Проектирование и разработка базы данных «Кафедра» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 04.05.2017

Статья просмотрена: 3526 раз

Библиографическое описание:

Сухан, Е. И. Проектирование и разработка базы данных «Кафедра» / Е. И. Сухан, Г. Г. Кравченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 14-21. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43080/ (дата обращения: 16.11.2024).



Для ведения документооборота на кафедре высшего учебного заведения была спроектирована и реализована в СУБД Access база данных «Кафедра».

В данной статье представлен процесс проектирования и разработки базы данных на примере кафедры вычислительной математики и информатики факультета математики и компьютерных наук Кубанского государственного университета.

Процесс проектирования БД представляет собой последовательность переходов от неформального словесного описания информационной структуры предметной области к формализованному описанию объектов предметной области в терминах некоторой модели.

Основные этапы проектирования:

− системный анализ и словесное описание информационных объектов предметной области.

− проектирование инфологической модели предметной области — частично формализованное описание объектов предметной области в терминах некоторой семантической модели, например, в терминах ЕR-модели.

− даталогическое или логическое проектирование БД, то есть описание БД в терминах принятой даталогической модели данных.

− физическое проектирование БД, то есть выбор эффективного размещения БД на внешних носителях для обеспечения наиболее эффективной работы приложения.

На основании системного анализа было установлено, что с помощью базы данных «Кафедра» должны решаться следующие задачи:

− хранение и изменение данных о сотрудниках кафедры;

− хранение и изменение информации о распределении учебной нагрузки между преподавателями кафедры;

− хранение и изменение учебного плана;

− хранение и изменения информации о научных трудах преподавателей;

− хранение и изменения информации о научных направлениях;

− подготовка отчетов к печати;

− составление расписания и его вывод на печать.

Также на основании системного анализа были выбраны информационные объекты и реквизиты, подлежащие хранению в базе данных.

Далее были определены функциональные зависимости между реквизитами, выбраны ключевые и зависимые реквизиты:

Таблица 1

Реквизиты

Ключ

Имя информационного объекта

Описание

Id_spec

Учебный_год

Спец/направление

Код_группы

Код_студента

Код_препод

Группы_специализации

Темы курсовых и дипломных работ

Код

Вид_работы

Название_работы

Виды_работы

Описание итоговых работ

id_spec

Учебный_год ФИО_препод Семестр

Тема

Спец/направл

Курс

Кол_студ

групп

подгр

ЛК

ЛБ

Зачёт

Экзамен

КСР

Курсовая

Выпускная

Произв_практика ГЭК/ГАК

Сумма

Дисциплины_специализации

Индивидуальные планы

Код_должности Должность

Должность

Должности преподавателей и сотрудников УВП

Код_звания

Звание

Звание

Звания преподавателей

Код_преподавателя Город/нп/станица Улица

Номер_дома

Номер_квартиры Телефон_моб Телефон_дом Электронная_почта

Контактная_информация

Контактная информация преподавателей

Код_науч_напр Код_преподавателя Научное_напр

Научные направления

Научные направления преподавателей

Код_препод

Фамилия

Имя

Отчество

Дата_рождения

Код_должности

Код_звания

Код_степени

Штатный/внештатный

Год_найма

Адрес

Телефон_мобильный

Телефон_домашний

Паспортные_данные

Преподаватели

Данные преподавателей

Код_препод

Тема

Код_вида_занятия

Распределение предметов

Распределение предметов между преподавателями

ФИО_сотруд Должность

Год_найма

Адрес

Телефон

Сотрудники_каф

Данные о сотрудниках

Код_семестра

О/В

Справочник_семестров

Справочник семестров

Код

Код_спец/направл Специальность/направление

Справочник_специальностей

Справочник специальностей

Код_года

Учебный_год

Учебный год

Учебный год

Код

Код_сем

Курс

Код спец/напр

Код_дисц

Код_формы_контроля

Учебный план

Учебный план

Код_уч_степ Учёная_степень

Учёная_степень

Учёная степень

Id_cod

Преподаватель

Предмет

Группа

Неделя

День недели

Пара

Аудитория

Тип

Расписание

Расписание преподавателей кафедры

Код_дисц

Дисц

Дисциплина

Дисциплины

Краткое и полное наименование дисциплин

Id_group

Группа

Группы

Список групп факультета

Код

Неделя

Тип недели

Четная/нечетная неделя

Номер дня

День недели

Дни недели

Наименование дней недели

Номер пары

Время

Номер пар

Время проведения занятия

Код

Аудитория

Аудитории

Список аудиторий кафедры

Id_cod

Тип занятия

Тип занятия

Характер занятия

Id_cod

Группа

Предмет

Часы_лек

Часы_практ

Характеристика предмета

Детализация предмета в часах

Параллельно с проектированием информационно-логической структуры базы данных было осуществлено проектирование алгоритмов обработки. На данном этапе были выделены основные проблемы, нуждающиеся в алгоритмизации, и сгруппированы по частоте использования и периодичности выполнения:

Таблица 2

Событие

Обработка

Частота

Изменение данных ППС и УВП

Изменение данных в БД

Часто

Формирование рабочего плана

Формирование рабочего плана

Часто

Формирование расписания

Изменение данных в БД

Часто

Изменение списка групп

Изменение данных в БД

Часто

Изменение учебного плана

Изменение данных в БД

Редко

Изменение списка специальностей

Изменение данных в БД

Очень редко

На основании разработанной инфологической модели был создан ряд таблиц для хранения необходимой информации и построена схема данных, обеспечивающая связь между ними и целостность данных.

Для устранения избыточности и дублирования данных база данных «Кафедра» была приведена к третьей нормальной форме.

Для удобства работы пользователя создана кнопочная форма «Кафедра ВМИ», которая появляется на мониторе при открытии базы.

В форме «Кафедра ВМИ» расположены кнопки, с помощью которых можно выбрать дальнейший план работы. Кнопка «Отчёты» — для просмотра и печати отчётов. Кнопка «Преподаватели» — для редактирования и печати информации о преподавателях. Кнопка «Справочники» — для редактирования специальностей, дисциплин. Кнопка «Учебное» — для редактирования и печати расписания. Кнопка «Завершение работы» служит для закрытия кнопочной формы.

Рис. 1. Кнопочная форма БД «Кафедра»

Кнопочная форма «Отчёты» открывает доступ к следующим отчётам: «Преподаватели» (кнопка «Преподаватели»), «Контактная инфо преподавателей» (кнопка «Контакты преподавателей»), «Расписание» (кнопка «Расписание»), «Учебный год» (кнопка «Дисциплины специализации»), «Учебный план» (кнопка «Учебный план»), «Научные работы преподавателей» (кнопка «Научные работы»), «Научные руководители» (кнопка «Итоговые работы»), а также позволяет вернуться на главную форму «Кафедра» (кнопка «Назад на главную»).

Рис. 2. Кнопочная форма «Отчёты»

Рис. 3. Отчёт «Преподаватели»

Рис. 4. Отчёт «Расписание»

Рис. 5. Отчёт «Научные работы»

Кнопочная форма «Преподаватели» позволяет перейти к формам для изменения «Преподаватели» (кнопка «Преподаватели»), «Контактная_инфо_преп» (кнопка «Контакты преподавателей»), нагрузка преподавателей (кнопка «Нагрузка преподавателей») или вернуться на главную форму «Кафедра» (кнопка «Назад на главную»).

Рис. 6. Кнопочная форма «Преподаватели»

Рис. 7. Форма «Преподаватели»

Форма «Нагрузка преподавателей» в свою очередь также содержит ряд форм: «Учебный план» (кнопка «Изменить учебный план»), «Распределение предметов» (кнопка «Изменить информацию о возможностях преподавателей»).

Рис. 8. Форма «Нагрузка преподавателей»

Литература:

  1. Бекаревич Ю. Б., Пушкина Н. В. Access 2010 — СПб.: БХВ-Петербург, 2011.
  2. Гурвиц Г. А. Microsoft Access 2010. Разработка приложений на реальном примере — БХВ-Петербург, 2010.
  3. Кузьменко В. Г. Базы данных в Visual Basic и VBA. Самоучитель. М.: 2004.
  4. Малыхина М. П. Базы данных: основы, проектирование, использование: учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд. — СПб.: БХВ-Петербург, 2007.
  5. Слепцова Л. Д. Программирование на VBA в Microsoft Office 2010 — Диалектика, 2004.
  6. Хомоненко А. Д. Базы данных: учебник для вузов. — 5-е изд., доп. — М.: СПб.: Бином-Пресс: КОРОНА принт, 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): изменение данных, кнопка, кнопочная форма, предметная область, учебный план, изменение информации, база данных, главная форма, рабочий план, системный анализ.


Задать вопрос