Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 04.05.2017

Статья просмотрена: 3076 раз

Библиографическое описание:

Романов, А. С. Образ русской зимы в поэзии И. З. Сурикова / А. С. Романов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 370-372. — URL: https://moluch.ru/archive/152/42892/ (дата обращения: 23.11.2024).



В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.

Ключевые слова: И. З. Суриков, крестьянская поэзия, лирика, пейзаж, образ, русская зима

Иван Захарович Суриков очень рано начал писать стихи, но первые поэтические опыты не дошли до нас — автор уничтожил их, а оставшаяся потомкам лирика этого замечательного поэта раскрывает удивительный талант и жизнелюбие человека, много выстрадавшего в своей жизни.

Особенно поэт любил родную природу, землю и воспел её в стихах. Румяная, полная ярких, искрящихся красок русская зима вдохновила Сурикова на написание таких поистине народных произведений, как «Детство» (1865–1866), «Зима» (1880), «Мороз» (1865), «Четыре цвета года» (1857), «В степи» (1869).

Стихотворения Сурикова о зиме настолько хорошо знакомы нам, что кажется, мы их знали всегда. Просто родились с ними. «Вот моя деревня. / Вот мой дом родной. / Вот качусь я в санках по горе крутой…». [2, с. 54] Эти стихи ассоциируются у нас с Родиной. И хотя многие из нас родились и выросли в крупных городах, такое ощущение, что эти строки близки каждому. Стихи Сурикова о зиме на редкость точны и искренни.

Произведения Сурикова насыщены художественными приемами: метафорами «злой мороз, сердитый», олицетворениями «лес…заснул», «степь бежит», «пришли морозцы», эпитетами «снег пушистый», случаями аллитерации. Они оживляют зимнее время года.

Кони мчат-несут,

Степь всё вдаль бежит;

Вьюга снежная

На степи гудит.

Снег да снег кругом;

Сердце грусть берет;

Про моздокскую

Степь ямщик поет…

 …

Замолчал ямщик,

Слеза катится…

А в степи глухой

Вьюга плачется. [2, с. 57]

В стихотворении «В степи» вьюга становится единственной помощницей ямщика, что может передать от него весточку любимой. Зима все понимает, чувствует, сопереживает…

В произведении «Детство» каждый читатель видит самого себя: так пронзительно и живо автор описал зимние забавы, что невольно переносишься в детские свои годы.

Всё лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех! [1, с. 81]

Откровенно и искреннее произведение приобщает детей к природе нашей России, показывает ее неповторимую красоту в зимнее время года, знакомит с крестьянской жизнью. Оно невольно развивает фантазию, воображение и любовь к Родине, семье, незабываемому времени.

В стихотворении «Мороз» Суриков буквально нарисовал портрет и внешность Мороза, даже манеры поведения — все обрисовано в этой картине.

… По селу мороз трескучий

Ходит сам-большой.

…

Шапка набок, нараспашку

Шуба на плечах;

Серебром сияет иней

На его кудрях [2, с. 56]

Безусловно, среди всех строк о красавице — русской зиме стоит отметить стихотворение «Зима», написанное в 1880 году, незадолго до смерти поэта. Это произведение — яркий пример удивительного поэтического таланта. Оно относится к жанру пейзажной лирики и отражает удивительную способность обездоленного жизнью человека красиво и тепло восхищаться родной природой.

Главный замысел стихотворения «Зима» — соединение литературной лирики и пейзажной живописи. Не сложно догадаться, что основной темой является природа, а основной мыслью — воспевание сельской жизни, которая так близка сыну крестьянина.

Суриков — настоящий живописец, светлый и жизнерадостный. Поэтическая речь его плавна и мелодична, наполнена искренней добротой и любованием увиденной картиной. Автор нежно сравнивает снежный покров с теплым одеянием, укрывшим «пеленой» поле и «чудной» шапкой — «темный лес», который заснул успокоившись.

Зима может быть мягкой, усыпить лес, кроме того, в самом начале стихотворения автор подчеркивает мягкость и спокойствие главного героя зимы — снега.

«Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится». [2, с. 50]

Сказочное изменение поля за одну ночь изображено здесь, как оно преобразилось, стало девственно чистым. В этих строках игра контрастов — холодный снег стал для поля теплым и уютным одеялом.

«И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело». [2, с. 50]

Пушистый снег тихо ложится на землю и усыпляет лес, прикрывая его чудной шапкой, а олицетворение «что шапкой принакрылся» делает его более красочным и, безусловно, задерживает внимание как большого, так и маленького читателя.

«Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…». [2, с. 50]

Несмотря на то, что снег — символ зимы, снежные кристаллики могут спуститься с небес задолго до наступления декабря. Здесь необходимо отметить, слово «морозцы» используется в уменьшительно-ласкательном контексте — зима только-только приходит, поэтому нет еще сильных морозов и, концентрируя внимание читателя, автор называет их ласково.

Все наполнено глубоким человеческим смыслом, зима полноправно заняла позиции, и с этим нужно смириться. Именно поэтому основная мысль излагается кратко: «вот пришли морозцы — и зима настала». [2, с. 50] Так было испокон веков, в этом суть жизни и перемен.

Поэт любовно описывает все старания крестьянина, подготовившегося к зиме. Человек, близкий к природе, знает и понимает ее, он принимает с радостью новый день, потому что умеет ценить каждый проблеск счастья, а счастье — это гармония с природой. Всё стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй — зимы и человека.

Наряду с противоречивостью зимы автор показывает то, насколько по- разному ведут себя люди при ее приходе. Дети выходят на улицу и строят горки:

«Труженик-крестьянин

Вытащил санишки,

Снеговые горы

Строят ребятишки». [2, с. 50]

Так же зимнему морозу можно поставить в противоречие домашнее тепло, которое будет согревать крестьянина в его избе.

«Он теперь покоен –

Все кругом укрыто,

И ему не страшен

Злой мороз, сердитый». [2, с. 50]

Читая стихотворение поэта можно представить реальную картину: падающий снег, который ложится на деревья и образует снеговые шапки; белое одеяло, что накрывает землю, делает этот сложный мир чище и светлее, искреннее и откровеннее, не просто пряча землю от предстоящих морозов, но и подчеркивая ее красоту и очертания.

Тонкая поэтическая натура крестьянского человека воспринимает окружающий мир особенно чутко, это чувствуется в каждой строчке. Деревенский человек неспешен, мудр и трудолюбив. Понимая суровый нрав зимы, он не сетует на нее, а готовится жить с ней в мире и любви.

Только бесконечно обожая эту деревенскую жизнь и ощущая близость с естественным природным миром, Суриков смог найти спокойные емкие фразы, описывающие приход зимы. В то же время речь поэта романтична и возвышенна.

Последняя строфа стихотворения навевает сказочные мотивы. Здесь и «злой мороз, сердитый» как в народных сказаниях, и «вьюги и метели» как живые персонажи. Все готово к зиме. Она холодна, но и прекрасна, с ней пришел крестьянский отдых.

Становится ясно, что так просто и стильно писать о сложных вещах под силу лишь по-настоящему одаренному человеку, который умеет ценить прекрасное и беззаветно любит зиму в родных краях, ценит крестьянский быт и обладает очень тонкой поэтической натурой. Поэтому неудивительно, что Ивана Сурикова считают одним из наиболее ярких и самобытных поэтов русского села. Он смог вдохнуть романтику в привычный уклад сельской жизни, преподнести его таким образом, чтобы каждый читатель также искренне полюбил зиму и состояние природы в этот период. Читателям захотелось скатиться с высокой снежной горы на окраине села или же побродить по спящему лесу, вслушиваясь в скрип сугробов и вдыхая морозный терпкий воздух.

Литература:

  1. Виноградская, Л. А. Литературное чтение 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанов, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская — М.: Изд-во просвещение, 2011. — 112 с.
  2. Иван Суриков: Времена года в картинах русской природы: сборник поэтических произведений. Суриков И. З. — М.: Изд-во Эксмо, 2017. — 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): зим, русская зима, злой мороз, автор, зимнее время, основная мысль, пейзажная лирика, родная природа, сельская жизнь, тонкая поэтическая натура.


Ключевые слова

образ, пейзаж, лирика, И. З. Суриков, крестьянская поэзия, русская зима

Похожие статьи

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова

Данная научная работа посвящена творчеству и поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Николай Некрасов — русский поэт и писатель, классик русской литературы и публицист. Он занял особое место среди писателей реалистов 19 века. В своих произведениях изоб...

Анималистические образы в лирике С. А. Есенина: образ коня

Статья посвящена обзору имеющихся в отечественном литературоведении трактовок анималистических образов поэзии С. А. Есенина. Образы животных несут особую философскую, символическую и экспрессивную нагрузку. Образы животных в лирике С. А. Есенина иссл...

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

Значение имени и образ ребенка в лирике Илоны Грошевой

В статье анализируются стихотворения из сборника Илоны Грошевой «Почему нас так зовут?», рассматривается соотношение образа ребенка с его именем, уделяется внимание художественному своеобразию стихотворений.

Внутренний мир человека в поэзии. Способы его отражения

В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.

Тема родной природы в поэзии Л.Г. Савельевой

Изображение родной природы в поэзии Л.Г. Савельевой отличается яркостью и богатством чувств. Во всех своих стихотворениях поэтесса возвращается к деревне - к дому. Стихи Людмилы Савельевой открывают нам особый мир – мир звуков, цветов, запахов, где ц...

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Образ бурного пейзажа в лирике И. Ф. Сахновского

Статья посвящена рассмотрению специфики создания бурного пейзажа в лирическом тексте.

Лирика А. К. Толстого в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов: особенности претворения поэтического первоисточника

В статье рассматриваются особенности трактовки лирики А. К. Толстого в сочинениях для голоса с фортепиано отечественных композиторов и на стихи на примере обращения к стихотворению «На нивы жёлтые».

Христианская традиция в поэтической цветописи А. Блока. Функционирование лексемы «красный» в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме»

Статья посвящена анализу символических значений красного цвета в поэзии А.А. Блока. Автор демонстрирует, что цветопись в творчестве поэта имеет выраженную связь с христианской традицией.

Похожие статьи

Поэзия Николая Алексеевича Некрасова

Данная научная работа посвящена творчеству и поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Николай Некрасов — русский поэт и писатель, классик русской литературы и публицист. Он занял особое место среди писателей реалистов 19 века. В своих произведениях изоб...

Анималистические образы в лирике С. А. Есенина: образ коня

Статья посвящена обзору имеющихся в отечественном литературоведении трактовок анималистических образов поэзии С. А. Есенина. Образы животных несут особую философскую, символическую и экспрессивную нагрузку. Образы животных в лирике С. А. Есенина иссл...

Поэзия Ф. И. Тютчева в аспекте диалога искусств

В статье определяются основные особенности поэзии Ф. И. Тютчева, дается характеристика и анализ лирических произведений, также рассматривается поэтическое наследие и характерно-тютчевские образы и приемы повествования.

Значение имени и образ ребенка в лирике Илоны Грошевой

В статье анализируются стихотворения из сборника Илоны Грошевой «Почему нас так зовут?», рассматривается соотношение образа ребенка с его именем, уделяется внимание художественному своеобразию стихотворений.

Внутренний мир человека в поэзии. Способы его отражения

В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.

Тема родной природы в поэзии Л.Г. Савельевой

Изображение родной природы в поэзии Л.Г. Савельевой отличается яркостью и богатством чувств. Во всех своих стихотворениях поэтесса возвращается к деревне - к дому. Стихи Людмилы Савельевой открывают нам особый мир – мир звуков, цветов, запахов, где ц...

Лингвостилистические средства выражения трагического мироощущения в лирике Георгия Иванова на примере стихотворений из цикла «Дневник»

Данная статья посвящена исследованию языковой организации текста стихотворений Г. Иванова «Зима идет своим порядком…», «Накипевшая за годы…», «Все туман. Бреду в тумане я…», «Иду — и думаю о разном…», «Туман. Передо мной дорога…», входящих в цикл «Дн...

Образ бурного пейзажа в лирике И. Ф. Сахновского

Статья посвящена рассмотрению специфики создания бурного пейзажа в лирическом тексте.

Лирика А. К. Толстого в камерно-вокальных сочинениях отечественных композиторов: особенности претворения поэтического первоисточника

В статье рассматриваются особенности трактовки лирики А. К. Толстого в сочинениях для голоса с фортепиано отечественных композиторов и на стихи на примере обращения к стихотворению «На нивы жёлтые».

Христианская традиция в поэтической цветописи А. Блока. Функционирование лексемы «красный» в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме»

Статья посвящена анализу символических значений красного цвета в поэзии А.А. Блока. Автор демонстрирует, что цветопись в творчестве поэта имеет выраженную связь с христианской традицией.

Задать вопрос