Статья посвящена исследованию методологических подходов к изучению степени преодоления социально-культурных барьеров для формирования новых методов творческой деятельности в современной психологии.
Ключевые слова: социально-культурный барьер, творческая деятельность, студент
Детерминанты творческих способностей изучаются чаще всего с точки зрения интеллектуальных качеств (Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, С. Попек, И. Пуфаль-Струзик) или личностных качеств (И. Ю. Кулагина, А. Я. Дудецкий, Е. П. Ильин) Данные исследования сосредоточены на исследовании этапов формирования, изменения и развития творчества; исследовании основных компонентов целостной структуры творчества; исследовании факторов, влияющих на формирование и развитие творческих способностей.
В связи с вышесказанным в качестве проблемы исследования выступает противоречие между потребностью психологической теории и практики в знании особенностей развития творческих способностей студентов в разных культурах, и недостаточной методологической обоснованностью кросскультурных исследований в научной литературе. Указанное обстоятельство и определило выбор темы нашего диссертационного исследования.
С целью изучения степени преодоления социально-культурных барьеров для формирования новых методов творческой деятельности студентов, проживающих в Поволжье (Россия) и в долине реки Меконга (Вьетнам), автор собрал и проанализировал 536 картин (в качестве теста «TSD-Z») студентов двух стран. В тесте «TSD-Z» большой прямоугольник (рамка картины) окружает 5 внутренних элементов (и еще 1 элемент находится вне рамки картины), этим прямоугольником представляются правила, нормы и социальные опыты, по которым ориентируется студент. Это называется социально — психологическим барьером для деятельности человека. Люди, которые преодолеют эти барьеры, получают новые знания и опыты для реализации новой деятельности. Совершенствующие в себе и обществе новые ценности называются люди с высокой творческой энергией. Действия преодоления социально-психологических барьеров могут быть стимулированы внешним фактором (элемент находится вне рамки картины), или внутренней силой человека или обоими факторами.
Этот процесс состоит из двух этапов:
1-й этап
Мы поделили действия преодоления барьера (рамка картины — это социально-психологическая барьера) студентов на 5 уровней:
- Не смог преодолеть рамку
- Умеет обратить внимание на элемент вне рамки
- Преодолел рамку с помощью внешней стимуляции
- Самостоятельно преодолел рамку без помощи внешней стимуляции
- Преодолел рамку заключает в 3 и 4 уровня
Результат представлен в следующей таблице:
Таблица 1
Процент картин, показывающих уровней преодоления предела (рамки)
Из таблицы 20 видно, что большинство российских и вьетнамских студентов не смогли преодолеть рамку: 70 % и 81,16 % соответственно. Существует разница процентов студентов двух стран в других уровнях. 15,0 % российских студентов рисовали свои картины за рамками внешней стимуляции (элемент за рамкой), а для вьетнамских — 4,3 %. 10,0 % российских студентов рисовали картины за рамкой без внешней стимуляции, а вьетнамские студенты — 1,53 %. 10,0 % российских студентов рисовали преодолеть рамку без помощи внешней стимуляции и не зависит от этой внешней стимуляции, а для вьетнамских студентов — 1,53 %. Мы считаем, что разница процентов в картинах студентов, представляющих преодоление барьера (за рамкой) имеет сущность из разниц характеристик социальных культур двух стран.
Культура Вьетнама основывается на формирование «послушного человека, выраженного в уважении к старшему поколению в обществе. В обществе Вьетнама уважают мудрых людей. Они часто представляются старыми людьми и у них богатый жизненный опыт. Эта концепция влияет на систему образования в целом и на высшее образование в частности. Вьетнамские студенты пассивно слушают лекции, и потом сдают экзамены в соответствии с тем, что им было представлено на лекции. Они редко сами изучают новые материалы или литературы. Они боятся воспринимать новые проекты, а также новые концепции или новые знания. Таким образом, вьетнамские студенты часто не чувствуют себя свободными и не уверены в себе чтобы представлять свои идеи, концепции, особенно необычные идеи. Они боятся, что их друзья будут думать о них как о эксцентричных людях. А социальная культура России более демократична, она создает настроение свободы для молодёжного поколения. Например, в сказках, в мультфильмах и др., отправляли молодёжному поколению сообщение выразить свою индивидуальность, поощрять их бороться за самоутверждение, поддерживать и высоко оценивать новые уникальные творческие идеи. Эти характеристики культуры России сильно влияют на систему образования, они поощряют студентов свободно выражать свои собственные ценности через идеи, способы мышления, новые эффективные действия и методы обучения. Студенты могут свободно дискуссировать с преподавателями, другими студентами и людьми чтобы защищать свои идеи и взгляды. Свобода социальной культуры является важной базой, действуя в качестве внешних факторов либо в организации или в поддержании развития творчества человека.
2-й этап
Называется исследованием взаимодействия между уровнями преодоления барьера (за рамкой) и возможностью выполнения нового метода в творческих действиях студентов, проживающих в Поволжье (Россия) и в долине реки Меконга (Вьетнам). Мы разделили картины преодоления барьера на 3 уровня:
- Преодолел рамку с помощью внешней стимуляции (1 балл).
- Самостоятельно преодолел рамку без помощи внешней стимуляции (2 балла).
- Преодолел рамку, быстро и самостоятельно (3 балла).
Результат анализа представлен в следующей таблице:
Таблица 2
Полученные оценки для картин преодоления барьера
Мы разделили картины, нарисовавшие новыми уникальными методами в основе связи с уровнями преодоления барьера (описаны выше), на 4 группы:
- Картины, в которых не преодолели рамку (рисовавшие новыми уникальными методами)
- Картины, в которых преодолели рамку с помощью внешней стимуляции (рисовавшие новыми уникальными методами)
- Картины, в которых преодолели рамку без помощи внешней стимуляции (рисовавшие новыми уникальными методами)
- Картины, в которых преодолели рамку быстро и самостоятельно (рисовавшие новыми уникальными методами)
Эти группы картин оцениваются в 1,2,3,4 балла соответственно.
Результат представлен в следующей таблице:
Таблица 3
Процент картин, рисовавшие новыми уникальными методами воснове связи суровнями преодоления барьера
Мы провели статистический анализ между уровнем и способом преодоления рамки картинах студентов, проживающих в Поволжье (Россия) и в долине реки Меконга (Вьетнам). Результаты математической статистической обработки представлены в следующей таблице:
Таблица 4
Анализ между уровнем испособом преодоления рамки вкартинах студентов, проживающих вПоволжье (Россия) ив долине реки Меконга (Вьетнам)
Из таблиц 1, 2, 3 и 4 видим, что существует прямо пропорциональность между уровнями преодоления барьера и возможностью выполнения нового метода в творческих действиях студентов. Отношение между уровнями преодоления барьера и возможностью выполнения нового метода в действиях студентов в России теснее, чем у студентов во Вьетнаме (r1=0,924 и r2=0,689 — корреляционный анализ, метод попарного сравнения, t-критерий Стьюдента). Все российские студенты, нарисовавшие преодоление предела использовали новые уникальные методы. Небольшая часть вьетнамских студентов (3,37 %) рисовали новыми уникальными методами, но не преодолели за рамкой.
Различие культурно-исторических условий является одним из основных главных причин, который создает различия творческих способностей между российскими и вьетнамскими студентами. Эта разница подчеркивает влияние кросс-культурных факторов. Творческие способности российских студентов стимулируются окружающей средой и культурой (которая формирует образовательную среду). Это реализуется в качестве их творческих продуктов (многие картины с высокими баллами в разных критериях). Творческая деятельность вьетнамских студентов является более ограниченной. При высоком внутреннем потенциале, кросскультурные факторы замедляют развитие творческих способностей.
Литература:
- Динь, Н. Т. Исследование уровня творческих способностей студентов, проживающих в Поволжье (России) и в долине реки Меконг (Вьетнам)/ Н.Т., Динь// Российский научный журнал: — 2014, — № 1 (34). — с. 160–167
- Исследование выражения социальных отношений в процессе творческой деятельности российских и вьетнамских студентов)/Н.Т., Динь// Молодой учёный: — 2016 г. — № 2 (106). — С. 998–1000.
- Динь, Н. Т. Исследование уровня творческих способностей российских и вьетнамских студентов, обучающихся в Поволжье /Н.Т., Динь// «Современные концепции научных исследований» (Россия, г. Москва, 25–27 июня 2015 г.): — 2015. — № 2 (33). — С. 91–93.
- Urban K. K. Assessing creativity: The Test for Creative Thinking-Drawing Production (TCT-DP) // International Education Journal. — 2005. — No. 6(2). — PP. 272–280. — http://iej.cjb.net.
- Urban K. K. anh Hans G. Jellent. Test zum Schoepferischen Denken Zeichnerisch (TSD —Z) // SWETS Test services. — 1994.