряженность», характеризующий этнопсихологические особенности представителей русской национальности представлен переменной самооценка творческих способностей. Полученные данные говорят о том, что основные показатели креативности Бурятский студентов напрямую зависят от их эмоциональной устойчивости — неустойчивости и самооценки креативности. Данную особенность можно объяснить тем, что соотнесение себя с представителем определенной национальности предполагает осознание человеком своих креативных способностей, возможности их реализации.

По мнению Ш. Шварца, базовые человеческие ценности представляют универсальные потребности человеческого существования, различия между ценностями обусловлены типом мотивационных целей. Власть (Power), достижение (Achievement), гедонизм (Hedonism), стимуляция (Stimulation), самостоятельность (Self-Direction), универсализм (Universalism), доброта (Benevolence) традиции (Tradition), конформность (Conformity), безопасность (Security) представляют биполярные измерения. Например, открытость изменениям включает ценности самостоятельности и стимуляции, а открытость к изменениям и самовозвышение относятся к ценности «гедонизм». Различные типы универсальных ценностей, соответствующих основным мотивационным целям, в одинаковой мере служат интересам, как индивида, так и группы, поэтому регулируют инновационное поведение людей в любой культуре.

По мнению А. В. Морозова и Д. В. Чернилевского, в процессе профессионального образования на развитие творческого потенциала личности должны быть направлены развивающие формы обучения и воспитания, носящие креативный характер. От педагогического коллектива образовательного учреждения требуется создание условий, предполагающих всестороннее развитие творческих способностей студентов и их практических навыков:

– использование возможностей нетрадиционных занятий (аукционы, турниры, конкурсы и др.);

– использование активных форм обучения: проблемные ситуации и проблемные лекции; дискуссии, анализ парадоксальных и конфликтных ситуаций, размышления вслух, диалоги; проведение деловых и имитационных игр; игровые и практические занятия;

– проведение интегрированных занятий;

– организация самостоятельной работы обучающихся;

– проведение исследований;

– использование новых креативных педагогических технологий, инновационных форм и методов обучения, и воспитания (метод проектов, игровые технологии, компьютерные технологии, разнообразные формы организации занятий).

Большинство российских студентов родились в городах, где они рано контактировали с научно-техническими и технологическими вещами, новыми мировыми знаниями, обменами между культурами через средства массовой информации, развлекательные услуги и новые направления в искусстве... Эти факторы являются важными для формирования и создания новых идей в творческом процессе у российских студентов.

Большинство вьетнамских студентов родились в деревнях (сельской местности), где они знакомились с несовременными сельскими хозяйствами. Они получают информацию об окружающем мире через телевизоры. После поступления в университет, они начинают осваивать современные технологии, так называемые продукты научно-технического прогресса и технологии, которые начинают влиять на их деятельность. Поэтому на процесс творчества студентов (в начале обучение в университете) основное влияние имеет сельскохозяйственная культура. Другими словами, у вьетнамских студентов не хватает материальной базы для обеспечения процесса развития творчества.

Во Вьетнаме условия для образования, исследования студентов являются ограниченными: мало учебных кабинетов с современными, комфортными учебными оборудованиями; мало лабораторий и специализированных учебных кабинетов; оборудования для учебы и исследования оказываются устаревшими; бывают маленькие библиотеки с небольшими ресурсами. Кроме этого, количество студентов в каждой группе часто бывает большое (30–50 студентов), это сложно для преподавания с новыми современными методами обучения. Студенты часто пассивно слушают лекции с большими количествами теории, они редко обсуждают и работают в группе, редко участвуют в фактических специальных деятельностях. Таким образом, им часто не хватает уверенности, редко задают вопросы в ходе учебы. Мало студентов сами представляют свои мнения и идея в ходе учебы.

Образовательная среда в России сформирована в более благоприятных условиях, чем во Вьетнаме. В ней значимыми являются такие факторы как: самостоятельность и независимость студенческого сообщества, сформирована определенная степень свободы в процессе обучения, хорошая материально-инструментальная база, доступ к результатам современных исследований и технологий. Количество студентов в каждой группе часто бывает небольшое (5–15 студентов), что является благоприятным для проведения новых активных методов обучения. У них есть время работать вместе, они могут свободно обсудить с преподавателями и другими студентами все интересующие их вопросы, они свободны и могут уверенно высказывать всем свои идеи и мнения в ходе учебы.

Культура Вьетнама основывается на формирование «послушного человека, выраженного в уважении к старшему поколению в обществе. В обществе Вьетнама уважают мудрых людей. Они часто представляются старыми людьми и у них богатый жизненный опыт. Эта концепция влияет на систему образования в целом и на высшее образование в частности. Вьетнамские студенты пассивно слушают лекции, и потом сдают экзамены в соответствии с тем, что им было представлено на лекции. Они редко сами изучают новые материалы или литературы. Они боятся воспринимать новые проекты, а также новые концепции или новые знания. Таким образом, вьетнамские студенты часто не чувствуют себя свободными и не уверены в себе чтобы представлять свои идеи, концепции, особенно необычные идеи. Они боятся, что их друзья будут думать о них как о эксцентричных людях. А социальная культура России более демократична, она создает настроение свободы для молодёжного поколения. Например, в сказках, в мультфильмах и др., отправляли молодёжному поколению сообщение выразить свою индивидуальность, поощрять их бороться за самоутверждение, поддерживать и высоко оценивать новые уникальные творческие идеи. Эти характеристики культуры России сильно влияют на систему образования, они поощряют студентов свободно выражать свои собственные ценности через идеи, способы мышления, новые эффективные действия и методы обучения. Студенты могут свободно дискуссировать с преподавателями, другими студентами и людьми чтобы защищать свои идеи и взгляды. Свобода социальной культуры является важной базой, действуя в качестве внешних факторов либо в организации или в поддержании развития творчества человека.

Таким образом, культура является основной главной причиной различия творческих способностей между российскими и вьетнамскими студентами, обучающихся в России, и вьетнамскими студентами, проживающими во Вьетнаме.

Литература:

  1. Деопик Д. В., Вьетнам — история, традиции, современность. М., 2002.
  2. Динь Н. Т., Исследование выражения социальных отношений в процессе творческой деятельности российских и вьетнамских студентов)./Н.Т., Динь// Молодой ученый: — 2016 г. — № 2 (106). — С. 998–1000.
  3. Динь Н. Т., Изучение степени преодоления социально-культурных барьеров для формирования новых методов творческой деятельности студентов, проживающих в Поволжье и в долине реки Меконга (Вьетнам) // Молодой ученый. — 2016. — № 30. — С. 361–364.
  4. Динь Н. Т., Изучение культурно-исторических условий развития творческих способностей у российских и вьетнамских студентов // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 1074–1077.
  5. Динь Н. Т., Изучение культурно-исторических условий развития творческих способностей у российских и вьетнамских студентов // Молодой ученый. — 2015. — № 24. — С. 1074–1077.
  6. Гусарова. Е. Н., Основные подходы к изучению творчества. Культурная жизнь Юга России. № 1 (30), 2009.
  7. Мацумото Д., Психология и культура современные исследования. СПб.,2002.
  8. Смирнов С. Д., Психологические факторы успешной учебы студентов вуза // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2004. № 1. С. 10–35.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, творческая личность, профессиональное образование, Россия, способность, творческая деятельность, Вьетнам, идея, творческий процесс, ходя учебы.


Ключевые слова

студент, творческие способности, кросскультурный

Похожие статьи

Изучение различия творческих способностей вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг (Вьетнам) и обучающихся в Поволжье (Россия)

Статья посвящена изучению различия творческих способностей вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг и обучающихся в Поволжье (Россия). Исследование проведено на 163 и 50 вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг и обучающ...

Изучение степени преодоления социально-культурных барьеров для формирования новых методов творческой деятельности студентов, проживающих в Поволжье и в долине реки Меконга (Вьетнам)

Статья посвящена исследованию методологических подходов к изучению степени преодоления социально-культурных барьеров для формирования новых методов творческой деятельности в современной психологии.

Исследование группы кросс-культурных факторов, оказывающих влияние на развитие и проявление творческих способностей российских и вьетнамских студентов, а также вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье

Статья посвящена исследованию группы кросс-культурных факторов, оказывающих, влияющие на развитие и проявление творческих способностей студентов в России и во Вьетнаме.

Изучение культурно-исторических условий развития творческих способностей у российских и вьетнамских студентов

Статья посвящена изучению культурно-исторических условий влияют на развитие творческих способностей у российских и вьетнамских студентов.

Исследование выражения социальных отношений в процессе творческой деятельности российских и вьетнамских студентов

Статья посвящена изучению выражения социальных отношений на процесс творческой деятельности российских и вьетнамских студентов по результатам теста “TSD-Z” (картины, которые рисовали студенты).

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях вуза

В данной статье раскрывается проблема межкультурной толерантности студентов в условиях ВУЗа. Обоснуется необходимость развития толерантности у студентов, обучающихся по направлению психолого-педагогическое образование. Опытным путем отслежена динамик...

«Речевой портрет» и языковая культура современных подростков

В статье автор исследует особенности речевого портрета современных подростков, их языковую культуру, а также факторы, влияющие на них.

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

К вопросу о межкультурной коммуникативной компетенции студентов в современном профессиональном образовании

В данной статье анализируется межкультурная коммуникативная компетентность студентов в современном профессиональном образовании.

Делинквентное поведение молодежи как социально-экологическая проблема

Работа посвящена изучению актуальности экологических проблем, связанных с делинквентным поведением молодежи, произведено сравнение понятий «делинквентное поведение» и «девиантное поведение».

Похожие статьи

Изучение различия творческих способностей вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг (Вьетнам) и обучающихся в Поволжье (Россия)

Статья посвящена изучению различия творческих способностей вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг и обучающихся в Поволжье (Россия). Исследование проведено на 163 и 50 вьетнамских студентов, проживающих в долине реки Меконг и обучающ...

Изучение степени преодоления социально-культурных барьеров для формирования новых методов творческой деятельности студентов, проживающих в Поволжье и в долине реки Меконга (Вьетнам)

Статья посвящена исследованию методологических подходов к изучению степени преодоления социально-культурных барьеров для формирования новых методов творческой деятельности в современной психологии.

Исследование группы кросс-культурных факторов, оказывающих влияние на развитие и проявление творческих способностей российских и вьетнамских студентов, а также вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье

Статья посвящена исследованию группы кросс-культурных факторов, оказывающих, влияющие на развитие и проявление творческих способностей студентов в России и во Вьетнаме.

Изучение культурно-исторических условий развития творческих способностей у российских и вьетнамских студентов

Статья посвящена изучению культурно-исторических условий влияют на развитие творческих способностей у российских и вьетнамских студентов.

Исследование выражения социальных отношений в процессе творческой деятельности российских и вьетнамских студентов

Статья посвящена изучению выражения социальных отношений на процесс творческой деятельности российских и вьетнамских студентов по результатам теста “TSD-Z” (картины, которые рисовали студенты).

Изучение межкультурной толерантности студентов в условиях вуза

В данной статье раскрывается проблема межкультурной толерантности студентов в условиях ВУЗа. Обоснуется необходимость развития толерантности у студентов, обучающихся по направлению психолого-педагогическое образование. Опытным путем отслежена динамик...

«Речевой портрет» и языковая культура современных подростков

В статье автор исследует особенности речевого портрета современных подростков, их языковую культуру, а также факторы, влияющие на них.

Актуальность использования игровых технологий в формировании межкультурно-коммуникативной компетенции учащихся

Целью статьи является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.

К вопросу о межкультурной коммуникативной компетенции студентов в современном профессиональном образовании

В данной статье анализируется межкультурная коммуникативная компетентность студентов в современном профессиональном образовании.

Делинквентное поведение молодежи как социально-экологическая проблема

Работа посвящена изучению актуальности экологических проблем, связанных с делинквентным поведением молодежи, произведено сравнение понятий «делинквентное поведение» и «девиантное поведение».

Задать вопрос